Понятие и параметры системы цен. Классификация цен. Государственное регулирование цен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система цен - это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны.

Все действующие в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен. Данная система состоит из отдельных блоков и видов взаимодействующих, взаимообусловленных и взаимозависимых цен.

Систему цен характеризуют следующие параметры:

- уровень – абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме;

- структура – определенные соотношения элементов цены в процентах и долях;

- динамика – изменение уровня цен.

1.1. По характеру обслуживаемого экономического оборота: -цены на промышленную продукцию; -цены на продукцию строительства; -цены на продукцию сельского хозяйства; -тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта); -цены научных и проектных разработок; -ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов; -наценки и скидки в сфере обращения; -розничные цены на товары и услуги населению.

1.2. По сроку действия: -постоянные; -временные; -сезонные; -разовые; -договорные.

1.3. По территориальному признаку: -единые по стране; -поясные; -зональные; -местные.

1.4. По способу отражения транспортных расходов: -цены в местах производства товаров (пунктах отправления); -цены в местах потребления товаров (пунктах назначения).

1.5. По характеру установления, фиксации: -твердые; -подвижные; -скользящие.

1.6. В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке: -рыночные (свободные); -регулируемые; -лимитированные или предельно допустимые.

1.7. В зависимости от новизны товара: -цены на новые товары; -цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

1.8. По способу получения информации об уровне цены: -публикуемые; -расчетные.

1.9. В зависимости от вида рынка: -цены товарных аукционов; -биржевые котировки; -цены торгов.

Скидка с цены - это та сумма, на которую снижается цена в зависимости от изме­нения рыночных условий. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и от конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

Регулирование цен государством направлено на воздействие на цены с помощью административных, бюджетно-финансовых мер. Регулирование проводится таким образом, чтобы экономическая система развивалась стабильно, то есть с помощью цен управлять циклическими колебаниями производственных процессов. Регулирование цен может быть, как антикризисным так и антиинфляционным.

Государство может воздействовать на цены двумя путями:

1) Прямое регулирование цен – проводится в отраслях, используемых населением (транспорт, коммуникации, водо-, электроснабжение) с помощью административного установления цен.

2) Косвенное регулирование цен – эти мероприятия направлены на установление оптимального соотношения спроса и предложения на рынке. С помощью этих мер государство регулирует конъюнктуру рынка и способствует поэтапному росту цен в экономической системе.

Выделяют следующие формы прямого государственного вмешательства в процесс ценообразования.

1. Общее замораживание цен или замораживание цен на конкретные виды товаров. Используется в случае высоких темпов инфляции в экономике.

2. Установление фиксированных цен и тарифов на товары и услуги.

3. Установление границ возможного роста цены на определенный временной промежуток или предельного уровня цены.

 4. Установление предельного норматива рентабельности.

5. Установление предельных размеров снабженческо—сбытовых и торговых наценок и надбавок может распространяться на все товары, которые реализуются на соответствующей территории.

6. Декларирование цен может применяться для оптовых (отпускных) цен на отдельные группы товаров по решению органов исполнительной власти.

7. Установление рекомендательных цен на важнейшие виды продукции.

8. Установление предельного уровня котировальных цен.

 

72. Цели и этапы ценообразования на предприятиях в условиях рыночной экономики. Состав цены.

Основные цели ценообразования:

1. Обеспечение выживаемости предприятия - устанавливается низкая цена для того, чтобы обеспечить спрос на продукцию. Цену снижают до тех пор, пока она покрывает издержки. Такая задача ставиться предприятием в условиях высокой конкуренции или низкой покупательской способности потребителей.

2. Максимизация текущей прибыли, повышение уровня рентабельности. Предприятие устанавливает такую цену на товар, которая обеспечивает максимум прибыли. Очевидно, что, поставив такую задачу, предприятия увеличивают доходность, расширяют свои возможности. При этом могут ставиться задачи увеличения абсолютной суммы прибыли или/и повышения рентабельности предприятия (продукции).

3. Лидерство по завоеванию доли рынка (максимальный охват рынка): максимальное увеличение сбыта путем максимально возможного снижения цен.

4. Лидерство по показателям качества товара. Предприятие, которое обладает репутацией производителя качественной продукции, может установить высокую цену, чтобы покрыть дополнительные существенные издержки, связанные с дальнейшим повышением качества.

Этапы ценообразования:

1. Определение целей ценообразования. Цена выполняет функцию, обеспечивающую получение фирмой выручки от продажи товаров: цена выступает как переменный фактор, оказывающий прямое воздействие на выручку от реализации товаров, структуру производства, методы работы фирмы.

2. Определение спроса. Спрос является важной категорией рыночной экономики, так как именно он, в конечном счете, определяет цену на различные товары. Спрос определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар (верхний уровень цены).

3. Оценка издержек производства. Оценка издержек производства играет важную роль в процессе определения предприятием цены на свою продукцию. Издержки производства определяют минимальную цену товара (нижний уровень цены).

4. Анализ цен и качества товаров конкурентов. От результатов анализа зависит правильность решения: реально ли установить более высокую цену, чем у конкурентов, или для привлечения покупателя следует остановиться на более низких ценах.

5. Выбор метода ценообразования - определение способа расчета цены, позволяющего более правильно определить цену на конкретный товар. При этом учитывается:

- себестоимость продукции (издержки производства и сбыта, которые определяют нижний предел цены);

- наличие уникальных свойств и спрос (это определяет верхний предел цены);

- цены конкурентов и цены товаров - заменителей (определяют среднюю цену).

6. Расчет исходной цены и дополнительных факторов- определение возможного уровня цен с учетом выбранных методов ценообразования.

7. Установление окончательной цены. На основе учета всех факторов устанавливается окончательная цена, которая должна соответствовать ценовому образу фирмы и ее ценовой политике. Оформляются соответствующие документы.

Увеличение или снижение цены затрагивает клиентов, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков, а также может заинтересовать государственные органы сточки зрения обоснованности таких изменений. Потребители не всегда адекватно понимают изменение цен. Понижение цен они могут истолковать следующим образом: -модель товара устарела; -качество товара снизилось, он имеет определенные изъяны; -предприятие испытывает финансовые затруднения; -в скором времени цена снова снизится, поэтому с покупкой следует подождать.

В противоположность этому увеличение цены может быть воспринято покупателями как положительное явление: -товар стал пользоваться спросом и следует быстрее купить его, пока он не стал дефицитным; -товар имеет особую ценностную значимость.

Предприятие, которое предполагает изменить цену, всегда должно принимать во внимание реакцию на это не только потребителей, но и конкурентов. Обычно они реагируют на изменение цен тогда, когда количество продавцов невелико, их товары имеют незначительные отличия, а покупатели хорошо информированы. Предприятие должно прогнозировать наиболее вероятные реакции конкурентов.

Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является его себестоимость.

Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств ,нематериальные активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Прибыль в составе цены

При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависит от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличивает доходы предприятий и государственного бюджета.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 215.