Членовредительные наказания применялись с двумя целями: во-первых, с целью явным образом отметить преступника, чтобы каждый знал, с кем имеет дело, и, во-вторых, с целью возмездия.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1 Богдановский А. Развитие понятий о преступлении и наказании в русском праве до
Петра Великого. М., 1857. С. 76.

2 Там же. С. 77.

3 Там же.


цазнагение уголовных Наказаний на разлигных этапах развития...                215

Первую цель преследует, например, урезание уха за татьбу, мо­шенничество и разбой (ст. 9,10,15,60,90 Главы X Уложения, ст. 19 Главы XXI Уложения).

В Соборном Уложении можно также встретить свидетельства о членовредительных наказаниях, которые применялись в целях воз­мездия. Так, например, за покушение на нанесение ран, за побои, за кражу, за подлог документа полагалось отсечение руки (ст. 4, 5, 9 Главы III , ст. 29 Главы VII , ст. 12,106,99 Главы X и др.).

По мнению Н. Д. Сергеевского, отсечение рук, ног и пальцев при­ менялось весьма широко.1

Н. Евреинов цитирует путешествовавшего в то время по Рос­ сии англичанина Коллинса, который описывает несколько случаев применения подобного наказания: «Одна женщина украсила жем­чугом образ Николая Чудотворца, потом, обеднев, решила взять несколько камней обратно. Ее схватили и отсекли обе руки ... Ка­кой-то парень выстрелил по скворцу на царском дворе, пуля скользнула и упала в царские покои. Стрелку отсекли левую руку и правую ногу».2

Протопоп Аввакум сообщает о наказаниях, которые были при­менены к раскольникам: «священнику Лазарю отсечена правая рука по запястье; старцу Епифанию — у руки четыре перста, дьякону Фео-дору — рука поперек ладони».3

Н. Д. Сергеевский, ссылаясь на воспоминания Олеария, описы­ вает, как «Костька Конюховский был приговорен к отсечению трех первых пальцев правой руки. По настоянию патриарха, вместо трех пальцев правой руки, как необходимых для крестного знамения, ему отсечены три пальца левой руки»4.

Отсечение рук, ног и пальцев нередко соединялось с битьем кну­ том и сопровождалось ссылкой.5

«Резали руки и ноги без всяких особых правил; рубили не заду­мываясь, как удобнее подвернется ... Для устрашения отсеченные члены иногда прибивались в публичных местах».6

Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 132. Евреинов Н. История телесных наказаний в России. СПб., 1915. С. 29. Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 135. Там же. С. 136. 6 Там же. С. 138. Евреинов Я. История телесных наказаний в России. СПб., 1915. С. 29—30.


216                                                                                                                        Глава fy

В рассматриваемый период применялось также отрезание ушей. По мнению Н. Евреинова, «наказание это было в большом ходу» и «применялось, преимущественно, к ворам и разбойникам».1

Н. Д. Сергеевский отмечает особое, чисто полицейское значение отрезания ушей — как общей меры предосторожности и как неизгла­ димой «справки» о судимости.2

Такого рода членовредительское наказание, как отрезание язы­ ка, не встречается в законодательстве рассматриваемого периода, «но на практике оно широко применялось в то время»3 в основном за совершение преступных деяний двух категорий: за так называе­ мые «неистовые речи» и за религиозные преступления.4 По словам Г. К. Котошихина, «за царское безчестье, или иные какие поносные слова, бив кнутом, вырезывают язык».5

Так, в 1688 г. отрезанием языка наказывали многих донских ка­ заков «за противность и ругательство ко святей церкви и за непри­стойные слова про Великого Государя и за возмущение народов».6

Данный вид наказания применялся вместе со ссылкой, а за поли­ тические преступления — с наказанием кнутом.7

Таким образом, по свидетельствам современников и сохранив­ шимся отдельным архивным данным можно судить о применении в России в рассматриваемый период членовредительных наказаний. Но эти сведения носят, в основном, отрывочный, несистемный ха­ рактер, и делать выводы о том, насколько были распространены эти виды наказаний, представляется затруднительным.

На границе между членовредительными и болезненными нака­ заниями стояло клеймение, или пятнание преступников.

В Соборном Уложении клеймение не упоминается. Впервые клеймение предусматривается окружной грамотой 1637 г. «О денеж­ ных ворах». В грамоте повелевается всех тех воров, «которые пере- иманы до сее наши грамоты, для улики впредь, пятнати на щеках».8

1 Там же. С. 30-31.

2 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 141.

3 Евреинов Н. История телесных наказаний в России. СПб., 1915. С. 32.

4 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 142.

5 Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. М., 2000. С. 141.

6 Дополнение к Актам историческим. Т. XII . № 17. С. 210.

7 Сергеевский Н. Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб., 1887. С. 144.

Там же. С. 145.


иазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития...                217

Согласно указу от 3 мая 1691 г. полагалось всех лиц, «которые довелись смертной казни, а той казни им не учинено... пятнати и ссы­ лать».1

В 1698 г. в Сибири была введена общая мера клеймения городо- в ыми клеймами по образцам, посланным из Москвы, особо для каж­ дого города, ссыльных преступников всякого рода, неодобрительно­ го поведения или замеченных в воровстве.2

Г. К. Котошихин описывает, как в 1662 г. клеймению подверг­ лись участники медного бунта, чтобы «до веку были признаны».3

По мнению Н. Евреинова, «клеймение в Московской Руси было мало распространено. Не было постановлено, на каких преступников накладывать знаки, не была определена и форма этих знаков... Лишь со времен Петра Великого это наказание приобрело более опреде­ ленный характер».4

В конце XVII в. применение членовредительных наказаний начало сокращаться, поскольку именно тогда обратил на себя внимание их крупный недостаток — вред, наносимый ими работоспособности пре­ступника. Это свойство членовредительных наказаний приобрело осо­ бое значение с того времени, как ссыльных стали отправлять в Сибирь, освоение которой требовало сильных и здоровых людей.5

Широкое распространение в рассматриваемый период получили телесные наказания, которые состояли в битье кнутом и батогами.

Наиболее распространенным было битье кнутом. Оно делилось на простое и нещадное.

Число ударов кнутом доходило до 300. Если число ударов превы­ шало 50, битье называлось нещадным («бити без пощады», «бити нещадно», «без милосердия»). Битье нещадное было замаскирован­ ной смертной казнью.6

Различали простое наказание кнутом и торговую казнь (или пуб­ личное битье).

Там же.





Дата: 2019-07-24, просмотров: 254.