Сущность грамматики. Грамматическое значение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Грамматика (← греч. gramma – буква, первоначально имело значение «искусство писать буквы») – это 1) грамматический строй языка; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка.

Грамматический строй включает в себя морфологию и синтаксис.

В последние десятилетия в особый раздел грамматики выделилось «Словообразование».

Выдающийся русский лингвист, основатель Казанской лингвистической школы Василий Алексеевич Богородицкий (1857-1941) так определял содержание грамматики: «Морфология представляет … инвентарь отдельных категорий слов и их форм, а синтаксис показывает все эти слова и формы в их движении и жизни – в составе речи» (Общий курс русской грамматики.– М.- Л., 1935, с. 207).

Некоторые лингвисты, например знаменитый швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр (1857-1913), академик Иван Иванович Мещанинов (1883-1967), относили к грамматике и лексикологию (Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. – М.,1977, с. 130; И. И. Мещанинов. Общее языкознание. – Л, 1940, с. 37). Академик Лев Владимирович Щерба (1880-1944), напротив, полагал, что в лексикологии должны изучаться и морфемы (Л.В. Щерба. Восточнолужицкое наречие. – СПб., 1915).

Полнозначное слово представляет собой единство лексического и грамматического значений, причем лексическое значение является основным, а грамматическое добавочным.

Грамматическое значение более абстрактно, чем лексическое значение. Грамматическое значение отличается от лексического значения следующими признаками:

– грамматическое значение относится не к одному слову, а к целому классу слов, например грамматическое значение предметности характеризует все существительные независимо от их лексического значения (ср. стол, девочка, белизна, воодушевленность, чтение и др.); в то же время одно и то же слово может иметь несколько грамматических значений (жена – 1) сущ., 2) жен.р., 3) им.п., 4) ед.ч.);

– грамматическое значение обладает бо́льшей степенью обобщенности, чем лексическое значение: если лексическое значение представляет собой обобщение свойств однородных предметов (например, словом стол называется стол и маленький, и большой, и письменный, и кухонный и т. д.), то грамматическое значение выражает обобщение свойств разнородных предметов, объединенных общим абстрактным значением предметности, признаковости, действия, состояния и т.д.; это блестяще продемонстрировал Л.В. Щерба при помощи придуманного им предложения, состоящего из слов, лишенных лексического значения:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка;

все слова в этом предложении выдуманы Львом Владимировичем, но, благодаря грамматическому оформлению по правилам русской грамматики, все эти слова имеют обобщенную соотнесенность с окружающим миром:

глокая – соотносится с прилагательным в им.п. ед.ч. жен.р., выражает какой-то признак (качество) предмета и в предложении является согласованным определением, согласуется в роде, числе и падеже с подлежащим куздра;

куздра – соотносится с существительным жен. р. I скл. в им.п. ед.ч., обозначает одушевленный предмет и в предложении является подлежащим;

штеко – соотносится с качественным наречием на , выражает признак действия и в предложении является обстоятельством образа действия;

будлануласоотносится с переходным невозвратным глаголом совершенного вида в изъявительном наклонении прошедшего времени жен.р. ед.ч., в предложении является простым глагольным сказуемым;

бокра – сотносится с одушевленным существительным муж.р. 2-го склонения в вин.п. ед.ч. (категория одушевленности выражается при помощи формы род.п. в значении вин.п.), обозначает какой-то одушевленный предмет, являющийся объектом действия, в предложении – прямое дополнение;

кудрячитсоотносится с переходным невозвратным глаголом несовершенного вида в изъявительном наклонении настоящего времени 3-го лица ед.ч., обозначает длительное многократное действие, в предложении выполняет функцию простого глагольного сказуемого;

бокрёнкасоотносится с одушевленным существительным муж.р. 2-го склонения в вин.п. ед.ч. (категория одушевленности выражается при помощи формы род.п. в значении вин.п.), обозначает одушевленный предмет, а именно детеныша, на что указывает суффикс -ёнк-, в предложении является прямым дополнением, выражающим объект действия;

– количество грамматических значений относительно незначительно, их даже можно перечислить, в то время как лексических значений бесконечно много, потому что лексические значения отражают реальную действительность: многое, что в ней существует, названо словами.

Каждый язык имеет определенный набор грамматических значений. В русском языке это:

1)  часть речи (существительное, прилагательное, числительное, местоимение, наречие, глагол и т.д.);

2)  род (мужской, женский, средний);

3)  число (единственное и множественное);

4)  падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный);

5)  вид (совершенный, несовершенный);

6)  возвратность;

7)  наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное);

8)  время (настоящее, будущее, прошедшее);

9)  лицо (1-е, 2-е, 3-е).

Слова с определенными лексическими значениями соответствуют и определенным грамматическим значениям. Так, словам, обозначающим предметы, присущи грамматические значения рода (классификационная категория, т.к. характеризует существительные независимо от их словоизменения) и словоизменительные категории числа и падежа; словам, обозначающим признак предмета, свойственны словоизменительные категории рода, числа и падежа; слова, обозначающие действие и состояние, характеризуются грамматическими значениями вида, переходности, возвратности, наклонения, времени, числа, лица и т.д.

 

Морфемы и их типы

Морфема наименьшая значимая часть слова. Морфемы могут обладать: 1) вещественным значением (ядро лексического значения), выражаемым корневой морфемой (водаводяной); 2) словообразовательным значением, привносящим новые компоненты значения в лексическое значение и выражаемым преимущественно при помощи приставок и суффиксов (писать – переписать, камень – каменщик, берег – прибрежный); 3) грамматическим значением, выражаемым главным образом при помощи окончаний (столø - стола – столу и др.).

Морфемы делятся на корневые и аффиксальные.

Корень – это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное лексическое значение. Корни являются обязательной частью слова: нет слов без корня.

Корни могут быть свободными и связанными. Свободными называются такие корни, которые могут выступать как в непроизводных, так и в производных основах, например: лес – лесной, зима – зимний, белый - белизна. Связанными называются такие корни, которые выступают только в производных словах в связи с теми или иными нефлексийными морфемами, например: улица – улочка, птица – пташка.

Аффикс (← лат. affĭxus – прикрепленный) – это любая значимая часть слова, исключая корень, не являющаяся обязательной частью, например, в морфемном составе слов дом, тонна нет приставок и суффиксов, но есть окончания, а в наречиях прекрасно, направо есть приставки и суффиксы, но нет окончаний. Аффиксы не могут образовать слово без корня, поэтому их называют служебными морфемами.

По положению относительно корня аффиксы делятся на:

 приставки, или префиксы (← лат. praefĭxus – прикрепленный перед) – аффиксы, стоящие перед корнем;

суффиксы (← лат. suffĭxus – подставленный) – аффиксы, стоящие после корня.

Кроме того, выделяются окончания (флексии), интерфиксы, инфиксы, постфиксы.

Окончание, или флексия (← лат. flexio – сгибание, переход), – это изменяемая часть слова, служащая для образования форм слов.

Интерфикс (← лат. interfĭxus – прикрепленный между) – это аффикс, служащий для соединения значимых частей слова. Семантика этого аффикса наиболее абстрактна и сводится к идее соединения (Н.М. Шанский, В.В. Лопатин). Некоторые ученые отрицают морфемный статус интерфикса, называя его «асемантической прокладкой» (Е.А.Земская). В русском языке интерфиксом является соединительные гласные -о-/-е-, используемые при образовании сложных слов (пароход, земледелец).

Инфикс (← лат. infĭxusвставленный) – это аффикс, вставленный внутрь слова. Например, в латинском языке инфикс использовался при образовании формы настоящего времени. Ср. vi | n | co «побеждаю» - vici «победил». В праславянском языке инфикс употребляется в таком же грамматическом значении у ряда глаголов:*se | n | don – ст.-сл. c ѧ дѫ, рус. сяду, ср. сесть. *le | n | gon – ст.-сл. лѧгѫ, рус. лягу, ср. лечь.

Аффиксы могут быть материально выраженными и нулевыми. Нулевые аффиксы – это материально не выраженные аффиксы. Они представляет собой т.н. «значимое отсутствие». Например, в словоформе сон имеется нулевая флексия, выражающая грамматические значения им.п., ед.ч., муж.р., а в слове водовоз, помимо нулевой флексии, имеется и нулевой суффикс со значением лица (ср.: лесник – значение лица выражено суффиксом –ник). У неизменяемых слов и форм слов нет окончаний, в том числе и нулевого: в наречиях – тихо, хорошо; в деепричастиях – говоря.

По функции аффиксы делятся на:

1) словообразующие (словообразовательные, деривационные) аффиксы; в этой функции чаще выступают префиксы и суффиксы, но могут использоваться и флексии: сад - садик – садовый – садовник; делатьпеределатьзаделать; злозлой (флексия -о образует существительное, флексия -ой -прилагательное);

2) формообразующие аффиксы: в этой функции чаще выступают флексии: лесø , леса, лесу и т.д., реже – приставки и суффиксы: делать – сделать (приставка с- выражает только значение совершенного вида), писал (суффикс -л выражает значение прошедшего времени).

Существует два способа присоединения аффиксовфузия (← лат. fusio – сплав, термин предложен американским ученым Эдуардом Сепиром /1884-1939/ в кн. «Язык», 1921) и агглютинация (← лат. аgglutinatio – приклеивание, термин введен немецким лингвистом Францем Воппом).

Фузия – это присоединение многозначных аффиксов к основе, имеющее характер тесного сплетения или сплава, при котором может изменяться фонетический и даже фонемный состав основы и аффикса: другдрузья, сто[л] – (на) сто[л’]е. Поскольку такие изменения происходят на стыке морфем, они называются морфонологическими. Фузия характерна для русского языка, а также для большинства индоевропейских языков.

Агглютинация – это механическое присоединение аффиксов к неизменяемым основам, при котором не наблюдаются морфонологические изменения. Агглютинация характерна для большинства языков Азии, Африки, Океании, в которых имеются аффиксы. В русском языке отмечаются случаи агглютинации, например в области префиксации (приехать, заехать и др.), иногда в области постфиксации (возвратный постфикс -ся, -сь и побудительная частица -ка: поднимающийся, возьми-ка).

Морфема – это абстрактная единица языка, или инвариант, как слово и фонема. В речи морфема выступает в своих разновидностях – алломорфах и вариантах морфем. Алломорфами называются такие морфы, которые находятся между собой в отношениях дополнительной дистрибуции (распределения), т.е. различаются позицией в слове. Например, корневая морфема крик – выступает в речи в виде алломорфов крич- (перед гласными переднего ряда, а также перед -а, -у в глагольных формах: кричишь, кричать, кричу) и крик- в остальных случаях (крик, крикну и др.).

Вариантами морфемы называются такие морфы, которые выступают в тождественных позиционных условиях. Например, флексия –ою (-ею) может употребляться в своих вариантах –ою

(-ею) и –ой (-ей): страною – страной, землею – землей.

Таким образом, морфема – это единица языка, а морф – единица речи:         

              язык → речь

                ↓             ↓                     

        морфема → морф.

 


6.3. Формы слова и словообразовательные модели

Формой слова, или словоформой, называется грамматическое видоизменение одного слова, при котором изменяются грамматические значения слова и не изменяется его лексическое значение. Иными словами, словоформа – это конкретное слово в одной из его грамматических форм.

Грамматическими формами являются формы падежа и числа существительных, формы степени сравнения, рода, числа и падежа прилагательных, формы рода, числа и падежа большинства неличных местоимений, формы лица, числа и падежа личных местоимений, личные формы глагола и т.д.

Совокупность грамматических форм одного и того же слова называется парадигмой (← греч. paradeigma – пример, образец).

В учебной литературе все формы парадигмы приводятся в определенной последовательности.

Имеется три способа образования форм слова:

1) синтетический;

2) аналитический;

3) смешанный.

При синтетическом способе лексическое и грамматическое значение слова выражаются в пределах одного слова.

Например: в слове небо лексическое значение «все видимое над Землей пространство» выражается с помощью основы неб-; грамматические значения 1) ср. р., 2) ед. ч., 3) им. п. выражаются с помощью флексии -о.

Формы, образованные синтетическим способом, называются простыми.

При аналитическом способе лексическое и грамматическое значения выражается двумя или более словами. При этом лексическое значение выражается основным словом, а грамматическое – служебным (-и).

Например, в аналитической форме будущего времени буду читать лексическое значение «воспринимать написанное, произнося вслух или воспроизводя про себя» выражено основным словом в инфинитивной форме читать, а грамматические значения 1) буд. вр., 2) 1 л., 3) ед. ч. выражаются служебным словом буду.

Формы, образуемые аналитическим способом, называются сложными.

При смешанном, или гибридном, способе грамматические значения выражаются и синтетически, и аналитически, т.е. внутри слова и вне его.

Например: Я учусь в университете. Грамматические значения 1 л. ед. ч. выражаются при помощи личного местоимения я и окончания -у, а грамматическое значение предл. п. выражается предлогом в и окончанием -е.

Слово является предметом изучения в лексикологии и в грамматике. Но в лексикологии слово изучается с лексической точки зрения, т.е. как лексема. Предметом грамматики является грамматическое слово, или словоформа. Лексемаединица словарного состава языка. Грамматическое слово, или словоформа, – это конкретное видоизменение одной и той же лексемы, конкретное воспроизведение лексемы в данной речевой ситуации.

Лексема и словоформа соотносятся как общее и частное. Лексема существует в языке, а словоформа в речи:

 

язык     →      речь ↓                         ↓ лексема     словоформа

Фонема, морфема, лексема – эмические термины.

 

В словоформе различают основу и окончание. Основа – это часть словоформы без окончания. Основа служит производящей базой для образования слов. Слова образуются по словообразовательным моделям, или образцам.

Словообразовательная модель – это формально-семантическая схема построения производных слов, характеризующихся: 1) общностью части речи производящих слов, 2) формально-семантическим единством форманта.

Под формантом (← лат. formans, formāntis – образующий) имеется в виду словообразующее средство (аффикс, группа аффиксов, сложение слов, конверсия и т.д.).

Образованное по определенной словообразовательной модели новое слово является производным (мотивированным), или дериватом. Слово, от которого данное слово образуется, является производящим (мотивирующим). Производное (мотивированное) и производящее (мотивирующее) связаны между собой отношениями производности, или мотивации. Эти отношения устанавливаются в результате словообразовательного (СО) анализа. Так, например, в результате СО анализа слова читатель устанавливается, что данное слово образовалось от слова читать, т.к. и формально и семантически слово читатель соотносится со словом читать и в наименьшей степени отличается от него: читатель – «лицо, которое читает». Значение «лицо» выражено суффиксом -тель . Сравнивая данное слово со словами аналогичного строения – исследователь, завоеватель, обозреватель, покупатель, преобразователь и др., мы устанавливаем, что оно образовалось морфологическим способом по словообразовательной модели: основа глагола +

-тель со значением лица.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 163.