Грамматика (← греч. gramma – буква, первоначально имело значение «искусство писать буквы») – это 1) грамматический строй языка; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.
Грамматический строй включает в себя морфологию и синтаксис.
В последние десятилетия в особый раздел грамматики выделилось «Словообразование».
Выдающийся русский лингвист, основатель Казанской лингвистической школы Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) так определял содержание грамматики: «Морфология представляет … инвентарь отдельных категорий слов и их форм, а синтаксис показывает все эти слова и формы в их движении и жизни – в составе речи» (Общий курс русской грамматики.– М.- Л., 1935, с. 207).
Некоторые лингвисты, например знаменитый швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр (1857-1913), академик Иван Иванович Мещанинов (1883-1967), относили к грамматике и лексикологию (Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. – М.,1977, с. 130; И. И. Мещанинов. Общее языкознание. – Л, 1940, с. 37). Академик Лев Владимирович Щерба (1880-1944), напротив, полагал, что в лексикологии должны изучаться и морфемы (Л.В. Щерба. Восточнолужицкое наречие. – СПб., 1915).
Полнозначное слово представляет собой единство лексического и грамматического значений, причем лексическое значение является основным, а грамматическое добавочным.
Грамматическое значение более абстрактно, чем лексическое значение. Грамматическое значение отличается от лексического значения следующими признаками:
– грамматическое значение относится не к одному слову, а к целому классу слов, например грамматическое значение предметности характеризует все существительные независимо от их лексического значения (ср. стол, девочка, белизна, воодушевленность, чтение и др.); в то же время одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений (жена – 1) сущ., 2) жен.р., 3) им.п., 4) ед.ч.);
– грамматическое значение обладает бо́льшей степенью обобщенности, чем лексическое значение: если лексическое значение представляет собой обобщение свойств однородных предметов (например, словом стол называется стол и маленький, и большой, и письменный, и кухонный и т. д.), то грамматическое значение выражает обобщение свойств разнородных предметов, объединенных общим абстрактным значением предметности, признаковости, действия, состояния и т.д.; это блестяще продемонстрировал Л.В. Щерба при помощи придуманного им предложения, состоящего из слов, лишенных лексического значения:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка;
все слова в этом предложении выдуманы Львом Владимировичем, но, благодаря грамматическому оформлению по правилам русской грамматики, все эти слова имеют обобщенную соотнесенность с окружающим миром:
глокая – соотносится с прилагательным в им.п. ед.ч. жен.р., выражает какой-то признак (качество) предмета и в предложении является согласованным определением, согласуется в роде, числе и падеже с подлежащим куздра;
куздра – соотносится с существительным жен. р. I скл. в им.п. ед.ч., обозначает одушевленный предмет и в предложении является подлежащим;
штеко – соотносится с качественным наречием на -о, выражает признак действия и в предложении является обстоятельством образа действия;
будланула – соотносится с переходным невозвратным глаголом совершенного вида в изъявительном наклонении прошедшего времени жен.р. ед.ч., в предложении является простым глагольным сказуемым;
бокра – сотносится с одушевленным существительным муж.р. 2-го склонения в вин.п. ед.ч. (категория одушевленности выражается при помощи формы род.п. в значении вин.п.), обозначает какой-то одушевленный предмет, являющийся объектом действия, в предложении – прямое дополнение;
кудрячит – соотносится с переходным невозвратным глаголом несовершенного вида в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица ед.ч., обозначает длительное многократное действие, в предложении выполняет функцию простого глагольного сказуемого;
бокрёнка – соотносится с одушевленным существительным муж.р. 2-го склонения в вин.п. ед.ч. (категория одушевленности выражается при помощи формы род.п. в значении вин.п.), обозначает одушевленный предмет, а именно детеныша, на что указывает суффикс -ёнк-, в предложении является прямым дополнением, выражающим объект действия;
– количество грамматических значений относительно незначительно, их даже можно перечислить, в то время как лексических значений бесконечно много, потому что лексические значения отражают реальную действительность: многое, что в ней существует, названо словами.
Каждый язык имеет определенный набор грамматических значений. В русском языке это:
1) часть речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол и т.д.);
2) род (мужской, женский, средний);
3) число (единственное и множественное);
4) падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);
5) вид (совершенный, несовершенный);
6) возвратность;
7) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное);
8) время (настоящее, будущее, прошедшее);
9) лицо (1-е, 2-е, 3-е).
Слова с определенными лексическими значениями соответствуют и определенным грамматическим значениям. Так, словам, обозначающим предметы, присущи грамматические значения рода (классификационная категория, т.к. характеризует существительные независимо от их словоизменения) и словоизменительные категории числа и падежа; словам, обозначающим признак предмета, свойственны словоизменительные категории рода, числа и падежа; слова, обозначающие действие и состояние, характеризуются грамматическими значениями вида, переходности, возвратности, наклонения, времени, числа, лица и т.д.
Морфемы и их типы
Морфема – наименьшая значимая часть слова. Морфемы могут обладать: 1) вещественным значением (ядро лексического значения), выражаемым корневой морфемой (вода – водяной); 2) словообразовательным значением, привносящим новые компоненты значения в лексическое значение и выражаемым преимущественно при помощи приставок и суффиксов (писать – переписать, камень – каменщик, берег – прибрежный); 3) грамматическим значением, выражаемым главным образом при помощи окончаний (столø - стола – столу и др.).
Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.
Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни являются обязательной частью слова: нет слов без корня.
Корни могут быть свободными и связанными. Свободными называются такие корни, которые могут выступать как в непроизводных, так и в производных основах, например: лес – лесной, зима – зимний, белый - белизна. Связанными называются такие корни, которые выступают только в производных словах в связи с теми или иными нефлексийными морфемами, например: улица – улочка, птица – пташка.
Аффикс (← лат. affĭxus – прикрепленный) – это любая значимая часть слова, исключая корень, не являющаяся обязательной частью, например, в морфемном составе слов дом, тонна нет приставок и суффиксов, но есть окончания, а в наречиях прекрасно, направо есть приставки и суффиксы, но нет окончаний. Аффиксы не могут образовать слово без корня, поэтому их называют служебными морфемами.
По положению относительно корня аффиксы делятся на:
приставки, или префиксы (← лат. praefĭxus – прикрепленный перед) – аффиксы, стоящие перед корнем;
суффиксы (← лат. suffĭxus – подставленный) – аффиксы, стоящие после корня.
Кроме того, выделяются окончания (флексии), интерфиксы, инфиксы, постфиксы.
Окончание, или флексия (← лат. flexio – сгибание, переход), – это изменяемая часть слова, служащая для образования форм слов.
Интерфикс (← лат. interfĭxus – прикрепленный между) – это аффикс, служащий для соединения значимых частей слова. Семантика этого аффикса наиболее абстрактна и сводится к идее соединения (Н.М. Шанский, В.В. Лопатин). Некоторые ученые отрицают морфемный статус интерфикса, называя его «асемантической прокладкой» (Е.А.Земская). В русском языке интерфиксом является соединительные гласные -о-/-е-, используемые при образовании сложных слов (пароход, земледелец).
Инфикс (← лат. infĭxus – вставленный) – это аффикс, вставленный внутрь слова. Например, в латинском языке инфикс использовался при образовании формы настоящего времени. Ср. vi | n | co «побеждаю» - vici «победил». В праславянском языке инфикс употребляется в таком же грамматическом значении у ряда глаголов:*se | n | don – ст.-сл. c ѧ дѫ, рус. сяду, ср. сесть. *le | n | gon – ст.-сл. лѧгѫ, рус. лягу, ср. лечь.
Аффиксы могут быть материально выраженными и нулевыми. Нулевые аффиксы – это материально не выраженные аффиксы. Они представляет собой т.н. «значимое отсутствие». Например, в словоформе сон имеется нулевая флексия, выражающая грамматические значения им.п., ед.ч., муж.р., а в слове водовоз, помимо нулевой флексии, имеется и нулевой суффикс со значением лица (ср.: лесник – значение лица выражено суффиксом –ник). У неизменяемых слов и форм слов нет окончаний, в том числе и нулевого: в наречиях – тихо, хорошо; в деепричастиях – говоря.
По функции аффиксы делятся на:
1) словообразующие (словообразовательные, деривационные) аффиксы; в этой функции чаще выступают префиксы и суффиксы, но могут использоваться и флексии: сад - садик – садовый – садовник; делать – переделать – заделать; зло – злой (флексия -о образует существительное, флексия -ой -прилагательное);
2) формообразующие аффиксы: в этой функции чаще выступают флексии: лесø , леса, лесу и т.д., реже – приставки и суффиксы: делать – сделать (приставка с- выражает только значение совершенного вида), писал (суффикс -л выражает значение прошедшего времени).
Существует два способа присоединения аффиксов – фузия (← лат. fusio – сплав, термин предложен американским ученым Эдуардом Сепиром /1884-1939/ в кн. «Язык», 1921) и агглютинация (← лат. аgglutinatio – приклеивание, термин введен немецким лингвистом Францем Воппом).
Фузия – это присоединение многозначных аффиксов к основе, имеющее характер тесного сплетения или сплава, при котором может изменяться фонетический и даже фонемный состав основы и аффикса: друг – друзья, сто[л] – (на) сто[л’]е. Поскольку такие изменения происходят на стыке морфем, они называются морфонологическими. Фузия характерна для русского языка, а также для большинства индоевропейских языков.
Агглютинация – это механическое присоединение аффиксов к неизменяемым основам, при котором не наблюдаются морфонологические изменения. Агглютинация характерна для большинства языков Азии, Африки, Океании, в которых имеются аффиксы. В русском языке отмечаются случаи агглютинации, например в области префиксации (приехать, заехать и др.), иногда в области постфиксации (возвратный постфикс -ся, -сь и побудительная частица -ка: поднимающийся, возьми-ка).
Морфема – это абстрактная единица языка, или инвариант, как слово и фонема. В речи морфема выступает в своих разновидностях – алломорфах и вариантах морфем. Алломорфами называются такие морфы, которые находятся между собой в отношениях дополнительной дистрибуции (распределения), т.е. различаются позицией в слове. Например, корневая морфема крик – выступает в речи в виде алломорфов крич- (перед гласными переднего ряда, а также перед -а, -у в глагольных формах: кричишь, кричать, кричу) и крик- в остальных случаях (крик, крикну и др.).
Вариантами морфемы называются такие морфы, которые выступают в тождественных позиционных условиях. Например, флексия –ою (-ею) может употребляться в своих вариантах –ою
(-ею) и –ой (-ей): страною – страной, землею – землей.
Таким образом, морфема – это единица языка, а морф – единица речи:
язык → речь
↓ ↓
морфема → морф.
6.3. Формы слова и словообразовательные модели
Формой слова, или словоформой, называется грамматическое видоизменение одного слова, при котором изменяются грамматические значения слова и не изменяется его лексическое значение. Иными словами, словоформа – это конкретное слово в одной из его грамматических форм.
Грамматическими формами являются формы падежа и числа существительных, формы степени сравнения, рода, числа и падежа прилагательных, формы рода, числа и падежа большинства неличных местоимений, формы лица, числа и падежа личных местоимений, личные формы глагола и т.д.
Совокупность грамматических форм одного и того же слова называется парадигмой (← греч. paradeigma – пример, образец).
В учебной литературе все формы парадигмы приводятся в определенной последовательности.
Имеется три способа образования форм слова:
1) синтетический;
2) аналитический;
3) смешанный.
При синтетическом способе лексическое и грамматическое значение слова выражаются в пределах одного слова.
Например: в слове небо лексическое значение «все видимое над Землей пространство» выражается с помощью основы неб-; грамматические значения 1) ср. р., 2) ед. ч., 3) им. п. выражаются с помощью флексии -о.
Формы, образованные синтетическим способом, называются простыми.
При аналитическом способе лексическое и грамматическое значения выражается двумя или более словами. При этом лексическое значение выражается основным словом, а грамматическое – служебным (-и).
Например, в аналитической форме будущего времени буду читать лексическое значение «воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя» выражено основным словом в инфинитивной форме читать, а грамматические значения 1) буд. вр., 2) 1 л., 3) ед. ч. выражаются служебным словом буду.
Формы, образуемые аналитическим способом, называются сложными.
При смешанном, или гибридном, способе грамматические значения выражаются и синтетически, и аналитически, т.е. внутри слова и вне его.
Например: Я учусь в университете. Грамматические значения 1 л. ед. ч. выражаются при помощи личного местоимения я и окончания -у, а грамматическое значение предл. п. выражается предлогом в и окончанием -е.
Слово является предметом изучения в лексикологии и в грамматике. Но в лексикологии слово изучается с лексической точки зрения, т.е. как лексема. Предметом грамматики является грамматическое слово, или словоформа. Лексема – единица словарного состава языка. Грамматическое слово, или словоформа, – это конкретное видоизменение одной и той же лексемы, конкретное воспроизведение лексемы в данной речевой ситуации.
Лексема и словоформа соотносятся как общее и частное. Лексема существует в языке, а словоформа в речи:
язык → речь ↓ ↓ лексема словоформа |
Фонема, морфема, лексема – эмические термины.
В словоформе различают основу и окончание. Основа – это часть словоформы без окончания. Основа служит производящей базой для образования слов. Слова образуются по словообразовательным моделям, или образцам.
Словообразовательная модель – это формально-семантическая схема построения производных слов, характеризующихся: 1) общностью части речи производящих слов, 2) формально-семантическим единством форманта.
Под формантом (← лат. formans, formāntis – образующий) имеется в виду словообразующее средство (аффикс, группа аффиксов, сложение слов, конверсия и т.д.).
Образованное по определенной словообразовательной модели новое слово является производным (мотивированным), или дериватом. Слово, от которого данное слово образуется, является производящим (мотивирующим). Производное (мотивированное) и производящее (мотивирующее) связаны между собой отношениями производности, или мотивации. Эти отношения устанавливаются в результате словообразовательного (СО) анализа. Так, например, в результате СО анализа слова читатель устанавливается, что данное слово образовалось от слова читать, т.к. и формально и семантически слово читатель соотносится со словом читать и в наименьшей степени отличается от него: читатель – «лицо, которое читает». Значение «лицо» выражено суффиксом -тель . Сравнивая данное слово со словами аналогичного строения – исследователь, завоеватель, обозреватель, покупатель, преобразователь и др., мы устанавливаем, что оно образовалось морфологическим способом по словообразовательной модели: основа глагола +
-тель со значением лица.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 163.