Система государственного и муниципального управления

Система государственного и муниципального управления

1. Управление в системе государственного и муниципального управления: понятие, сущность, признаки, принципы.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.

Управлять «значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть , т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

организовывать , т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм учреждения;

распоряжаться , т.е. заставлять персонал надлежаще работать;

координировать , т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

контролировать , т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям». А. Файоль

1. Разделение труда. Цель разделения труда — повысить количество и качество производства при затрате тех же усилий.

2. Власть – ответственность. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, — сопровождающей ее действие.

3. Дисциплина. Это, по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.

4. Единство распорядительства (командования). Служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

5. Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общему. Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего

8. Централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе; она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителей и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда.

9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Иерархическая колея — это тот путь, по которому — проходя все ступени — следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей.

10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте.

11. Справедливость.

12. Постоянство состава персонала. Служащему нужно известное время, чтобы освоиться с новой функцией и научиться ее успешно выполнять, — если, конечно, он обладает необходимыми для этого качествами.

13. Инициатива. Создать план и обеспечить его успех — вот что может дать одно из живейших удовлетворений интеллигентному человеку; в то же время это — могущественный стимул к деятельности.

14. Единение персонала. В единении — сила. Над этим изречением не мешает задуматься руководителям предприятий. Гармония, единение персонала предприятия — большая сила в предприятии. Стало быть, надо стремиться ее установить.

Признаки управления

наличие механизмов самоуправления и самоорганизации

целеполагание

органическая связь, взаимозависимость субъекта и объекта управления

нормы, правила, культурные образцы поведения

власть

наличие иерархии в системе управления

право и обязанность руководителя принимать управленческие решения

результаты, последствия управления

2. Теория государственного управления: понятие, сущность, школы научного управления и признаки.

Теория государственного управления - это политико-правовая и социальная наука. Таково же свойство ее собственных понятий. Они характеризуют явления и процессы, в сущности которых сплетены воедино признаки политического и социального. Как это воплощается, например, в основополагающей категории «государство».
Предметная область теории государственного управления слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства и общества как субъекта и объекта управления и самоуправления.
Для чего нужна теория государственного управления?
Органы государственной власти в современном обществе это организующий и управляющий центр бесконечно многообразной жизнедеятельности миллионов людей. Это мозговой блок, от которого в решающей степени зависит способность общества к самоорганизации и жизненной активности как самостоятельной материальной системы. Любую страну можно сравнить с великим кораблем, движимым работой многочисленных гребцов. У штурвала корабля-государства выделившаяся из массы населения группа людей, взявших на себя труд вести судно безопасным курсом по океану человеческой истории. Корабль будет идти полным ходом, если энергия каждого из гребцов соединится в единую могущественную силу, преодолевающую силу встречных океанских волн и мирового ветра, если управляющие кораблем и работой команды гребцов будут следовать показаниям компаса, руководствоваться знанием правил общественно-исторической навигации.

Категории гос управления:

- Социальное управление

- Общественное управление

- Муниципальное управление

- Государственное управление

 

3. Государственное управление как общественный институт: понятие, категории, свойства, виды.

Государственное управление - область практической деятельности, связанная с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни.

Государственное управление – организационно-правовой процесс функционирования государственно-властного механизма.

Государственное управление – вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть;

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнь людей в целях ее упорядочивания, сохранения преобразований, опирающееся на его властную силу.

Категории в теории государственного управления:

Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Общественное управление

Осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным административно-правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Муниципальное управление

Выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.

Государственное управление

как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

Свойства государственного управления:

- властная сила – государство оказывает влияние на общество и выступает в качестве субъекта управления.

 - государственная власть – государство потому является государством, и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть по отношению к людям.

- распространимость на все общество – это специфическое свойство государственного управления, которое распространяется на общество, а также за его пределы в рамках проводимой государственной внешней политики.

Виды государственного управления:

1.В зависимости от роли, места человека, общества как объекта управления:

-демократическое управление;

-авторитарное управление.

2.По критерию использования различных форм собственности и владения имуществом:

-федеральное управление (закреплено Конституцией);

-региональное управление;

-муниципальное управление;

-частное (корпоративное) управление.

3.По воздействию на управляемый объект:

-отраслевое (функциональное);

-территориальное.

 4.По способу учета интересов объектов управления:

-административное управление (воздействие с помощью разрешения, запрета, принуждения);

-экономическое управление (базируется на использовании механизмов финансовой и кредитно-денежной политики).

5.В зависимости от срока исполнения принимаемого решения:

-стратегическое управление (определение долгосрочной ориентации по решению вопросов);

-тактическое управление (выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок);

-оперативное управление (решение текущих вопросов).

4. Функции и методы государственного управления.

Функции государственного управленияэто виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей.

Общие функции государственного управления:

-анализ;

-целеполагание;

-прогнозирование;

-планирование и программирование;

-организация;

-координация;

-мотивация (стимулирование);

-контроль;

-регулирование.




Федеральные законы

Регулируют общие вопросы функционирования государственных органов (например, законы о государственной службе: «О государственной гражданской службы Российской Федерации», «О системе государственной службы Российской Федерации» и т.д.).

Определяют статус и направления деятельности отдельных государственных органов (федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации» и т.д.).

Определяют специальные виды деятельности государственных органов (федеральные законы «О полиции», «О воинской обязанности и военной службе», «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и др.);

Определяют статус лиц, занимающих различные государственные должности (федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О судебных приставах» и т.д.).

Указы

•регламентируют частные или повседневные вопросы организации работы государственных органов.

•На основе указов Президента РФ утверждаются: положения об органах исполнительной власти, реестр государственных должностей федеральной государственной службы, порядок назначения на государственные должности государственной службы и присвоения квалификационных чинов, порядок аттестации государственных служащих, структура федеральных органов исполнительной власти и многое другое.

Нормативные акты по вопросам государственного управления Правительства РФ:

•Постановления;

•Распоряжения;

•Правила;

•Положения и др.

•Регламент Правительства РФ, Постановление Правительства РФ «О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях» и др.

+ Постановления Конституционного Суда РФ также входят в систему федеративного законодательства.

2)Региональное (законодательство субъектов Федерации)

•Конституции или уставы субъектов РФ;

•законы, принимаемые субъектами РФ для организации работы своих органов государственной власти, указы глав субъектов РФ и т.д.

6. Государственная власть: понятие, признаки, субъекты, объекты.

Состав: 1ая классификация.

1. Федеральные органы государственной власти осуществляют полномочия в рамках предметов исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ч. I ст. 72 Конституции РФ). Их деятельность охватывает собой всю территорию Российской Федерации, а их решения обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в России. Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ (ч. 4 ст. 78 Конституции РФ).

Федеральные органы государственной власти представляет собой единство взаимосвязанных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих ветвей.

К числу федеральных органов относятся: Президент РФ, Федеральное Собрание России (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и федеральные суды обшей юрисдикции, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, прокуратура РФ, Конституционное Собрание, ЦИК РФ.

 

2. Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в каждом из входящих в состав России субъектов. Их полномочия касаются предметов ведения субъектов РФ и той части предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, которые отнесены федеральным законом к компетенции субъекта РФ. Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ они обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

В отличие от федеральных органов государственной власти органы государственной власти субъектов РФ принимают решения, которые обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений в рамках соответствующего субъекта.

В органы гос власти субъектов РФ входят: см. 14 вопрос.

3. Местные органы власти

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Главное действующие лицо, осуществляющим местное самоуправление - население муниципального образования:

- непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.);

- опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц)

НПА:

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Структура:
• представительный орган муниципального образования,

 • глава муниципального образования,

• местная администрация (исполнительно- распорядительный орган муниципального образования),

• контрольный орган муниципального образования,

• иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования независимо от способа своего избрания является органом местного самоуправления.

Исключения составляют сельские поселения с численностью избирателей менее 100 человек, где функции представительного органа выполняет сход граждан.

 




Ая классификация.

На федеральном уровне и на уровне субъектов РФ выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Федеральным законодательным органом является Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Субъекты РФ формируют собственные законодательные органы, различные по наименованию и структуре, исходя из исторических, национальных и иных традиций (Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан, Народный Хурал Республики Бурятия, Государственный Совет — Хасэ Республики Адыгея и т. д.).

Система федеральных исполнительных органов включает в себя Правительство РФ и иные органы исполнительной власти, состав и структура которых определяются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ (ч. 1 сг. 112 Конституции РФ). К числу последних относятся федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В систему исполнительных органов субъектов РФ входят высшие должностные лица субъектов РФ (президенты республик; губернаторы, главы администраций других субъектов), а также правительства (кабинеты министров, администрации).

Судебные органы (суды) объединяются в судебную систему. Согласно Закону «О судебной системе Российской Федерации» ее составляют федеральные суды и суды субъектов РФ. К федеральным судам относятся Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции.

Судами субъектов РФ являются их конституционные (уставные) суды и мировые судьи (ч. 3, 4 ст. 4 указанного Закона).

 

Президент Российской Федерации — глава государства, то есть должностное лицо, занимаю­щее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необоходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее беспе­ребойно действовать всему государственному механизму. (Референдум.)

Федеральной Собрание РФ — парламент Российской Федерации — является представитель­ным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом оно соединяет в себе функции общенационального предствительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (выборы) и Совета Федерации (по 2 представителя от субъекта РФ). Совет Федерации формирует­ся из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство испол­нительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Предсе­датель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Фе­дерации» существует следующая система судов.

(Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ).

 

 

9. Президент Российской Федерации в системе органов гос.власти.

Президент Российской Федерации - ПУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Порядок образования: выборы.

Президент РФ является:

Ø Главой государства(высшее должностное лицо РФ)

Ø Гарант Конституции РФ

Ø Гарант прав и свобод человека и гражданина

Ø Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ

Ø Представитель интересов РФ на международной арене

Ø Глава (руководитель) различных комиссий, ведомств, советов

Требования президенту РФ:

1. Гражданин РФ

2. Постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет

3. Не моложе 35 лет

4. С высшим образованием

5. Отсутствие судимости

6. Правоспособность (наличие прав)

7. Дееспособность (осуществление прав)

8. Не менее 2 миллионов голосов (чуть больше 70%)

Требования к занятию должности:

1) Выборная должность

2) Принятие присяги

3) Избирается сроком на 6 лет

4) Не может занимать должность не более 2 сроков подряд

Функции:

1) Руководство и управление гос-вом

2) Назначает выборы Государственной Думы РФ;

3) Распускает Государственную Думу РФ;

4) Назначает референдум;

5) Вносит законопроекты в Государственную Думу РФ;

6) Подписывает и обнародует Федеральные законы;

7) Обращается к Федеральному Собранию РФ о положении в стране;

8) Осуществляет руководство внешней политики РФ;

9) Ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;

10) Подписывает ратификационные грамоты;

11) Решает вопросы гражданства и предоставляет политические убежища;

12). Награждает государственными наградами, присваивает почетные звания;

13). Осуществляет помилование и объявляет амнистию;

14). Издаёт указы и распоряжения;

15). Утверждает военную доктрину;

16). Назначает на высшие должности в РФ;

 

Полномочия:

1). Президент РФ с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;

2). Принимает решение об отставке Правительства РФ;

3). Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ и ставит вопрос перед Государственной Думой об освобождении от должности;

4). По предложению Председателя Правительства назначает и освобождает от должности заместителей и федеральных министров;

5). Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначает других федеральных судей;

6). Представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора и его заместителей, также вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора и его заместителей; назначает и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров, кроме прокуроров городских, районных и приравненных к ним.

Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки:

1). Стойкой неспособности по состоянию здоровья;

2). Отрешения от должности;

Президент РФ может быть отрешен Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением ВС и КС.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации, если он не назначает, то назначаются и проводятся ЦИК.

НПА:

• Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп.).
• Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О выборах Президента Российской Федерации".
• Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О военном положении".

 

 

10. Федеральное Собрание Российской Федерации в системе органов гос.власти: нормативное правовое регулирование, состав, порядок образования, структура, функции, полномочия, компетенции, порядок назначения.

Федеральное собрание — высший представительный и законодательный орган России (ст. 94 Конституции РФ), Парламент Российской Федерации.

Статус Федерального собрания определен в гл. 5 Конституции Российской Федерации.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

1.Совет Федерации (основная функция – законотворчество)

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ - МАТВИЕНКО ВАЛЕНТИНА ИВАНОВА (с 21.09.2011)

Члены Совета Федерации – сенаторы , 170 человек. По 2 человека от субъекта: 1 от законодательной и 1 от исполнит. Их формирует субъект РФ.

1) субъект РФ выдвигает 3х кандидатов (исп и законод власти)

2) кандидатов направляют в Совет Федерации

3) комиссия рассматривает и выбирает 2х из 3 

+ Президент имеет право сам назначать 17 представителей

Требования к сенаторам:

*назначаемые

*не моложе 30 лет

*гражданин РФ

*проживающие 5 лет на территории РФ
*обладающие безупречной репутацией

 

К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

Структура Совета Федерации:

· Руководство

· Совет Палаты

· Комитеты Совета Федерации РФ

· Аппарат Совета Федерации РФ

ü Временные комиссии

ü Органы при Председателе Совета Федерации РФ

ü Органы при Совете Федерации РФ

ü Совет законодателей при Федеральном Собрании

Функционал:

Председатель (ведет заседания палаты; организует работу палаты; ведает внутренним распорядком палаты);

Совет Палаты (утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии; Формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации; Принимает решения о проведении парламентских слушаний);

Комитеты Совета Федерации (Разработка базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации; Разработка базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации);

Комиссии Совета Федерации (Комиссии в соответствии с направлением своей деятельности организуют парламентские слушания, на которые могут приглашаться члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты, представители государственных и общественных органов и организаций, научных учреждений);

Аппарат Совета Федерации (Осуществляет деятельность по правовому, информационно-аналитическому, редакционно-издательскому и материально-техническому обеспечению Совета Федерации; Обеспечивает подготовку материалов к заседаниям Совета Федерации, комитетов (комиссии) Совета Федерации, парламентским слушаниям; Участвует в подготовке проектов законодательных актов);

 

2.Государственная Дума (основная функция – обсуждение законов; может отклонить 3 раза à убирают и больше не обсуждают данный закон)

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ - НАРЫШКИН СЕРГЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ (с 21.12.2011)

Члены Государственной Думы – депутаты , 450 человек (указано в конституции)

Требования к депутатам:

*выборные (процедура - выборы)

*гражданин РФ

*не менее 21 года

*имеющий право участвовать в выборах

§ Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

§ Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Гос Дума выбирается сроком на 5 лет.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.




Структура ГД РФ:

Я структура. Депутаты ГД РФ

Председатель ГД РФ

Совет ГД РФ      Первые заместители Председателя ГД РФ   Заместители Председателя ГД РФ

Комитеты и комиссии ГД РФ

Фракции ГД:

Единая Россия

КПРФ

Справедливая Россия

ЛДПР

Я структура. Аппарат ГД РФ

Руководитель Аппарата ГД РФ

Секретариаты Руководства ГД РФ                                     Секретариат Руководителя Аппарата ГД РФ

Аппараты фракций в ГД РФ

Аппараты комитетов ГД РФ

Управление Аппарата ГД РФ

Функционал:

Председатель (ведет заседания палаты; ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией Российской Федерации и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом; организует работу Совета Государственной Думы; осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы);
Совет ГД
(формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию; формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы и проект порядка работы дополнительного заседания Государственной Думы);

Комитеты и комиссии ГД (осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;)

Аппарат ГД ( правовое, информационно – аналитическое, организационное, документационное, материально – техническое и иное обеспечение деятельности Думы – организационное обеспечение подготовки и проведения собраний Думы, заседаний комитетов и комиссий, парламентских слушаний, семинаров и совещаний, иных мероприятий, проводимых Думой.

Государственная Дума РФ может быть распущена в случае:

1). После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает сам Председателя и распускает Государственную Думу и назначает новые выборы;

2). Если Государственная Дума отказывает Председателю Правительства в доверии, то Президент РФ в течение семи дней принимает решение о роспуске Гос. Думы РФ.

3). Если Государственная Дума в течении трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. (только если это не в течение года как её избрали)

Акты, регламентирующие деятельность Федерального собрания:

· Конституция РФ.

· Федеральный закон РФ от 03.12.2012 №229-ФЗ (ред. От 02.05.2015) «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ».

· Федеральный закон РФ от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. От 15.05.2016) « О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

· Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О порядке утверждения Советом Федерации Федерального Собрания РФ указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения».

· Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) .

· Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

· Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с изменениями и дополнениями) (Статья 7. Утверждение Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения).

· Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

· Регламент Гос Думы Федерального Собрания РФ принят постановлением ГД Фед Собрания РФ от 22.01.1998г №2134- II ГД.

· Регламент Совета Федерации Фед Собрания РФ принят постановлением Совета Федерации Фед Собрания РФ

(то, что жирным, у меня обведено в листочке, регламенты и конституция дописаны в листочке)

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) разработка законопроекта Советом Федерации;

2) внесение законопроекта в Государственную Думу;

3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона; (3 раза, иначе не рассматривается)

4) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

5) подписание Президентом РФ и обнародование закона (если не принял, то все снова).

 

11.  Правительство Российской Федерации в системе органов гос.власти: нормативное правовое регулирование, состав, порядок образования, структура, функции, полномочия, компетенции, порядок назначения.

Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации (ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ МЕДВЕДЕВ), заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Правительство РФ — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Статус Правительства и порядок его деятельности определены гл. 6 Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года (с изм. и доп.).

Формирование Правительства РФ:

Статья 111 Конституции РФ

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Статья 112 Конституции РФ

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Структура Правительства РФ:

ü Состав Правительства (председатель, заместители, фед министры)

ü Министерства и ведомства (функция – реализация определенного вида политики)

ü Аппарат Правительства (руководитель – Приходько Сергей Эдуардович) (функция – реализация основных направлений деят-ти Правительства РФ; внешней и внутренней политики)

ü Органы при Правительстве (функция – решение текущих проблем в рамках министерств)

ü Президиум Правительства РФ (функция – управление; Президиум выше Аппарата!)

Органы при Правительстве РФ:

Ø Координационные и совещательные органы

Ø Государственные фонды:

· Пенсионный фонд РФ

· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

· Фонд социального страхования РФ

Ø Организации при Правительстве РФ

Ø Премии Правительства РФ

 

Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Федеральные законы, регламентирующие деятельность Правительства РФ:

· Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) ( с изменениями и дополнениями);

· Федеральный конституционный закон РФ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. От 14.12.2015) «О Правительстве РФ»;

· Регламент Правительства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260);

 

Первое Правительство 18 июня 1990 – 10 июля 1991 КПСС ( назначен Верховным Советом РСФСР).

Федеральные Министры, и соответствующие Федеральные Министерства (22 человека):


МИНИСТЕРСТВО

Ø Министр

Михаил Анатольевич Абызов

Ø Министр по развитию Дальнего Востока

Александр Сергеевич Галушка

Ø Министр природных ресурсов и экологии

Сергей Ефимович Донской

Ø Министр внутренних дел

Владимир Александрович Колокольцев

Ø Министр юстиции

Александр Владимирович Коновалов

Ø Министр по делам Северного Кавказа

Лев Владимирович Кузнецов

Ø Министр иностранных дел

Сергей Викторович Лавров

Ø Министр образования и науки

Дмитрий Викторович Ливанов

Ø Министр промышленности и торговли

Денис Валентинович Мантуров

Ø Министр культуры

Владимир Ростиславович Мединский

Ø Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Михаил Александрович Мень

Ø Министр спорта

Виталий Леонтьевич Мутко

Ø Министр связи и массовых коммуникаций

Николай Анатольевич Никифоров

Ø Министр энергетики

Александр Валентинович Новак

Ø Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Владимир Андреевич Пучков

Ø Министр финансов

Антон Германович Силуанов

Ø Министр здравоохранения

Вероника Игоревна Скворцова

Ø Министр транспорта

Максим Юрьевич Соколов

Ø Министр сельского хозяйства

Александр Николаевич Ткачёв

Ø Министр труда и социальной защиты

Максим Анатольевич Топилин

Ø Министр экономического развития

Алексей Валентинович Улюкаев

Ø Министр обороны

Сергей Кужугетович Шойгу

К федеральной собственности относится:

- федеральные дороги

- полезные ископаемые

- памятники культуры

- заповедники, парки…

- не все музеи

- здания (заводы), связанные с оборонзаказом

 

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.
После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы.

12. Судебная система Российской Федерации: нормативное правовое регулирование, состав, порядок образования, структура, функции, полномочия, компетенции, порядок назначения.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА - упорядоченная законом совокупность судов различных уровней, предназначенная для осуществления правосудия.

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ РЕГУЛИРУЮТСЯ:

ü Конституция РФ

ü от 21 июля 1994г № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»,

ü от 31 дек. 1996г № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»,

ü от 23 июня 1999г № 1 – ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»,

ü Законом РФ от 26 июня 1992г № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»,

ü ФЗ от 10.02.1999г № 30 – ФЗ « О финансировании судов РФ»,

ü ФКЗ от 5.02.2014г № 3 – ФКЗ « О Верховном Суде РФ»

ü Кодекс судебной этики

ü Регламент Конституционного Суда РФ

ü Регламент Верховного Суда РФ

ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ВКЛЮЧАЮТ:
основные (исключительные):

ü осуществление правосудия;

ü конституционный контроль;

вспомогательные:

ü контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

ü обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

ü дача разъяснений по вопросам судебной практики;

ü участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

ФУНКЦИИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ:

ü Правосудие,

ü Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения,

ü Толкование правовых норм,

ü Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Создание чрезвычайных судов не допускается.

 

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Судьи несменяемы.

Судьи неприкосновенны.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Закрытое судебное разбирательство допускается в случаях, когда:

а) разбирательство дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

б)рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершивших лицами, не достигшими возраста 16 лет;

в) против половой неприкосновенности и половой свободы личности и др.преступлениях, которые могут привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников в уголовном судопроизводстве либо сведений, унижающих честь и достоинство;

г)этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственных или близких лиц.

 

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

Основания для заочного судопроизводства:

а)в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного судопроизводства

б)при участии в деле нескольких ответчиков рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства возможно в случае неявки в суде заседания всех ответчиков

в)в случае если явившийся в суде заседания истец не согласен на рассмотрение дела в порядке заочного судопроизводства, в отсутствие ответчика, суд откладывает рассмотрение дела.

г.1)судебное разбирательство в случае отсутствия подсудимого может быть допущено ,если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного дела в его отсутствие

г.2)в исключительных случаях судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях может проводится в отсутствие подсудимого, который находится за пределами территории РФ и(или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу.

 

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ; назначает других федеральных судей.

Совет Федерации назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации.

 

Судебную систему Российской Федерации составляют:

1. Федеральные суды:

А) Конституционный Суд РФ

Б) Верховный Суд РФ:

* Окружные военные суды à Гарнизонные Суды

* Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов à районные суды

В) Федеральные Кассационные суды

à Арбитражные апелляционные суды

à Арбитражные суды субъектов РФ

2. Суды субъектов РФ:

А) Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

Б) Мировые судьи

 

Вале́рий Дми́триевич Зо́рькин российский юрист, судья и председатель Конституционного суда Российской Федерации в 1991 − 1993 гг. и с 21 марта 2003.


Вячеслав Михайлович Лебедев — судья, председатель Верховного Суда РСФСР с 26 июдя 1989, а затем Верховного Суда Российской Федерации с 1999 года.

 

Порядок формирования судов:

Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.

 

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ:

В соответствие со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», кандидат на должность судью должен обладать следующим правовым статусом и умениями:

ü Иметь гражданство Российской Федерации.

ü Не иметь судимости и не быть судимым, не подвергаться уголовному преследованию.

ü Не иметь гражданство иного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

ü Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

ü Не состоять на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

ü Не иметь иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

ü Достижение определенного возраста:

Возраст минимум 25 лет, стаж по юридической специальности -5 лет - для судей судов основного звена (судьи арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировой судья.)

Возраст минимум 30 лет, стаж по юридической специальности - 7 лет - для судей судов среднего звена (судьи верховного суда республики, краевых, областных судов, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда.)

Возраст минимум 35 лет, стаж по юридической специальности - 10 лет - для судей Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда

Возраст минимум 40 лет, стаж по юридической специальности - 15 лет - для судей Конституционного суда РФ

Полномочия судей федеральных судов НЕ ОГРАНИЧЕНЫ ОПРЕДЕЛЕННЫМ СРОКОМ, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 ЛЕТ, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

ИЗ КОНСТИТУЦИИ РФ:

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей (19, чтобы решение было принято(нечетное число)).

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров, Финансового управления и Управления делами. ( не из конституции).

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

 

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

 

Конституционный Суд Российской Федерации

ü по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

ü дает толкование Конституции Российской Федерации.

ü дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.








Правовые основы:

1. Конституция РФ

2. Устав (ОСНОВНОЙ ЗАКОН) Томской области от 26.07.1995 N 136

3 Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Состав:

Губернатор Томской области: Жвачкин Сергей Анатольевич.

Администрация Томской области является высшим исполнительным органом государственной власти Томской области и состоит из Губернатора Томской области и подчиненных ему органов управления и структурных подразделений. Обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и финансируется из областного бюджета.

Администрация области осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, актов, принятых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Томской области.

Законодательная власть в Томской области осуществляется населением области посредством референдума и свободно избранным законодательным органом власти области.

Постоянно действующим высшим и единственным законодательным органом государственной власти Томской области является Законодательная Дума Томской области.

Дума реализует свои полномочия путем принятия законов, постановлений, заявлений, обращений, а также посредством контрольной деятельности.

Решения Думы оформляются постановлениями, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Председатель Думы – Козловская Оксана Витальевна

Представитель в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от Администрации Томской области – Кресс Виктор Мельхиорович

Избирательная комиссия Томской области обеспечивает соблюдение и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации на территории Томской области, в органы государственной власти Томской области, референдума Томской области, проведении муниципальных выборов, местных референдумов. Также участвует в реализации мероприятий федеральных и региональных целевых программ по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов, совершенствованию избирательной системы, в решении иных вопросов.

Деятельность Избирательной комиссии Томской области осуществляется открыто, гласно и коллегиально, а принятые решения подлежат официальному опубликованию.

Председатель ЦИК ТО – Юсубов Эльман Сулейманович

Уполномоченный по правам человека в Томской области
Карташова Елена Геннадьевна

Цели:

Содействие государственной защите прав и свобод граждан в Томской области, их соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления Томской области, их должностными лицами.

Задачи:

· организация и осуществление контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления Томской области, их должностными лицами;

· содействие восстановлению нарушенных прав граждан;

· содействие совершенствованию законодательства Томской области в части соблюдения прав человека;

· информирование жителей Томской области о положении в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека;

· содействие совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

· содействие координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области в обеспечении и защите прав и свобод человека и гражданина в Томской области.


Уполномоченный по правам ребенка в Томской области
Эфтимович Людмила Евгеньевна
Основные задачи Уполномоченного по правам ребенка в Томской области:

- содействие реализации прав и законных интересов ребенка;

- содействие восстановлению и защите нарушенных прав и законных интересов ребенка;

- содействие совершенствованию законодательства Томской области в сфере обеспечения и защиты прав и законных интересов ребенка;

- содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- участие в разработке мероприятий, направленных на усиление социальной защиты детей на территории Томской области;

- правовое просвещение по вопросам прав ребенка, форм и методов защиты прав и законных интересов ребенка.





Задачи:

· содействие восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности;

· правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности в вопросах, принадлежащих им прав и способов их защит;

· содействие улучшению делового и инвестиционного климата в Томской области;

· информирование общественности Томской области о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Томской области;

· осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности исполнительными органами государственной власти Томской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области:

· взаимодействие с предпринимательским сообществом;

· содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

· участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.

 

15. Муниципальное управление: понятие, нормативное правовое регулирование, функции, методы, задачи.

Муниципальное управление - деятельность муниципальных органов и должностных лиц, направленная на решение определенных задач в рамках исполнения ими своих полномочий.

Муниципальное управление осуществляют органы местного самоуправления (муниципального управления) и муниципальные должностные лица.

Муниципальная власть- это система управления городом или селом (сельской территорией), предназначена для их развития и защиты, удовлетворения гражданами города, села, сельской территории своих потребителей, организация выполнения функционального предназначения города, села (сельской территории), включая сюда и их обязанности перед государством.

Цель:

Главной целью муниципального управления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.

Швейцария:

Парламентский уровень:

• эффективность структуры программы;

• эффективность управления программой со стороны Правительства и Парламента;

• стратегия программы.

Уровень Правительства и Министерств :

• эффективность коммуникаций между ведомствами и министерствами;

• оценка финансовых и иных показателей деятельности и прочее.

США : Program rating assessment tool (PART)

• структура программы и ее цели;

• стратегическое планирование;

• управление программой;

• достигнутые результаты.

Япония:

• метод «проектных оценок» (эффективность менеджмента, общие расходы);

• метод «измерений» (аналитика и прогнозы, соотношение «цели – затраты»);

• метод «оценок программы» (выгода и польза, «как данная программа решит те или иные проблемы общества?»)

 

31. Государственный менеджмент.

Государственное управление (государственный менеджмент) - это особый вид деятельности органов государственной власти (субъект управления) с целью:

1)достижение общих целей определенной социальной системы (объекта управления);

2)согласованности интересов между отдельными сегментами социальной системы (объект управления);

3)поддержка целостности и стойкости социальной системы (объекта управления);

4)обеспечение оптимального функционирования и пропорционального развития социальной системы

Отличие менеджмента от управления характеризуется наличием специального профессионального образования в определенной сфере деятельности.

 

 

Управленческое решение:

1)выбор альтернативы при осуществлении Управленческой деятельности;

2)один из основных результатов деятельности субъекта управления, направленной на объект управления с целью достижения определенных целей управления;

3) особенный процесс человеческой деятельности направленный на выбор наилучшего варианта действий при осуществлении управления;

4)существенная часть управленческого процесса с последовательными этапами выявления и диагностирования проблемных ситуаций, разработкой

альтернатив и выбором одной из них, которая больше всего удовлетворяет выходу из ситуации, которая сложилась;

5) социальный акт, в котором в логической форме (текстуальная модель) выражены влияния управленческих звеньев (государственных органов,

должностных лиц) на общественную систему (управляемые объекты), необходимые для достижения поставленных целей, обеспечения интересов и

удовлетворения соответствующих потребностей в управлении;

6) разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений.

7) акт осуществления управленческого воздействия, средство выражения и способ регулирования управленческих отношений в конкретно-исторических

условиях и социальной среде.

Общие методы

ОБЩИЕ ФОРМАЛЬНЫЕ:

*системный анализ, который служит методологией разрешения больших проблем; *линейное программирование. 

ОБЩИЕ НЕФОРМАЛЬНЫЕ:

*способы принятия решений на основе управленческого и жизненного опыта; *рефлексии; *интуиции.

Локальные методы

*Методы выявления проблемы и постановки цели решения; 

*Методы сбора и обработки информации, необходимой для принятия решения;

*Методы анализа вариантов будущего решения, выбора и обоснования оптимального;

*Методы санкционирования отобранного варианта решения; 

*Методы организации выполнения и контроля за процессом его выполнения.

Классификация методов по способом принятия управленческих решений:

*индивидуальные; *групповые (коллективные).

СТИЛИ принятия управленческих решений по модели Врума-Итома-Яго 

*авторитарный *консультативный *групповой

Методы группового принятия решений:

*коллективное обсуждение проблем при условии полной свободы предложения проектов решения. Способствует открытости процесса группового принятия решений. Особенно пригоден при решении нестандартных проблем, которые требуют новаторских, творческих решений

*условно групповой метод. Он отличается от предыдущего ограничением межличностного общения в процессе принятия решений. Здесь преобладают индивидуальные усилия членов группы в разработке решений. Этот метод способствует достижению соглашения без особенных острых дискуссий обсуждений

*метод экспертных оценок «Дельфи» (класс методов групповых экспертных оценок, впервые примененных в США в 1964 г.). Он применяется в том случае, когда члены группы физически не могут присутствовать в одном месте 

Преимущества групповых методов принятия решений:

*преобладает индивидуальный по объему знаний и информации, которые влияют на решения. Для решения сложных проблем групповое решение наилучшее 

* позволяет выдвинуть больше перспектив и рассмотреть больше альтернатив, соответствует характеру демократического общества 

*имеет определенные коммуникативные преимущества в донесении решений ко всем заинтересованным сторонам, что способствует его более широкому пониманию

Методы принятия решений , применяемые в условиях неопределенности:

Формальные методы, которые используются для выявления проблем и постановки цели решения: *метод Монте-Карло *«мозговой штурм» *теория игр 

Неформальные методы *интуитивно-логического мышления на основе имеющихся знаний, опыта, рефлексии, *экспертные методы (метод Дельфи) *методы имитационного моделирования

34. Принятие управленческих решений на трех видах управления: сущность, характеристика, параметры.

Управленческое решение

*разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений. 

*акт осуществления управленческого воздействия, средство выражения и способ регулирования управленческих отношений в конкретно-исторических условиях и социальной среде.

Уровни принятия решений:

*Политический; *Макроэкономический; *Административного управления.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ

*обусловлено необходимостью совмещения доминирующих ценностей и целей общества и правящего режима с решением конкретных управленческих задач. 

*деятельность нацелена на консолидацию акций всех контрагентов власти вокруг определенных задач. 

*группа руководящих лиц (отдельное лицо) способна задать принципы, направить или же придать окончательную форму всему комплексному процессу разработки решения. 

*не только снижает структурные недостатки системы государственного управления, но и одновременно повышает риски принятия решений.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ

*интеграция общества как социально-экономического целого и предоставление населению определенного круга услуг. 

*ориентируется на постановку целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании государственных средств.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ

*Управленческая задача - сохранение (развитие) организационной структуры системы государственного управления и поддержании непосредственных контактов органов управления с гражданами как потребителями оказываемых государством услуг. 

*Выполняет вспомогательные задачи. 

*Поддерживаются внутри- и межорганизационные взаимоотношения исполнительных и законодательных структур, организационно обеспечиваются внутриведомственные процессы подготовки, обсуждения и согласования проектов, прохождение документов по различным этапам управления и иные аспекты управленческих отношений подобного типа.

35. Государственные решения: сущность, виды, реализация, требования.

Государственные решения
- государственное веление с целью урегулирования (упорядочения, разрешения и т.д.) общественных отношений, затрагивающих разнообразные проявления жизни и деятельности человека- гражданина в обществе-государстве.
- потребность в их документировании, должной фиксации и общезначимой удостоверенности фактов, событий и состояний.
Принятие (издание, обнародование) государственных решений в документальной форме - способ письменного сообщения (передачи) информации, необходимой для управления и иных видов деятельности.
Документ — письменная форма управленческого решения, акт — разновидность документа.

Документирование
- предполагает соблюдение установленных правил записи и оформления управленческих решений.
Надлежащее соблюдение таких правил придает официальное выражение и юридическую силу.
Юридическая сила — свойство обязательности исполнения решений, содержащихся в официальном документе (в теории государства и права — правовой акт), сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

Придание документу юридической силы, подтверждение факта его издания — главное назначение процедуры регистрации.
Регистрация обеспечивается установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов — обязательных элементов оформления документов (в том числе наименование документа, его номер, дата принятия, гриф утверждения, сведения о подписавшем: название должности и фамилия, печать и др.).

ВИДЫ (Принятие решений в органах государственного управления):

1. Решения, требующие основательных разработок и исследований. Это перспективные и годовые планы социального развития территорий, отдельных отраслей муниципальной экономики, жилищного и социально-культурного строительства, охраны окружающей среды и т.д. 

2. Решения по текущим проблемам развития и регулирования социальной инфраструктуры. 

3. Решения, связанные с устойчивыми и регулярными процессами (подготовка к зиме, организация летнего отдыха населения), и процессами, имеющими длительный характер (решение проблем занятости, жилищная проблема и т.п.).

 

Управленческие решения бывают письменные и устные.

Управленческие акты государственных органов и должностных лиц:

*выраженные в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся управленческие положения. 

*государственные решения, которые всегда содержат указание на ответственность за их нарушение (кодекс об административных правонарушениях, уголовный, таможенный, налоговый и др.)

*судебные решения, которые по российскому праву выносятся в виде приговоров по уголовным, арбитражным и административным делам либо в виде постановлений органа судебной власти (суда), чем заканчивается рассмотрение и разрешение гражданских дел по существу, а также по делам, рассмотренным в процессе конституционного судопроизводства.

Юридический вариант управленческого решения:

*представляет собой правовой акт управления, который есть разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе государственноуправленческой деятельности органов власти (должностных лиц). 

*отражает определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение. 

*Правовой акт управления издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (приказ в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления).

ПОВЕЛЕНИЯ. не обязательно выражаемые в форме письменного акта (сигнал сирены, светофора, свисток постового милиционера, дорожный знак и т.п.)

 









Требования к правовым документам:

а) правильное формулирование правовых норм и предписаний; 

б) ясное определение смысловых значений применяемых понятий и терминов; 

в) четкий юридический язык; 

г) емкие и точные заголовки глав и статей; 

д) отсылки к другим статьям; 

е) правильные обозначения госорганов, должностных лиц и других субъектов; 

ж) реквизиты (герб (государственный, субъекта федерации, города), наименование государственного органа, название акта (указ, приказ, постановление, распоряжение и т.п.), заголовок (о чем), номер, дата принятия (подписания), подпись должностного лица, визы согласования, исполнитель и др.)

36. Классификация государственных решений и их краткая характеристика.

1.По субъектам управления:

а) общенародные (выборы, референдум);                 

б) федеральные, региональные (субъектов федерации), местные;                                  

в) законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти;                                                 

г) единоличные, коллегиальные.

2. По целям и времени действия:

а) стратегические (долгосрочные); б) тактические (среднесрочные); 

в) оперативные (краткосрочные). 

3. По масштабу действия:

а) общегосударственные; 

б) локальные (в пределах административно-территориальной единицы); 

в) внутриведомственные; межведомственные.

4. По нормативной природе

а) общие (нормативные), б) частные (ненормативные).

5. По юридической силе:

а) высшие (конституционные), б) законодательные; в) подзаконные.

6. По видам государственного управления:

а) гражданские, б) военные.

7. По формам правовых актов:

а) законы (конституционные, кодексы, федеральные, субъектов федерации); указы (царские, президентские); 

б) постановления (парламента, палаты парламента, правительства, суда, прокуратуры); 

в) распоряжения (президента, правительства, руководителей законодательных и исполнительных органов власти); 

г) приказы (руководителей госорганов и их структурных подразделений; военные);

д) приговоры (суда); 

е) санкции (следственных, прокурорских органов); 

ж) декреты;

з) указания, предписания, инструкции и т.д.; 

и) программы, декларации, положения, уставы; 

к) межгосударственные договоры и соглашения.

8. По порядку принятия:

а) способу оформления и придания юридической силы: первичные, т.е. непосредственно приобретающие юридическую силу (законы, указы, постановления и т.п.); 

б) вторичные, т.е. вводимые в действие и утверждаемые другими решениями (например, инструкция, утверждаемая приказом министра; положение, утверждаемое постановлением главы администрации, и т.п.).

9. По методам разработки: 

а) типичные (аналогичные), б) нетипичные (оригинальные).

10. По содержанию

а) политические, б) административные, в) экономические, г) организационные, д) технологические и др.

11. По форме изложения

а) письменные, б) устные. 

12. По механизму действия:

а) прямого (непосредственного) действия, б) рамочные (отсылочного характера).

13. По значимости для исполнения

а) обязательные, б) рекомендательные.

14. По характеру воздействия

а) стимулирующие, б) протекционистские, в) мотивационные, г) ограничительные, д) запретительные и др.

15. По степени публичности (открытости):

 а) общего пользования, б) служебного пользования, в) секретные, г) совершенно секретные.

37. Критерии и ориентиры в принятии решений в системе государственного и муниципального управления.

Критерии, которыми руководствуется государственная администрация при принятии государственных решений: 

- экономической эффективности,

- социальной справедливости,

- рационального расходования ресурсов, 

- конституционности и т.д.  

Экономическая эффективность – это результат, который можно получить, соизмерив показатели доходности производства по отношению к общим затратам и использованным ресурсам.

Социальная справедливость - мера равенства в жизненном положении людей, классов и социальных групп, объективно обусловленная уровнем материального и духовного развития общества.

Рациональное использование ресурсов - Достижение максимальной эффективности использования ресурсов в хозяйстве при существующем уровне развития техники и технологии с одновременным снижением негативного воздействия на окружающую среду.

Конституционность — свойство правового акта (действия, решения), означающее его соответствие положениям Конституции.

Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия

в случае:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения:

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

ПРИМЕМЫ КОРРУПЦИИ:

На момент избрания Путина президентом в 2000 году высшие органы власти были коррумпированы практически на 100 %: поэтому олигархи не только не считали нужным платить налоги в бюджет. В качестве стратегии борьбы с коррупцией была выбрана прозрачность, а также усиление контроля за доходами и расходами госслужащих.

 

В июле 2005 года Путин подписал знаменитый Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». Согласно этому закону вся информация о госзакупках должна была размещаться в интернете — чтобы лица с активной гражданской позицией и отодвинутые от кормушки предприниматели могли бы легко выводить на чистую воду коррупционеров. Закон заработал в полную силу к началу десятых годов.

 

Проведенная реформа образования, в частности введение ЕГЭ, способствовала существенному снижению уровня коррупции в высшей школе. Количество взяток при поступлении в ВУЗы сильно снизилось: что, впрочем, послужило поводом к жесточайшей критике ЕГЭ со стороны ректоров московских вузов.

 

В декабре 2012 года Путин подписал закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

 

На 2013 год главной тактической задачей на фронте борьбы с коррупцией обозначена «национализация элит». Под руководством вице-премьера Игоря Шувалова идёт деоффшоризация российской экономики, представителям власти последовательно запрещают иметь имущество за рубежом.

 

+ мошенничество

+ сговор

+ взятки

+ неуплата налогов

+ пропуск через границу запрещённых к перевозке товаров

+ возврат конфискованных товаров и валюты

+ занижение таможенных пошлин

+ отсутствие законного наказания за правонарушения различной тяжести

+ покупка и продажа дипломов

+ завышение результатов экзаменации и тд…

Система государственного и муниципального управления

1. Управление в системе государственного и муниципального управления: понятие, сущность, признаки, принципы.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта выступают различные явления и процессы: человек, социальная общность, общество в целом, общественные процессы.

Управлять «значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть , т.е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

организовывать , т.е. строить двойной – материальный и социальный – организм учреждения;

распоряжаться , т.е. заставлять персонал надлежаще работать;

координировать , т.е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;

контролировать , т.е. заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям». А. Файоль

1. Разделение труда. Цель разделения труда — повысить количество и качество производства при затрате тех же усилий.

2. Власть – ответственность. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, — сопровождающей ее действие.

3. Дисциплина. Это, по существу, повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявляемые соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению.

4. Единство распорядительства (командования). Служащему может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.

5. Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общему. Этот принцип гласит, что в предприятии интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия.

7. Вознаграждение. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал и предприятие, нанимателя и служащего

8. Централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе; она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителей и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда.

9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Иерархическая колея — это тот путь, по которому — проходя все ступени — следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей.

10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для всякой вещи и всякая вещь на своем месте.

11. Справедливость.

12. Постоянство состава персонала. Служащему нужно известное время, чтобы освоиться с новой функцией и научиться ее успешно выполнять, — если, конечно, он обладает необходимыми для этого качествами.

13. Инициатива. Создать план и обеспечить его успех — вот что может дать одно из живейших удовлетворений интеллигентному человеку; в то же время это — могущественный стимул к деятельности.

14. Единение персонала. В единении — сила. Над этим изречением не мешает задуматься руководителям предприятий. Гармония, единение персонала предприятия — большая сила в предприятии. Стало быть, надо стремиться ее установить.

Признаки управления

наличие механизмов самоуправления и самоорганизации

целеполагание

органическая связь, взаимозависимость субъекта и объекта управления

нормы, правила, культурные образцы поведения

власть

наличие иерархии в системе управления

право и обязанность руководителя принимать управленческие решения

результаты, последствия управления

2. Теория государственного управления: понятие, сущность, школы научного управления и признаки.

Теория государственного управления - это политико-правовая и социальная наука. Таково же свойство ее собственных понятий. Они характеризуют явления и процессы, в сущности которых сплетены воедино признаки политического и социального. Как это воплощается, например, в основополагающей категории «государство».
Предметная область теории государственного управления слагается из совокупности политико-правовых и социальных явлений и процессов, характеризующих сферу взаимодействия государства и общества как субъекта и объекта управления и самоуправления.
Для чего нужна теория государственного управления?
Органы государственной власти в современном обществе это организующий и управляющий центр бесконечно многообразной жизнедеятельности миллионов людей. Это мозговой блок, от которого в решающей степени зависит способность общества к самоорганизации и жизненной активности как самостоятельной материальной системы. Любую страну можно сравнить с великим кораблем, движимым работой многочисленных гребцов. У штурвала корабля-государства выделившаяся из массы населения группа людей, взявших на себя труд вести судно безопасным курсом по океану человеческой истории. Корабль будет идти полным ходом, если энергия каждого из гребцов соединится в единую могущественную силу, преодолевающую силу встречных океанских волн и мирового ветра, если управляющие кораблем и работой команды гребцов будут следовать показаниям компаса, руководствоваться знанием правил общественно-исторической навигации.

Категории гос управления:

- Социальное управление

- Общественное управление

- Муниципальное управление

- Государственное управление

 

3. Государственное управление как общественный институт: понятие, категории, свойства, виды.

Государственное управление - область практической деятельности, связанная с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни.

Государственное управление – организационно-правовой процесс функционирования государственно-властного механизма.

Государственное управление – вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть;

Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнь людей в целях ее упорядочивания, сохранения преобразований, опирающееся на его властную силу.

Категории в теории государственного управления:

Социальное управление – это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях: племени, роде, семье, различного рода общественных объединениях людей, наконец, в государстве как самой широкой и сложной устойчивой человеческой общности.

Общественное управление

Осуществляется внутри и в рамках различного рода объединений граждан руководящими органами, создаваемыми ими на принципах самоуправления в соответствии с уставами, на основе локально-правового регулирования, дополняемого государственным административно-правовым регулированием, строго определенным законом, которое связано с государственной регистрацией объединений, надзором и контролем за их деятельностью.

Муниципальное управление

Выступает в виде местного самоуправления, действующего в качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению и обеспечивающей защиту интересов граждан, основанных на совместном их проживании на определенной территории. Устанавливая конституционную модель местного самоуправления в России и его роль в формировании демократического государства и гражданского общества, законодательство достаточно четко определяет как собственные предметы ведения местного самоуправления, так и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления.

Государственное управление

как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

Свойства государственного управления:

- властная сила – государство оказывает влияние на общество и выступает в качестве субъекта управления.

 - государственная власть – государство потому является государством, и тем самым отличается от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе государственная власть по отношению к людям.

- распространимость на все общество – это специфическое свойство государственного управления, которое распространяется на общество, а также за его пределы в рамках проводимой государственной внешней политики.

Виды государственного управления:

1.В зависимости от роли, места человека, общества как объекта управления:

-демократическое управление;

-авторитарное управление.

2.По критерию использования различных форм собственности и владения имуществом:

-федеральное управление (закреплено Конституцией);

-региональное управление;

-муниципальное управление;

-частное (корпоративное) управление.

3.По воздействию на управляемый объект:

-отраслевое (функциональное);

-территориальное.

 4.По способу учета интересов объектов управления:

-административное управление (воздействие с помощью разрешения, запрета, принуждения);

-экономическое управление (базируется на использовании механизмов финансовой и кредитно-денежной политики).

5.В зависимости от срока исполнения принимаемого решения:

-стратегическое управление (определение долгосрочной ориентации по решению вопросов);

-тактическое управление (выражается в конкретных действиях по реализации стратегических установок);

-оперативное управление (решение текущих вопросов).

4. Функции и методы государственного управления.

Функции государственного управленияэто виды деятельности органов государственной власти и управления и их должностных лиц, совершаемые в определенном нормативном порядке, направленные на регулирование общественных процессов и отношений и необходимые для достижения поставленных целей.

Общие функции государственного управления:

-анализ;

-целеполагание;

-прогнозирование;

-планирование и программирование;

-организация;

-координация;

-мотивация (стимулирование);

-контроль;

-регулирование.




Дата: 2019-04-23, просмотров: 8.