Условия и порядок признания граждан безработными
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Согласно Закону о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Вместе с тем гражданин, обратив­шийся в орган службы занятости в целях трудоустройства, приоб­ретает статус безработного не сразу, а только при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации. Исходя из этого, можно назвать условия призна­ния гражданина безработным. Гражданин признается безработ­ным, если он:

     • трудоспособен. Трудоспособными признаются граждане в возрасте от 16      до 55 (женщины) и 60 лет (мужчины), если они не признаны в установленном      порядке инвалидами I или II группы (III или IIстепени ограничения      способности к трудо­вой деятельности, согласно новому пенсионному      законода­тельству);

     • не имеет работы и заработка (дохода)1;

     • зарегистрирован в органах службы занятости по месту жи­тельства в      цепях поиска подходящей работы;

     • ищет работу и готов приступить к ней;

     • не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в цепях поиска      подходящей работы;

     • представил в орган службы занятости все необходимые до­кументы -      паспорт, трудовую книжку или документы, их за­меняющие, документы,      удостоверяющие его профессио­нальную квалификацию, справку о среднем      заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для      впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имею­щих профессии      (специальности) - паспорт и документ об образовании.

     При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятос­ти не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов. Однако статус безработного при­обретается как бы с «обратной силой» - не в день принятия реше­ния о признании гражданина безработным, а в день предъявления им указанных документов.

     Определяя порядок и условия признания граждан безработ­ными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане:

     • не достигшие 16-летнего возраста;

     • которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена      пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

     • отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор­ганах службы      занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей      работы, включая работы вре­менного характера, а впервые ищущие работу      (ранее не ра­ботавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае      двух отказов от получения профессиональной подготовки или от      предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.      Вместе с тем гражданину не может быть предложена одна и та же работа      (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности)      дважды;

     • не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их      регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости      для предложения им подходя­щей работы;

     • не явившиеся в срок, установленный органами службы заня­тости для      регистрации их в качестве безработных;

     • осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения      свободы, а также к наказанию в виде лишения

     свободы;

     • представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об      отсутствии работы и заработка, а также пред­ставившие другие недостоверные      данные для признания их безработными.

     Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане которым правомерно отказано в признании их безработными имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

     Принципиальное значение при решении вопросов, связанных с признанием гражданина безработным, и ряда других имеет; понятие подходящей работы.

 

Понятие подходящей работы

     Подходящая работа - это такая работа, ко­торая соответствует: а) профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки; б) условиям последнего места работы; в) состоянию здоровья; г) транспортной доступности рабочего места. При этом не имеет значения, явля­ется ли такая работа временной или постоянной.

     Вместе с тем для отдельных категорий безработных подхо­дящей считается и иная оплачиваемая работа, не соответствую­щая указанным признакам (в том числе общественные работы), если только она отвечает требованиям трудового законодательства. К таким категориям относятся граждане:

     • впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

     • не имеющие профессии (специальности);

     • уволенные более одного раза в течение одного года, пред­шествовавшего      началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные      действия, предусмотренные законодательством;

     • ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

     • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более      одного года) перерыва;

     • направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за      виновные действия;

     • отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся      профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти      переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода      безработицы;

     • состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также      более трех лет не работавшие;

     • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных      работ.

     В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

     1) она связана с переменой места жительства без согласия

гражданина;

     2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по

охране труда;

     3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка граж­данина, исчисленного за последние три месяца по последнему ме­сту работы.

 

 

Правовой статус безработного

     Правовое положение безработных граждан определяется принадлежащими им правами и обязанностями. Однако главные особенно­сти этого статуса проявляются в государственных гарантиях со­циальной поддержки безработных. Государство гарантирует без­работным:

     • выплату пособия по безработице, в том числе в период вре­менной      нетрудоспособности безработного;

     • выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения      квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в      том числе в период временной нетрудоспособности;

     • возможность участия в оплачиваемых общественных рабо­тах;

     • возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность      для трудоустройства по предложению органов

     службы занятости.

     Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общест­венных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по бере­менности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к меро­приятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнени­ем государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значе­ние для установления права на трудовые пенсии.

     Помимо государственных гарантий социальной поддержки правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным,

имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повы­шение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содер­жании, органами службы занятости может быть оказана матери­альная и иная помощь.

 

Пособие по безработице

      Одновременно с решением о признании гражданина безработным принимается решение о назначении ему пособия по безра­ботице.

     Поскольку для признания гражданина безработным причи­на его увольнения с предыдущего места работы значения не име­ет, постольку она может сказаться лишь на выплате пособия, но не влияет на иные образующие статус безработного правомочия. Так, в соответствии с законом выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае, если его получатель был уволен с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом.

     Размер пособия по безработице дифференцируется в зави­симости от категории безработных.

     1. Для граждан, уволенных из организаций по любым осно­ваниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 ка­лендарных недель, пособие начисляется:

     • в первые три месяца безработицы - в размере 15 % от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

     • в следующие четыре месяца - в размере 60 %;

     • в дальнейшем - в размере 45 %.

     Однако во всех случаях размер пособия не может превы­шать величину прожиточного минимума и быть ниже 20 % этой ве­личины. При этом размер пособия во всяком случае не должен быть ниже 100 рублей.

     Так же определяется размер пособия гражданам, уволен­ным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. За основу в этих случаях берется среднемесячный размер денежного довольствия гражданина.

     2. Иным гражданам, не отвечающим указанным выше признакам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачи­вается в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

     Для некоторых безработных Закон о занятости предусмат­ривает повышенный размер пособия. К таким безработным отно­сятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чер­нобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

     Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях:

     • неявки без уважительных причин на переговоры о трудо­устройстве с работодателем в течение трех дней со дня на­правления органами службы занятости;

     • отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

 

Порядок выплаты пособия

     Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным.

     Из этого правила есть одно исключение. Со­гласно трудовому законодательству за гражданами, уволенными из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, в течение определенного периода (двух-трех месяцев) со­храняется средняя заработная плата. Поэтому, если такие граждане признаны в установленном порядке безработными, но не трудоустро­ены в указанный период, пособие по безработице начисляется и вы­плачивается им начиная с первого дня по истечении этого периода.

     Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

     Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в сум­марном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

     Органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные Сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты, однако это возможно только за счет средств соответствую­щих бюджетов.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 242.