Администрация города Великие Луки Псковской области
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Администрация города Великие Луки Псковской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______

182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а

тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru

 

                                   

 

 

 

Коррекционно- развивающая программа

Для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов

«Развитие социального интеллекта».

Составитель:

Душина И.А.,

педагог-психолог.

 

 

2017 – 2018 учебный год

                    СОДЕРЖАНИЕ.

 

1 Пояснительная записка, цели, задачи. 3
2 Принципы коррекционной работы. 3
3 Специфика организации коррекционной работы детьми с ОВЗ. 3
4 Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. 4
5 Ожидаемые результаты 4
6 Содержание программы 4
7 Тематическое планирование. 5

 

 

Пояснительная записка

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми, имеющими трудности в обучении, общении и поведении в обществе. В Концепции модернизации российского образования подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для развития навыков конструктивного общения и коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями здоровья «группы риска».

Цели, задачи и общая характеристика программы

Программа направлена на достижение двух целей: помочь преодолеть проблемы в обучении и общении подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также создать благоприятные условия для формирования самосознания личности. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

1. Развитие техники вербальной и невербальной коммуникации.

2. Организация общения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, укрепление их взаимоотношений.

3. Преодоление трудностей в учении:

а) в осмыслении и усвоении материала;
б) в его запоминании;
в) в установлении связей между понятиями;
г) в установлении контакта с собеседником, в понимании его и выражении собственных мыслей.

4. Развитие личностной свободы и раскованности подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты, ожидаемые от реализации программы .

Реализация программы позволит:

1. Преодолеть трудности в общении и социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья;

2. Помочь исправить дефекты психического и личностного развития;

3. Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;

4. Развить эмоционально-волевую сферу подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим была разработана программа, направленная на преодоление данных недостатков.

 

 

Реализация программы идет в процессе занятий-тренингов. Занятия включают в себя комплекс интеллектуальных и коммуникативных заданий-игр, расположенных в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев тематически связанных друг с другом, а также релаксационные упражнения. Занятия рассчитаны на группу 6-10 чел. Длительность одного занятия 40 мин. Частота проведения – 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня познавательной деятельности воспитанников и темпа их продвижения в выполнении игровых заданий.

Содержание программы

1. Программа содержит трехчастный диагностический блок, позволяющий отследить все психические процессы и их динамику развития: а) диагностика познавательной сферы (память, внимание, мышление); б) самооценка, мотивация, самоконтроль; в) интеллектуальная лабильность, работоспособность, особенности личностного развития.

2. Личностный блок включает в себя занятия направленные на формирование коммуникативного навыка, коррекцию самооценки, формирование самоконтроля.

3. Формирование мотивации. Занятия направлены на выявление слабых сторон, препятствующих мотивации, и коррекция их. Приложение 1.

4. Блок формирования нравственного самосознания.

Занятия направленные на формирование необходимого навыка социализации.

Приложение 2.

Тематическое планирование.

Название. Содержание.
1 2 Диагностический блок.   Диагностика личностной сферы.  Кетелл (личностный тест).
3



Личностный блок.

Занятия направленные на формирование коммуникативного навыка, коррекцию самооценки, формирование самоконтроля.

Знакомство. Похвалилки. Наши недостатки 4 За что меня любит мама. Интервью. 5 7 дней полной свободы. Необитаемый остров. 6 Волшебная палочка. Комплемент. 7 10 Я (ресурсное занятие). Самое хорошее и самое плохое. 8 Ассоциативные ряды. У меня такой характер. 9 Мое будущее. Моя мечта. Проблемы общения. 10 Путаница. Фантазия. Мои добрые дела. 11 Истина. На чужом месте. Неожиданный ответ 12 Исполнение желаний. Я хочу сказать спасибо. 13 На что похоже мое настроение. Листок гнева. Любимая игрушка. 14 Диагностический блок. Диагностика самооценки, мотивации, уровня самоконтроля. 15

Формирование

Мотивации.

Занятия направлены на выявление слабых сторон, препятствующих мотивации, и коррекция их

Приложение 1.

Самопознание: Это моё имя. Круг воли. Часть моего Я. 16 Социальные роли. Метафорический автопортрет. Ролевая карта. 17 Страхи. Нарисуем свой страх. Дыхание. 18 Самопознание. Китайский рулетка. Мой дракон. Самореклама. 19 Целеполагание. В поисках смыслов. События моей жизни. Формула удачи. 20 Тайм-менеджмент. Представление о времени. Чувство времени. 21 Постановка целей. Я- великий мастер. Хочу, могу, умею. Тропинка к мечте. 22 Навыки планирования. Цели и дела. Закончи предложение. Волшебная подушка. Четыре сферы. 23   Выбор. Должен или выбираю. Чемодан. 24

Блок формирования нравственного самосознания.

Занятия направленные на формирование необходимого навыка социализации.

Приложение 2.

Делу-время. 25 Дружба. 26 Вежливость. 27 Жадность. 28 Зависть. 29 Лень. 30 Не хочу учиться. 31 Настойчивость. 32 Сила воли. 33

Диагностический блок.

Интеллектуальная лабильность. Работоспособность. 34 Дом. Дерево. Человек.

 

Приложение 1. Формирование мотивации.

Занятие 1. Самодиагностика.

Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации ; освоение приемов самодиагностики.

Упражнение 1 «Это мое имя»

Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.

Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств.

Заполнение бланка «Круг воли»

Ф.И.____________ возраст______дата_____

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность

2.Настойчивость

3.Смелость

4.Самосоятельность

5.Целенаправленность

6.Инициативность

7.Выдержка

8.Дисциплинированность

Рефлексия.

 

Занятие 2. Социальные роли.

Упражнение 1 (Разминка). «Мое имя». Каждый участник пишет свое имя, располагая буквы вертикально. Затем к каждой букве подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени имеются 2-3 одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую.

Упражнение 2 «Метафорический автопортрет». Обсуждение домашнего задания. При обсуждении в группе подростки делятся на пары, обмениваются метафорическими автопортретами и проговаривают свои чувства.

Еще один групповой вариант, это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая свою фотографию в центр. Задача группы – по ассоциативным снимкам отгадать, чей это метафорический автопортрет и затем поместить в центр его фотографию.

Упражнение 3 «Ролевая карта». Обсудить вопросы: что такое социальная роль, какие роли мы играем?

Выписать в столбик роли, которые мы играем. Затем нарисовать круг, в центре написать «Я». Вокруг разместить роли, которые играем, разукрасить цветными карандашами. Обсудить, как мы выглядим в той или иной роли, как общаемся, какие чувства испытываем.

Упражнение 4 «Учимся расслабляться» Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утверждений о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем». По окончании ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились. Данное упражнение способствует не только усвоению подростками простых навыков саморегуляции и созданию комфортной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

Рефлексия.

Рефлексия

 

Упражнение 2. «Мой дракон»

У каждого из нас есть свой дракон. Нарисуйте сейчас своего дракона, назовите его в целом и каждую голову в отдельности. Придумать историю о том как каждый будет сражаться со своим драконом.

Рефлексия

 

Занятие 5. Целеполагание.

Упражнение 1. «В поисках смыслов жизни». Каждый человек для чего-то рождается, приходит в этот мир, и у каждого есть свое предназначение — это закон жизни. Перед всеми людьми рано или поздно встает вопрос: для чего я живу? В чем же смысл жизни? Даже если человек с головой уходит в заботы, время от вре­мени эта мысль его посещает. Даже самый неда­лекий, стремящийся получать от жизни только удовольствия, духовно небогатый человек порой спрашивает себя: зачем я живу? Жизнь не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл может быть найдет во всем и всегда. По­пытайтесь ответить на следующие вопросы:

1. Что я даю жизни (творчество, учеба, труд)?

2. Что я беру от жизни (ценности, переживания, опыт)?

3. Как я отношусь к тому, как я живу?

4. Хотелось бы что-то поменять в своей жизни?»

Самые смелые могут озвучить свои мысли. Возможно, они совпадают с мыслями большин­ства ребят. Можно обсудить, почему?

Рефлексия.

 

Занятие 6. Тайм-менеджмент.

Рефлексия.

 

Занятие 8. Навык планирования.

Рефлексия.

 

Занятие 9. Выбор.

Приложение 2. Формирование нравственного самосознания.

Делу – время.

Уборка листвы осенью в парке возле школы – нужное и обязательное дело. Не все любят, не все хотят, но – делают.

Галчонок с Чиком с граблями с шутками и присказками убирали опавшую листву. Чижонок стоял на дорожке, опершись на метлу с самым безразличным видом.

- Ты чего не работаешь? – спросила Ласточка.

- Не нанимался. Сейчас метлу брошу и уйду. Чижонок постоял немного, переминаясь с ноги на ногу. Аккуратно прислонил метлу к березе и ушёл.

- Куда это он? – спросил подошедший Учитель.

- Домой пошёл, - ответила Ласточка.

- Стоит немедленно поговорить с вами о труде, - проговорил Учитель, отходя в сторону.

1. Обсуждение сказки. О чем сказка? Почему нужно трудиться? Что для человека труд? Попробуй закончить сказку: о чем Учитель разговаривал с Чижонком?

Анализ сказки.

Каким нам представлен волк? Какие черты характера в нём проявились?

На какого героя сказки вы бы хотели бы быть похожи?

7.      Упражнение «Мена». Поменяйтесь местами тем, кто хочет стать… (адвокатом, врачом, учителем, военным…)

8.      Упражнение «Кем бы вы хотели быть и почему?».

Ответьте на вопрос: кем бы он хотел быть и почему?

9. Обратная связь. Для чего в жизни людей нужен труд? Что он даёт? Как вы планируете свою жизнь? Какое место в ней займёт труд?

 

Дружба.

 Однажды класс Чика отправился в поход за реку. К этому дню готовились несколько дней: составляли маршрут, списки необходимого.

Рано утром в субботу класс Чика во главе с учителем физкультуры Соколом собрались на опушке леса возле старого дуба. Птенцы волновались и весело щебетали. У каждого за плечами был рюкзачок, где было всё необходимое.

Перелёт через реку прошёл удачно: все оказались на другом берегу, немного лишь замочив крылья или лапки. Отряхнулись, перекусили и полетели в глубь леса. Сначала все летели по тропе бодро и весело, но потом все стали потихоньку уставать. Девочки, конечно же, устали быстрее: у Ласточки даже стали путаться крылья. И вдруг она зацепились за ветку, вскрикнула и упала – ласточка повредила крыло. До поляны, где планировалась ночёвка оставалось недалеко и было решено нести её в лапках на самодельных носилках.

Стали делить мальчиков на пары. Чику не хотелось нести Ласточку: он устал, сам едва тащил волоча, а тут ещё её неси. Но он понимал, что по-другому нельзя. Вдруг Галчонок, известный задира и смутьян, заявил:

- Я не понесу Ласточку! Я сам устал – чуть живой! Пусть сама добирается!

У Ласточки даже слёзы выступили на глазах, а одноклассники стали возмущаться:

- Когда нужна помощь: списать или объяснить что-то – Ласточка должна всё бросить, помочь. Тогда ты ей друг.

- А когда ей плохо – ты в кусты? Это разве дружба?

Учитель по физкультуре Сокол остановил всех взмахом крыла и сказал:

- Все успокойтесь. Не хочет – пусть не несёт.

Галчонок отлетел в сторону и продолжил путь один. В это время к Чику подлетела Голубка.

- Иди, поговори со своим другом. Объясни ему, что такое друг.

Скворчонок, слышавший этот разговор, засмеялся:

- Да уж, у Чика друг так друг!

Чику было неприятно. В груди как-то неприятно щемило. Стояла горечь. Он думал: «Кто мой друг? Почему? Что я должен ему объяснить? Что такое дружба?»

Притча «Ангел Дружбы».

Жил был на свете человек, и сопровождали его в жизни три ангела: ангел счастья, ангел богатства и ангел дружбы.

 Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, ангелы посетили его, и сказали:

- Человек ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой.

 Человек задумался, и ответил:

- Пусть со мной останется ангел дружбы, - сказал человек и лёг спать.

Утром он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех ангелов.

Человек удивленно спросил:

- Почему Вы все остались.

- Потому, что ты оставил рядом с собой ангела дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, - ответили ему ангелы.

4. Анализ притчи. В чем смысл притчи? Чему должна нас научить эта притча? О чём предлагает задуматься? Что наиболее ценно в жизни по мнению авторов? Какие возможности даёт нам дружба?

5. Притча «Завидная дружба».

В одном городе жили два друга: Дмитрий и Филипп. Дмитрий хотел убить Правителя, но был схвачен и осуждён на казнь.

- Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои домашние дела, - сказал Дмитрий Правителю, - заложником за меня останется Филипп.

Правитель рассмеялся над такой наивной уловкой и согласился. Подошёл вечер, Филиппа уже вели на казнь. И тут, пробравшись сквозь толпу, подоспел Дмитрий.

- Я здесь. Прости, что замешкался.

Правитель воскликнул:

- Ты прощён! А меня примите третьим в свою дружбу!

6. Анализ притчи. В чем смысл притчи? Чему должна нас научить эта притча? Что дала дружба двум людям? От чего спасла? Почему притча носит такое название? Чему можно позавидовать?

7. В жизни существуют неписанные правила дружбы. Прежде чем я вас с ними познакомлю, предлагаю вам сформировать свои.

Можно записать предложенные детьми правила и подвести итог дискуссии. Предложить уже существующие. Сравнить результаты.

Неписанные правила дружбы.

ü Обмен.

ü Делиться новостями о своих успехах.

ü Выказывать эмоциональную поддержку.

ü Добровольно помогать в случае нужды.

ü Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе.

ü Возвращать долги и оказанные услуги .

ü Интимность.

ü Уверенность в друге и доверие к нему.

ü Отношение к третьим лицам.

ü Защищать друга в его отсутствие.

ü Быть терпимым к остальным его друзьям* .

ü Не критиковать друга публично.

ü Сохранять доверенные тайны .

ü Не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.

ü Взаимная координация .

ü Не быть назойливым, не поучать.

Уважать внутренний мир и автономию друга.

Притча «Обиды и Радости».

Как-то, два друга много дней шли в пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.

 Молча, он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".

Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

9. Анализ притчи. В чем смысл притчи? Чему должна нас научить эта притча? Какие мысли и воспоминания дают нам радость жизни? Делают её светлой и лёгкой?

Вежливость.

 Чик с друзьями играл во дворе с мячом. Солнце светило ярко. Погода была отличная. Настроение – тоже: вчера наступили каникулы.

По краю поляны с корзиной в руках пробиралась Сова. Было видно, что она побаивалась и сторонилась мяча и играющих. Однако она всё же не избежала столкновения, да с кем – с Галчонком. Он буквально вылетел из центра поляны вслед за мячом и врезался в Сову.

-Что, места другого ходить не нашли?- воскликнул Галчонок.

Чик замер посреди поля. Сова с горечью смотрел на Галчонка. Было видно, что она расстроена. Через секунду в Чика врезался Скворчонок. И они оба упали.

После обеда Чик полетел к Сове, чтобы извиниться за друга. Он был сильно расстроен.

Сова встретила его приветливо и очень удивилась тому, что он расстроен.

- Ты не виноват. Невежлив был Галчонок.

- Как мне ему объяснить, что надо быть вежливым? Зачем она ему нужно?

- Давай вместе подумаем.

1. Анализ сказки: продолжи сказку, ответив на вопросы: что значит быть вежливым? Зачем нужна вежливость?

2. Упражнение «Аукцион вежливых слов». Цель: развитие коммуникативной грамотности. Суть: по кругу называть вежливые слова. Рефлексия: какие эмоции вызывают эти слова.

- Однако, очень часто люди проявляют вежливость в одних ситуациях и забывают в других. Не лицемерие ли это?! Давайте подумаем вместе, что такое вежливость средство манипулирование ситуацией или людьми или правило общения.

- Здесь уместно вспомнить Дейла Карнеги и его советы. Один из них: хвалите человека. Согласитесь, похвала приятна всем. Она, как средство общения является способом манипулирования.

3. Упражнение «Похвалилки». Цель: повышение самооценки, создание позитивного эмоционального фона. Суть: 1 этап: похвалить себя самого за что-то. 2 этап: похвалить кого-то другого из группы. Рефлексия: что было проще: хвалить себя или других. Приятно ли получать похвалу?

- Психологи отметили, что в конфликте со стороны прав тот, кто сохраняет выдержку и не отвечает грубостью. Вежливость может стать способом утверждения правоты. Первое впечатление о человеке очень важно. Хотелось бы , чтобы оно было приятным. Есть ряд правил общения в психологии. Например, не подходить очень близко к человеку. Не прятать глаза во время разговора. Желательно улыбаться. Не стоит говорить о себе плохо, ругать себя.

Притча «Вежливый кролик».

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.

Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.

— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.

Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.

— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.

Змея же свернулась в клубок и проворчала:

— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!

5. Анализ притчи. Чему эта притча должна нас научить? Как и чем помогла вежливость кролику? Приведите примеры из жизни, когда вежливость выручила вас или могла бы выручить? Чем явилась вежливость в данной притчи: правилом общения или способом манипулирования?

 

- Одним из способов расположить к себе человека является комплимент. Давайте попробуем сказать это друг другу.

6. Упражнение «Комплимент». Задание: скажите соседу комплимент (о внешности и личностных качествах). Рефлексия: трудно ли говорить комплименты? Какие чувства вы испытывали, когда вам говорили их?

 

Притча «50 лет вежливости».

Одна пожилая супружеская пара праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала:

- Вот уже 50 лет, как я старалась угодить своему мужу и всегда отдавала ему горбушку с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне.

Она намазала себе маслом верхнюю половину хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания, он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

- Моя дорогая, ты доставила мне сегодня большую радость! Вот уже более пятидесяти лет я не ем нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе потому, что ты ее так любишь.

8. Анализ притчи. Чему эта притча должна нас научить? Почему люди прожили вместе такую долгую жизнь? Чем стала для них вежливость: образом жизни или способом манипулирования?

 

Зависть.

 Прозвенел звонок с последнего урока и птенцы стаями стали разлетаться по домам. Чик с друзьями решил немного погонять мяч на стадионе. Пока все собирались, завязалась беседа.

- Видали, пижона, - говорил Галчонок, - Воронёнка. Мамаша ему купила новый портфель на опушке. Теперь он форсит, как будто Орлёнок!

- Да ты завидуешь! – в один голос воскликнули Ласточки.

- Ну и завидую! А что такого?! У него есть, а у меня нет. И мне такой хочется. И ещё я Чику завидую – у него мяч хороший, и он к Сове летает. Может, я много кому завидую.

Все замерли в замешательстве. Вроде бы все понимали, что зависть плохо. Но в устах Галчонка выходило, что ничего вроде страшного. Чик же подумал: «Надо у Совы спросить».

Все знают, что завидовать плохо. Всем об этом ещё в детстве говорила мама, бабушка. И Чик знал об этом. Но никогда не думал, что это чувство может захлестнуть и его. Да ещё и так сильно, что его сил не хватало справиться. А дело было в том, что Галчонку купили новый велосипед, и именно такой, о каком мечтал Чик всегда.

С тяжёлым сердцем ходил Чик несколько дней. Косился на счастливого Галчонка. Искал в нём недостатки. Потом не выдержал и пошёл к Сове.

 

Та встретила его рассказ с сочувствием:

- Давай вместе подумаем, откуда взялась твоя зависть и что с ней делать? Скажи, ты завидуешь новым серёжкам у Сорочишки?

- Конечно, нет, чего в них хорошего!

- А тому, что Ласточка быстро летает?

- Чего же быстро то? И я так могу!

- А чему ты завидуешь?

- Тому, что самому хочется. Я же о таком велике целый год мечтал!

- А что помешало исполнению твоей мечты?

- Мама наказала – помните историю с прогулами?

- Это можно исправить.

- Конечно же. Но хочется сейчас.

- Но это же не повод завидовать?

- Нет.

- Когда станет не душе плохо, подумай, почему возникает зависть, в чём твоя вина.

1. Анализ сказки: что такое по-твоему зависть? Все ли люди подвержены этому чувству? Как ты оцениваешь его?

 

Ведро с яблоками.

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал:

— Кто чем богат, тот тем и делится!

 

3. Анализ притчи: О чём эта притча? Чему нас должна научить? Какие эмоции приносит зависть? Как иначе мог поступить человек? К чему бы это привело?

4. Упражнение «Давайте пофантазируем». Представьте, что самым лучшим качеством среди людей признана зависть. Что произойдёт? Как будут жить люди? Что измениться? Опишите.

 

Белка и волк. ЛН Толстой.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

 

7. Анализ сказки. Какой скрытый смысл в этой сказке? Чем белка отличается от волка? Чему волк завидовал? Что ему мешало измениться?

Лягушка и вол. ИА Крылов.

Лягушка, на лугу увидевши Вола,

Затеяла сама в дородстве с ним сравняться;

Она завистлива была.

И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.

"Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?" -

Подруге говорит. "Нет, кумушка, далеко!" -

"Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.

Ну, каково?

Пополнилась ли я?" - "Почти что ничего". -

"Ну, как теперь?" - "Все то ж". Пыхтела да пыхтела

И кончила моя затейница на том,

Что, не сравнявшися с Волом,

С натуги лопнула - и околела.

 

9. Анализ басни. К чему приводит зависть? Покажите на примере лягушки? Приведите примеры из жизни? Когда это может случиться?

 

10. Упражнение «Ассоциации». Задание: подберите ассоциативный ряд к слову зависть (животное, предмет, цвет, вкус, запах). Проанализируйте получившийся результат по критерию «нравится-не нравится».

 

 

Две сохи.

В кузнице отремонтировали две сохи. Они выглядели одинаково. Одна из них осталась стоять в углу сарая. Её жизнь была легче, чем жизнь другой сохи, которую крестьянин на следующее утро погрузил на телегу и привёз на поле. Там она стала красивой и блестящей. Когда обе сохи вновь встретились в сарае, они с удивлением посмотрели друг на друга. Соха, которую не употребляли в дело, была покрыта ржавчиной. С завистью она смотрела на блестящую подругу:

— Скажи, как ты стала такой красивой? Ведь мне так хорошо было в тишине сарая стоять в своём углу.

— Это безделье тебя изувечило, а я стала красивой от труда.

 

12.Анализ притчи. О чём эта притча? Чему нас должна научить? Какие эмоции приносит зависть? Чему завидовала соха, стоявшая в сарая? Почему произошло так? Приведите примеры из вашей жизни.

 

13. Обратная связь. Как вы думаете, плохое качество зависть или хорошее? Нужна ли вам зависть в жизни? Как вы можете её использовать в будущем?

 

 

Лень.

Выходной. За окном дождь. Деревья голые. Скучно. Грустно. Чик кругами ходил по комнате. Не знал, чем себя занять. А на столе лежал недоделанный доклад по географии. Делать его не хотелось. Да и ничего делать не хотелось.

В понедельник Чик пошёл в школу без доклада. Таких как он оказалось несколько ребят. Учитель Гусь сильно рассердился и отругал провинившихся, назвав их лодырями и лентяями. Было очень обидно.

Придя домой, Чик сразу сел за компьютер и сделал доклад по географии. А потом задумался: что же такое лень? Почему она возникает? И почему так обидно быть лентяем?..

 

 

1. Анализ сказки: о чем сказка? Что такое, по-твоему, лень? Давай попробуем порассуждать и дать определение?

/недостаток трудолюбия, нежелание трудиться, праздность, вредная привычка/

 

 

Притча «Лень».

Рано утром проснулся человек и подумал: «Эх, поспать бы еще, но надо вставать. У меня сегодня множество дел».

Протер человек глаза и увидел на постели круглое пушистое существо размером с блюдце.

— Кто ты? — спросил человек.
Существо зевнуло в ответ и умильно попросило:
— Человек, пожалуйста, давай поспим еще минуточку. У тебя такая мягкая постелька.

— Минуточку можно, — пробормотал человек, и его голова опустилась обратно на подушку.

Снова проснулся человек через час. Взглянул он на часы и понял, что опоздал на встречу. Хотел человек вскочить, но тут увидел на кровати круглое существо размером с таз. Существо потерло пухлыми ручками глаза-щелочки и пробормотало:

 

— Куда спешить, человек!? Ты уже опоздал на встречу. Теперь можно еще поспать.

— Кто ты? — удивился человек.

Существо вместо ответа так сладко зевнуло, что человек тоже невольно зевнул, и его голова опустилась на подушку.

Человек проспал еще несколько часов и вдруг почувствовал, что ему душно. Он еле разлепил опухшие глаза и увидел, что на нем сидит толстое бесформенное существо размером с облако.
— Кто ты? — закричал человек.
— Не узнал! Ты сам меня вырастил. Я твоя Лень, — захохотало существо и добавило:
— Мы сегодня славно провели время!
— Нет, я все бока отлежал и не сделал дела, — возразил человек.
— Хорошо, тогда вставай и принимайся за обед, а потом снова ложись, — радостно предложила Лень.
— У меня же дела, — не согласился человек.
— У тебя нет никаких дел, — засмеялась Лень и расплылась вокруг человека белым туманом. В этом тумане исчезли все дела человека: и работа, и свидание с любимой девушкой, и даже сама жизнь.

5. Анализ притчи:

О чем притча? Кто главный герой? К чему приводит необычная «дружба»? Попробуйте спрогнозировать, что будет с главным героем дальше?

6. Метафорическая игра «Как преодолеть лень». Суть: очеловечить.

Первый этап: на листе бумаги нарисовать лень как вы её себе представляете.

Второй этап: фантазирование, визуализация. Необходимо представить, что это существо живет у вас дома, вы его кормите и развлекаете. А взамен лень диктует свои условия. И появляются невыученные уроки, неубранная комната, грязные вещи. Лень мечтает видеть вас толстым и неопрятным двоечником. Нравится? Хотелось бы так?

Третий этап. Что делать? Во-первых, нужно проверить, насколько вами овладела лень. Встаньте, закройте глаза, сожмите кулаки, выставьте большие пальцы. Простойте так 5 минут. Анализ по истечению 5 минут: что вам предлагала лень? Какие мысли возникали в голове? Какие ощущения и чувства посылала?

Четвертый этап: самостоятельный – война лени. Напишите список дел, который надо сделать, которые вы давно планировали, но не сделали. И начните их выполнять.

 










Притча «Про лень».

Данным – давно жил китаец. Предсказали ему в детстве, что в 36 лет он станет очень богатым. Родители обрадовались, всем рассказали. Вся деревня радовалась, что у них такой богатый человек будет жить.

В его роду все садовниками были. Но он не захотел продолжать дело предков, впрочем, как и учиться чему-то другому. Зачем? И так богатым будет.

Так и жил он в ожидании, на родительском иждивении. Потом умерли родители, денег не стало. Продал он дом и сад. Стал жить в сарайчике на окраине деревни. Соседи из жалости подкармливали его. Прошло время. Исполнилось ему 36 лет, а богатства как не было, так и нет. И сочувствующих не осталось, кому такого лодыря жалко?

 

 

Поплёлся он в лес, ягод поискать. Нет ягод. Пошёл назад и на обратном пути свалился в яму. Надо бы ему ступеньки выкопать, да лень. Сидел, сидел, пока его проходящие крестьяне не вытащили. Пришёл он к себе в сарайчик, лёг да умер.

Попал этот китаец на небеса и сразу к богам с претензией. Как же так? Обещано было! Где деньги?

Все засуетились, забегали. Стали смотреть по книгам судеб. Действительно, всё сходится, в 36 лет выписано было китайцу богатство. Стали выяснять, что к чему. Вызвали хранителя золота. Он и говорит:
— Как же, как же. Богатство в наличии. Проблема с получателем. Когда срок пришёл богатство выдавать, стали мы его среди садовников искать. Искали, искали, да не нашли. По военному ведомству, по учёному, среди крестьян. Нет нигде. В родительский дом заглянули, нет его. Другие люди в доме живут. Гонцы местность обшарили, найти не могут. Наконец случайно обнаружили его в лесу. В яму на дороге богатство подбросили, надо было только стенку копнуть. Опять не получилось. Нашли его в сарайчике на лежанке, хотели ему богатство на голову высыпать, да убить побоялись, слаб уж очень был. А тут он и сам помер…

 

8. Анализ притчи. В чем смысл притчи? Что верно и что неверно сделал главный герой?  Как бы ты поступил на месте героя?

 

9. Упражнение «Бой с ленью». Задание: в центре листа нарисуйте лень так, как вы себе представляете. Подумайте, что вам помогает с ней бороться. Запишите вокруг. Нарисуйте своих спасителей от лени в виде бойцов. Дайте имена. Подберите оружие.

10. Подведение итогов. Что узнали о лени? Каково её влияние на вас? Готовы ли вы к борьбе с нею?

 

 


Не хочу учиться.

 Было уже поздно, солнце садилось за горизонт, когда к Сове пришли мамы и Галчонка, и Чика, и обоих Ласточек. Дамы были расстроены. У всех была одна проблема на всех – дети не хотели учиться.

- И что только не делали: и по-хорошему, и по-плохому.

- И с уговорами, и со скандалами.

- И с подарками, и с наказаниями.

- Ничего, еле-еле. Того и гляди, что бросит учёбу.

Сова призадумалась: проблема-то вечная, не вчерашняя. И советов готовых нет. И причины у всех – разные.

- А вы спрашивали у детей, почему не хотят учиться?

- Спрашивали. Да они как-то внятно не отвечают.

- Хорошо. Пойдите домой и задайте птенцам вопросы: хочет ли он учиться? Трудно ли ему учиться? Может, есть конфликты с учителями? Может, просто лень? Может, что-то пропустил и теперь не понимает? Поговорите, вероятно, сами и разберётесь.

 

На другой день пришли все родители к Сове со списком ответов. Кто-то с облегчением в глазах, кто-то с вопросом. И лишь мать галчонка – с недоумением.

Все нашли ответы на вопросы, узнали – почему их дети не хотят учиться. Но не все знали, что дальше делать. На все вопросы ответила мудрая Сова. Все разошлись. Уже и солнце село. Осталась лишь мама Галчонка. Она весь вечер молчала, внимательно всех слушала. И тихо вздыхала.

 

Сова с пониманием посмотрела на маму и спросила:

- Совсем не хочет?

- Совсем.

- И не получается?

- Нет.

- Что ж, давайте подумаем, что можно сделать…

 

 

Анализ сказки.

О чём сказка? Правы ли мамы?

Чем бы ты мог помочь мамам на месте Совы?

Что бы ты посоветовал маме Галчонка?

 

Способ достичь цели.

Ученик спросил Учителя:

— Как достичь Цели?

— Возьми лук и стрелы. Пусти стрелу в направлении Цели. Найди, где она воткнулась. Оттуда пусти стрелу в том же направлении и продолжай так делать всё время. Однажды ты непременно достигнешь Цели!

 

Анализ притчи.

О чем притча? Как вы поняли, что нужно сделать, чтобы достичь цели?

 

Обратная связь.

Как, по-вашему, связаны между собой цель в жизни и желание учиться? С чем связано нежелание учиться? Как это можно преодолеть?

Настойчивость.

 Однажды Чик прилетел к Сове в неурочный час очень расстроенный. Нахохленный и взлохмаченный сел на ветку, опустил голову и, молча, сидел так несколько минут. Потом сказал:

- Уже всё решил: стараюсь, исправляюсь. А тут раз - и что-то не получается. Что делать?

- Ты пробовал?

- А то нет! Иначе и не говорил бы…- вздохнул Чик.

- И сколько раз?

- Как сколько?! – удивился Чик. – Попробовал - не получилось. Расстроился и бросил это дело. Вот, прилетел, - вздохнул воробушек.

- А что же такое ты делал, что у тебя не получилось?

- Как что? Задачу решал. С задачами всё время так.

- Ты умеешь играть в мяч?

Чик удивился вопросу Совы. Она часто удивляла его своими, по его мнению, нелогичными вопросами.

 

- Конечно же, каждый мальчишка умеет.

- И давно?

-Да, наверное, всегда.

- И ты всегда по воротам попадал и в корзину? Сразу, как только мяч увидел?

- Нет, тренировался, да и не один день, - недоумение всё ещё не покидало воробушка.

- Вот видишь. С задачками надо как с мячом: надо их «попинать», «погонять», попробовать её перевернуть и так и этак. А потом начнёт получаться.

Через пару дней Чик прилетел гордый и довольный собой.

- Я ведь сначала вам не поверил. Но решил попробовать. Целый вечер с задачей бился. Все перья из головы повыдергал. Решил всё-таки. «Пять» даже поставили. Похвалили. Ваш метод работает.

- Это не мой метод. Это и не метод вовсе. Это – черта характера, качество человека. И называется оно - НАСТОЙЧИВОСТЬ. У тебя она тоже есть. Только используешь её лишь в тех случаях, когда тебе хочется. А когда не хочется, то легче бросить и сказать «Не получается».

Анализ сказки.

Что вы понимаете под словом «настойчивостью»? С чем она у вас ассоциируется? Знаете ли вы людей, которые благодаря настойчивости много добились в жизни?

 

Притча «Варежка».

Когда человек рождается, он умеет лишь сосать материнское молоко и кричать. Всему остальному он обучается в процессе жизни» — всегда повторял дедушка, когда учил чему-то внука.

Однажды внук пожаловался деду, на то, что у него что-то не получается. Дед внимательно его выслушал, а потом рассказал историю, произошедшую давным-давно с одной девушкой — когда он сам ещё был молодой:

— Девушка решила сшить своему жениху ко дню рождения подарок — варежки. На подготовку подарка ушла неделя, ведь шила она впервые. Но вечером, накануне вручения, оказалось, что варежки получились у неё на одну руку. Она от досады ревела, кусала губы и была в полной растерянности. Кричала: «Я так и знала! Знала, что шитьё не для меня». На этот крик пришёл её отец, кстати, твой прадедушка, и сказал: «Не огорчайся, доченька, а просто возьми и переделай. У тебя обязательно получится!» Этой девушке, а сейчас уже — твоей бабушке, хватило всего около часа, чтобы переделать и сделать самую важную варежку в нашей жизни.

Возможно, внучек, эта варежка сделала и меня самым счастливым человеком на свете, а, может быть, у той девушки просто характер такой — делать всё на совесть, до конца и с любовью, словно это самое важное дело в жизни. Вот и ты попробуй. Уверен, что всё у тебя получится!

3.Анализ притчи. О каком человеческом качестве идёт речь? В чем его суть? Как оно формируется? В чем помогает человеку?

 

Упражнение «Варежки».

(Формирование настойчивости через последовательное действие.)

Нарисовать варежку и раскрасить. Теперь такую же и раскрасить иначе. Повторить несколько раз. Не менее 4х.

 

Притча «Иди вперёд».

Жил однажды дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса.

Однажды мудрец, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый мудрец не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и, наконец, приобрёл огромные богатства.

Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхъестественных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины.

9. Анализ притчи. Что проявил дровосек, послушав мудреца?

Что это ему дало? Как помогло в жизни?

Обратная связь.

Что такое настойчивость? Для чего она нужна людям? В каких ситуациях помогает?

Для чего нужна настойчивость каждому из вас?

 

 

Сила воли.

 Больше всего сегодня, именно сегодня, Чику не хотелось делать уроки. На улице светило солнышко, хотелось бежать туда, где так весело все играли с мячом. Несколько долгих минут Чик смотрел на раскрытые книги и тетради. Потом вздохнув, и понимая, что неправ, побежал на улицу.

На другой день учитель долго вычитывал Чика за неготовность к уроку. Однако, придя домой, воробушек даже не открыл портфель. Кинул его в угол и убежал играть на улицу.

Проблемы в школе росли как снежный ком. Уже вызывали маму. Уже состоялся серьёзный разговор в кабинете директора. Чик обещал исправиться. Но ничего не мог поделать: играл, а уроки не учил.

Выхода не оставалось –Чик решил прогулять школу. Во время занятий он бродил по лесу. И это было уже не так весело как играть с друзьями.

Опустив голову, Чик стоял возле раскидистой ели и мысленно перебирал в уме свои неприятности.

Неожиданно рядом оказалась Сова. Она смотрела на Чика с сочувствием. А он растерянно и смущенно.

- Я вижу: что-то случилось, -сказала она. – Расскажи.

Чик вздохнул, опустил голову и рассказал историю своих злоключений.

- Что ж, и этой беде можно помочь. Есть качества, которые стоит воспитывать в себе, чтобы избегать подобных неприятностей и впредь. И одно из них – сила воли.

Анализ сказки.

Что вы понимаете под словами «сила воли»? Как она, по-вашему, формируется? Что для этого надо?

Воля – это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия: свои непосредственные желания и стремления.

Притча «Что есть сила».

Однажды Ученик спросил Учителя, сидящего на берегу небольшого ручья и любующегося его струями:

— Могу я спросить, Учитель, что вы делаете?

— Я учусь силе, — ответил тот.

— А в чём здесь сила? — удивился Ученик. — Вот дальше по течению этот ручей превращается в большую бурную реку. Я слышал, недавно она вышла из берегов, затопила поля, разрушила деревни. Вот это сила!

И тогда Учитель встал и молча поколотил Ученика посохом.

— Ты понял? — спросил он Ученика.

— Да, я глуп, — склонил голову Ученик.

И тогда Учитель ещё раз поколотил его посохом.

— Ты понял? — снова спросил Учитель.

И на этот раз Ученик молча склонил голову, ибо счёл себя неготовым к мудрости, предлагаемой ему Учителем. Учитель покачал головой и сказал:

— Второй раз я поколотил тебя за то, что ты думаешь только о себе. А в первый — за то, что вообще не думаешь. Ты моложе меня, здоровее физически. Ты мог бы с лёгкостью вырвать посох из моих рук, но позволил тебя поколотить. Почему ты этого не сделал? В чём моя сила над тобой?

 

 

Ученик промолчал, потому что принял правоту слов Учителя.

— Теперь о реке, — продолжил Учитель. — Говоришь, она разлилась и причинила много разрушений?

— Да, — ответил Ученик.

— И как ты думаешь, что ты теперь найдёшь на берегах этой реки?

— Я думаю, загубленный урожай, разрушенные дома и отчаявшихся людей.

— А теперь посмотри на берега этого ручья. Что ты видишь?

— Густую траву и красивые цветы.

— А теперь скажи, в чём сила? — подвёл итог Учитель.

Анализ притчи.

О чем притча? За что и сколько раз колотил Учитель Ученика? В чем сила по мнению Учителя?

 

 

Притча «Сила и пустота».

— Мастер, — обратился ученик к Учителю, — скажи мне, я умён или глуп? Силён или слаб?

— А каким ты хочешь быть? — спросил Учитель.

— Конечно же, я хочу быть умным и сильным!

— Нет ничего проще. Хочешь быть умным — окружи себя глупцами. На их фоне твой ум начнёт сверкать, как алмаз. Хочешь быть сильным — вступай в борьбу только с теми, кто слабее тебя, и победа всегда будет за тобой.

— Но это ведь не ум и сила, — разочарованно протянул ученик, — это только их видимость!

— Если ты хочешь быть умным и сильным, ты и стремишься лишь к видимости. Если же ты умён и силён, значит, твой сосуд уже полон и в него не войдут ни новые знания, ни новая сила. Но, осознавая свою глупость и слабость, ты сможешь до бесконечности раздвигать стенки этого сосуда, создавая пустоту, которая будет требовать наполнения. Удастся ли тебе когда-нибудь её заполнить? Не знаю. Но я знаю точно, что стремиться быть умным и сильным намного сложнее, чем быть таковым.

Анализ притчи.

О чем притча? Как можно стать сильным и умным быстро и легко? В чем отличие глупости и слабости? В чем преимущество?

 

Притча «В чём сила?».

Искал человек ответ на давно мучавший его вопрос: «Что есть сила?» Узнал он, что есть в его краю один мудрец. Пришёл он к восхвалённому славой мужу и видит: вместо худой лачуги отшельника стоит добротный дом, шумят во дворе дети… Удивился человек, в его представлении постигшие истину живут совсем иначе. Обратился он к хозяину с просьбой помочь ему найти ответ.

И ответил мудрец:

— Обрести силу ты сможешь сам. Ищи свой путь или следуй по дороге предков.

Один человек стремился к совершенству, упорно тренировался день за днём. И познал он силу тела.

Не склоняясь перед трудностями, он шёл только вперёд. Победил самого себя. И познал он силу духа.

Постигая мысли великих, он обрёл своё мнение. И познал он силу знаний.

Полюбил, преклонился перед земной богиней своего сердца. И познал он силу чувства.

Обретя дом, семью, взяв на руки своё дитя, он познал силу жизни.

С умиротворением встречая неизвестность, он не сожалел о прошедшей жизни и познал он силу смерти.

Анализ притчи.

О чем притча? Какие силы постигает человек в течение жизни? К чему приводит его обретенная мудрость?

 

Обратная связь.

 Что такое сила воли? Зачем она нужна? Как сформировать у себя силу воли?

Литература.

1. Сказки, http://audiobaby.net/chitat-skazki

2. Притчи, http://pritchi.ru/

3. Вачков И.В., Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. Ось-89, 2007г.

4. Вачков И.В., Групповые методы в работе школьного психолога, Ось-89, 2008г.

5. Вачков И.В., Основы технологии группового тренинга. Психотехники, Ось-89, 2007г.

6. Зинченко В.П., Большой психологический словарь, АСТ-Москва, Прайм-Еврознак, 2008г.

7. Кипнис М.Ш., Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга, АСТ, 2014г.

8. Тест руки Вагнера, http://vsetesti.ru/351/

9. Тест «Кактус», http://psychojournal.ru/tests/1192-risunochnyy-test-kaktus.html#t20c

 

1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева «Трудный класс» Диагностическая и коррекционная работа» Речь, С-П, 2007

2. Прихожан А.М. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10-12 лет (программа курса занятий) // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками / Под ред. И.В. Дубровиной. Москва-Тула, 1993

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы – теория и практика. М., 1990

4. Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии. Сборник сказок, игр и терапевтических программ», Речь С-П, 2005.

5. Шрайнер К. Как снять стресс., 1993

 

 

Администрация города Великие Луки Псковской области

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

________«Средняя общеобразовательная школа № 2»_______

182108 Псковская область, город Великие Луки, пл. Калинина д. 6а

тел. 8 (81153) 5-78-68, www.eduvluki.ru, e-mail ch2@eduvluki.ru

 

                                   

 

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.