Фонологическая система языка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Звуковые единицы изучаются в науке о языке в 3 аспектах:

1) артикуляционном, или биологическом;

2) акустическом (физическом);

3) собственно лингвистическом, или функциональном.

Лингвистический аспект самый важный, так как предполагает изучение звуков речи с точки зрения их функции в системе языка, т. е. с точки зрения той роли, которую они играют в процессе общения людей. Данный аспект изучения звуков называют также социальным.

Наука, изучающая звуки в функциональном аспекте, называется фонологией, а сам аспект – фонологическим.

Единицей фонологии является фонема (← греч. phōnēma – звук).

Фонема – минимальная абстрактная единица звукового строя языка, служащая для различения значимых единиц языка - морфем, слов. Фонема – это единица языка, в то время как звук является единицей речи. Фонема реализуется в речи в виде звуков.

Например, фонема <б> представлена звуками [б], [б̓ ] и [п]:

дубы - [дубы́], дубе – [ду́б̓ ь], дуб - [дуп ];

фонема <а> выступает в речи в виде звуков речи

[а], [ʌ], [ъ], [ыэ], [иэ], [ь]: касательная – [кʌса́т̓ьл̓нъь]; лошадкаʌша́ткъ], лошадей – [лъшыэд’э́i̭]; часы - [ч̓иэсы́], часовщик - [ч̓ ьсʌф͞шʼи́к].       

Две фонемы могут звучать как один звук:

<с> и <ш>: сшить – [͞шыт'];

<т> и <c> в слове детский – [д' э́ ц к' и i̭], ср. деток – [д'э́ т ъ к], курский [ку́рск̓иi̭].

Фонема – это абстрактная языковая единица, а звук – конкретная единица. Фонема не имеет значения в отличие от морфемы и слова, обладающих значением, но благодаря фонеме различаются смысловые оболочки морфем и слов. Так, например, в слове дом фонема <д> ничего не называет, но благодаря ей данное слово отличается от других слов, например: бом, ком, ром, лом, сом, том.

Таким образом, основная функция фонемы – различать смысловые оболочки слов. Такая функция называется смыслоразличительной, или сигнификативной . Фонемы называются по звуку в сильной позиции: для гласных – это позиция под ударением; для согласных - позиции перед 1) гласными, 2) сонорными и 3) [в].

Приоритет в разработке теории фонемы принадлежит русской науке. Возникновение теории фонемы связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работали Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и Николай Вячеславович Крушевский (1851-1887). Этими учеными были разработаны основные положения о фонемах как компонентах морфем, о многообразии звуков, объединенных в одну фонему, об изменениях звуков (дивергенциях) и чередованиях (альтернациях).

В советское время наиболее известными учеными, занимавшимися разработкой фонологической теории были Лев Владимирович Щерба (1880-1944) – создатель ленинградской фонологической школы (ЛФШ) и Рубен Иванович Аванесов (1902-1982) – глава московской фонологической школы (МФШ).

 

Признаки фонем

 

Способность фонем выполнять смыслоразличительную функцию связана с наличием у них различительных, или дифференциальных, признаков.

Например, у фонемы <д> имеются следующие дифференциальные признаки:

1) звонкость (ср.: [дом – том]);

2) взрывность (ср.: [дал – зал]);

3) отсутствие назальности (ср.: [дам – нам]);

4) место образования (ср.: [дал – галл]): [д] –                                          переднеязычный; [г] – заднеязычный.

Набор дифференциальных признаков в различных языках различен.

Например, дифференциальный признак твердости–мягкости в русском языке имеется (ср.: [м̓эл – м̓эл̓ ] /мел – мель/), а в других индоевропейских языках отсутствует.

Наряду с дифференциальными, различительными, признаками у фонем имеются и неразличительные, интегральные (← лат. integer – целый). Интегральными признаками являются такие признаки фонемы, по которым она не может противопоставляться другим фонемам. Интегральные признаки не являются смыслоразличительными и поэтому не могут использоваться для различения морфем и слов. Интегральным признаком является, например, глухость у фонем <ч̓, ц>. Нет в русском языке других фонем, которые бы противопоставлялись этим фонемам по признаку глухости–звонкости. Хотя сам этом признак у других фонем может быть дифференциальным, например только по этому признаку различаются фонемы <п-б: пар–бар; в-ф: вас–фас; т-д: там–дам; к-г: кот–гот> и др.

Таким образом, основная функция фонем – смыслоразличительная, или сигнификативная, – осуществляется только благодаря дифференциальным признакам фонем.

 

Перцептивная функция фонем

Наряду с сигнификативной функцией фонемы обладают перцептивной функцией. Это функция восприятия.

Перцептивная функция фонем реализуется в речи путем воздействия представляющих ее звуков на органы восприятия, т. е. органы слуха. Перцептивная функция обеспечивается акустическими и артикуляционными свойствами звуков речи, являющихся представителями, репрезентантами, фонем.

Система фонем

Состав фонем в различных языках мира различен. В кавказских языках может насчитываться до семидесяти фонем и более, в некоторых языках Австралии имеется от тринадцати до четырнадцати фонем.

В русском языке, в соответствии с МФШ, тридцать девять фонем – тридцать четыре согласных фонемы и пять гласных фонем, а в соответствии с ЛФШ – сорок три фонемы: тридцать семь согласных фонем и шесть гласных фонем.

Согласные фонемы:

б>,<б'>;<п>,<п'>;<в>,<в'>;<ф>,<ф'>;<д>,<д'>;<т>,<т'>;<ж>,

<͞ж̓>;<з>,<з'>;<л>,<л'>; <м>,<м'>;<н>,<н'>;<р>,<р'>;<с>,<с'>;<ш>,<͞ш̓>;<к>; <г>;<х>;<ц>; <ч̓>; <j>.

Спорным является присутствие в русском языке мягких заднеязычных фонем. В соответствии с Московской фонологической школой (МФШ), <к', г', х'> не являются самостоятельными фонемами. Представители Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) считают <к', г', х'> самостоятельными фонемами.

В русском языке согласные фонемы представляют собой стройную систему: они группируются в пары по признаку глухости–звонкости, твердости–мягкости:

<б – п, в – ф , д – т, з – с , ж – ш, г – к;

  б'– п', в' – ф', д' – т', з' – с',  ͞жʼ – ͞шʼ>;

<б – б', п – п', в – в', ф – ф', д – д', т – т', з – з',

с – с, ж – ͞жʼ, ш – ͞шʼ>.

Гласных фонем, по МФШ, – пять: <и, у, э, о, а>; по ЛФШ, – шесть: <и, ы, у, э, о, а>.

 

Фонемы и аллофоны

Фонема представлена в потоке речи одним или несколькими звуками, которые называются аллофонами. Фонема существует, проявляется, реализуется в конкретных звуках, называемых аллофонами. Все звуки, реализующие данную фонему в речи, все звуки, которыми данная фонема представлена в речи, являются ее аллофонами:

                                 язык → речь

                                     ↓      ↓           

                             фонема → аллофон (=звук).

Дата: 2019-04-23, просмотров: 157.