Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в следующих случаях:
• отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
• отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости. Данное основание распространяется только на граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
• явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения;
• увольнение с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом;
• отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;
• самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости;
• нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.
В случае приостановления выплаты пособия по безработице этот период, тем не менее, засчитывается в общий период выплаты пособия (т. е. неполученные суммы не могут быть получены впоследствии) и не засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значение при установлении права на трудовые пенсии.
Закон о занятости предусматривает также периоды, когда выплата пособия по безработице не производится (приостанавливается), но которые не засчитываются в общий период выплаты пособия и продлевают его. Это периоды:
• отпуска по беременности и родам;
• выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;
• призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Прекращение выплаты пособия
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях:
• признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям;
• прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
• длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
• переезда безработного в другую местность;
• попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;
• осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;
• назначения в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Материальная и другая помощь
Закон предусматривает возможность оказания органами службы занятости в период безработицы гражданина материальной и иной помощи:
• безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода
его выплаты;
• лицам, находящимся на содержании безработного. К ним относятся лица, не достигшие -18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода (в том числе не получающие стипендий, пенсий и пособий по безработице, не находящиеся на государственном содержании) и состоящие с ним в родстве;
• гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку (при необходимости).
Эта помощь предполагает, в частности, дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Общественные работы
Важным средством социальной поддержки безработных и обеспечения временной занятости населения являются также оплачиваемые общественные работы, под которыми понимается общедоступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости, как правило, в государственных либо муниципальных организациях, а также в частных организациях с их согласия.
Участие граждан в общественных работах является добровольным и основано на заключаемом с ними срочном трудовом договоре. Поэтому на этих граждан в полной мере распространяется законодательство о труде, в том числе об оплате труда, и социальном страховании. Кроме того, в период участия безработных граждан в общественных работах за ними, по общему правилу, сохраняется право на получение пособия по безработице.
Преимущественным правом на заключение трудового договора об участии в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, а также безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.
При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.
Профессиональное обучение
Профессиональное обучение безработных граждан, включающее профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку, является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлено на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граждан, усиление их социальной защищенности посредством повышения роста профессионального мастерства, профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможности безработных граждан в поиске оплачиваемой работы (доходного занятия). Профессиональное обучение может также проводиться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заключаемыми с ними органами занятости договорами. Однако не допускается получение безработными гражданами по направлению органов занятости второго высшего или среднего профессионального образования.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессиональное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, краткосрочным. Его продолжительность устанавливается профессиональными образовательными программами и не должна превышать шести месяцев, а в отдельных случаях календарного года.
Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:
а) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
б) необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
в) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности).
Профессиональное обучение безработных граждан включает в себя следующие виды обучения:
• профессиональная подготовка с цепью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ;
• переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;
• обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получений возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям;
• повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности;
• профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучений отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности);
• повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач;
• стажировка специалистов для формирования и закрепление на практике теоретических знаний, умений и навыков, при-ч обретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. Стажировка может быть как самостоятельным видом обучениям так и одним из разделов учебного плана.
Одним из направлений профессионального обучения является обучение безработных граждан в целях последующей организации предпринимательской деятельности. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного плач на при профессиональной подготовке, переподготовке, обучения вторым профессиям, повышении квалификации.
Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.
В зависимости от вида и формы профессиональное обучение включает в себя теоретический курс, производственное обучение (производственную практику) и при необходимости стажировку.
Стипендия
Стипендия является одной из форм социальной поддержки безработных и выплачивается гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Стипендия начисляется с первого дня обучения.
Размер стипендии дифференцируется в зависимости от категорий безработных граждан, направляемых на обучение, и составляет:
1) для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума и не ниже 20 % его величины. Стипендия таким гражданам выплачивается за счет средств соответствующих организаций;
2) для граждан, уволенных из организаций в течение года, предшествовавшего началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, - в размере 75 % от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума и не ниже 20 % его величины;
3) для всех иных граждан, включая ранее не работавших или не работавших более одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.
Для некоторых категорий граждан Закон о занятости предусматривает повышенный размер стипендии. К таким гражданам относятся безработные, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Размер стипендии может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.
При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы связанные с проживанием граждан, направленных на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.
ГЛАВА 7. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР
§ 1. Понятие, содержание и виды трудового договора
Понятие трудового договора
Одной из форм реализации гражданами их 1 конституционного права на труд является трудовой договор. Наряду с ним существуют и другие формы реализации этого права - членство в производственном кооперативе, гражданско-правовые договоры подрядного типа, государственная служба, индивидуальное предпринимательство и др. Однако из всех указанных форм трудовой договор в настоящее время является преобладающей.
Трудовой договор - это соглашение, заключаемое между работодателем и работником, которое выступает основанием возникновения трудового правоотношения, т. е. взаимных прав и обязанностей его сторон. Таким образом, трудовой договор представляет собой наиболее важный юридический факт в трудовом праве. Основываясь на ст. 56 ТК РФ, можно дать следующее определение
трудового договора.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить предусмотренные правовыми нормами условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
Из приведенного определения следует, что сторонами трудового договора являются, с одной стороны, работодатель (организация или физическое лицо), а с другой - работник. Работником как стороной трудового договора может быть любое физическое лицо, обладающее необходимым для этого объемом трудовой
праводееспособности.
Признаки трудового договора
Как известно, гражданин может выполнять трудовую деятельность также и на основании гражданско-правовых договоров: подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторских договоров и др. Однако заключение любого из этих договоров не дает работнику таких гарантий, какие предоставляет ему трудовое законодательство в случае заключения трудового договора. В связи с этим возникает необходимость определить те критерии, по которым трудовой договор отличается от иных договоров, предметом которых выступает труд (работа) физических лиц. Такими критериями являются следующие характерные признаки трудового договора.
1. Трудовой договор предполагает выполнение работником; определенной трудовой функции, которая чаще всего характеризуется профессией, специальностью и квалификацией работника и (или) занимаемой им должностью.
Трудовая функция - это круг тех действий, выполнение которых входит в трудовые обязанности работника. Трудовая функция определяется указанием рода работы, которую должна выполнять работник, или должности, которую он будет занимать. В большинстве случаев это требует указания на конкретную профессию, специальность и квалификацию работника (например токарь по металлу 6-го разряда). Под профессией понимается совокупность приобретенных работником специальных трудовых навыков, объединяемых общим названием (слесарь, столяр, медсестра, учитель и т. п.). В пределах одной профессии, как правила различают несколько специальностей (например, учитель-математик, учитель-биолог и т. п.). Квалификация характеризует степень и вид профессиональной обученности работника и устанавливается в форме присвоения работнику разряда, категории или диплома (например, диплом учителя, врача). Наиболее детально трудовая функция работника характеризуется в тарифно-квалификационных справочниках.
Следует иметь в виду, что понятия «трудовая функция» я «работа по определенной должности, специальности, профессий и квалификации» могут не совпадать как по объему, так и по содержанию. Такая ситуация имеет место, например, при приеме на работу несовершеннолетних, еще не успевших получить определенные профессиональные знания и навыки, при заключении договоров на выполнение неквалифицированных работ, не требующих определенной профессиональной подготовки и т. д. Кроме того, работник может заключить трудовой договор с трудовой функцией» характеристика которой вообще выходит «за рамки» определенных профессий и специальностей, известных практике правового регулирования.
В гражданско-правовом договоре, в отличие от трудового, речь всегда идет об индивидуально-конкретном задании, которое должно выполнить лицо (подрядчик, поверенный, исполнитель, автор) безотносительно к его специальности или квалификации.
2. Целью трудового договора является урегулирование самого процесса труда, в то время как гражданско-правовой договор направлен на получение результата труда. Например, подрядчик должен в установленный договором подряда срок выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику; в противном случае он не вправе претендовать на вознаграждение, несмотря на то, что, возможно, и выполнял работу. Работник же должен прежде всего надлежаще выполнять свою трудовую функцию, и даже если тот результат, на который был направлен его труд, по каким-либо причинам не будет достигнут (исключая вину самого работника), это не освобождает работодателя от выплаты ему заработной платы.
3. Рассмотренная особенность находит свое выражение также и в том, что по трудовому договору работодатель обязан обеспечить работнику нормальные условия труда, соответствующие нормам трудового права, а также организовать его труд. Для гражданско-правовых договоров возложение на заказчика такой обязанности нетипично, и, например, подрядчик обязан, если договором не предусмотрено иное, выполнить работу своим иждивением (т. е. с использованием своих материалов, инструментов, производственных помещений и других средств труда).
4. Поскольку, как было отмечено, трудовой договор имеет своей целью урегулирование процесса труда, работник обязан выполнять свои трудовые обязанности с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим в организации, с которой он состоит в трудовых правоотношениях. Напротив, выполнение работ (оказание услуг) по гражданско-правовым договорам организуется самим исполнителем, ибо он, как правило, не связан режимом работы организации, с которой он заключил соответствующий договор. Так, в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка работник обязан являться на работу каждый рабочий день в установленное время. Окончание рабочего дня, равно как и время обеденного и иных перерывов, также четко регламентировано. За нарушение внутреннего трудового распорядка работник: может быть привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности. Что касается выполнения работ по гражданско-правовым договорам, например, по договору подряда, то исполнитель (подрядчик) сам определяет, когда и что он будет делать. Он должен лишь к установленному в договоре сроку -дать работу (оказать услугу) в целом, а если договором предусмотрены начальный и (или) промежуточные сроки - также своевременно приступить к выполнению работы и поэтапно сдавать ее промежуточные результаты заказчику. Но в любом случае сам процесс труда гражданско-правовым договором не регламентируется.
5. В соответствии с трудовым договором работник обязан выполнять свою трудовую функцию лично. Это означает, что он не вправе передоверять выполнение работы другим лицам, в том числе и тем, которые состоят в трудовых правоотношениях с тем же работодателем. Данный признак, в принципе, можно наблюдать и в договорах гражданско-правового характера, однако лишь в тех случаях, когда личность исполнителя имеет для заказчика существенное значение и самим договором не предусмотрено иное. Например, для заказчика в абсолютном большинстве случаев важна личность художника, которому он заказывает написать портрет, личность певца, которого он приглашает выступить с концертом, адвоката, которому он поручает вести судебное дело, и т. д. Но во всех этих случаях самим договором либо последующим соглашением сторон может быть предусмотрена и замена исполнителя. А договор подряда - наиболее распространенный гражданско-правовой договор, опосредующий трудовую деятельность физических лиц, - допускает возможность выполнения работ не лично подрядчиком, а привлеченными им для этой целя иными лицами (субподрядчиками) как общее правило, при сохранении, однако, ответственности подрядчика за результаты их деятельности. Ничего подобного не может иметь места в трудовых отношениях. Даже если работник по каким-либо причинам (например, вследствие временной нетрудоспособности) не в состоянии выполнять свою трудовую функцию, привлечение для его замещения другого работника производится на основании отдельной го, самостоятельного трудового договора.
6. Как и большинство гражданско-правовых договоров, трудовой договор является возмездным. Однако если при выполнения работ по гражданско-правовому договору вопрос о размере вознаграждения исполнителя и порядке его выплаты всецело решается самими сторонами по их взаимному согласию, то в трудовых правоотношениях условия оплаты труда определяются не только соглашением сторон (т. е. трудовым договором), но и нормами действующего законодательства, в чем находит свое проявление защитная функция трудового договора. Так, на законодательном уровне установлен минимальный размер оплаты труда, ограничения возможности и размера различных удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, ограничения оплаты труда в натуральной форме и другие социальные гарантии (ст. 130 ТК РФ).
Содержание трудового договора
Содержание трудового договора, как и всякого договора вообще, составляют его условия.
Условия трудового договора - это элементы соглашения работодателя и работника по отдельным вопросам устанавливаемого между ними трудового правоотношения, в которых определяются конкретные права и обязанности сторон.
Формирование договорных условий в соответствии с принципом свободы трудового договора происходит на основе соглашения работодателя и работника. Однако последние свободны в определении этих условий лишь в границах, установленных трудовым законодательством. Это означает, что многие условия трудового договора уже предусмотрены императивными нормами трудового права и, следовательно, не могут быть изменены соглашением сторон. В остальном же работник и работодатель, в принципе, свободны определять свои взаимоотношения по своему взаимному согласию. В соответствии с этим условия трудового договора делятся на производные и непосредственные.
Производные условия вытекают из норм трудового законодательства, они уже предусмотрены в нормативных правовых актах (включая локальные нормативные акты, действующие в организации работодателя) и стороны, как правило, не могут изменить их своим соглашением (например, нормы по охране труда). Таким образом, производные условия не вырабатываются сторонами при заключении трудового договора, а принимаются ими к исполнению.
Непосредственные условия, в отличие от производных, определяются исключительно самими сторонами трудового договора. Их можно подразделить, в свою очередь, на две группы: существенные (или обязательные, необходимые) и факультативные (или дополнительные).
Существенные условия трудового договора
Существенными признаются такие условия, которые обязательно должны быть согласованы сторонами и без согласования которых трудовой договор не считается заключенным (состоявшимся). Статья 57 ТК РФ в качестве существенных условий трудового договора называет следующие:
1) место работы (с указанием структурного подразделения);
2) дата начала работы;
3) наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция;
4) права и обязанности работника;
5) права и обязанности работодателя;
6) характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;
7) режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);
8) условия оплаты труда (в том числе размер тарифной' ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
9) виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.
Перечисленные условия являются существенными для любого трудового договора, независимо от его конкретных разновидностей. Для отдельных видов трудового договора закон может предусматривать и иные существенные условия.
Значение существенных условий, как уже было сказано, состоит в том, что без их согласования трудовой договор не может считаться заключенным, а следовательно, не порождает никаких трудовых прав и обязанностей. Предположим, гражданин желает устроиться на работу в качестве водителя легкового автомобиля, а работодатель, к которому он обращается, не имея потребности в водителях легковых автомобилей, предлагает ему работать водителем автобуса. Гражданин желает выполнять предложенную ему работу на условиях оплаты не ниже такой-то суммы, а работодатель не согласен на это и предлагает ему более низкую заработную плату. В обоих приведенных примерах стороны не пришли к соглашению по существенным условиям трудового договора (в первом случае по условию о трудовой функции, во втором - по оплате труда), поэтому трудовые отношения не возникают, и работник продолжает поиски подходящей для него работы, а работодатель - необходимого работника, согласного на его условия.
Помимо существенных условий в договоре должны быть также обязательно указаны сведения о заключивших его сторонах - фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (или его фамилия, имя и отчество, если работодателем является физическое лицо). Эти сведения не являются собственно договорными условиями, поскольку не определяют содержания трудового правоотношения, а только характеризуют, индивидуализируют его субъектов. Однако без них, так же как и без согласования существенных условий, заключение трудового договора невозможно со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 284.