Способы выражения грамматических значений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Аффиксация.

2. Внутренняя флексия.

3. Служебные слова.

4. Порядок слов в предложении.

5. Повторение слов (редупликация).

6. Сложение основ.

7. Ударение.

8. Интонация.

9. Супплетивизм.

 

1. Аффиксация – выражение грамматических значений при помощи аффиксов. Аффиксация характерна для русского языка и др. индоевропейских языков. В русском языке это главное средство выражения грамматических значений. Для выражения грамматических значений в русском языке используются главным образом флексии (в том числе и нулевая), реже – приставки и суффиксы. В русском, английском, французском и других европейских языках аффиксы обычно: 1) многозначны, например в слове коня окончание –я выражает грамматические значения а) род. п., б) ед. ч., в) муж. р.; 2) синонимичны: одно и то же значение может выражаться с помощью разных аффиксов, например в русском языке окончания -а, -у выражают грамматические значения род. п. ед. ч. у существительных муж. р. 2-го склонения: кусок сахара, кусок сахару; 3) омонимичны, например в русском языке окончание –ы (-и) употребляются у существительных 1-го склонения в род. п. ед. ч (страны́, земли́) и в им. п. мн. ч. (стра́ны, зе́мли); в английском языке окончание –s (-es) может употребляться для обозначения мн. ч. у существительных (pens «ручки», tables «столы») и для обозначения 3л. ед. наст. вр. (reads «читает», goes «идет»).

2. Внутренняя флексия – это чередование звуков внутри основы, являющееся средством выражения грамматических значений. Следует иметь в виду, что статус внутренней флексии имеют только такие чередования, которые выражают грамматические значения. Такими чередованиями обычно являются исторические чередования. Историческими называются такие чередования, которые могут быть объяснены исторически, т.е. исходя из фонетических законов предшествующих эпох. Так, например, исторические чередования к//ч, г//ж, х//ш, т//ч//щ, д//ж//жд, с//ш, з//ж и др. могут быть объяснены действовавшим еще в праславянскую эпоху (до 5–6 в. н.э.) законом палатализации (смягчения). А чередования о//ø, е//ø связаны с судьбой редуцированных фонем ъ и ь, которые в X1-X1I вв. утратились как самостоятельные фонемы. При этом ъ и ь в сильных позициях изменились соответственно ъ → о, ь → е, а в слабых позициях утратились. Например: сън〤сон; с〤на → сна; дьн〥 ден(ь), д〥н㆓ → дня; в результате возникли чередования о//ø, е//ø.

Возникнув как фонетическое явление, такие чередования превратились в морфологическое средство выражения грамматических значений, т.е. приобрели статус внутренней флексии.

В русском языке внутренняя флексия в чистом виде встречается редко, например в видовых парах глаголов: собирать – собрать, послать – посылать, избегать – избежать. Чаще внутренняя флексия сопровождает аффиксацию. Например: убедить (сов.) – убеждать (несов.) Видовое различие выражается здесь аффиксацией -и- (сов.), -а- (несов.), внутренней флексией д//жд.

Внутренняя флексия в чистом виде особенно характерна для семитских языков, а также германских языков. Например, в древнееврейском гноб «воровать», ганаб «воровал», гонэб «ворующий»; в англ. sing «петь», sang «пел», sung «петый».

 

2. Служебные слова выражают грамматические значения сло́ва. К служебным словам относятся предлоги, союзы, частицы, артикли, постфиксы, вспомогательные глаголы, слова степени сравнения и др. Служебные слова широко используются в тех языках, где слабо развита аффиксация: в китайском, вьетнамском, английском, немецком, французском и др.

 В русском языке служебные слова часто сопровождают аффиксацию.

Предлоги выражают различные отношения между членами предложения: пространственные (в, на, над, под, за, у, около и т.д), временные (до, после, перед), цели (для), причины (из-за, благодаря, вследствие) и др.

Союзы выражают сочинительные отношения между словами и предикативными единицами (соединительные – и, да, противительные – а, но, да в знач. но, разделительные – ли-ли, или-или, либо-либо и др.), подчинительные отношения между предикативными единицами (что, как, будто, когда, чтобы, потому что, так как, если - то, хотя - однако).

Частицы используются для выражения значений наклонения 1) бы – для выражения сослагательного наклонения; 2) пусть, пускай, да – для выражения повелительного наклонения.

Артикли используются в арабском, романских и германских языках. Артикли многозначны. Прежде всего, они являются грамматическими сопроводителями имени существительного, т.е. обозначают признак существительного. Ср.: англ. play «играть», a play «игра»; нем. schreiben «писать», das schreiben «письмо». Кроме того, артикли имеют значения:

1) определенности-неопределенности – ср.: англ. the (определенный артикль) letter – a (неопределенный артикль) letter «письмо»; нем. der (определенный артикль) Brief – ein (неопределенный артикль) Brief «письмо»;

2) рода – ср.: нем. (жен. р.) die Mutter («мать»), (ср. р.) das Kind («ребенок»), (муж. р.) der Vater («отец»);

3) падежа – ср.: нем. (им.п. ед.ч.) der Vater, (вин.п. ед.ч.) den Vater, (дат.п. ед.ч.) dem Vater; (род.п. ед.ч.) des Vater

4) числа – ср.: нем. (ед. ч.) das Kind, (мн. ч.) die Kinder.

Вспомогательные глаголы также являются служебными словами. Вспомогательные глаголы используются в аналитических формах и выражают грамматические значения, например в форме будущего времени вспомогательный глагол выражает значения лица и числа. В русском языке это глагол буду (будешь, будет, будем и т.д.), в английском языке –will (shall): I will (shall)…, you will … и т.д.

Слова степени сравнения: например в русском языке более, менее, очень, самый (-ое, -ая), в английском языке – more, most.

 

4. Порядок слов может также являться способом выражения грамматических значений. Порядок слов как грамматическое средство чаще используется в языках со слабо развитой аффиксацией (англ., франц., тюркские языки). Например, в английском языке только благодаря фиксированному порядку слов можно установить, что есть подлежащее, а что – дополнение: The father loves the son. Ср: рус. Отец любит сына. Здесь дополнение выражено аффиксацией – использованием грамматического средства выражения категории одушевленности – формы родительного-винительного падежа.

 

5. Повторение слов (редупликация). В ряде языков повтор используется для обозначения множественного числа. Например, в малайском языке orang «человек», а orang-orang «люди»; в мертвом шумерском языке кур «страна», кур-кур «страны». В русском языке повтор используется 1) для усиления сообщения: да-да, нет-нет, ни-ни; 2) для выражения высокой степени качества: красивый-красивый, высокий-высокий и др.; 3) для выражения длительности действия: ходишь-ходишь.

6. Сложение основ. В русском языке это способ образования новых слов. Но в древних языках, например в латинском, сложение основ могло служить грамматическим средством: (наст. вр.) do «даю», (прош. вр.) dedi «давал».

 

7. Ударение как грамматическое средство используется только в языках, имеющих разноместное, т.е. подвижное ударение. Например, в русском языке: 1) руки́ (род. п. ед. ч.) – ру́ки (им. п. мн. ч.), горы́ (род. п. ед. ч.) – го́ры (им. п. мн. ч.); 2) нареза́ть (несов. в.) – наре́зать (сов. в.).

 

8. Интонация используется для формирования предложения. Предложение характеризуется интонационной законченностью. Интонация – это один из основных признаков предложения. С помощью интонации различаются типы предложений: восклицательные, вопросительные, повествовательные, побудительные; соединяются части бессоюзных сложных предложений; выделяются однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные слова. Ср. Он может быть сейчас на лекции. Он, может быть, сейчас на лекции.

9. Супплетивизм (← лат. suppleo – пополнять, дополнять) - это выражение грамматических значений при помощи разнокоренных форм. Так, в русском языке супплетивизм используется для выражения:

1) видовых различий: брать (несов.) – взять (сов.), класть (несов.) – положить (сов.);

2) временных различий: иду (наст. вр.) – шел (прош. вр.), ср.: англ. gowent;

3) у существительных – значений числа: человек (ед.ч.) – люди (мн.ч.), ребенок (ед.ч.) – дети (мн.ч.);

4) у местоимений – значений числа и падежа: я (ед.ч.) – мы (мн.ч.), я (им.п.) – меня (род. п.), мы (им. п. мн. ч.) – нас (род. п. мн.ч.), ср.: англ. I – me, we – us;

5) у прилагательных и наречий – значений степени сравнения: хороший – лучше, плохой – хуже; хорошо – лучше, плохо – хуже; ср.: англ. good - better; bad - worse.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 79.