Упражнение 1. «Должен или выбираю»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С детства мы слышим от других людей слово "должен" настолько часто, что оно звучит внутри нас, заставляя подчиняться. Нами могут руководить люди, ситуации и собственные моральные установки. Бывает, что какая-то часть нашей личности сопротивляется этому "должен", но, как правило, мы все же подавляем ее и подчи­няемся. Если человек руководствуется в основном "долженствованием", значит, хозяин положения не он, а посторонние авторитеты, порой сомни­тельные. Например, в вашей компании принято курить и выпивать пиво, соответственно, каждый новичок должен делать то же, что и все, даже если ему это не нравится. Или вам говорят, что вы дол­жны учиться, и вы подчиняетесь этому, каждый день "приводя" себя в школу за шиворот, но толь­ко лишь для того, чтобы отсидеть положенное ко­личество часов. За вас принимает решение кто-то другой, вы подчиняетесь ему, но после этого остается чувство обиды или внутреннего проте­ста. Оба этих способа реагирования, в свою оче­редь, толкают к мести.

Однако когда мы сами выбираем отноше­ние к той или иной ситуации, мы проявляем волю. Чтобы быть самостоятельными в своих решени­ях, нужно уметь сосредоточиться на собственной мотивации для каких-то действий. Сейчас вам предстоит попытаться это проделать. Замените утверждения, вынуждающие вас на какое-либо действие, на утверждения, предполагающие ваш собственный выбор. Продолжите список утвер­ждений, приведенных в таблице.

Я должен Я хочу
Я должен ходить в школу, так как этого требуют родители Я хочу учиться в школе, для того чтобы получить знания, которые мне пригодятся в жизни
Я должен вечером прийти на ту­совку со сверстниками Я хочу вечером пообщаться со своими друзьями-сверстниками
Я должен помогать родителям в домашних делах Я хочу заниматься домашними делами, мне доставляет удоволь­ствие чистота в доме
   
   

 

Переход от "я должен" к "я хочу" означает что вам будет легче бороться не только с соб­ственными долгами, но и с долгами, возложенны­ми на вас другими. Быть может, у вас есть несколь­ко дел, которые вам не по душе. Но, так или иначе, вы выполняете их. Почему бы вам не выбрать к ним другое отношение, чтобы вместо скуки и раз­дражения испытать удовольствие? Такой созна­тельный выбор может превратить неудачный день в день достижений. Бессильное, серое суще­ствование может превратиться в жизнь, полную свободы и радости, в жизнь по своему выбору». Обсуждение В каких ситуациях вам было трудно переменить свое отношение?

Упражнение 2 «Чемодан в дорогу».

Вспомните, чему вы научились на занятиях всего цикла. Что, на ваш взгляд, обя­зательно пригодится вам в жизни? Для того что­бы не забывать некоторые мысли, рекомендую вам их записать. Это будет ваш багаж знаний и умений — "чемодан" с необходимыми вещами, которые будут нужны в вашем путешествии по длинной жизненной дороге».

Что ребята положили в «чемодан»? Действительно ли им багаж пригодится в жизни, или он собран на всякий случай?

Упражнение 3 «Я - подарок человечеству»

Каждый человек — это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность. Поразмышляйте над тем, что вы действительно являетесь подарком для человечества. Аргументи­руйте свое утверждение, например: "Я — подарок для человечества, потому что я могу принести пользу миру в..."»

После 5 минут раздумий ребята по кругу высказывают свои соображения. Группа поддер­живает своего товарища заявлениями: «Это дей­ствительно так!»

Не останавливайте подростков, даже если вам кажется, что их аргументы не убедительны. Признать свою полезность для мира в целом зат­руднительно и для взрослого человека.

 

 

Приложение 2. Формирование нравственного самосознания.

Делу – время.

Уборка листвы осенью в парке возле школы – нужное и обязательное дело. Не все любят, не все хотят, но – делают.

Галчонок с Чиком с граблями с шутками и присказками убирали опавшую листву. Чижонок стоял на дорожке, опершись на метлу с самым безразличным видом.

- Ты чего не работаешь? – спросила Ласточка.

- Не нанимался. Сейчас метлу брошу и уйду. Чижонок постоял немного, переминаясь с ноги на ногу. Аккуратно прислонил метлу к березе и ушёл.

- Куда это он? – спросил подошедший Учитель.

- Домой пошёл, - ответила Ласточка.

- Стоит немедленно поговорить с вами о труде, - проговорил Учитель, отходя в сторону.

1. Обсуждение сказки. О чем сказка? Почему нужно трудиться? Что для человека труд? Попробуй закончить сказку: о чем Учитель разговаривал с Чижонком?

Дата: 2019-05-29, просмотров: 459.