Коррекционно- развивающая программа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для обучающихся с ОВЗ 5-9 классов

«Развитие социального интеллекта».

Составитель:

Душина И.А.,

педагог-психолог.

 

 

2017 – 2018 учебный год

                    СОДЕРЖАНИЕ.

 

1 Пояснительная записка, цели, задачи. 3
2 Принципы коррекционной работы. 3
3 Специфика организации коррекционной работы детьми с ОВЗ. 3
4 Организация и структура коррекционно-развивающих занятий. 4
5 Ожидаемые результаты 4
6 Содержание программы 4
7 Тематическое планирование. 5

 

 

Пояснительная записка

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Опыт нашей работы свидетельствует о том, что социальная адаптация воспитанников с ограниченными возможностями здоровья практически всегда определяется не только глубиной психического недоразвития, но и их особенностями поведения. В настоящее время отмечается продолжающийся рост числа детей, которые в силу тех или иных отклонений психофизического и социального характера нуждаются в комплексном психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении.

В соответствии с Конституцией РФ и Законом «Об образовании» «государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми, имеющими трудности в обучении, общении и поведении в обществе. В Концепции модернизации российского образования подчеркнуто, что дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением.

Идеи поиска оптимальных условий развития личности воспитанника с ограниченными возможностями здоровья стала центральной задачей при разработке данной программы. Предложенная программа тренинговых занятий предназначена для развития навыков конструктивного общения и коррекции эмоциональных проблем подростков с ограниченными возможностями здоровья «группы риска».

Цели, задачи и общая характеристика программы

Программа направлена на достижение двух целей: помочь преодолеть проблемы в обучении и общении подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также создать благоприятные условия для формирования самосознания личности. Достижение данных целей предполагает решение следующих задач:

1. Развитие техники вербальной и невербальной коммуникации.

2. Организация общения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, укрепление их взаимоотношений.

3. Преодоление трудностей в учении:

а) в осмыслении и усвоении материала;
б) в его запоминании;
в) в установлении связей между понятиями;
г) в установлении контакта с собеседником, в понимании его и выражении собственных мыслей.

4. Развитие личностной свободы и раскованности подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Результаты, ожидаемые от реализации программы .

Реализация программы позволит:

1. Преодолеть трудности в общении и социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья;

2. Помочь исправить дефекты психического и личностного развития;

3. Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;

4. Развить эмоционально-волевую сферу подростков с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим была разработана программа, направленная на преодоление данных недостатков.

 

 

Реализация программы идет в процессе занятий-тренингов. Занятия включают в себя комплекс интеллектуальных и коммуникативных заданий-игр, расположенных в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев тематически связанных друг с другом, а также релаксационные упражнения. Занятия рассчитаны на группу 6-10 чел. Длительность одного занятия 40 мин. Частота проведения – 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня познавательной деятельности воспитанников и темпа их продвижения в выполнении игровых заданий.

Содержание программы

1. Программа содержит трехчастный диагностический блок, позволяющий отследить все психические процессы и их динамику развития: а) диагностика познавательной сферы (память, внимание, мышление); б) самооценка, мотивация, самоконтроль; в) интеллектуальная лабильность, работоспособность, особенности личностного развития.

2. Личностный блок включает в себя занятия направленные на формирование коммуникативного навыка, коррекцию самооценки, формирование самоконтроля.

3. Формирование мотивации. Занятия направлены на выявление слабых сторон, препятствующих мотивации, и коррекция их. Приложение 1.

4. Блок формирования нравственного самосознания.

Занятия направленные на формирование необходимого навыка социализации.

Приложение 2.

Тематическое планирование.

Название. Содержание.
1 2 Диагностический блок.   Диагностика личностной сферы.  Кетелл (личностный тест).
3



Личностный блок.

Занятия направленные на формирование коммуникативного навыка, коррекцию самооценки, формирование самоконтроля.

Знакомство. Похвалилки. Наши недостатки 4 За что меня любит мама. Интервью. 5 7 дней полной свободы. Необитаемый остров. 6 Волшебная палочка. Комплемент. 7 10 Я (ресурсное занятие). Самое хорошее и самое плохое. 8 Ассоциативные ряды. У меня такой характер. 9 Мое будущее. Моя мечта. Проблемы общения. 10 Путаница. Фантазия. Мои добрые дела. 11 Истина. На чужом месте. Неожиданный ответ 12 Исполнение желаний. Я хочу сказать спасибо. 13 На что похоже мое настроение. Листок гнева. Любимая игрушка. 14 Диагностический блок. Диагностика самооценки, мотивации, уровня самоконтроля. 15

Формирование

Мотивации.

Занятия направлены на выявление слабых сторон, препятствующих мотивации, и коррекция их

Приложение 1.

Самопознание: Это моё имя. Круг воли. Часть моего Я. 16 Социальные роли. Метафорический автопортрет. Ролевая карта. 17 Страхи. Нарисуем свой страх. Дыхание. 18 Самопознание. Китайский рулетка. Мой дракон. Самореклама. 19 Целеполагание. В поисках смыслов. События моей жизни. Формула удачи. 20 Тайм-менеджмент. Представление о времени. Чувство времени. 21 Постановка целей. Я- великий мастер. Хочу, могу, умею. Тропинка к мечте. 22 Навыки планирования. Цели и дела. Закончи предложение. Волшебная подушка. Четыре сферы. 23   Выбор. Должен или выбираю. Чемодан. 24

Блок формирования нравственного самосознания.

Занятия направленные на формирование необходимого навыка социализации.

Приложение 2.

Делу-время. 25 Дружба. 26 Вежливость. 27 Жадность. 28 Зависть. 29 Лень. 30 Не хочу учиться. 31 Настойчивость. 32 Сила воли. 33

Диагностический блок.

Интеллектуальная лабильность. Работоспособность. 34 Дом. Дерево. Человек.

 

Приложение 1. Формирование мотивации.

Занятие 1. Самодиагностика.

Цель. Знакомство с целями данного блока занятий. Создание положительной мотивации ; освоение приемов самодиагностики.

Упражнение 1 «Это мое имя»

Детям предлагается поискать в комнате такой предмет, которому они бы могли дать свое имя. После того как каждый сделает свой выбор, предлагается описать этот предмет, отмечая все его положительные стороны и недостатки.

Упражнение 2 «Круг воли». (Н.А. Сакович «Практика сказкотерапии», Речь, С-П, 2005, стр. 209). Участники отвечают на вопросы о том, как они понимают, что такое сила воли, а также по каким признакам они могут определить, что перед ними безвольный человек. Затем даются определения волевых качеств.

Заполнение бланка «Круг воли»

Ф.И.____________ возраст______дата_____

Нарисуйте круг (это 100% силы воли) и отметьте в нем сектор, который, как вы считаете, соответствует Вашей силе воли.

Подберите те цвета карандашей, которые, как Вам кажется, соответствуют следующим волевым качествам, и отметьте сектора, отражающие степень представленности каждого из этих качеств в Вас самих:

1.Решительность

2.Настойчивость

3.Смелость

4.Самосоятельность

5.Целенаправленность

6.Инициативность

7.Выдержка

8.Дисциплинированность

Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.