ГЛАВА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организация занятости и трудоустройства населения в России

     Вступление России в рыночные отношения означало неиз­бежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и запрета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, , это предполагает более справедливую оплату труда тех работ-ков, кто действительно трудится. В то же время работники, рабочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке уда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за 1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, воз­росла по сравнению с 1992 годом в 2,3 раза и к началу 1994 года достигла 4 млн. человек; численность официально зарегистриро­ванных безработных за этот же период возросла в 1,4 раза и со­ставила на начало 1994 года 835 тыс. человек. Появление в России безработицы и ее рост вызвали необходимость правового регули­рования отношений занятости и трудоустройства.

 

Законодательство о занятости и трудоустройстве

     Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости), подробная характеристика которого будет да­на ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройст­ве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специаль­ной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы,  регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах; ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квали­фикации работников» и др.). Кроме того, отношения занятости: трудоустройства регулируются иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ.

     Важнейшим условием эффективного правового регулирова­ния занятости и трудоустройства является разработка государст­венной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокра­щение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

     Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государст­венные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безрабо­тицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет феде­ральные целевые программы содействия занятости населения.

     Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустрой­ству играет определение Законом о занятости основных юридиче­ских понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подхо­дящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др.

 

Понятие и формы занятости

     Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противореча­щая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми.

     Занятыми считаются граждане:

     • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за      вознаграждение на условиях полного либо непол­ного рабочего времени, а      также имеющие иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные,      временные работы, за исключением общественных работ, которые      организуют­ся специально для безработных;

     • занимающиеся предпринимательской деятельностью;

     • занятые в подсобных промыслах и реализующие продук­цию по договорам;

     • выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-     правового характера, в том числе по авторским договорам;

     • являющиеся членами производственных кооперативов (ар­телей);

     • избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую должность;

     • проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел,      учреждениях и органах уголовно-исполни­тельной системы;

     • проходящие очный курс обучения в образовательных уч­реждениях, в том      числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и      других, включая обуче­ние по направлению службы занятости населения;

     • временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в      связи с нетрудоспособностью, отпуском, пере­подготовкой, повышением      квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой,      призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с      подго­товкой к военной службе, исполнением других государст­венных      обязанностей и др.);

     • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением      организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества -      общественных и религи­озных организаций (объединений), благотворительных      и иных фондов.

     Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчерк­нуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законо­дательству России каждому гражданину принадлежит исключи­тельное право распоряжаться своими способностями к производи­тельному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

     Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные права граждан и гарантии государства в области занятости.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.