Принятие христианства на Руси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Православие или ортодоксальная ветвь христианства, наиболее распространена на территории России. История православия начинается с 988 г., когда была крещена Русь.

В настоящее время к православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн. верующих. Самой крупной и наиболее влиятельной из них является Русская православная церковь. Во главе каждой православной церкви стоит патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть по всем вопросам веры, церковного управления и церковного суда. Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления. Ему принадлежит право помилования и смягчения церковных наказаний. Он собирает поместные соборы и председательствует на них. При патриархе учреждается священный синод, состоящий из постоянных и временных членов. При синоде имеются различные отделы, занимающиеся делами церкви.

В административном отношений православные церкви разделяются на епархии, возглавляемые епархиальными архиереями, назначенными синодом во главе с патриархом. Епархии делятся на округи, возглавляемые благочинными. Последние наблюдают за деятельностью приходского духовенства. В основании церковной иерархии стоит приход, возглавляемый избранным на общем собрании верующих церковным советом.

 Основу православного вероучения составляет символ веры, утвержденный на первых двух вселенских соборах в 325 и 381 гг. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о Боге, его отношении к миру и человеку. Сюда относятся понятия о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т. д.

Все основные догматы православной церкви сообщены человеку Богом, а потому являются истинными и вечными. Они непостижимы разумом. Основой познания символа веры является любовь к Богу Главным средством усвоения верующими основных канонов православия является система богослужения.

История русской православной церкви представляет собой большой пласт истории христианства и истории России.

Принятие христианства на Руси было длительным и сложным процессом, продолжавшимся несколько столетий. До принятия христиаства Русь была языческой страной, ее религией был политеизм. Для формировавшегося государства потребовалась монотеистическая религия, более соответствовавшая идее государственного единства.

Славяне через своих соседей были знакомы с несколькими монотеистическими религиями — иудаизмом, исламом и христианством. «Повесть временных лет» рассказывает, как князь Владимир выбирал для своей страны религию. К нему приезжали проповедники, киевские послы ездили по разным странам с целью познакомиться с богослужением, вероучением, моралью различных религий. Кроме того, при выборе религии, учитывались и политические интересы страны. Иудаизм, который исповедовали хазары и евреи, славяне отвергли из-за ассоциации с разорительными хазарскими набегами. Ислам налагал множество ограничений, непривычных для русских людей. Западный вариант христианства также отвергли из-за претензий Папы Римского на светскую власть и необходимости вести богослужение на непонятном латинском языке. Оставался восточный вариант христианства — православие.

С ним славяне были знакомы еще до образования государства. Некоторые из них — воины и купцы, бывавшие в Византии, были крещены. В Киеве существовала значительная группа сторонников расширения торговых связей с Византией, опираясь на которых, христианство приняла княгиня Ольга — бабушка князя Владимира. При ней в Киеве был построен первый христианский храм — церковь Ильи Пророка. Взвесив эти соображения, Владимир остановил выбор на православии.

Князь Владимир решил принять крещение. Вместе с князем крестилась и его дружина. Затем началось крещение Руси. Киевляне в основной своей массе положительно приняли новую религию. Противники христианства не посмели выступить против князя. Были сброшены идолы языческих богов, после чего на реке Почайне состоялось массовое крещение киевлян. На этом месте был построен храм святого Василия Великого. При крещении Владимир принял имя Василий. В Киев был прислан митрополит Михаил и духовенство.

За пределами Киева христианство распространялось труднее. Насильственное его насаждение вызвало восстания в Новгороде, Ростове и других городах. Неурожай, непогоду, эпидемии болезней, феодальный гнет люди рассматривали как гнев богов, поэтому в борьбе против христианства нередко звучали и социальные лозунги. Распространение христианства продолжалось до начала ХII в. дольше всех язычество держалось у вятичей, живших на северо-востоке страны, где соседями славян были довольно многочисленные угро-финские племена — меря, весь, мурома, мордва, обладавшие достаточно развитой языческой религией.

Христианство оказало значительное влияние на все стороны жизни страны. Новая вера способствовала укреплению национального и государственного единства Киевской Руси, помогла народу выстоять в сложных условиях феодальной раздробленности, монголо-татарского нашествия и последующих испытаниях.

Церковь выступала против грубых форм рабства, характерных для язычества, но, вместе с тем, проповедовала покорность властям и смирение. Благодаря христианству вырос международный авторитет древнерусского государства. Расширились экономические, культурные, дипломатические отношения с ведущими странами того времени, особенно с Византией. Вырос уровень культурного развития Руси. Широко распространялась грамотность. Умение читать и писать из привилегии жрецов стало достоянием практически всех слоев населения. Развивались новые отрасли хозяйства — огородничество, садоводство, различные виды ремесел — строительство, иконопись, ювелирное и декоративно-прикладное искусство.

Православная церковь сыграла огромную роль в формировании и развитии русской национальности и русской самобытной культуры. После времен атеизма, в настоящее время наблюдается активизация возрождения православия на территории России, ясно просматривается тенденция к расширению количества верующих росту приходов и прихожан, пробуждается массовый интерес к духовным идеалам и ценностям христианства.

 

 8. Мировые религии. Ислам.

Ислам — мировая религия, последователи которой живут во всех регионах земного шара. Мировоззрение и образ жизни мусульман формируется на основе положений этой религии. Ислам активно участвует во всех сферах человеческой Жизнедеятельности, регламентируя экономические, политические, социальные, экологические и бытовые аспекты жизни, как отдельного человека, так и социума в целом.

Возникновение ислама.

«Ислам» — слово арабского происхождения, которое переводится как «предание себя Боги покорность». Ислам является одной из мировых религий относящейся к так называемым авраамическим (монотеистическим) религиям (наряду с христианством и иудаизмом). Ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале УII в. Основатель этой религии — Мухаммед (570—632 гг.). Мухаммед считается мусульманами посланником Аллаха, последним пророком истинной веры. В возрасте 40 лет (около 610 г.) он начал проповедовать веру в единого Бога — Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племен имело своих богов, но по мерё концентрации власти у некоторых племен стали выделяться главные боги.

Ислам можно рассматривать как учение синкретическое, так как он сложился из влияний европейских, христианских и местно-арабских, к которым впоследствии добавились влияния персидские и индусские. Однако, религиозная концепция Мухаммеда должна быть признана оригинальной, так как он развил местную арабскую идею Аллаха в таком виде, который не совпадает ни с еврейским, ни с христианским представлением об отношении Божества к человечеству, не говоря уже о представлениях индуистских. Ислам является крайне монотеистической религией.

Мухаммед призывал соотечественников отказаться от поклонении многочисленным племенным богам и уверовать только в Аллаха, вест праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии иудаизм и христианство.

Основной догмат ислама — признание единым Богом Аллаха, а Мухаммеда «посланником Аллаха». Учение ислама распространилось сред арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиба и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба.

Мухаммед проповедовал новую религию в течение десяти лет, те временем возрастала вражда к нему со стороны влиятельных племен так как его учение угрожало привычным старым религиозным представлениям. В 622 г. в Мекке преследования и гонения усилились: последователи Мухаммеда подвергались нападкам, оскорблениям и даже пыткам. В конце концов, Мухаммед отослал семьдесят своих сподвижников Ясриб, впоследствии переименованный в Медину (араб. — город) А когда ранней весной 622 г. ему стало известно о заговоре с целью убит его, он вместе со своим ближайшим сторонником Абу Бакромас-Сиддиком принял решение присоединиться к переселенцам. Со времени этого переселения (хиджры) начинается летосчисление ислама.

 Священные тексты ислама

Главной священной книгой мусульман является Коран, который со держит запись изречёний, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. (от ара( аль-куран- чтение вслух, наизусть).

Согласно исламской традиции, Коран является Словом Аллах и был прочитан Мухаммеду ангелом Джабраилом по предвечно существовавшему небесному оригиналу.

При жизни Пророка Коран существовал в устной форме, и было немало людей, которые могли читать весь Коран или его большую часа наизусть. Однако со временем какие-то части Корана могли выпасть из памяти, другие приобрести новую редакцию. Первая попытка записать Коран была предпринята в кругу ближайших сподвижников Мухаммеда уже после его смерти. Как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе — Османе (644—656 гг.).

Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объема, кроме первой - Фатихи, которая включает в себя краткое содержание основных догматов ислама, читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на мекканские (до хиджры) и мединские (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине.

В мекканских частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мертвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорожденных девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Страшный суд. Суры мекканских откровений делятся на три группы.

Первая группа содержит наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырем годам деятельности Мухаммеда и древнейшей считается 96-я сура.

Вторая группа содержит суры пятого и шестого годов пророческой деятельности Мухаммеда, посвященные провозглашению единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках.

Третья группа откровений (шестой год до хиджры) — Аллах упоминается как Рахман (Милостивый), но в позднейших сурах это слово исчезает.

Суры мединского периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намеки на некоторые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает «на пути Божьем», выпады против лицемеров, фарисеев ислама, и против христианской Троицы. деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане. В мединских сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) со- держат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (например, 2:172).

Есть версия, что первоначально существовали записи лишь отдельных откровений, сделанных независимо от Мухаммеда, а в Медине, видимо, и по его указанию. Но наибольшей поддержкой в науке пользуется основанная на мусульманском предании гипотеза, согласно которой первые несколько отличные друг от друга записи полного текста Корана появились после смерти Мухаммеда (632 г) в кругу его ближайших сподвижников.

По мере распространения ислама среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к «прецедентам», т. е. действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины и собственному чувству справедливости (рай).

Сунаа (араб, — «обычай», «пример»)1 — пример жизни Пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины и каждого мусульманина, как источник материала для решения всех проблем жизни человека и общества. Является, наряду с Кораном, одним из источников шариата. Шариат (араб. — прямой, правильный путь) — комплекс закрепленных Кораном и сунной предписаний, которые определяют убеждения, формируют нравственные ценности и религиозную совесть мусульман, а также выступают источниками конкретных норм, регулирующих их поведение. Шариат нередко воспринимается в массовом сознании мусульман как исламский образ жизни в целом, совокупность религиозных, нравственных, юридических и бытовых норм, а также обычаев. В этом широком смысле шариат называют «религиозным законом» (в общесоциальном значении слова «закон»). Отсюда выражение «законы шариата». Следует отличать шариат от фикх (собственно мусульманское право). Хотя некоторые мусульманские авторы рассматривают эти понятия как синонимы, другие считают шариат (как Богом данный закон) предметом фикха как правовой теории.

Сунна почитается всеми течениями ислама как следующий после Корана источник сведений о том, какое поведение или мнение угодно Богу Сунна объясняет и дополняет Коран. Традиционалисты считают следование Сунне главным содержанием жизни мусульманина. Обучение сунне — важная составная часть мусульманского религиозного образования, а знание сунны — один из главных критериев для признания авторитетности ученого-правоведа, его права быть имамом, т. е. предстоятелем мусульманской общины.

 Вероучение ислама

Основы практического исповедания веры в исламской науке называются «Столпами Ислама». В одном из хадисов упоминается диалог пророка Мухаммеда и ангела Джбраила, который происходил. в присутствии свидетелей из числа сподвижников пророка. джабраила спросил его: «О Мухаммед, расскажи мне об Исламе!». Пророк ответил следующим образом: «Ты должен засвидетельствовать, что нет божества, кроме Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц рамадан, совершать паломничество к священному дому, если на то будет возможность».

Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!». Каждый мусульман должен следовать пяти столпам ислама.

1. Товхид — соблюдение строжайшего единобожия. Предписание засвидетельствовать принятие единобожия, признание покорности перед Аллахом и признание посланнической миссии и статуса Мухаммада. В этой формулировке сосредоточена основная идея религии Бога, из которой проистекают все остальные теоретические и практические положения Ислама. Троекратное произнесение шахады на арабском языке: Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его — «ля илля -ллах ва Мухаммедун расулюллах» — является главной частью ритуала принятия ислама.

2. Салят (араб., или перс. — намаз) — ежедневная пятикратная молитва, совершаемая в любом ритуально чистом месте. Намаз совершается по единой форме, в предписанное время со строго определенными положениями тела. Во время молитвы читаются Коранические супы.

В пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний.

3. Саум — пост в месяц Рамадан. Суть поста заключается в поклонении Богу посредством воздержания от пищи и воды в светлое время суток, более усердным служением и большим воздержанием от грехов в этот месяц. Пост воспринимается как телесная форма служения Богу Пост в рамадан был введен через 17—18 месяцев после хиджры. Его установление было связано с возникновением собственно исламских религиозных традиций. Ночь на 27-й день рамадана (когда, как считается, Пророку было ниспослано Аллахом первое откровение) отмечается мусульманами как «ночь предопределения» (лейлат аль-кадр). Считается, что в эту ночь Аллах принимает решения о судьбах людей, она, по Кора- ну, «лучше тысячи месяцев». Поскольку по поводу ее точной датировки существуют расхождения, принято все нечетные ночи последних десяти суток рамадана посвящать делам благочестия. В мусульманских странах на Рамадан иногда приходятся также праздники, унаследованные от до- исламских религиозных верований. В странах мусульманского мира в рамадан наблюдается значительное снижение деловой активности, более широкое обращение к вопросам религии в печати, радио- и телепередачах.

4. Закят — обязательное материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть своих заработанных средств в помощь обездоленным и беднякам. Закят взымается в строго определенном количестве. Малоимущие освобождены от выплаты закята. Закят — это разновидность поклонения Аллаху посредством имущества. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых, и все имущество распределяется в равной мере между верующими. Кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования — садака.

5. Хадж — совершение паломничества в Мекку, прежде всего в Священную мечеть запретную для не мусульман (аль-Масджид аль-Харам), где находится главная святыня ислама- Кааба. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц Зуль-хиджжа, который соблюдается на протяжении всей истории ислама. Считается желательным, чтобы хадж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни; в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников. Хадж также является разновидностью служения Богу В период паломничества, совершаемого мусульманами к главной святыне Ислама, все помыслы верующего должны быть устремлены к Творцу. Этот столп Ислама обязателен только для тех мужчин-мусульман, кто материально и физически в состоянии совершить его. для женщин он необязателен.

Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад (араб. — усилие) — в исламе «священная война» против куфра (но не против кафиров! ); полная отдача всех сил для торжества ислама — как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай. Обычно джихад ассоциируется с вооруженной борьбой мусульман против неверных (немусульман), однако понятие джихада значительно шире. Исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (внутренняя, духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газават). Джихад является вершиной столпов религии ислам и продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада — моджахед. Моджахед — это не только воин, но также учитель, священник и мать, воспитывающая своего ребенка. Погибший моджахед считается шахидом, т. е. засвидетельствовавшим свою веру перед Богом.

 Культовая деятельность

В культовую деятельность мусульман входят многочисленные праздники, которые часто сопровождаются усердными молитвами и постами. Рассмотрим самые распространенные и них.

Праздник жертвоприношения (Ид аль-адха, Курбан-байрам). Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила. Праздник жертвоприношения является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку отмечается он в 1О- день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зу-ль-хиджжа в период совершения паломничества в Мекку.

Праздник розговенья (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам) знаменует завершение поста в месяце Рамадан. Он называется малым праздников в противоположность большому празднику — празднику жертвоприношения. Мусульмане надевают свои лучшие платья, поздравляют друг друга, ходят в гости, стараются веселиться, приготовляют вкусную и обильную пищу. Во время этого праздника мусульмане должны отчитаться за прошедший пост, начать отбывать наказание за его нарушении и уплатить за каждого члена семьи милостыню — так называемое «очищение праздника перерыва». Чтобы обеспечить получение этой подати4 богословы ссылаются на особый хадис пророка: «Пост рамазана висит между небом и землей, пока раб божий не подаст следуемой с него милостыни .

Праздник Лейлят аль-кадр — ночь предопределения (ночь могуще-, ства). Ночь на 27-е число месяца Рамадан считается ночью предопреде-, ления, решения судьбы, могущества.

Святость Лейлят аль-кадр заключается в том, что этой ночью началось ниспослание Корана Мухаммеду. Считается, что в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека, учитывая его благочестие и просьбы, высказанные в молитвах. Поэтому Лейлят аль-кадр принято проводить в мечети, читая Коран и вознося Аллаху и ангелам мольбы и просьбы.

Праздник Аль-Исра Валь-Мирадж (Раджб байрам) - ночь вознесения Пророка Мухаммеда к престолу Аллаха. Праздник отмечается в ночь с 26 на 27 раджаба и установлен в память о чудесном путешествии Пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим (кудс) и его восхождении на небеса к Престолу Аллаха. Согласно преданию, это событие произошло с 26 на 27 раджаба 621 г. В хадисах, посвященных этому событию, говорится что в эту ночь Архангел джабраил (Гавриил) посетил; Пророка Мухаммеда, спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Нерусалим на крылатом коне Бараке. Сначала Мухаммед и джабраил побывали на горе Сина (Сион) и в Бейт-Лахме (Вифлеёме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского Храма. Мухаммед вошел в Храм, где его ожидали Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и другие пророки и совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем — имамом. После молитвы джабраил поднес Мухаммеду два бокала — один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммед выбрал молоко, джабраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути — ты и народ твой! Вино запрещено для вас». (Запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде). Затем в сопровождении Джабраила Мухаммед совершил Восхождение на небо по лестнице ангелов и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью (Иоанна Крестителя) и Ису (Иисуса); на третьем — Юсуфа (Иосифа); на четвертом — Идриса (Еноха); на пятом — Харуна (Аарона); на шестом — Мусу (Моисея); на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим (Авраам), который показал Мухаммеду рай. Все пророки приветствовали Мухаммеда как брата. А когда с седьмого неба Мухаммед явился к Пре- столу Аллаха, то беседовал с Ним, произнеся 99 тысяч слов... Затем Мухаммед был возвращен обратно в Мекку. Рассказывая об этом путешествии, Мухаммед подчеркивал, что оно произошло мгновенно вернувшись в Мекку он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода.

Ночь 27 раджаба мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка. В день праздника все посещают мечеть чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную отмечаемому событию.

День рождения Пророка Мухаммеда — Маулид ан-наби (Мавлид) отмечается в 12-й день месяца Раби аль-Авваль. В знаменитом труде Ибн Исхака (704—767 гг.) «Жизнеописание господина нашего Мухаммеда, посланника Аллаха» приводится следующий рассказ о рождении Пророка: «Утверждают согласно рассказам людей, но Аллах лучше знает — что Амина, дочь Вахба и мать посланника Аллаха — да благословит его Аллах и приветствует! — рассказывала, что когда она носила посланника Аллаха, ей было явление и было сказано: «Ты понесла господина этой общины. Когда он явится на свет, скажи: «поручаю его покровительству Единого от зла всех завистников», потом назови его Мухаммедом». Когда она понесла его, она увидела, как из нее вышел сноп света, в котором ей стали видны дворцы Басры на сирийской земле. Прошло немного времени и Абдаллах ибн ал-Мутгалиб, отец посланника Аллаха, скончался, а мать .посланника Аллаха еще была тяжела им. Сказал Ибн Исхак: посланник Аллаха родился в понедельник по прошествии двенадцати ночей с начала месяца раби аль-Авналь, первого в год Слона».

 Основные направления ислама

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык труды древнегреческих и иранских учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены исламских сект (ахмадиты, алавиты, друзы, ибадиты, исмаилиты и др.).

Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат (от араб. ахль ус-сунна) — самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

Сунниты признают четыре богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский и ханбалитский. Все другие мазхабы, являющиеся суннитскими, на сегодняшний день прекратили своё существование в связи с отсутствием преемственности. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается. Никто не обязан следовать мнению одного определенного мазхаба во всех вопросах, к тому же фанатичная приверженность какому-либо из мазхабов порицается.

Салафи́я ( «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков (ас-салаф ас-салихун;‎), квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом.

К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа, «ваххабиты». В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество».

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции. Движение было принято принцем Абдул-Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953).

Шииты (от араб. приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, и Али, его двоюродного брата)[4]. По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением[5]. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.

Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)

Шииты-двунадесятники или иснаашариты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённым в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Ираке и Ливане, а также представленным и в других странах.

В ДНР с уважением относятся к религиозным убеждениям мусульман, но внимательно следят за действиями представителей различных направлений, течений и группировок в современном исламе. Опыт истории, в том числе недавно связанные события с ИГ, свидетельствует, что под знаменем ислама общество может консолидироваться. Под исламскими лозунгами иногда прикрываются реакционные, экстремистские и террористические силы все дело так же в том, какой реальный смысл имеет то или иное течение, направление, движение, их пропаганда.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 191.