Состав городского хозяйства
Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.
В состав градообслуживающей сферы входят:
1) жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);
2) транспортный комплекс;
3) строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения);
4) службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории муниципального образования в том числе экологическую безопасность (эти службы могут быть отнесены и к социальной сфере);
5) комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);
6) системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.
Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.
Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходимы хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т. д.
4. Качественная оценка и порядок ранжирования проблем развития муниципального образования
Формирование концепции социально-экономического развития муниципального образования можно разделить на четыре основных этапа:
- организационно-подготовительный этап;
- аналитический этап;
- этап разработки концепции;
- этап согласования и утверждения концепции.
В течение организационно-подготовительного этапаосуществляются:
- разработка и утверждение структуры концепции;
- определение состава исполнителей и распределение между ними обязанностей по разработке концепции, формирование соответствующей рабочей группы;
- проведение, при необходимости, дополнительного профессионального обучения участников работ;
- выделение, при необходимости, финансовых ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов концепции;
- подготовка необходимых инструктивно-методических материалов;
- составление календарного графика работ по формированию концепции.
На аналитическом этапе осуществляются:
- формирование и направление в подразделения местной администрации информационного запроса – документа, содержащего требования к необходимому объему исходных данных, который целесообразно иметь для анализа стартовых условий и определения перспектив развития муниципального образования;
- сбор, систематизация и анализ материалов, составляющих информационную базу для формирования концепции.
Процедура подготовки и анализа информационной базы для формирования концепции перспективного социально-экономического развития муниципального образования представлена на схеме.
Процедура выполнения этапа разработки концепции представлена на схеме
5. Механизм управления муниципальным образованием.
Отечественный опыт показывает, что местное самоуправление — это всегда комбинация местных, региональных и государственных интересов. На протяжении почти всей истории России интересы, потребности и запросы жителя местного сообщества оказывались на несколько порядков ниже интересов державы. Человек становился «винтиком» гигантской государственной машины, рабочей силой, статистической единицей, плательщиком многочисленных налогов и сборов.
Сегодня для местного самоуправления при осуществлении организационно-управленческих функций характерным становится доминирование интересов населения местного сообщества, кото- рые выявляются, изучаются и учитываются при подготовке целевых программ развития территорий, формировании местного бюджета, построении структур местного самоуправления, оценке деятельности депутатов и должностных лиц. Местные интересы имеют приоритет перед общегосударственными и корпоративными. России еще предстоит разработать формы и методы эффективного воздействия органов местного самоуправления на социальное, экономическое, экологическое, демографическое и пространственное развитие подведомственной территории.
Для развития системы местного самоуправления и реализации условий постоянного обновления механизма управления муниципальным образованием требуется использование новых, нетрадиционных подходов. Это связано, во-первых, с тем, что проблемы, стоящие перед муниципальными органами управления, отличаются от проблем, решаемых органами государственного управления, поэтому способы их решения по существу мало разработаны; во-вторых, структура органов местного самоуправления не в полной мере соответствует стоящим перед ним задачам, что обусловлено неразвитостью и новизной самого института местного самоуправления. Таким образом, формирование новой парадигмы управления экономическим развитием муниципальных образований становится объективной необходимостью.
В России, как и в других странах, в последнее время произошли большие изменения в условиях функционирования всего государственного сектора. Интернационализация экономических связей, развитие технологий, основанных на новом знании, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений — вот лишь неполный перечень новых реалий руюидснциеи является ускорение перемен.
6. Механизмы реализации стратегий развития муниципальных образований.
Достижение поставленных стратегических целей во многом будет определяться способностью органов местного самоуправления выработать эффективный механизм реализации Стратегии, предусматривающий комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающий «баланс интересов», скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.
Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая политика органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики области и города, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий при оптимальном сочетании с принятием оперативных управленческих решений.
Система планирования развития основывается на комплексном программно-целевом подходе. Ключевыми в системе муниципального планирования являются следующие взаимоувязанные документы и мероприятия:
- Стратегия социально-экономического развития;
- Программа социально-экономического развития
- областные и городские целевые программы;
- перспективный финансовый план на среднесрочный период;
- городской бюджет;
- рациональное применение экономических методов регулирования, направленных на создание благоприятных условий для активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, развития инвестопроводящей инфраструктуры, внедрения инноваций.
Целенаправленная бюджетная политика и финансово-кредитные рычаги управления должны предусматривать:
- концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных проблем и достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития;
- активное привлечение внебюджетных источников финансирования;
- обеспечение бюджетной эффективности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- наращивание бюджетного потенциала города, повышение уровня обеспеченности населения бюджетными услугами, обеспечение прозрачности управления финансами;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных экономически и социально значимых инвестиционных проектов.
Необходимо формирование и реализация городских целевых программ исходя из выбранных стратегических приоритетов, определение четких индикаторов ожидаемых результатов реализации программ, а также своевременная корректировка программ по результатам регулярного мониторинга хода их выполнения.
Реализация Стратегии должна основываться в первую очередь на внутренних ресурсах повышения эффективности социально-экономического развития города. При этом важной составляющей механизма реализации Стратегии является использование инструментов целевого финансирования за счет средств бюджетов разных уровней путем активного участия города в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и областных целевых программ.
Правовое обеспечение проводимых социально-экономических преобразований должно развиваться в русле изменений федерального и областного законодательства в области региональной политики, экономического и социального развития, налоговой и бюджетной политики, административной реформы, реформы местного самоуправления и по другим направлениям, обеспечивая необходимой нормативной правовой базой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений.
Организационные механизмы реализации Стратегии предусматривают проведение органами местного самоуправления ежегодного мониторинга хода реализации Стратегии, выполнение утвержденных индикаторов и контрольных показателей.
Должно быть предусмотрено широкое информирование населения о ходе и результатах реализации Стратегии с привлечением средств массовой информации.
Социальная политика
Под социальной политикой следует понимать деятельность субъектов управления различного уровня, направленную на управление социальным развитием общества, на обеспечение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Важнейшими задачами социальной политики являются обеспечение целостности общества, его устойчивости и возможности динамичного развития, недопущение социальных конфликтов.
Социальная политика регулирует отношения между обществом и отдельными социальными субъектами, общностями, группами, между самими социальными группами. Она осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами. Социальная политика призвана разрешать противоречия между несовпадающими интересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересами общества.
В системном виде процесс выработки социальной политики может быть представлен рядом относительно независимых содержательных блоков, включающих:
- социальную диагностику, выявление социальных проблем;
- определение социальных приоритетов, социальное целеполагание;
- разработку системы социальных показателей, норм и нормативов;
- оценку ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей;
- разработку системы мероприятий, согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям;
- оценку социальных, экономических и политических последствий реализации разработанной системы мер.
В социальной политике можно выделить несколько направлений, основными из которых являются:
- здравоохранение;
- образование;
- культура, досуг и физическая культура;
- социально-бытовая сфера;
- охрана общественного порядка и безопасность;
- социальная защита (поддержка) населения.
Экономическая политика
В условиях становления местного самоуправления муниципальные власти во все большей степени призваны проводить самостоятельную экономическую политику, направленную на реформирование и развитие местной экономики. Организующая и регулирующая роль местных органов власти в экономическом развитии муниципальных образований велика. Там, где они активно и эффективно влияют на создание благоприятного хозяйственного климата, привлекательной и разнообразной среды производства, возникают очаги экономического роста. Пассивность или неверная экономическая политика на местах чреваты утратой динамики, консервацией нерациональной структуры хозяйства, низкой деловой активностью и, в конечном счете, падением качества жизни населения.
Важнейшими составными частями местной экономической политики, через которые она, собственно, и реализуется, в настоящее время являются «локальные» политики:
- структурная;
- инвестиционная;
- поддержки эффективного малого и среднего предпринимательства;
- финансовая;
- формирования органами местного самоуправления партнерских отношений с немуниципальными предприятиями;
- международного сотрудничества на муниципальном уровне.
18. Проблемы реализации стратегий развития муниципальных образований и пути их решения.
№ | Проблемы управления реализацией стратегий развития муниципальных образований | Механизмы реализации |
1 | Сложность определения места и роли органов местного самоуправления в реализации стратегии развития муниципального образования | Оргуправл. мех-м |
2 | Организация движения к стратегическим целям в текущей деятельности не является системно организованной | Оргуправл. мех-м |
3 | Структура администрации не соответствует новым появившимся функциям, обоснованным стратегией развития | Оргуправл. мех-м |
4 | Сложность наполнения деятельностью, адекватной стратегическим задачам, созданных организационных структур по реализации стратегии | Оргуправл. мех-м |
5 | Отсутствие механизмов конструктивного взаимодействия подразделений администрации между собой (особенно по комплексным вопросам стратегического свойства) | Оргуправл. мех-м |
6 | Проблема встроенности в «среду», в общее развитие региона (взаимодействие с региональной властью ) | Оргуправл. мех-м |
7 | Проблема управления и координации программ – дефицит навыков программирования на длительные сроки с учетом ресурсов и механизмов реализации | Оргуправл. мех-м |
8 | Отсутствие специальных муниципальных программ по реализации стратегий | Оргуправл. мех-м |
9 | Отраслевые программы развития по разным направлениям деятельности администраций не учитывают стратегических ориентиров, сделаны в режиме текущего функционирования. | Оргуправл. мех-м |
10 | Отсутствие показателей мониторинга хода реализации стратегий | Оргуправл. мех-м |
11 | Отсутствие методик оценки хода реализации стратегии | Оргуправл. мех-м |
12 | Отсутствие муниципальной нормативно-правовой базы по реализации стратегии | Норм-прав мех-м |
13 | Зависимость реализации программ от финансирования | Фин-эк мех-м |
14 | Зацикленность на бюджете, не освоенность внебюджетного финансирования | Фин-эк мех-м |
15 | Отсутствие механизма поиска внешнего инвестора | Фин-эк мех-м |
16 | Слабый внутримуниципальный инвестиционный потенциал | Фин-эк мех-м |
17 | Отсутствие знаний по механизмам и инструментам реализации стратегий | Образоват.мех-м |
18 | Отсутствие методической поддержки при реализации стратегии | Образоват. мех-м |
19 | Отсутствие специальной (управленческой) подготовки персонала администрации и в частности отсутствие специалистов по проектированию и программированию деятельности (в том числе в стратегической ориентации) | Образоват.мех-м |
20 | Сложность трансляции знаний, полученных обучившимися муниципалами, другим служащим в администрациях | Образоват.мех-м |
21 | Слабая мотивация кадров, работающих с реализацией стратегии | Образоват. мех-м |
22 | Отсутствие эффективного взаимодействия и партнерства с бизнес и другими структурами по реализации стратегий | Мех-м соц.партнерства |
23 | Местное сообщество не вовлечено в должной мере в процесс реализации стратегии (прежде всего молодежь) | Мех-м соц.партнерства |
24 | Отсутствие достоверной информации у местной власти от производственных и других бизнес структур | Информационный мех-м |
19. Программа реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования и возможности ее коррекции.
Программа реализации стратегии оформляет собой совокупность организационных действий и шагов, процедурно обеспечивая:
§ последовательно-параллельное достижение целей согласно стратегическим приоритетам развития;
§ целевую проектную развертку программных направлений;
§ взаимоувязку основных муниципальных программ по сферам деятельности администрации со стратегией развития;
§ развертку организационных проектов;
§ учет и соотнесение организационных возможностей/условий реализационных действий и существующих ограничений;
§ привлечение необходимых ресурсов и их эффективное использование;
§ согласование пространственное временных параметров осуществления проектных инициатив и проведения соответствующих мероприятий;
§ согласование интересов и планов действий участвующих в реализации стратегии «агентов» муниципального развития;
§ осуществление своевременной корректировки реализационных шагов.
Перечисленные позиции представляют собой совокупность организационно-управленческих процедур, выстроенных на основе уже не раз упомянутых базовых организационных элементов (что, где, когда, как и пр.).
Кроме того, ряд организационно-управленческих процедур выстраивается в результате организации и соорганизации механизмов реализации стратегии:
§ Процедуры организации нормативно-процессуального оформления стратегической линии в деятельности администрации.
§ Процедуры организации бюджетного процесса и экономических расчетов с учетом стратегических ориентиров.
§ Процедуры организации работ с местным сообществом по реализации стратегии.
§ Процедуры сонастройки механизмов реализации стратегии развития, их скоординированного задействования; .
§ Процедуры скоординированного задействования механизмов при корректировке стратегии развития.
Компоновка всех упомянутых процедур и приводит к формированию каркаса организационно-координационной программы – программы реализации стратегии, соответствующим образом документально оформленной. Эта программа является стержнем управления хода реализации стратегии развития муниципального образования.
20. Программно-проектные средства управления реализацией стратегии развития муниципальных образований.
Составной частью организационно-управленческого механизма являются программно-проектные средства управления (в соотнесении с прочими средствами управления). Каждое из них представляет собой особый процесс управления, которые оформляют соответствующие программные документы.
Все средства управления, в том числе и программно-проектные связаны между собой через операционные модули (организационные элементы) принятия решений: кто, что, зачем, с кем, где, когда, как. Операционные модули (оргэлементы) и цикличная со-организация средств управления объединяют их в единое пространственно-временное и системное целое.
Таблица
Основными факторами, определяющими экономический потенциал, являются имеющиеся трудовые ресурсы, производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительства, развития транспортных сетей страны, социальной инфраструктуры, достижения научно-технического прогресса.
Потенциал социального развития представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений, относящихся к непроизводственной сфере, различные виды общественной деятельности, здания и сооружения, обеспечивающие жизнедеятельность трудящихся и населения того иди иного административно-экономического объекта.
Потенциал социального развития определяется уровнем развития социальной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную жизнедеятельность трудящихся, занятых в сфере производства, и населения, занятого в сфере семьи и быта, культуры, общественно-политической жизни. В состав потенциала социального развития входит потенциал таких отраслей, как здравоохранение, культура и искусство, спорт, туризм, общее и профессиональное образование, подготовка кадров, сфера, услуг и др. Одной из характерных черт социальной инфраструктуры является её значительное влияние на эффективность работы промышленных и сельскохозяйственных предприятий, где производятся материальные блага и создается национальный доход страны.
Потенциал социального развития определяется количеством трудовых и материальных ресурсов, качеством профессиональной подготовки рабочих кадров, инженерно-технических работников и служащих, а также уровнем благосостояния народа.
Совокупность факторов характеризирующих социальный и экономический потенциал, определяют меры воздействия на экономические процессы, обеспечивающие реализацию общественно значимых целей и формирующих принципы социально-экономической политики государства.
Среди основополагающих принципов социально-экономической политики можно выделить принцип приоритетности, т.е. концентрации усилий государства на ключевых направлениях регионального развития через финансовый, налоговый и правовой механизмы.
Социально-экономический потенциал в первую очередь определяется производственным, а последний - научно-техническим потенциалом, поскольку определяющую роль в социально-экономическом развитии играет материальное производство.
Социально-экономические возможности муниципального образования определяют уровень, структура, динамизм материального производства.
При определении этих возможностей необходимо проанализировать структуру материального производства, особенно его ориентацию на использование достижений научно-технического прогресса.
29. Трудовой потенциал муниципального образования.
Прогресс повышает требования ко всем работникам, их образованию, профессии и квалификации, к организации занятости и т.д. Чем выше уровень гармоничности антропотехнической системы, тем больше социально-экономический потенциал муниципального образования.
Труд - основа жизни общества, а человек труда - главная производительная сила. В связи с этим трудовому потенциалу принадлежит важная роль в системе социально-экономического потенциала региона.
Неотъемлемым элементом социально-экономического потенциала муниципального образования является состояние производственной инфраструктуры.
Повышение уровня управления муниципальным образованием, включая региональные комплексы, требует расширения информации о социально-экономических процессах и усиления ее роли в социально-экономическом развитии страны.
Состав городского хозяйства
Градообслуживающая сфера, или городское хозяйство, представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.
В состав градообслуживающей сферы входят:
1) жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК);
2) транспортный комплекс;
3) строительный комплекс (жилищно-гражданское строительство и строительная индустрия местного значения);
4) службы общественной безопасности, обеспечивающие на территории муниципального образования в том числе экологическую безопасность (эти службы могут быть отнесены и к социальной сфере);
5) комплекс потребительского рынка (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения);
6) системы управления, связи, информации и другие организации, обслуживающие городские нужды.
Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.
Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Большим городам необходимы хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т. д.
4. Качественная оценка и порядок ранжирования проблем развития муниципального образования
Формирование концепции социально-экономического развития муниципального образования можно разделить на четыре основных этапа:
- организационно-подготовительный этап;
- аналитический этап;
- этап разработки концепции;
- этап согласования и утверждения концепции.
В течение организационно-подготовительного этапаосуществляются:
- разработка и утверждение структуры концепции;
- определение состава исполнителей и распределение между ними обязанностей по разработке концепции, формирование соответствующей рабочей группы;
- проведение, при необходимости, дополнительного профессионального обучения участников работ;
- выделение, при необходимости, финансовых ресурсов для привлечения специалистов к разработке и экспертизе проектных материалов концепции;
- подготовка необходимых инструктивно-методических материалов;
- составление календарного графика работ по формированию концепции.
На аналитическом этапе осуществляются:
- формирование и направление в подразделения местной администрации информационного запроса – документа, содержащего требования к необходимому объему исходных данных, который целесообразно иметь для анализа стартовых условий и определения перспектив развития муниципального образования;
- сбор, систематизация и анализ материалов, составляющих информационную базу для формирования концепции.
Процедура подготовки и анализа информационной базы для формирования концепции перспективного социально-экономического развития муниципального образования представлена на схеме.
Процедура выполнения этапа разработки концепции представлена на схеме
5. Механизм управления муниципальным образованием.
Отечественный опыт показывает, что местное самоуправление — это всегда комбинация местных, региональных и государственных интересов. На протяжении почти всей истории России интересы, потребности и запросы жителя местного сообщества оказывались на несколько порядков ниже интересов державы. Человек становился «винтиком» гигантской государственной машины, рабочей силой, статистической единицей, плательщиком многочисленных налогов и сборов.
Сегодня для местного самоуправления при осуществлении организационно-управленческих функций характерным становится доминирование интересов населения местного сообщества, кото- рые выявляются, изучаются и учитываются при подготовке целевых программ развития территорий, формировании местного бюджета, построении структур местного самоуправления, оценке деятельности депутатов и должностных лиц. Местные интересы имеют приоритет перед общегосударственными и корпоративными. России еще предстоит разработать формы и методы эффективного воздействия органов местного самоуправления на социальное, экономическое, экологическое, демографическое и пространственное развитие подведомственной территории.
Для развития системы местного самоуправления и реализации условий постоянного обновления механизма управления муниципальным образованием требуется использование новых, нетрадиционных подходов. Это связано, во-первых, с тем, что проблемы, стоящие перед муниципальными органами управления, отличаются от проблем, решаемых органами государственного управления, поэтому способы их решения по существу мало разработаны; во-вторых, структура органов местного самоуправления не в полной мере соответствует стоящим перед ним задачам, что обусловлено неразвитостью и новизной самого института местного самоуправления. Таким образом, формирование новой парадигмы управления экономическим развитием муниципальных образований становится объективной необходимостью.
В России, как и в других странах, в последнее время произошли большие изменения в условиях функционирования всего государственного сектора. Интернационализация экономических связей, развитие технологий, основанных на новом знании, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений — вот лишь неполный перечень новых реалий руюидснциеи является ускорение перемен.
6. Механизмы реализации стратегий развития муниципальных образований.
Достижение поставленных стратегических целей во многом будет определяться способностью органов местного самоуправления выработать эффективный механизм реализации Стратегии, предусматривающий комплекс мер правового, экономического и организационного характера, обеспечивающий «баланс интересов», скоординированные действия всех участников реализации Стратегии.
Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая политика органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики области и города, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий при оптимальном сочетании с принятием оперативных управленческих решений.
Система планирования развития основывается на комплексном программно-целевом подходе. Ключевыми в системе муниципального планирования являются следующие взаимоувязанные документы и мероприятия:
- Стратегия социально-экономического развития;
- Программа социально-экономического развития
- областные и городские целевые программы;
- перспективный финансовый план на среднесрочный период;
- городской бюджет;
- рациональное применение экономических методов регулирования, направленных на создание благоприятных условий для активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, развития инвестопроводящей инфраструктуры, внедрения инноваций.
Целенаправленная бюджетная политика и финансово-кредитные рычаги управления должны предусматривать:
- концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных проблем и достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития;
- активное привлечение внебюджетных источников финансирования;
- обеспечение бюджетной эффективности при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- наращивание бюджетного потенциала города, повышение уровня обеспеченности населения бюджетными услугами, обеспечение прозрачности управления финансами;
- развитие механизмов частно-государственного партнерства в реализации перспективных экономически и социально значимых инвестиционных проектов.
Необходимо формирование и реализация городских целевых программ исходя из выбранных стратегических приоритетов, определение четких индикаторов ожидаемых результатов реализации программ, а также своевременная корректировка программ по результатам регулярного мониторинга хода их выполнения.
Реализация Стратегии должна основываться в первую очередь на внутренних ресурсах повышения эффективности социально-экономического развития города. При этом важной составляющей механизма реализации Стратегии является использование инструментов целевого финансирования за счет средств бюджетов разных уровней путем активного участия города в реализации приоритетных национальных проектов, федеральных и областных целевых программ.
Правовое обеспечение проводимых социально-экономических преобразований должно развиваться в русле изменений федерального и областного законодательства в области региональной политики, экономического и социального развития, налоговой и бюджетной политики, административной реформы, реформы местного самоуправления и по другим направлениям, обеспечивая необходимой нормативной правовой базой для принятия стратегических и оперативных управленческих решений.
Организационные механизмы реализации Стратегии предусматривают проведение органами местного самоуправления ежегодного мониторинга хода реализации Стратегии, выполнение утвержденных индикаторов и контрольных показателей.
Должно быть предусмотрено широкое информирование населения о ходе и результатах реализации Стратегии с привлечением средств массовой информации.
Муниципальная социально-экономическая политика как первооснова решения вопросов местного значения и улучшения качества жизни населения.
Местная социально-экономическая политика – это важнейшая составная часть системы местного самоуправления. Она является первоосновой и началом решения всех вопросов местного сообщества, в том числе разработки и применения документов, регламентирующих и обеспечивающих местное самоуправление. От правильности и обоснованности местной социально-экономической политики зависит эффективность всего самоуправления в муниципальном образовании.
Как составные элементы местной социально-экономической политики, можно выделить:
- социальную политику;
- экологическую политику;
- экономическую политику;
- градостроительную политику.
В местной социальной политике главный ориентир – улучшение качества жизни населения, образующего местное сообщество. Важнейшие составляющие этого качества – уровень, образ, продолжительность жизни населения.
Главный ориентир местной экологической политики– улучшение качества окружающей человека среды путем уменьшения и предотвращения ее загрязнения и создания в конечном счете благоприятной среды обитания на соответствующей территории.
В местной экономической политике главный ориентир – повышение эффективности функционирования экономики муниципального образования, увеличение на этой основе доходной части местного бюджета, что необходимо для решения многообразных социальных, экологических и других задач гуманитарного характера, связанных с улучшением качества жизни местного сообщества.
Целью местной градостроительной политики является обеспечение устойчивого развития территории муниципального образования, развития жилищной, производственной, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов.
При разработке и реализации местной социально-экономической политики следует применять программно-целевой подход, что создает предпосылки для достижения намеченных целей с наименьшими затратами, концентрации усилий на решении узловых и первоочередных задач местного сообщества, преодоления ведомственной разобщенности, баланса интересов различных хозяйствующих субъектов и органов управления. Практическую реализацию местной социально-экономической политики целесообразно осуществлять через систему социально-экономических программ.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 382.