Тема 7. Мировые религии. Ислам

О бщественно-исторические условия возникновения ислама. Мекка - историческая родина ислама. Пророк Мухаммад как основатель ислама: личность и история жизни. Вероучение и культ ислама. 5 столпов ислама: шахада (удостоверение веры), салат (каноническая молитва), саум (пост), закат (налог в пользу нуждающихся), хаджж (паломничество).

Концепция войны и мира в исламе. Джихад (борьба за веру).

Коран – «книга книг» мусульман. Происхождение, структура, содержание. Идея несотворенности Корана. Сунна – Священное Предание мусульман. Хадисы.

Нравственные основы ислама, их влияние на быт, жизнь и деятельность мусульман. Мусульманское право. Шариат. Уламы – знатоки шариата. Суды шариата. Система обрядов и ритуалов в шариате. Права мужчин и женщин в шариате.

Кааба – святыня ислама, ее история и современный облик. Мечеть, формирование ее современного облика (минареты).

Религиозно-политические течения (суннизм и шиизм) и секты. Суфизм. Модернизм и фундаментализм в современном исламе. Панисламизм. Ваххабизм. Ислам в России.

 

Тема 8. Современные нетрадиционные культы

Феномен новых религиозных объединений (неокультов). Причины возникновения нетрадиционных культов. Религиозные секты и организации, их специфические признаки: тоталитаризм, деструктивизм, проповедь религиозной исключительности и группового эгоизма, нетерпимость к инакомыслящим, негативизм в отношении традиционной культуры; эклектизм, эзотеричность и эсхатологизм учения, коррекция ментальности адептов, меркантилизм, интенсивность миссионерства и др. Оккультизм: астрология, магия, экстрасенсорика, спиритизм, масонство и др. Современные секты: Международное Общество Сознания Кришны (МОСК), Свидетели Иеговы, Аум Синрикё, Церковь Сайентологии, Брахма Кумарис, Движение Нью Эйдж, сатанинские секты и др., их вероучительная, культовая и организационная специфика. Нетрадиционные культы как угроза правосознанию современного человека. Молодежь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов. Новые религиозные движения в России. Российское законодательство против нетрадиционных культов.

Тема 9. Религия в современном мире. Религия и право

 

Понятие свободы совести. Свобода религии и атеистических убеждений как элементы свободы совести. Понятие совести как ответственности человека за свои дела перед обществом.

Идея свободы совести в международном праве: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Законодательное обеспечение свободы совести в современной России. Конституция РФ о свободе совести и вероисповедания. Закон РФ 125-ФЗ от 26.09.1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

очная и заочная формы обучения

Названия разделов и тем

Количество часов

очная форма

заочная форма

всего

в том числе

всего

в том числе

л пр инд срс л пр инд срс
1   3 4 5 6   8 9 1 1
Тема 1. Религия как социокультурный феномен   8 2 2   4 10 2 2   6
Тема 2. Ранние формы религиозных верований   8 2 2   4 6       6
Тема 3. Национальные религии Древнего мира   6 2 -   4 6       6
Тема 4. Мировые религии. Буддизм Тема 5. Мировые религии. Христианство. Православие   8   10 2   2 2   4   4   4 6   8 2 2   6   8
Тема 6. Мировые религии. Христианство. Католицизм, протестантизм.   8 2 2   4 8       8
Тема 7. Мировые религии. Ислам   8 2 2   4 8       8
Тема 8. Современные нетрадиционные культы   8 2 2   4 10       8
Тема 9. Религия в современном мире. Религия и право   8 2 2   4 8       8
Всего часов 72 18 18   36 72 4 4   64

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


п/п

Название теми

Количество часов

дневная форма обучения заочная форма обучения
  Тема 1. Религия как социокультурный феномен   2 2
  Тема 2. Ранние формы религиозных верований   2  
  Тема 3. Национальные религии Древнего мира   2  
  Тема 4. Мировые религии. Буддизм Тема 5. Мировые религии. Христианство. Православие   2 2
  Тема 6. Мировые религии. Христианство. Католицизм, протестантизм.   2  
  Тема 7. Мировые религии. Ислам   2  
  Тема 8. Современные нетрадиционные культы   2  
  Тема 9. Религия в современном мире. Религия и право   2  

ВСЕГО

18 4

Самостоятельная работа


п/п

Название темы

Количество часов

дневная форма обучения заочная форма обучения
  Тема 1. Религия как социокультурный феномен   4 6
  Тема 2. Ранние формы религиозных верований   4 6
  Тема 3. Национальные религии Древнего мира   4 6
  Тема 4. Мировые религии. Буддизм Тема 5. Мировые религии. Христианство. Православие   4 6   8
  Тема 6. Мировые религии. Христианство. Католицизм, протестантизм.   4 8
  Тема 7. Мировые религии. Ислам   4 8
  Тема 8. Современные нетрадиционные культы   4 8
  Тема 9. Религия в современном мире. Религия и право   4 8

ВСЕГО

36 64

6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ:

Подготовить рефераты по темам:

1. Концепции возникновения религии.

2. Религия в системе культуры.

3. Концепция дхармы в буддийской традиции.

4. Возникновение и распространение буддизма в Тибете.

5. Конфуцианство – регулятор жизни Китая.

6. Особенности развития христианства в I-III вв.

7. Католические монашеские ордена в средние века: причины появления, расцвет и упадок.

8. Папство: история и современность.

9. Икона, ее значение.

10. Максим Грек как философ, богослов и публицист.

11. Христианство: устройство храма.

12. Христианство: иконопись.

13. Религиозный плюрализм Донбасса.

14. Религиозное образование в мире.

15. Нетрадиционные христианские культы современности.

16. .Русские православные монастыри и их роль в развитии русской культуры.

17. Роль русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны.

18. Святые Таинства христианства.

19. Историческое значение реформации в судьбе христианства в Европе.

20. Лютеранство как основное направления протестантизма: история и современность.

21. Кальвинизм как основное направления протестантизма: история и современность.

22. Католическая церковь и инквизиция.

23. Иудаизм, особенности вероучения и культа.

24. Исламский фактор в современном мире.

25. Джихад: понятие и его толкования.

26. Суннизм и шиизм в исламе.

27. Шариат и его воплощение в современных исламских странах.

28. Церковь Саентолгии в современном мире.

29. Современные нетрадиционные культы.

 

Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи дисциплины «Религиоведение».

2. Структура религии.

3. Религия в контексте культуры.

4. Формы первобытных верований.

5. Греко-римский пантеон.

6. Национальные религии: конфуцианство, даосизм, индуизм.

7. Религия древеих славян.

8. Буддизм: общая характеристика.

9. Возникновение христианства.

10. Основы христианского вероучения и культа. Символ веры.

11. Библия как феномен мировой культуры и Священное Писание христиан.

12. Особенности православного вероучения.

13. . Основные догматы христианства, их содержание. Символ веры.

14. Принятие христианства Киевской Русью.

15. Раскол в христианстве.

16. Католицизм. Особенности вероучения и культа.

17. Возникновение протестантизма и основы вероучения.

18. Ислам: особенности вероучения и культа.

19. Религия и наука. Религия и право

20. . Причины возникновения и типологические черты неокультов.

21. Признаки тоталитарных сект.

22. Нетрадиционные религии в современном мире: «Церковь сайентологии», «Белое братство».

23. Религия как социальная технология и фактор социальных изменений.

24. Международные правовые акты о свободе совести и вероисповедании.

25. Специфика работы сотрудников ОВД в установлении межличностного контака с представителями разных конфессий.

 

 

1. Религия как социокультурный феномен. Ранние формы религиозных верований

Введение

 Слово "религия" в нашем повседневном языке встречается достаточно часто, но чаще всего в значении, что у него укладывается богословием и общественным сознанием вообще. Это и совокупность мировоззрений, которые базируются на вере в Бога; и конгломерат представлений о мире самого человека - творце знания, которому надо верить, из-за чего религию называют еще и верой; это и сумма верований и действий, которые представляют культы, с помощью которых религиозный человек обнаруживает свое отношение к Богу и "вступает" с ним в связь в процессе молитвы или во время жертвоприношения; это и совокупность норм и правил поведения как требований самого Бога, - что их человек должен придерживаться; это, в конце концов, и объединение верующих в разнообразные церкви, секты, монашеские ордена, особенные группы профессиональных служителей культа.

Человеческая мысль с древних времен пытается в процессе объяснения феномена религии перейти от описывания ее признаков и поверхностных представлений о ней к пониманию ее сущности, природы, причин возникновения и существования, социального значения. Наиболее плодотворным в этом смысле оказалось религиоведение. В нем религиозные верования рассматриваются как интеллектуальный компонент религии, а религиозное мировоззрение - как один из исторических типов миропонимания, которое предшествует современному философскому мировоззрению.

 

 

Религия и мировоззрение

 

Религия (от лат. - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - мировоззрение и специфическая деятельность людей, которые веруют у одного или нескольких богов как творцов и правителей мира, что реально существуют, но недоступные уму человека.

     Религии с представлением и учением о единственном Боге называются монотеистическми (монотеизм от гр. - бог единственный, один бог). Такими, например, есть иудаизм, христианство, ислам. Последователи политеистических (политеизм от гр. - много и бог, многобожие) религий, таких как, например, буддизм, индуизм, даосизм, зороастризм, в отличие от монотеистических чествуют в то же время не одного, а нескольких богов.

История религиоведения знает многие типологические схемы и периодизации истории религий. Целесообразно разделить их на четыре группы.

 

1. Первобытные "чувственно-сверхчувственные" верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, шаманизм.

2. Этнонациональные религии: иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм.

3 Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

4. Неорелигии (нетрадиционные, новые, модерну) религии (Общество сознания Кришны, "Живая этика" - Агни - йога, РУН-вера, дианетика, и др.).

 

Центральной мировоззренческой позицией, психологическим наставлением и главным признаком любой религии является, религиозная вера. В философии и науке категория "веры" предусматривает специфическое, в определенном духовном состоянии, отношение человека к существующим или мнимым объектам, при условии, что достоверность и истинность их существования воспринимаются этим человеком без теоретических и практических доказательств. Термином "вера" также часто помечают построенную на знании убежденность человека в истинности научных, философских, политических, правовых и других идей и теорий. Однако религиозная вера имеет определенные особенности. Во-первых, она характеризуется принятием человеком религиозных догматов за истинные, и решительным, вопреки всем сомнениям, соблюдениям их. Во-вторых, она является выявлением личного доверия к Богу как распорядителю жизни верующей, ее наставника, помощника и спасителя во всяческих конкретных ситуациях, судьи и творца его благосостояния. В-третьих, она является личной формой преданности Богу, "служению" которому верующий посвящает свою жизнь.

    Религиозная вера постоянно поддается критике рационализма. Теология отвечает на нее тремя своими позициями: или догматы религиозной веры предлагаются уму как аксиомы, которые не подлежат ни доказательствам, ни критике ("верую, чтобы понимать", - утверждал, например, один из так называемых "отцов христианской церкви" Августин); или эти догматы пытаются умозрительно обосновывать, рационализм переосмысливать с помощью философских конструкций ("понимаю, чтобы веровать" - позиция философа Пьера Абеляра); или декларируется полная несовместимость религиозной веры с "немощным" человеческим умом ("верую, потому что абсурдно" - высказывание, которое приписывается выдающемуся мыслителю Средневековья Тертуллиану). Очевидно, что вторая позиция ведет к поглощению теологии идеалистичной философией, а третья - к разрыву между теологией и философией, и потому ортодоксальная теология разделяет, как правило, первую позицию.

     Общепризнанно, что мировоззрение – это система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и наставления людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве ее теоретического и практического отношения к действительности.

     В общем плане мировоззрение представлено совокупностью взглядов, представлений, убеждений и идеалов людей: экономических, политических, правовых, моральных, эстетических, религиозных, философских - в их единстве, взаимодействии и взаимозависимости. Уровень их развития и степень зрелости у разных людей, социальных групп и прослоек населения разнообразны, потому что они объективно не могут быть одинаковыми. Поэтому мировоззрение людей, следовательно, и их духовность, могут быть научными или ненаучными; диалектическими или метафизическими, эклектическими и софистскими; творческими или консервативными и догматичными; демократическими или деспотичными, тоталитарными и авторитарными; религиозными или атеистическими и тому подобное. Но в любом мировоззрении религиозность, религиозные взгляды, представления, убеждения и идеалы - лишь его компонент, который находится в диалектическом единстве со всеми другими элементами мировоззренческой системы. Это значит, что у человека с сформированным научным мировоззрением взгляды на религию так же научно обоснованы. Отношение такого человека к религии может быть позитивным или негативным, позитивным к одним ее аспектам и негативным к другим. Он может, например, увлекаться религиозной культурой, ценностями религии, и в то же время активно противостоять колдунам, шаманам, ведьмам, экстрасенсам, магам, а также авантюристам, которые выдают себя за пророка или посланцев самого бога. Индивид, в мировоззрении которого преобладают религиозные мотивы, то есть верующий индивид, напротив, все процессы жизни стремится оценивать с позиции своей религии. Однако эти оценки могут быть лишь относительными, неокончательными. Поскольку духовность и мировоззрение, которое является ее ядром, представлены комплексом взглядов, убеждений и идеалов, постольку религиозный человек не может формировать свое отношение к экономической, политической, правовой и другим составляющим общественной жизни на принципах лишь религии. В этом процессе также активно задействованы наука, результаты эксперимента, жизненный опыт.

 

Религиозное мировоззрение является ядром, сущностью не только индивидуального, но и общественного религиозного сознания. Философия определяет общественное сознание как отражение общественного существования, то есть материальной жизни людей, системы производственных отношений, реального базиса государств и народов. Поскольку общественное существование многогранно в своем единстве, постольку оно отображается в общественном сознании в формах политического, правового, морального, эстетического, религиозного, философского и научного знания. Все они, кроме религиозного сознания, имеют реальный объект отражения. Перекручивания в понимании его содержания возможны, но они всегда являются сознательными или несознательными искривлениями реальной политики или права, морали или эстетики, философии или науки. В представлениях религиозного сознания о сверхъестественном могуществе божеств отображено постоянное вторжение в жизнь людей чужих им естественных и общественных разрушительных сил. В поисках защиты от этого зла верующие обращаются за помощью к богу, а по аналогии с отношениями между отцом и сыном, родителями и детьми, бог воспринимается ими одновременно и как защитник, и как спаситель. Следовательно, фантастическими в религиозном сознании являются не только персоны богов, ангелов, мессий-спасителей, но и те пути, что их она предлагает для искоренения зла в мире и утверждения между людьми отношений, построенных на принципах добра и справедливости. Для религиозного мировоззрения характерно также непринятие другой религии (каждая религия моноцентрична) и в то же время осознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих моральных норм и непреходящих ценностей, традиций, обычаев, что предопределяет культурологический статус религии.

Религиозное мировоззрение возникло на базе мифологического типа мировоззрения людей. На базе религиозного мировоззрения возник философский (современный) его тип. Все эти типы мировоззрения исторически последовательны и наследственны, потому в каждом из них содержатся элементы двух других, например, в религиозном - мифологического и философского, в мифологическом - религиозного и философского, в философском - мифологического и религиозного типов. Этим объясняются живучесть и традиционность компонентов всех исторических типов мировоззрения, актуальность мифологии и религии в философском мировоззрении, в том числе у современного человека.

Таким образом, религия является сферой духовной жизни общества, социальной группы, социальной прослойки людей, индивидов, а также специфическим средством практически-духовного освоения ими мира и сферой выработки их духовных ценностей. Она - часть надстройки общества и тот компонент его духовности, которая формируется стихийно, в процессе приобретения жизненного опыта, и существует как отражение в сознании людей влияния чужих им естественных сил. Человеческая духовность и религиозность не тождественны. Духовно богатая личность не обязательно должна быть также религиозной. В демократическом обществе вероисповедания и принадлежность к любой конфессии - дело совести человека, право его свободного выбора.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 2.