Основными правами граждан в сфере занятости являются:
1) право из выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
2) право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения, выбора профессии (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
3) в случае признания их безработными - право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
4) право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами Российской Федерации;
5) право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законодательством порядке;
6) иные права, предусмотренные законом.
Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы: а) гарантии в реализации права граждан на труд, б) дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения и в) гарантии социальной поддержки безработных. Последняя группа гарантий подробно рассматривается в следующем параграфе настоящей главы, поэтому здесь остановимся только на гарантиях первых двух групп.
Гарантии государства в реализации права граждан на труд
Государство гарантирует всем гражданам Российской Федерации:
• свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
• охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;
• бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Безработным гражданам государство гарантирует:
• бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
• обеспечение социальной поддержки;
• компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
• бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
• возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения
Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения состоят в том, что государство:
1) обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем:
• разработки и реализации целевых программ содействия занятости;
• создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов);
• установления квоты для приема на работу инвалидов;
• предоставления услуг по профессиональной ориентации;
• организации обучения по специальным программам и другими мерами;
2) в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантирует гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям -детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации;
3) устанавливает преимущественное право жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Органы занятости населения и их функции
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).
Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:
• анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения);
• информирование о состоянии рынка труда;
• ведение учета свободных рабочих мест и граждан, ищущих работу;
• информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
• оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;
• организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, в том числе по договорам с учебными заведениями;
• регистрация безработных граждан;
• участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления общественных работ;
• назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании. Все услуги, связанные с содействием занятости граждан,
предоставляются органами службы занятости бесплатно.
При осуществлении своих функций органы занятости населения вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию.
Помимо органов, входящих в систему государственной службы занятости населения, услуги по трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения могут оказывать и негосударственные организации. Такая деятельность может осуществляться только юридическими лицами на основании соответствующих лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости. Что касается деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей, то на территории России ее вправе осуществлять только российские юридические лица на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ.
§ 2. Правовое положение безработных граждан
Приоритетной группой населения, на обеспечение занятости которой в первую очередь направлена деятельность органов федеральной государственной службы занятости, являются безработные граждане. Условия и порядок приобретения гражданином статуса безработного определяются Законом о занятости.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 225.