• Морально-этические;
• Социально-политические;
• Экономические;
• Административные.
• Целевая – определение приоритетов, целей и основных направлений развития национальной экономики;
• Регламентирующая – государство с помощью законодательства, нормативно-правовой базы формирует правовое поле деятельности, устанавливает для субъектов экономики правила деятельности;
• Корректирующая – распределение ресурсов в экономике с целью развития прогрессивных процессов, устранение негативных последствий, кризисных ситуаций и обеспечение нормальных социально-экономических условий жизнедеятельности общества;
• Социальная – перераспределение доходов, обеспечение социальной защиты, социальных прав и гарантий;
• Непосредственное управление нерыночным сектором экономики – производство общественных товаров и благ, регулирование государственного сектора экономики;
• Стимулирующая – создание регуляторов, эффективно влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов, и стимулирование экономических процессов в желательном для общества направлении;
• Контрольная – государственный надзор и контроль за исполнением законов, нормативных правовых актов, установленных экономических, экологических и социальных стандартов.
8. Система органов государственной власти в Российской Федерации: нормативное правовое регулирование, состав, порядок образования.
Система органов государственной власти Российской Федерации - совокупность органов РФ, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти.
Нормативное правовое регулирование:
· Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп.).
· Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О выборах Президента Российской Федерации".
· Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении".
· Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 N 229-ФЗ (ред. от 02.05.2015) "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
· Федеральный закон Российской Федерации от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
· Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Правительстве Российской Федерации".
· Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации".
· Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации".
· Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 04.11.2014) "О Верховном Суде Российской Федерации".
· Федеральный закон Российской Федерации от 10.02.1999 N 30-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О финансировании судов Российской Федерации".
· Федеральный закон Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации".
· Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О статусе судей в Российской Федерации".
Несмотря на то что органы государственной власти весьма разнообразны, в своей совокупности они представляют собой единую систему, олицетворяющую государственную власть. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех властных органов возложено на Президента РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Состав: 1ая классификация.
1. Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).
Федеральные органы государственной власти представляет собой единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей.
К числу федеральных органов относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ.
2. Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).
В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.
В органы гос власти субъектов РФ входят: см. 14 вопрос.
3. Местные органы власти
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Главное действующие лицо, осуществляющим местное самоуправление - население муниципального образования:
- непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.);
- опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц)
НПА:
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Структура:
• представительный орган муниципального образования,
• глава муниципального образования,
• местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования),
• контрольный орган муниципального образования,
• иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования независимо от способа своего избрания является органом местного самоуправления.
Исключения составляют сельские поселения с численностью избирателей менее 100 человек, где функции представительного органа выполняет сход граждан.
Ая классификация.
На федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.
Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные по наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).
Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).
Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.
Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).
Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. (Референдум.)
Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (выборы) и Совета Федерации (по 2 представителя от субъекта РФ). Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.
Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.
Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.
(Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ).
9. Президент Российской Федерации в системе органов гос.власти.
Президент Российской Федерации - ПУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Порядок образования: выборы.
Президент РФ является:
Ø Главой государства(высшее должностное лицо РФ)
Ø Гарант Конституции РФ
Ø Гарант прав и свобод человека и гражданина
Ø Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ
Ø Представитель интересов РФ на международной арене
Ø Глава (руководитель) различных комиссий, ведомств, советов
Требования президенту РФ:
1. Гражданин РФ
2. Постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет
3. Не моложе 35 лет
4. С высшим образованием
5. Отсутствие судимости
6. Правоспособность (наличие прав)
7. Дееспособность (осуществление прав)
8. Не менее 2 миллионов голосов (чуть больше 70%)
Требования к занятию должности:
1) Выборная должность
2) Принятие присяги
3) Избирается сроком на 6 лет
4) Не может занимать должность не более 2 сроков подряд
Функции:
1) Руководство и управление гос-вом
2) Назначает выборы Государственной Думы РФ;
3) Распускает Государственную Думу РФ;
4) Назначает референдум;
5) Вносит законопроекты в Государственную Думу РФ;
6) Подписывает и обнародует Федеральные законы;
7) Обращается к Федеральному Собранию РФ о положении в стране;
8) Осуществляет руководство внешней политики РФ;
9) Ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;
10) Подписывает ратификационные грамоты;
11) Решает вопросы гражданства и предоставляет политические убежища;
12). Награждает государственными наградами, присваивает почетные звания;
13). Осуществляет помилование и объявляет амнистию;
14). Издаёт указы и распоряжения;
15). Утверждает военную доктрину;
16). Назначает на высшие должности в РФ;
Полномочия:
1). Президент РФ с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
2). Принимает решение об отставке Правительства РФ;
3). Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ и ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении от должности;
4). По предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и федеральных министров;
5). Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначает других федеральных судей;
6). Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора и его заместителей, также вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и его заместителей; назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров, кроме прокуроров городских, районных и приравненных к ним.
Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки:
1). Стойкой неспособности по состоянию здоровья;
2). Отрешения от должности;
Президент РФ может быть отрешен Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением ВС и КС.
Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, если он не назначает, то назначаются и проводятся ЦИК.
НПА:
• Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп.).
• Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О выборах Президента Российской Федерации".
• Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении".
10. Федеральное Собрание Российской Федерации в системе органов гос.власти: нормативное правовое регулирование, состав, порядок образования, структура, функции, полномочия, компетенции, порядок назначения.
Федеральное собрание — высший представительный и законодательный орган России (ст. 94 Конституции РФ), Парламент Российской Федерации.
Статус Федерального собрания определен в гл. 5 Конституции Российской Федерации.
Основными функциями парламента являются:
1) представительство;
2) законотворчество;
3) контроль.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
1.Совет Федерации (основная функция – законотворчество)
Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ - МАТВИЕНКО ВАЛЕНТИНА ИВАНОВА (с 21.09.2011)
Члены Совета Федерации – сенаторы , 170 человек. По 2 человека от субъекта: 1 от законодательной и 1 от исполнит. Их формирует субъект РФ.
1) субъект РФ выдвигает 3х кандидатов (исп и законод власти)
2) кандидатов направляют в Совет Федерации
3) комиссия рассматривает и выбирает 2х из 3
+ Президент имеет право сам назначать 17 представителей
Требования к сенаторам:
*назначаемые
*не моложе 30 лет
*гражданин РФ
*проживающие 5 лет на территории РФ
*обладающие безупречной репутацией
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Структура Совета Федерации:
· Руководство
· Совет Палаты
· Комитеты Совета Федерации РФ
· Аппарат Совета Федерации РФ
ü Временные комиссии
ü Органы при Председателе Совета Федерации РФ
ü Органы при Совете Федерации РФ
ü Совет законодателей при Федеральном Собрании
Функционал:
Председатель (ведет заседания палаты; организует работу палаты; ведает внутренним распорядком палаты);
Совет Палаты (утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии; Формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации; Принимает решения о проведении парламентских слушаний);
Комитеты Совета Федерации (Разработка базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации; Разработка базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации);
Комиссии Совета Федерации (Комиссии в соответствии с направлением своей деятельности организуют парламентские слушания, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты, представители государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений);
Аппарат Совета Федерации (Осуществляет деятельность по правовому, информационно-аналитическому, редакционно-издательскому и материально-техническому обеспечению Совета Федерации; Обеспечивает подготовку материалов к заседаниям Совета Федерации, комитетов (комиссии) Совета Федерации, парламентским слушаниям; Участвует в подготовке проектов законодательных актов);
2.Государственная Дума (основная функция – обсуждение законов; может отклонить 3 раза à убирают и больше не обсуждают данный закон)
Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ - НАРЫШКИН СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (с 21.12.2011)
Члены Государственной Думы – депутаты , 450 человек (указано в конституции)
Требования к депутатам:
*выборные (процедура - выборы)
*гражданин РФ
*не менее 21 года
*имеющий право участвовать в выборах
§ Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
§ Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Гос Дума выбирается сроком на 5 лет.
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Структура ГД РФ:
Я структура. Депутаты ГД РФ
Председатель ГД РФ
Совет ГД РФ Первые заместители Председателя ГД РФ Заместители Председателя ГД РФ
Комитеты и комиссии ГД РФ
Фракции ГД:
Единая Россия
КПРФ
Справедливая Россия
ЛДПР
Я структура. Аппарат ГД РФ
Руководитель Аппарата ГД РФ
Секретариаты Руководства ГД РФ Секретариат Руководителя Аппарата ГД РФ
Аппараты фракций в ГД РФ
Аппараты комитетов ГД РФ
Управление Аппарата ГД РФ
Функционал:
Председатель (ведет заседания палаты; ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы);
Совет ГД (формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы и проект порядка работы дополнительного заседания Государственной Думы);
Комитеты и комиссии ГД (осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;)
Аппарат ГД ( правовое, информационно – аналитическое, организационное, документационное, материально – техническое и иное обеспечение деятельности Думы – организационное обеспечение подготовки и проведения собраний Думы, заседаний комитетов и комиссий, парламентских слушаний, семинаров и совещаний, иных мероприятий, проводимых Думой.
Государственная Дума РФ может быть распущена в случае:
1). После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает сам Председателя и распускает Государственную Думу и назначает новые выборы;
2). Если Государственная Дума отказывает Председателю Правительства в доверии, то Президент РФ в течение семи дней принимает решение о роспуске Гос. Думы РФ.
3). Если Государственная Дума в течении трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. (только если это не в течение года как её избрали)
Акты, регламентирующие деятельность Федерального собрания:
· Конституция РФ.
· Федеральный закон РФ от 03.12.2012 №229-ФЗ (ред. От 02.05.2015) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».
· Федеральный закон РФ от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. От 15.05.2016) « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».
· Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О порядке утверждения Советом Федерации Федерального Собрания РФ указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения».
· Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) .
· Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
· Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями и дополнениями) (Статья 7. Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения).
· Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
· Регламент Гос Думы Федерального Собрания РФ принят постановлением ГД Фед Собрания РФ от 22.01.1998г №2134- II ГД.
· Регламент Совета Федерации Фед Собрания РФ принят постановлением Совета Федерации Фед Собрания РФ
(то, что жирным, у меня обведено в листочке, регламенты и конституция дописаны в листочке)
Основными стадиями законодательного процесса являются:
1) разработка законопроекта Советом Федерации;
2) внесение законопроекта в Государственную Думу;
3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона; (3 раза, иначе не рассматривается)
4) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
5) подписание Президентом РФ и обнародование закона (если не принял, то все снова).
11. Правительство Российской Федерации в системе органов гос.власти: нормативное правовое регулирование, состав, порядок образования, структура, функции, полномочия, компетенции, порядок назначения.
Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации (ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ МЕДВЕДЕВ), заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Правительство РФ — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.
Статус Правительства и порядок его деятельности определены гл. 6 Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года (с изм. и доп.).
Формирование Правительства РФ:
Статья 111 Конституции РФ
1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
Статья 112 Конституции РФ
1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
Структура Правительства РФ:
ü Состав Правительства (председатель, заместители, фед министры)
ü Министерства и ведомства (функция – реализация определенного вида политики)
ü Аппарат Правительства (руководитель – Приходько Сергей Эдуардович) (функция – реализация основных направлений деят-ти Правительства РФ; внешней и внутренней политики)
ü Органы при Правительстве (функция – решение текущих проблем в рамках министерств)
ü Президиум Правительства РФ (функция – управление; Президиум выше Аппарата!)
Органы при Правительстве РФ:
Ø Координационные и совещательные органы
Ø Государственные фонды:
· Пенсионный фонд РФ
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
· Фонд социального страхования РФ
Ø Организации при Правительстве РФ
Ø Премии Правительства РФ
Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
Федеральные законы, регламентирующие деятельность Правительства РФ:
· Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) ( с изменениями и дополнениями);
· Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. От 14.12.2015) «О Правительстве РФ»;
· Регламент Правительства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260);
Первое Правительство 18 июня 1990 – 10 июля 1991 КПСС ( назначен Верховным Советом РСФСР).
Федеральные Министры, и соответствующие Федеральные Министерства (22 человека):
МИНИСТЕРСТВО
Ø Министр
Михаил Анатольевич Абызов
Ø Министр по развитию Дальнего Востока
Александр Сергеевич Галушка
Ø Министр природных ресурсов и экологии
Сергей Ефимович Донской
Ø Министр внутренних дел
Владимир Александрович Колокольцев
Ø Министр юстиции
Александр Владимирович Коновалов
Ø Министр по делам Северного Кавказа
Лев Владимирович Кузнецов
Ø Министр иностранных дел
Сергей Викторович Лавров
Ø Министр образования и науки
Дмитрий Викторович Ливанов
Ø Министр промышленности и торговли
Денис Валентинович Мантуров
Ø Министр культуры
Владимир Ростиславович Мединский
Ø Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Михаил Александрович Мень
Ø Министр спорта
Виталий Леонтьевич Мутко
Ø Министр связи и массовых коммуникаций
Николай Анатольевич Никифоров
Ø Министр энергетики
Александр Валентинович Новак
Ø Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Владимир Андреевич Пучков
Ø Министр финансов
Антон Германович Силуанов
Ø Министр здравоохранения
Вероника Игоревна Скворцова
Ø Министр транспорта
Максим Юрьевич Соколов
Ø Министр сельского хозяйства
Александр Николаевич Ткачёв
Ø Министр труда и социальной защиты
Максим Анатольевич Топилин
Ø Министр экономического развития
Алексей Валентинович Улюкаев
Ø Министр обороны
Сергей Кужугетович Шойгу
К федеральной собственности относится:
- федеральные дороги
- полезные ископаемые
- памятники культуры
- заповедники, парки…
- не все музеи
- здания (заводы), связанные с оборонзаказом
Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.
12. Судебная система Российской Федерации: нормативное правовое регулирование, состав, порядок образования, структура, функции, полномочия, компетенции, порядок назначения.
СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия.
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РЕГУЛИРУЮТСЯ:
ü Конституция РФ
ü от 21 июля 1994г № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
ü от 31 дек. 1996г № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»,
ü от 23 июня 1999г № 1 – ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»,
ü Законом РФ от 26 июня 1992г № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»,
ü ФЗ от 10.02.1999г № 30 – ФЗ « О финансировании судов РФ»,
ü ФКЗ от 5.02.2014г № 3 – ФКЗ « О Верховном Суде РФ»
ü Кодекс судебной этики
ü Регламент Конституционного Суда РФ
ü Регламент Верховного Суда РФ
ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ВКЛЮЧАЮТ:
основные (исключительные):
ü осуществление правосудия;
ü конституционный контроль;
вспомогательные:
ü контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;
ü обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;
ü дача разъяснений по вопросам судебной практики;
ü участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.
ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ:
ü Правосудие,
ü Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения,
ü Толкование правовых норм,
ü Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Судьи несменяемы.
Судьи неприкосновенны.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда:
а) разбирательство дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
б)рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершивших лицами, не достигшими возраста 16 лет;
в) против половой неприкосновенности и половой свободы личности и др.преступлениях, которые могут привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников в уголовном судопроизводстве либо сведений, унижающих честь и достоинство;
г)этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственных или близких лиц.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Основания для заочного судопроизводства:
а)в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного судопроизводства
б)при участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства возможно в случае неявки в суде заседания всех ответчиков
в)в случае если явившийся в суде заседания истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела.
г.1)судебное разбирательство в случае отсутствия подсудимого может быть допущено ,если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного дела в его отсутствие
г.2)в исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводится в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории РФ и(или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначает других федеральных судей.
Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.
Судебную систему Российской Федерации составляют:
1. Федеральные суды:
А) Конституционный Суд РФ
Б) Верховный Суд РФ:
* Окружные военные суды à Гарнизонные Суды
* Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов à районные суды
В) Федеральные Кассационные суды
à Арбитражные апелляционные суды
à Арбитражные суды субъектов РФ
2. Суды субъектов РФ:
А) Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
Б) Мировые судьи
Вале́рий Дми́триевич Зо́рькин российский юрист, судья и председатель Конституционного суда Российской Федерации в 1991 − 1993 гг. и с 21 марта 2003.
Вячеслав Михайлович Лебедев — судья, председатель Верховного Суда РСФСР с 26 июдя 1989, а затем Верховного Суда Российской Федерации с 1999 года.
Порядок формирования судов:
Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ:
В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:
ü Иметь гражданство Российской Федерации.
ü Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.
ü Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
ü Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
ü Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.
ü Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
ü Достижение определенного возраста:
Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет - для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)
Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности - 7 лет - для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)
Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности - 10 лет - для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда
Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности - 15 лет - для судей Конституционного суда РФ
Полномочия судей федеральных судов НЕ ОГРАНИЧЕНЫ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СРОКОМ, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 ЛЕТ, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.
ИЗ КОНСТИТУЦИИ РФ:
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (19, чтобы решение было принято(нечетное число)).
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами. ( не из конституции).
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации
ü по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
ü дает толкование Конституции Российской Федерации.
ü дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 295.