1. Образовано новое подразделение в администрации, отвечающее за реализацию стратегии или планируется создать (отдел стратегического развития, аналитический центр по стратегическому развитию, группа по оценке реализации стратегии, комитет стратегического планирования и реализации стратегии) | 11 |
2. За реализацию стратегии отвечает зам. Главы и отдел экономики (инвестиций) – нет изменений в структуре | 7 |
3. Реализация стратегии поручена внешней структуре («Агентство городского развития»; «Центр развития МО») | 2 |
3. Программа по реализации стратегии развития (многолетняя), согласована с областным правительством | 1 |
4. Комплексная программа социально-экономического развития | 4 |
5. План по реализации стратегии на текущий год | 2 |
6. Разработана схема организации планирования и контроля по реализации стратегии | 1 |
7. Разработаны и реализуются организационные проекты (реорганизация деятельности администрации; Создание фонда социального развития) | 4 |
8. Разработаны инвестиционные проекты | |
9. Процедура согласования целевых программ на соответствие стратегическим целям (Городец, Рыбинск) | 2 |
10. Необходимость реализации стратегии отразилась на деятельности администрации, совета депутатов в виде специальных совещаний, коллегий, заседаний депутатов | 15 |
11. Формирование «Дерева целей» по всем направлениям деятельности в МО | 2 |
Нормативно-правовой механизм
1. Разработаны положения о новых подразделениях стратегической направленности (отдел стратегического развития,…) | 8 |
2. Разработано положение о стратегическом совете по реализации стратегии | 1 |
2. Разработано положение о общественном совете по развитию | 2 |
3. Разработано положение о мониторинге реализации стратегии | 3 |
4. Разработано положение об оценке с-э развития через систему индикаторов | 3 |
5. Разработаны регламенты взаимодействия подразделений администрации | 4 |
6. Положение об организации работы по реализации стратегии | 1 |
Финансово-экономический механизм
1. Выделены бюджетные средства на реализацию стратегии | 11 |
2. Разрабатываются гранты по различным направлениям реализации | 8 |
3. Получены инвестиции на различные проекты стратегической направленности | 9 |
4. Программно-целевой метод бюджетирования. | 1 |
5. Формируется бюджет развития | 1 |
6. Проводятся конкурсы по стройобъектам | 1 |
7. Внедрена оценка социально-экономического развития через систему индикаторов | 1 |
8. Финансовые схемы поддержки инициатив проектного характера в 2-х вариантах | 1 |
9. Разработаны схемы финансирования комитетов | 1 |
Механизм социального партнерства
1. Работает совет директоров предприятий при администрации | 12 |
2. Организован центр по поддержке предпринимательства | 6 |
3.Общественный (городской, районный)совет по стратегическому развитию | 7 |
4. В реализации стратегии задействованы ТОСы | 2 |
5. Городской (районный) совет по стратегическому развитию | 5 |
6. Образован муниципальный фонд местного развития | 1 |
7.Организована совместная деятельность администрации с НКО и ТОСами | 1 |
Что необходимо предпринять далее органам местного самоуправления, чтобы полноценно задействовать организационные механизмы для реализации стратегий:
§ Расширить арсенал применяемых администрациями организационных средств.
§ Применять их не разрозненно, а комплексным и системным образом.
§ Освоить их применение в виде пошаговых процедур.
§ Реконструировать деятельность администрации в стратегическом ключе.
§ Трансформировать стратегии развития муниципальных образований: из статичного – в деятельностный вид.
17. Приоритеты и направления социально-экономической политики муниципального образования.
Социальная политика
Под социальной политикой следует понимать деятельность субъектов управления различного уровня, направленную на управление социальным развитием общества, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Важнейшими задачами социальной политики являются обеспечение целостности общества, его устойчивости и возможности динамичного развития, недопущение социальных конфликтов.
Социальная политика регулирует отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, группами, между самими социальными группами. Она осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Социальная политика призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.
В системном виде процесс выработки социальной политики может быть представлен рядом относительно независимых содержательных блоков, включающих:
- социальную диагностику, выявление социальных проблем;
- определение социальных приоритетов, социальное целеполагание;
- разработку системы социальных показателей, норм и нормативов;
- оценку ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей;
- разработку системы мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям;
- оценку социальных, экономических и политических последствий реализации разработанной системы мер.
В социальной политике можно выделить несколько направлений, основными из которых являются:
- здравоохранение;
- образование;
- культура, досуг и физическая культура;
- социально-бытовая сфера;
- охрана общественного порядка и безопасность;
- социальная защита (поддержка) населения.
Экономическая политика
В условиях становления местного самоуправления муниципальные власти во все большей степени призваны проводить самостоятельную экономическую политику, направленную на реформирование и развитие местной экономики. Организующая и регулирующая роль местных органов власти в экономическом развитии муниципальных образований велика. Там, где они активно и эффективно влияют на создание благоприятного хозяйственного климата, привлекательной и разнообразной среды производства, возникают очаги экономического роста. Пассивность или неверная экономическая политика на местах чреваты утратой динамики, консервацией нерациональной структуры хозяйства, низкой деловой активностью и, в конечном счете, падением качества жизни населения.
Важнейшими составными частями местной экономической политики, через которые она, собственно, и реализуется, в настоящее время являются «локальные» политики:
- структурная;
- инвестиционная;
- поддержки эффективного малого и среднего предпринимательства;
- финансовая;
- формирования органами местного самоуправления партнерских отношений с немуниципальными предприятиями;
- международного сотрудничества на муниципальном уровне.
18. Проблемы реализации стратегий развития муниципальных образований и пути их решения.
№ | Проблемы управления реализацией стратегий развития муниципальных образований | Механизмы реализации |
1 | Сложность определения места и роли органов местного самоуправления в реализации стратегии развития муниципального образования | Оргуправл. мех-м |
2 | Организация движения к стратегическим целям в текущей деятельности не является системно организованной | Оргуправл. мех-м |
3 | Структура администрации не соответствует новым появившимся функциям, обоснованным стратегией развития | Оргуправл. мех-м |
4 | Сложность наполнения деятельностью, адекватной стратегическим задачам, созданных организационных структур по реализации стратегии | Оргуправл. мех-м |
5 | Отсутствие механизмов конструктивного взаимодействия подразделений администрации между собой (особенно по комплексным вопросам стратегического свойства) | Оргуправл. мех-м |
6 | Проблема встроенности в «среду», в общее развитие региона (взаимодействие с региональной властью ) | Оргуправл. мех-м |
7 | Проблема управления и координации программ – дефицит навыков программирования на длительные сроки с учетом ресурсов и механизмов реализации | Оргуправл. мех-м |
8 | Отсутствие специальных муниципальных программ по реализации стратегий | Оргуправл. мех-м |
9 | Отраслевые программы развития по разным направлениям деятельности администраций не учитывают стратегических ориентиров, сделаны в режиме текущего функционирования. | Оргуправл. мех-м |
10 | Отсутствие показателей мониторинга хода реализации стратегий | Оргуправл. мех-м |
11 | Отсутствие методик оценки хода реализации стратегии | Оргуправл. мех-м |
12 | Отсутствие муниципальной нормативно-правовой базы по реализации стратегии | Норм-прав мех-м |
13 | Зависимость реализации программ от финансирования | Фин-эк мех-м |
14 | Зацикленность на бюджете, не освоенность внебюджетного финансирования | Фин-эк мех-м |
15 | Отсутствие механизма поиска внешнего инвестора | Фин-эк мех-м |
16 | Слабый внутримуниципальный инвестиционный потенциал | Фин-эк мех-м |
17 | Отсутствие знаний по механизмам и инструментам реализации стратегий | Образоват.мех-м |
18 | Отсутствие методической поддержки при реализации стратегии | Образоват. мех-м |
19 | Отсутствие специальной (управленческой) подготовки персонала администрации и в частности отсутствие специалистов по проектированию и программированию деятельности (в том числе в стратегической ориентации) | Образоват.мех-м |
20 | Сложность трансляции знаний, полученных обучившимися муниципалами, другим служащим в администрациях | Образоват.мех-м |
21 | Слабая мотивация кадров, работающих с реализацией стратегии | Образоват. мех-м |
22 | Отсутствие эффективного взаимодействия и партнерства с бизнес и другими структурами по реализации стратегий | Мех-м соц.партнерства |
23 | Местное сообщество не вовлечено в должной мере в процесс реализации стратегии (прежде всего молодежь) | Мех-м соц.партнерства |
24 | Отсутствие достоверной информации у местной власти от производственных и других бизнес структур | Информационный мех-м |
19. Программа реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и возможности ее коррекции.
Программа реализации стратегии оформляет собой совокупность организационных действий и шагов, процедурно обеспечивая:
§ последовательно-параллельное достижение целей согласно стратегическим приоритетам развития;
§ целевую проектную развертку программных направлений;
§ взаимоувязку основных муниципальных программ по сферам деятельности администрации со стратегией развития;
§ развертку организационных проектов;
§ учет и соотнесение организационных возможностей/условий реализационных действий и существующих ограничений;
§ привлечение необходимых ресурсов и их эффективное использование;
§ согласование пространственное временных параметров осуществления проектных инициатив и проведения соответствующих мероприятий;
§ согласование интересов и планов действий участвующих в реализации стратегии «агентов» муниципального развития;
§ осуществление своевременной корректировки реализационных шагов.
Перечисленные позиции представляют собой совокупность организационно-управленческих процедур, выстроенных на основе уже не раз упомянутых базовых организационных элементов (что, где, когда, как и пр.).
Кроме того, ряд организационно-управленческих процедур выстраивается в результате организации и соорганизации механизмов реализации стратегии:
§ Процедуры организации нормативно-процессуального оформления стратегической линии в деятельности администрации.
§ Процедуры организации бюджетного процесса и экономических расчетов с учетом стратегических ориентиров.
§ Процедуры организации работ с местным сообществом по реализации стратегии.
§ Процедуры сонастройки механизмов реализации стратегии развития, их скоординированного задействования; .
§ Процедуры скоординированного задействования механизмов при корректировке стратегии развития.
Компоновка всех упомянутых процедур и приводит к формированию каркаса организационно-координационной программы – программы реализации стратегии, соответствующим образом документально оформленной. Эта программа является стержнем управления хода реализации стратегии развития муниципального образования.
20. Программно-проектные средства управления реализацией стратегии развития муниципальных образований.
Составной частью организационно-управленческого механизма являются программно-проектные средства управления (в соотнесении с прочими средствами управления). Каждое из них представляет собой особый процесс управления, которые оформляют соответствующие программные документы.
Все средства управления, в том числе и программно-проектные связаны между собой через операционные модули (организационные элементы) принятия решений: кто, что, зачем, с кем, где, когда, как. Операционные модули (оргэлементы) и цикличная со-организация средств управления объединяют их в единое пространственно-временное и системное целое.
Таблица
Дата: 2019-05-29, просмотров: 295.