Для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов
«Развитие социального интеллекта».
Составитель:
Душина И.А.,
педагог-психолог.
2017 – 2018 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ.
1 | Пояснительная записка, цели, задачи. | 3 |
2 | Принципы коррекционной работы. | 3 |
3 | Специфика организации коррекционной работы детьми с ОВЗ. | 3 |
4 | Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. | 4 |
5 | Ожидаемые результаты | 4 |
6 | Содержание программы | 4 |
7 | Тематическое планирование. | 5 |
Пояснительная записка
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми, имеющими трудности в обучении, общении и поведении в обществе. В Концепции модернизации российского образования подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.
Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для развития навыков конструктивного общения и коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями здоровья «группы риска».
Цели, задачи и общая характеристика программы
Программа направлена на достижение двух целей: помочь преодолеть проблемы в обучении и общении подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также создать благоприятные условия для формирования самосознания личности. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:
1. Развитие техники вербальной и невербальной коммуникации.
2. Организация общения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, укрепление их взаимоотношений.
3. Преодоление трудностей в учении:
а) в осмыслении и усвоении материала;
б) в его запоминании;
в) в установлении связей между понятиями;
г) в установлении контакта с собеседником, в понимании его и выражении собственных мыслей.
4. Развитие личностной свободы и раскованности подростков с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты, ожидаемые от реализации программы .
Реализация программы позволит:
1. Преодолеть трудности в общении и социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья;
2. Помочь исправить дефекты психического и личностного развития;
3. Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;
4. Развить эмоционально-волевую сферу подростков с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим была разработана программа, направленная на преодоление данных недостатков.
Реализация программы идет в процессе занятий-тренингов. Занятия включают в себя комплекс интеллектуальных и коммуникативных заданий-игр, расположенных в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев тематически связанных друг с другом, а также релаксационные упражнения. Занятия рассчитаны на группу 6-10 чел. Длительность одного занятия 40 мин. Частота проведения – 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня познавательной деятельности воспитанников и темпа их продвижения в выполнении игровых заданий.
Содержание программы
1. Программа содержит трехчастный диагностический блок, позволяющий отследить все психические процессы и их динамику развития: а) диагностика познавательной сферы (память, внимание, мышление); б) самооценка, мотивация, самоконтроль; в) интеллектуальная лабильность, работоспособность, особенности личностного развития.
2. Личностный блок включает в себя занятия направленные на формирование коммуникативного навыка, коррекцию самооценки, формирование самоконтроля.
3. Формирование мотивации. Занятия направлены на выявление слабых сторон, препятствующих мотивации, и коррекция их. Приложение 1.
4. Блок формирования нравственного самосознания.
Занятия направленные на формирование необходимого навыка социализации.
Приложение 2.
Тематическое планирование.
№ | Название. | Содержание. |
1 2 | Диагностический блок. | Диагностика личностной сферы. Кетелл (личностный тест). |
3 |
Личностный блок.
Занятия направленные на формирование коммуникативного навыка, коррекцию самооценки, формирование самоконтроля.
Формирование
Мотивации.
Занятия направлены на выявление слабых сторон, препятствующих мотивации, и коррекция их
Приложение 1.
Блок формирования нравственного самосознания.
Занятия направленные на формирование необходимого навыка социализации.
Приложение 2.
Диагностический блок.
Приложение 1. Формирование мотивации.
Занятие 1. Самодиагностика.
Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации ; освоение приемов самодиагностики.
Упражнение 1 «Это мое имя»
Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.
Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств.
Заполнение бланка «Круг воли»
Ф.И.____________ возраст______дата_____
Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.
Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:
1.Решительность
2.Настойчивость
3.Смелость
4.Самосоятельность
5.Целенаправленность
6.Инициативность
7.Выдержка
8.Дисциплинированность
Дата: 2019-05-29, просмотров: 232.