С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен", но, как правило, мы все же подавляем ее и подчиняемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомнительные. Например, в вашей компании принято курить и выпивать пиво, соответственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы должны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но только лишь для того, чтобы отсидеть положенное количество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего протеста. Оба этих способа реагирования, в свою очередь, толкают к мести.
Однако когда мы сами выбираем отношение к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решениях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утверждений, приведенных в таблице.
Я должен | Я хочу |
Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители | Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни |
Я должен вечером прийти на тусовку со сверстниками | Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками |
Я должен помогать родителям в домашних делах | Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удовольствие чистота в доме |
Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с собственными долгами, но и с долгами, возложенными на вас другими. Быть может, у вас есть несколько дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раздражения испытать удовольствие? Такой сознательный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое существование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору». Обсуждение В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?
Упражнение 2 «Чемодан в дорогу».
Вспомните, чему вы научились на занятиях всего цикла. Что, на ваш взгляд, обязательно пригодится вам в жизни? Для того чтобы не забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений — "чемодан" с необходимыми вещами, которые будут нужны в вашем путешествии по длинной жизненной дороге».
Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай?
Упражнение 3 «Я - подарок человечеству»
Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументируйте свое утверждение, например: "Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."»
После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддерживает своего товарища заявлениями: «Это действительно так!»
Не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны. Признать свою полезность для мира в целом затруднительно и для взрослого человека.
Приложение 2. Формирование нравственного самосознания.
Делу – время.
Уборка листвы осенью в парке возле школы – нужное и обязательное дело. Не все любят, не все хотят, но – делают.
Галчонок с Чиком с граблями с шутками и присказками убирали опавшую листву. Чижонок стоял на дорожке, опершись на метлу с самым безразличным видом.
- Ты чего не работаешь? – спросила Ласточка.
- Не нанимался. Сейчас метлу брошу и уйду. Чижонок постоял немного, переминаясь с ноги на ногу. Аккуратно прислонил метлу к березе и ушёл.
- Куда это он? – спросил подошедший Учитель.
- Домой пошёл, - ответила Ласточка.
- Стоит немедленно поговорить с вами о труде, - проговорил Учитель, отходя в сторону.
1. Обсуждение сказки. О чем сказка? Почему нужно трудиться? Что для человека труд? Попробуй закончить сказку: о чем Учитель разговаривал с Чижонком?
Дата: 2019-05-29, просмотров: 459.