Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и, прежде всего, в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.
В структуре муниципального хозяйства можно выделить следующие элементы:
· o муниципальные предприятия, деятельность которых полностью подчинена интересам населения муниципального образования;
· o иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;
· o органы местного самоуправления.
Роль каждого из элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения. Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию - регулируют деятельности двух предыдущих элементов в интересах населения муниципального образования.
Под комплексным социально-экономическим развитием муниципальных образований понимается управляемый процесс изменений в различных сферах жизни муниципального образования, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.
В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и реализуются местные целевые программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия предприятий и организаций в развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д.
14. Отбор и систематизация информации для определения направлений муниципальной социально-экономической политики.
Муниципальное образование, как управляемая система, может быть охарактеризована в содержательном срезе, т.е. в зависимости от социальных функций, выполняемых ее различными элементами. Критериями такого разграничения выступают, во-первых, цели и направления функционирования (деятельности) управляемых объектов; во-вторых, содержание их основной (главенствующей) по характеру деятельности; в-третьих, материальные, социальные и духовные результаты деятельности, посредством которых главным образом выражаются их общественные функции (значение для жизни людей), и, в-четвертых, преобладающие закономерности их функционирования и организационные формы.
В соответствии с основными сферами муниципального образования и указанными критериями управляемые объекты подразделяются на следующие видовые группы: экономические, социальные и духовные. В известном смысле управляемыми являются и политические объекты, но тут существуют свои тонкости, поскольку политические отношения, явления и процессы выступают, с одной стороны, управляемыми, в нашем случае органами местного самоуправления, а с другой – управляющими самими этими местными органами власти.
Сущность муниципального управления раскрывается и реализуется во взаимодействии органов местного самоуправления с населением, в том, что и как они делают по упорядочению и совершенствованию частной, коллективной и общественной деятельности людей.
Концентрированное выражение “сущности муниципального управления” содержится в проводимой ОМС политике – совокупности целей и задач, практически реализуемых органами местного самоуправления, и средств используемых при этом.
Средства реализации муниципальной политики бывают самые разнообразные: от многообразия собственности до воспитания подрастающего поколения.
Смысл муниципальной политики заключается в совершенствовании материального и духовного производства и социальных условий жизни населения на базе современных технологий и взаимовыгодного разделения труда с другими муниципальными образованиями и государственными органами.
Основу муниципальной политики составляют стратегические ориентиры.
Муниципальная политика – это искусство управления муниципальным образованием, ведение муниципальных дел, содержание деятельности муниципальных органов власти. Всякие элементы муниципального управления приобретают политический характер, если затрагивают интересы социальных групп, классов, широких слоев населения.
Муниципальная политика всегда отражает определенные интересы, прежде всего социально-экономические, она вытекает из экономического состояния муниципального образования и является эффективной, если соответствует потребностям развития.
Основные направления муниципальной политики определяются в местном бюджете.
15. Подходы к работе с целями как ключевым звеном в управлении реализацией стратегии развития муниципальных образований.
Стратегическое управление предполагает решение комплекса задач, взаимоувязанных по времени, ресурсам и другим параметрам, причем, как правило, для реализации целей требуется гораздо больший период времени, чем один год.
Достижение долгосрочных стратегических целей муниципального образования формирует объективные предпосылки согласования долгосрочных комплексных решений и текущих бюджетных заданий. В качестве инструмента решения данной задачи может быть использован программно-целевой подход.
Процесс формирования целевой программы должен включать, ряд обязательных этапов:
· аналитический этап, в ходе которого проводится всесторонний анализ проблемных ситуаций, возникших в рамках стратегических приоритетов муниципального образования. При этом выясняется объективное состояние сферы (отрасли, составных звеньев, объектов, процессов) жизнедеятельности муниципального образования, несоответствующее определенным нормам, характеризующееся неудовлетворенностью населения возможностью реализации каких-либо потребностей, наличием отрицательных тенденций и разрывов между желаемым и фактическим уровнями раз вития. Формулируется цель предполагаемых изменений;
· этап определения стратегии. На этом этапе определяют долговременное направление или комбинацию направлений, на которых следует искать пути достижения цели;
· этап формирования программы. В ходе этого этапа выделяются основные задачи и мероприятия по их реализации, определяется разбивка по основным временным показателям;
· этап оценки финансовых и ресурсных возможностей. Пред полагает оценку финансовых возможностей для реализации целевой программы и определение возможных источников погашения затрат (бюджеты различных уровней, привлеченные средства и ресурсы).
Разработка ЦП начинается с описания проблемной ситуации, уточнения формулировки проблемы и обоснования необходимости целевой программы для ее решения.
Описание проблемной ситуации предполагает определение объекта, в котором возникает проблемная ситуация, характеристики проблемной ситуации, точной оценки причин и последствий существования проблемной ситуации, формулировки проблемы.
Структура программы выглядит следующим образом:
· целевой блок, в котором отражается, какой из стратегических приоритетов реализует данная программа;
· структурный блок, в котором даются характеристики основных мероприятий для достижения социальных целей;
· ресурсный блок, где указывается потребность в материальных и финансовых ресурсах для выполнения мероприятий программы;
· блок технико-экономических обоснований, где составляются необходимые балансы для обеспечения потребностей за счет собственных ресурсов муниципального образования, привлечения средств инвесторов и средств населения.
Указанные выше разделы составляются исходя из необходимости реализации специальной схемы согласования с использованием конкретных плановых методов: балансового, нормативного, вариантного, интегративных приближений к сбалансированности по объемам ресурсов, необходимых для достижения качественно и количественно структурированных целей.
Охарактеризуем более подробно каждый блок на примере социальной программы и опишем систему показателей разделов и подразделов целевого структурного и ресурсного блоков, а также блока технико-экономического обоснования программы.
16. Применение отдельных процедур реализации стратегий развития муниципальных образований (по механизмам).
Дата: 2019-05-29, просмотров: 310.