Таким образом, понятие "социально-экономический потенциал муниципального образования" включает все компоненты воспроизводства на региональном и муниципальном уровне с учетом не только его осуществления в настоящее время, но также возможностей интенсификации в перспективе.
30. Флагманские проекты как инструмент стратегического планирования развития муниципальных образований.
В процессе реализации документов стратегического планирования развития муниципальных образований – концепции комплексного социально-экономического развития, стратегического плана, стратегического выбора, комплексной и целевых программ – важное значение имеют флагманские проекты, выполняющие роль особого катализатора прогрессивных изменений в территориальной социально-экономической среде.
Проекты, ориентированные на будущее, могут быть названы «стратегическими» или «флагманскими» проектами, если они значительно влияют на экономическую структуру и облик муниципального образования, имеют продолжительное и сильное воздействие на его имидж и, по возможности, за счет вызываемого ими доверия способствуют развитию муниципального образования в положительном направлении, «оживляют» готовность к инвестированию на его территории и т.д. Для отнесения проектов к флагманским они должны обладать определенными признаками.
Признак первый. Это должен быть проект, непосредственно связанный с реализацией стратегии развития муниципального образования и воплощением в жизнь стратегического выбора. Как правило, уже при разработке стратегии происходит инициирование, оценка и отбор проектов, призванных сыграть роль флагманских в ходе последующей деятельности по достижению стратегических целей и решению связанных с ними задач.
Признак второй. Флагманский проект должен выполнять ведущую роль по отношению к другим проектам. Отсюда и сам термин – «флагманский»; подобный проект является лидером, обусловливающим появление других проектов, логически связанных с флагманским.
Признак третий. Флагманский проект носит, как правило, более комплексный характер, чем отраслевые или секторальные проекты, охватывая несколько сфер развития муниципального образования, что должно обеспечивать позитивное влияние результатов реализации проекта в разных сферах и эффекты синергии.
Признак четвертый. Флагманские проекты всегда связаны с задачами территориального маркетинга и носят имиджевый характер. Успешно реализованный крупный флагманский проект способствует формированию позитивного имиджа муниципального образования в двух аспектах. С одной стороны, это важно для внутреннего маркетинга – укрепления доверия населения и бизнеса к власти, усиления гражданской сплоченности территориального сообщества, закрепления жителей в целом и особенно молодежи в муниципальном образовании и т.п. С другой стороны, все более важное значение приобретает реализация флагманских проектов для внешнего маркетинга и позиционирования муниципального образования в регионе, стране и за рубежом.
Признак пятый. Достаточно характерным признаком флагманского проекта является поддержка и участие в его реализации вышестоящих уровней управления, а также международных организаций, программ, проектов и т.п. Поэтому, как правило, флагманские проекты имеют значительный масштаб и вызывают серьезный резонанс за пределами муниципального образования.
Признак шестой. Флагманский проект должен обеспечивать эффект мультипликации опыта его разработки, финансирования и реализации.
К важнейшим группам флагманских проектов можно отнести:
- современные проекты транспортной инфраструктуры (аэропорты, высокоскоростные ж/д магистрали, метро, мосты, тоннели, порты);
- строительство выставочных залов и конгресс-центров;
- приращение образовательного потенциала и инфраструктуры подготовки кадров (университеты, институты и т.п.);
- возрождение и преобразование промышленных площадей, создание ультрасовременных многофункциональных зон;
- создание современных жилых зон с учетом требований охраны окружающей среды;
- развитие культурного потенциала и рекреационных возможностей (музеи, театры, экопарки), проведение мероприятий мирового, европейского, национального, межрегионального, регионального значения.
Важнейшими источниками финансирования флагманских проектов являются:
- бюджетные финансовые механизмы (местные, региональные и федеральный бюджеты);
- частные кредитно-финансовые механизмы (коммерческие банки и частные инвесторы);
- взносы общественных фондов и организаций;
- ресурсы международных кредитно-финансовых органов (Мировой Банк, Европейский Банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и т.п.);
- средства международных спонсорских организаций и программ (ЮНЕСКО, ФАР и ТАСИС, ИНТЕРРЕГ и др.).
31. Характеристика и содержание экономико-правовой категории собственность.
Экономическое содержание собственности:
Собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ.
Собственность с экономической точки зрения это фактические отношения между субъектами разного рода по поводу производства, распределения и присвоения условий и результатов производства.
В экономической теории определены некоторые общие признаки, присущие собственности в любом обществе:
1. Собственность – это общеэкономическое явление, существующее на всех исторических ступенях общественного развития.
2. Собственность – это социальное отношение. Она не только порождена обществом, но и может реально существовать лишь внутри. Для определения собственности необходимо, чтобы субъект собственности вступил по поводу ее объекта в отношение с другими лицами.
3. Собственность является основным отношением, поскольку именно собственность связывает в единое целое производственные отношения, превращая их из "совокупности" в "систему".
4. В качестве субъектов собственности (собственников) могут выступать "индивид" (человек, гражданин), "группа" (семья, коллектив), "общество" (народ) при практически неограниченном числе объектов собственности (средств производства и предметов потребления).
Если имеется имущество, то имеется и отношение принадлежности (имущество не может быть вне этого отношения – оно всегда либо принадлежит, либо не принадлежит). Если есть принадлежность, значит, есть и объект, по поводу которого она имеет место. С учетом этого выделятся субъекты и объекты собственности.
Субъект собственности (собственник) – активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности.
Объект собственности – пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, интеллекта, полностью или в какой-то степени принадлежащих субъекту.
Собственность есть прежде всего не вещь, а отношение – отношение между людьми по поводу вещи. Именно отношение между людьми по поводу вещи, а не отношение данного конкретного человека к данной конкретной вещи. Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.
Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации.
Правовое содержание собственности:
Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.
Право владения – это непосредственное фактическое удержание вещи субъектом собственности. Владение представляет собой фактическое обладание вещью, либо документально подтверждающее правомочия обладать объектом собственности. Владение объектом дает право использовать его, передавать объект в распоряжение другим лицам, продавать, дарить, наследовать.
Распоряжение – это действия, связанные с отчуждением имущества от его владельца. Право распоряжения – это право определения юридической судьбы имущества. Речь идет о праве субъекта собственности по своему усмотрению включения объекта собственности в экономический оборот путем совершения таких распределительных действий, как купля-продажа, передача в залог, дарение, сдача в наем и др.
Право пользования – это право собственника на извлечение и присвоение полезных свойств имущества.
Владение и пользование могут соединяться в руках одного субъекта или быть разделенными между различными субъектами. Другими словами, владение и пользование можно рассматривать не только как элементы триады права собственности. Пользоваться имуществом можно, не будучи ее владельцем, и наоборот, можно быть владельцем и не пользоваться объектом собственности, передав это право в соответствии с законодательством другому субъекту.
В переходный период к рыночной экономике в России широкое распространение получила практика передачи права управлять своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные инвестиционные фонды, доверительные общества и т.д.).
Отношения собственности в любом обществе юридически регулируются конституцией, законами и многочисленными подзаконными правовыми актами (указами, постановлениями, распоряжениями различных государственных органов).
Собственность, с юридической точки зрения есть закрепленная государством систематизированная совокупность норм, правил, регулирующих имущественные и прочие виды экономических отношений, и обязательных для всех субъектов права.
Существование этих фактических отношений совсем не обязательно может быть санкционировано и оформлено государством, что тем самым превращает их в юридические нормы, поддерживаемые мощью государственного принуждения. Правовое оформление отношений собственности, как правило, следует, развивается за изменениями фактических, волевых отношений.
Между фактическими, волевыми отношениями и их государственным санкционированием, юридическим оформлением лежит сфера отношений, принятых различными частями, слоями, группами в обществе в виде норм, правил, традиций, обычаев, которым в разной степени подчиняются, следуют различные субъекты отношений. Часть таких отношений носит название обычного права, хотя оно в большей части вообще не оформлено юридически. Другая часть норм, правил, обычаев, традиций вообще долгое время никак не оформляется, но, тем не менее, является для разных сообществ регулирующей нормой отношений и поведения.
Юридическое определение собственности содержит указания на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. При всей абсолютности своих прав собственник не может пользоваться ими за пределами, которые ограниченны законом и административными распоряжениями.
Собственность является понятием правовым, т.е. представляет собой вид правового отношения, регулируемого гражданским правом. Это означает, что собственность есть вид гражданского правоотношения.
Понятие собственности, существующее единственно в форме объект правового регулирования является понятием юридическим, под которым следует понимать, прежде всего, вид имущественного отношения. Под имущественными отношениями традиционно понимаются отношения по приобретению и использованию имущества: вещей, прав и обязанностей по поводу вещей и иных материальных благ.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 254.