Организация занятости и трудоустройства населения в России
Вступление России в рыночные отношения означало неизбежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и запрета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, , это предполагает более справедливую оплату труда тех работ-ков, кто действительно трудится. В то же время работники, рабочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке уда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за 1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, возросла по сравнению с 1992 годом в 2,3 раза и к началу 1994 года достигла 4 млн. человек; численность официально зарегистрированных безработных за этот же период возросла в 1,4 раза и составила на начало 1994 года 835 тыс. человек. Появление в России безработицы и ее рост вызвали необходимость правового регулирования отношений занятости и трудоустройства.
Законодательство о занятости и трудоустройстве
Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости), подробная характеристика которого будет дана ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройстве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специальной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах; ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» и др.). Кроме того, отношения занятости: трудоустройства регулируются иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ.
Важнейшим условием эффективного правового регулирования занятости и трудоустройства является разработка государственной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные целевые программы содействия занятости населения.
Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустройству играет определение Законом о занятости основных юридических понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подходящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др.
Понятие и формы занятости
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми.
Занятыми считаются граждане:
• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных;
• занимающиеся предпринимательской деятельностью;
• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
• выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско- правового характера, в том числе по авторским договорам;
• являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
• проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
• проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения;
• временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.);
• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества - общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.
Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчеркнуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законодательству России каждому гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные права граждан и гарантии государства в области занятости.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 204.