Музыка и фиксированная установка. Г. Н. Кечхуашвили
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тбилисский государственный университет, факультет философии и психологии

В начале нашего века широко бытовало мнение, что творчество даже таких мастеров как Р. Штраус, Прокофьев, Шёнберг, Онеггер, Стравинский, Барток, Шостакович, Хиндемит и некоторых других, не только полностью оторвано от ладотональных основ музыки XVIII-XIX вв., но и не имеет ничего общего с искусством. Более чем полувековое воздействие новой музыки оказало огромное влияние на восприятие людей, научив их слушать и оценивать гармонически звукосочетания, некогда казавшиеся абсурдными и эстетически недопустимыми.

В то же время, музыковедение доказывает, что (1) все основные направления музыки XX века возникли на основе эволюции ладотональной системы предшествующей музыки; (2) так же как последняя основана на ладотональной звуковысотной системе, так и новая музыка имеет свои особые системные основы (Денисов, 1969; Холопов, 1974).

Функции музыкальных тонов ладотональных гармоний музыки XVII-XIX вв. в значительной мере обусловлены структурными закономерностями ладов и определяются тем, что одни их тоны - элементы, называемые устойчивыми, вызывают впечатление законченности (I, III, V ступени), а другие, называемые неустойчивыми, напротив создают впечатление незаконченности, порождают стремление продолжить и завершить "движение" (II, IV, VI, VII ступени). Способность различать эти ладовые функции отдельных ступеней, их устойчивость или неустойчивость, степени этих качеств "тяготения" тонов, обычно объясняют то операциями "сравнения", то "ладовым чувством", "ожиданием", "слуховой настройкой", "моторной установкой" и т. п. (Helm lioltz. 1863; Stumpf, 1898; Беляева-Экземплярская и Яворский, 1926; Kurth, 1031; Revesz, 1946; Теплов, 1947; Frances, 1958; Wellek, 1963; Холопов, 1974 и др.).

Нашей целью является попытка показать, что (1) разработанное грузинской психологической школой Узнадзе понятие "фиксированной установки" (Узнадзе, 1946: Прагишвили, 1967) может раскрыть действительный смысл терминов "ладовое чувство", "ожидание", "слуховая настройка" и т. п; (2) отрицание многими современниками музыки XX века в значительной мере определяется отсутствием у них фиксированных установок, соответствующих новым гармоническим системам, и отрицательным действием ладотональных фиксированных установок, соответствующих исторически предшествовавшей музыке.

Для выявления фиксированной ладотональной установки, определяющей, по нашему мнению, восприятие тяготения в классической музыке XVIII-XIX вв., нами была разработана следующая методика (Кечхуашвили, 1955); в установочной части эксперимента испытуемому 10 раз подряд проигрывают, например гамму С-dur, поделенную короткой паузой на два (b-а) тетрахорда, и каждый раз просят пс первому непосредственному впечатлению указать, который из них неустойчив, который устойчив.

Во второй тестовой части опыта, начинающейся с XI экспозиции, ни о чем не предупреждая и не прерывая опыта, испытуемому с тем же заданием экспонируется гамма G-dur, также поделенная на тетрахорды (а,-с), до тех пор, пока он не услышит первый (а,) тетрахорд неустойчивым, а второй (с) устойчивым

В других вариантах опытов использовались следующие пары гамм: С-dur F-dur, E-dur и A-dur, E-dur и H-dur. Пары Пыла подобраны по наличию физически идентичных звукорядов (тетрахордов), схема расположения которых была либо b-а/а,-с, либо а-b/е-а,. Проведено 40 опытов на студентах и преподавателях Тбилисской консерватории (31 чел.).

Суммарные данные адекватных оценок характера устойчивости тетрахордов в установочных (I-X) и тестовых (XI-XV) экспозициях в процентах таковы: 1-80, II-80, III-87,5, IV-90, V-95, VI-90, VII-90. VIII-97,6 IX-97,5, Х-97,5, XI-25, XII-42,5 XIII-47,5 XIV-50, XV-52,5.

Как видим, в большинстве установочных опытов характер устойчивости тетрахордов был воспринят правильно: первый неустойчивым, второй устойчивым. 8,75% неадекватных оценок, наблюдавшихся в среднем в 1-Х экспозициях, по-видимому, вызваны двусмысленностью α, и α, тетрахордов, которые в зависимости от гаммы, в которой воспринимаются, могут казаться и I-II-III-IV и V-VI-VII-I ступенными звукорядами.

В тестовых опытах адекватная оценка характера устойчивости тетрахордов с 97,5% в VIII-X установочных экспозициях сразу резко падает до 25% в XI, ia далее медленно растет.

Неадекватная оценка качества устойчивости α, тестовых тетрахордов вызвана двумя причинами; наличием в обеих частях эксперимента физически идентичных двусмысленных (α и α,) звукорядов и десятикратным восприятием - оценкой качеств устойчивости тетрахордов установочной гаммы. Сокращение втрое в XI экспозиции адекватных оценок является следствием уподобления качеств устойчивости α, тетрахорда характеру устойчивости установочного α тетрахорда.

Как понять это уподобление? Можно ли объяснить его, например, теорией ожидания. Если наши испытуемые и ожидали чего-то, так это того, что первый тетрахорд каждой пары должен быть неустойчивым, а второй устойчивым. На самом же деле больше чем в половине тестовых экспозиции (57%) они неадекватно оценивали характер устойчивости α, тетрахорда, и из этого положения их часто выводила именно неожиданность собственных оценок.

Непригодны для объяснения наблюдавшегося феномена также понятия моторной установки и ладового чувства, поскольку метр и ритм проигрываемых в опытах гамм был всегда неизменным и никаких акцентов не делалось. Что же касается некоторого состояния напряженности, на что иногда указывали испытуемые, его нельзя, конечно, принимать за двигательные ощущения.

Очевидно, восприятие α, тетрахордов тестовых гамм определено состоянием субъекта, которое нельзя считать ни мускульно-моторной готовностью, ни состоянием или содержанием сознания (например, чувством ожидания или эмоцией). Поэтому мы полагаем, что в наших опытах моделируется активация и фиксация такой настройки субъекта, которая, хотя сама и не является феноменом сознания, однако имплицитно определяет и направляет наши восприятия, представления, т. е. феномен, названный Д. Н. Узнадзе фиксированной установкой.

Однако, если активированная и фиксированная в эксперименте установка может нарушить восприятие таких прочных ладотональных структур, как гаммы, ясно, что их адекватное восприятие также определяется установкой, фиксированной в (предшествующей общественно-исторической музыкальной практике человека. Она же должна была мешать ему в начале нашего века при выработке фиксированных установок, соответствующих новым звуковысотным системам. Но поскольку фиксированная установка, по Узнадзе - механизм не столько ригидности, сколько адаптации и реадаптации, ясно, что под воздействием особых звукозысотных структур новой музыки происходило формирование и новых установок, которые привели нас в конце концов к возможности ее адекватного восприятия.

Этот вывод покрепляется данными детской психологии, на которые указывал еще композитор Онеггер (1947). По его наблюдениям, маленькие дети, еще не обремененные никакими музыкальными навыками и представляющие собой, так оказать tabula rasa для музыкальных экспериментов, легко привыкают к модернистской музыке и с удовольствием ее слушают.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.