История органов юстиции
Методические материалы по изучению дисциплины
и организации самостоятельной работы для обучающихся
по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность,
направленность (специализация): административная деятельность
(заочная форма обучения)
Вологда
2018
История органов юстиции: методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для обучающихся по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность» (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. 43 с.
Подготовил:
А.А. Желтов – доцент кафедры философии и истории, кандидат исторических наук, доцент
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 23 марта 2018 г., протокол № 3.
© ВИПЭ ФСИН России, 2018
© А.А. Желтов, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей программой изучения дисциплины «История органов юстиции» для специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность».
Целью методических рекомендаций является организация самостоятельной работы обучающихся по предмету. Элементами самостоятельной работы являются: прослушивание и конспектирование лекционного материала, подготовка к семинарским занятиям, самостоятельное чтение и реферирование дополнительной учебной и научной литературы, выполнение практических заданий, проверка полученных знаний посредством тестирования, подготовка к зачету. В самостоятельной работе обучающимся рекомендуется использовать литературу и ресурсы из фондов библиотеки ВИПЭ ФСИН России и других библиотечно-информационных систем.
Настоящее пособие включает методические рекомендации и указания по изучению теоретического материала, подготовке к семинарским занятиям, выполнению различных форм самостоятельной работы, подготовке к зачету.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Для усвоения лекционного материала целесообразно придерживаться следующего алгоритма работы. Первоначально следует ознакомиться с названием темы и формулировкой учебных вопросов, затем внимательно прочитать краткий текст лекции по конкретной теме, уделяя особое внимание ключевым понятиям и определениям, а затем законспектировать прочитанное. Далее для закрепления материала необходимо ответить на контрольные вопросы. С целью закрепления учебного материала и расширения знаний после каждой лекции приводится список рекомендованной учебной и научной литературы.
Тема 3. Судебная система при первых Романовых.
Тема 10. Органы юстиции в годы Великой Отечественной войны
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Целью семинарских занятий является изучение наиболее сложных вопросов курса; закрепление материала, изученного на лекциях и в ходе самостоятельной работы; овладение навыками его практического применения; осуществление проверки знаний обучающихся.
В процессе подготовки к семинару каждый обучающийся должен, во-первых, выполнить письменные задания в тетради для семинарских занятий (работа с терминами и понятиями, заполнение таблиц, составление схем, анализ первоисточников и т.д.), во-вторых, подготовиться к устному обсуждению вопросов, вынесенных на семинар. Подготовка к устному ответу подразумевает изучение рекомендованной преподавателем литературы и источников, конспектирование основных положений по рассматриваемой проблеме. Для этого следует обратиться к учебной и научной литературе, научным периодическим изданиям, которые имеются в библиотеке института, а также рекомендованным преподавателем Интернет-ресурсам.
В ходе устного ответа на семинаре (доклада, сообщения, дополнения) обучающемуся необходимо продемонстрировать умение самостоятельно излагать материал, аргументировать свою точку зрения, отвечать на заданные вопросы. Как правило, на научный доклад отводится 10–15 мин., на сообщение – 5–7 мин., дополнение – 1–2 мин. Во время ответа разрешается пользоваться конспектом, однако дословное чтение конспекта (статьи, отксерокопированной из журнала или распечатанной из Интернета) не допускается.
На семинарских занятиях используются различные формы учебной деятельности (работа с первоисточниками, дискуссия, работа в малых группах и т.д.) и дидактические материалы (хрестоматии, учебные видеофильмы и т.д.). Для контроля усвоения знаний на семинарах проводятся проверочные мероприятия: терминологические или хронологические диктанты, устные опросы, письменные контрольно-проверочные работы, тестирование.
Вопросы для обсуждения
1. Эволюция системы правосудия в России в XIX веке.
2. Судебная система России после реформ Александра II.
3. Особенности суда присяжных и его функционирование.
4. Мировой суд
5. «Контрреформа» Александра III
6. Формирование органов управления в тюремном ведомстве
Методические указания
Первый вопрос предполагает краткую характеристику судебной системы Российской империи в первой половине XIX в., а также более детальный анализ причин, хода и последствий судебной реформы 1864 г. Необходимо показать роль новых институтов – адвокатуры и присяжных заседателей – в процессе совершенствования системы правосудия в России.
Во втором вопросе необходимо рассмотреть принципы нового суда по реформе 1864 года; выяснить какие суды были созданы, каковы были их функции и юрисдикция; понять новые функции прокуратуры, и особенности устройства нотариата и адвокатуры; составить представление о том какая система судов и органов юстиции сформировалась в губерниях. Следует также рассмотреть суды особой подсудности: военные, волостные, коммерческие, а также военно-судебную систему.
Рассматривая третий вопрос необходимо обратить внимание на то как: формировались списки присяжных заседателей; какие цензы устанавливались; в чем было отличие русского суда присяжных от европейского; и в чем причины недовольства судом присяжных у имперских властей.
В четвертом вопросе следует рассмотреть принципы организации местного (мирового) суда, а также его подсудность, функционирование и состав съездов мировых судей. Следует обратить внимание на категории мировых судей, а также на статус, цензы и обязанности, связанные с должностью мирового судьи.
В пятом вопросе необходимо понять: в чем заключались изменения в судебной системе произошедшие при Александре III; что включала Судебно-административная реформа 1889 года. Следует также выяснить каковы были функции судов земских уездных начальников и судов городских судей.
В шестом вопросе следует познакомиться с учреждением Главного тюремного управления в составе МВД, а также губернских тюремных инспекций на уровне губерний; и в завершение рассмотреть передачу в 1895 г. Главного тюремного управления в ведение Министерства юстиции.
Основные понятия :
Судебная реформа 1864 года, принципы суда: гласность, независимость судей, выборность, коллегиальность; общие и особые суды (военные, коммерческие, духовные и волостные суды), судебный департамент, уездный съезд, судебные палаты, губернское присутствие, окружной суд, прокуратура, прокурор окружного суда, коллегии присяжных, присяжные заседатели, судебные пристава, нотариат, адвокатура, присяжные поверенные, частные поверенные, мировой суд, мировой округ, мировые участки, участковые мировые судьи, цензы, почетные мировые судьи, съезд мировых судей, Судебно-административная реформа 1889 года, земские участковые начальники, городские судьи, правительствующий сенат, кассационные департаменты сената, военно-полевые суды, Главное тюремное управление, пенитенциарные конгрессы.
Вопросы для самопроверки
1. Каков был размер судебного округа окружного суда?
2. Каков был размер участка мирового суда?
3. Какова была подсудность мирового суда?
4. Какие были критерии (цензы) для назначения мировых судей?
5. Куда можно было подавать апелляции на решения мировых судей?
6. Какие изменения были внесены в Судебные уставы при Александре III?
7. В чем проявилось ограничение подсудности суда присяжных?
8. Где произошло отступление от принципа отделения суда от администрации?
9. В чем заключались судебные функции земских участковых начальников?
10. Какие изменения были сделаны в Военно-судебном уставе?
11. Что представляла собой структура судебной системы сложившаяся в России в результате изменений внесенных Александром III?
12. С чем связано создание в России Общества попечительного о тюрьмах?
13. Каковы полномочия его комитетов на местах?
14. Как Вы оцениваете в целом итоги тюремной реформы 1877 года?
15. Каковы функции военно-полевых судов?
16. В чем заключалась попытку восстановления института мировых судей?
Понятия и термины
Судебная реформа 1864 года, принципы суда: гласность, независимость судей, выборность, коллегиальность; судебные уставы, общие и особые суды (военные, коммерческие, духовные и волостные суды), судебный департамент, уездный съезд, судебные палаты, губернское присутствие, окружной суд, прокуратура, прокурор окружного суда, коллегии присяжных, присяжные заседатели, судебные пристава, нотариат, адвокатура, присяжные поверенные, частные поверенные, мировой суд, мировой округ, мировые участки, участковые мировые судьи, цензы, почетные мировые судьи, съезд мировых судей, волостной суд, присяжные поверенные, нотариат, Судебно-административная реформа 1889 года, земские участковые начальники, городские судьи, правительствующий сенат, кассационные департаменты сената, военно-полевые суды.
Учебная литература
1. Белова Н.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции: Учебное пособие / Белова Н.А. - Вологда:ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 295 с.
2. Желтов А.А. История судебной системы и органов юстиции России: альбом схем Вологда, 2010.
3. Захаров В.В. История государства и права России. В 2-х т. Т. 1: Учебник / В.В. Захаров; Под общ. ред. В.М. Сырых; ФГБОУ ВПО "Российская академия правосудия". - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=426401
4. История суда и правосудия в России: Монография: В 9 т.. Т. 1 : Законодательство и правосудие в Древней Руси (IХ — середина ХV века)/ Колунтаев С.А., Сырых В.М., Ершов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 640 с.: URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=528488
5. Кузнецов, И. Н. История государства и права России [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 696 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=415496
6. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 816 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=464019
Дополнительная литература
Алексеев В.И. Наказание в виде лишения свободы в первой половине XIX в. // Ведомости УИС. 2007. № 4. С. 34-37.
Алексеев В.И. Правовые основы реформирования военных тюрем в 60-е гг. XIX столетия // История государства и права. 2003. № 5. С. 30-34.
Алексеевский равелин: секретная государственная тюрьма России в XIX веке. Кн. 1 / сост. А. А. Матышев. Л., 1990.
Детков М.Г. Тюремная реформа, ее содержание и основные направления // Детков М.Г. Тюрьмы России: память истории. Вологда, 2001. С.20-50.
Звягинцев А.Г. Орлов Ю.А. Кони А.Ф. // Звягинцев А.Г. Орлов Ю.А. Самые знаменитые юристы России. М., 2003. С. 184-201.
Звягинцев А.Г. Орлов Ю.А. Плевако Ф.Н. // Звягинцев А.Г. Самые знаменитые юристы России. М., 2003. С.279-287.
Ионина Н. А. Народовольцы в Петропавловской крепости // Ионина Н.А. Сто великих узников. М., 2003. С. 440-448.
Ионина Н. А. Сахалинская каторга // Ионина Н.А. Сто великих узников. М., 2003. С. 423-428.
Ионина Н.А. Ф.М.Достоевский в Мертвом доме // Ионина Н.А. Сто великих узников. М., 2003. С. 400-406.
Кони А.Ф. Ф.И. Гааз // Врата милосердия: книга о докторе Газе. М., 2002. С. 17-123; то же: Ведомости УИС. 2001. № 4. С. 33-44.
Лачина В.О. Развитие пенитенциарной системы России во 2-й пол. XIX в. // История государства и права. 2007. № 22. С.18-19.
Лыков В. Кто вы, доктор Гааз? //Преступление и наказание.2011.№ 4.С.48-51.
Непсо С.В. Князь А.Н. Голицын – первый президент Общества попечительного о тюрьмах // История отечественной уголовно-исполнительной системы: сб. науч. ст. М., 2008. С. 99-104.
Олейник И.И., Олейник О.Ю. История правоохранительных органов России Х-ХХ вв.: учебное пособие. Иваново, 2008. С. 88-171.
Печников А.П. Губернские попечительные о тюрьмах и благотворительные комитеты // Печников А.П.Тюремные учреждения Российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.). М., 2004. С. 242-266.
Печников А.П. Тюремные учреждения Российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.). Историческая хроника. М., 2004. С. 4-12
Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России: учебник. Рязань, 2006. С. 36-58.
Смыкалин А.С. История судебной системы России. М., 2010. С. 69-116.
Тепляшин П.В. Становление и развитие международного пенитенциарного сотрудничества России (XVIII-XIX вв.) // УИС: право, экономика, управление. 2010. № 2. С. 28-31.
Фролова О.В. Образование Главного тюремного управления в дореволюционной России // Русское общество и тюремная реформа ХVIII -XXI вв.: история и современность: м-лы науч.-практ. конф. СПб., 2004. С. 34-36.
Упоров И.В. Пенитенциарная политика России в XVIII – XX вв.: историко-правовой анализ тенденций анализа. СПб., 2004. С.149-268.
Яковлев К.Л., Яковлева О.Н. Исторический опыт деятельности Попечительного о тюрьмах общества // История уголовно-исполнительной системы в России: сб. науч. ст. Вып. 3. М., 2007. С. 170-176.
Яковлева О. Н. Во главе тюремного ведомства // Преступление и наказание. 2009. № 1. С. 36-37.
Вопросы для обсуждения
1. Реорганизация органов правосудия после Февральской революции 1917 г.
2. Пенитенциарная система Минюста Временного правительства.
3. Судебная система в России после декрета о суде № 1
4. Проект судебной системы по декрету о суде № 2
5. Изменения в судебной системе по декрету о суде № 3
6. Ситуация в тюремном ведомстве после октября 1917 года.
Методические указания
В первом вопросе необходимо отразить развитие органов правосудия после Февральской революции 1917 г., показать особенности центральной и местной юстиции. Подробнее следует остановиться на создании органов административной юстиции, их функциях, специфике деятельности вновь учрежденных должностей комиссаров труда, развитии институтов прокуратуры и адвокатуры. Также требует проанализировать деятельность Минюста Российской империи в борьбе с политическими преступлениями, законодательного регулирования и организации политической ссылки.
Во втором вопросе следует дать оценку изменениям в системе исполнения наказаний при Временном правительстве, подробнее остановиться на реорганизации органов управления, изменении условий содержания заключенных в местах лишения свободы, последствиях амнистии от 1 марта 1917 г. Затем необходимо выявить отличия в походах ГТУ и ГУМЗ к реформированию пенитенциарной сферы. Изучение вопроса целесообразно провести в форме работы в малых группах. После предварительного ознакомления с источниками и литературой одна группа (в форме презентации или устного выступления) дает характеристику реформы 1877 г., другая – 1917 г. Каждый участник группы выступает в роли эксперта по конкретному вопросу, например, причинах реформы, личностях реформаторов, основных мероприятий, их последствиях и т.д. В итоге группа должна сформулировать отличия в походах ГТУ и ГУМЗ к реформированию мест заключения. Подводя итоги работы в группах, преподаватель раскрывает положительные и отрицательные последствия обеих реформ. В конце занятия группа оценивает работу каждого участника и сообщает результаты преподавателю.
В третьем вопросе необходимо познакомиться с процессом ликвидации судебной системы дореволюционной России в октябре 1917 года. Составить представление о двух формах судебной организации по Декрету о Суде № 1: местном суде, его организация и подсудность, и революционных трибуналах, их формированию, структуре и особенностям судопроизводства.
В четвертом вопросе следует рассмотреть структура судебной системы по Декрету о Суде N 2, а также отметить какие судебные структуры, так и не были созданы и почему.
В пятом вопросе необходимо выяснить положения Декрета о суде № 3, показать виды судов и судебную систему. Следует также показать дальнейшее развитие судебной системы – возникновение единого суда. Следует отразить состав, структуру и юрисдикцию единого народного суда.
В шестом вопросе следует рассмотреть ситуацию в тюремном ведомстве после октября 1917 года, в том числе формирование структур (тюремной коллегии, Центрального карательного отдела). Обратить внимание на возникновение лагерной системы.
Вопросы для самопроверки
8. Почему Временное правительство произвело амнистию?
9. Какие новшества в пенитенциарной и судебной системе появились с февраля по октябрь 1917 года?
10. Почему в октябре 1917 года были упразднены все прежние судебные учреждения?
11. Какие судебные учреждения были созданы после октября 1917 года?
12. Как кплектовались суды после октябрьского переворота?
13. Почему были упразднены ревтрибуналы в уездах?
14. Что нового внесло ГУМЗ Минюста Временного правительства в систему судоустройства, организацию управления и деятельность тюрем?
Темы сообщений
1. Кадровая политика ГУМЗ Минюста Временного правительства.
2. Арест и ссылка царской семьи в 1917 г.
Понятия и термины
Главное управление местами заключения, революционный суд, народный суд, революционный трибунал, военно-революционный трибунал, карательный отдел, внесудебная репрессия, заложничество, Особое совещание, особая тройка, земледельческая колония, прогрессивная пенитенциарная система, лагерь принудительных работ, Совнарком, Народный комиссариат юстиции, НКВД, ВЦИК, революционные трибуналы, местный народный суд, лагеря обычные и особые, сельскохозяйственные колонии, реформатории для несовершеннолетних преступников, губернские суды, единый народный суд.
Учебная литература
7. Белова Н.А. История уголовно-исполнительной системы и органов юстиции: Учебное пособие / Белова Н.А. - Вологда:ВИПЭ ФСИН России, 2014. - 295 с.
8. Желтов А.А. История судебной системы и органов юстиции России: альбом схем Вологда, 2010.
9. Захаров В.В. История государства и права России. В 2-х т. Т. 1: Учебник / В.В. Захаров; Под общ. ред. В.М. Сырых; ФГБОУ ВПО "Российская академия правосудия". - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 448 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=426401
10. История суда и правосудия в России: Монография: В 9 т.. Т. 1 : Законодательство и правосудие в Древней Руси (IХ — середина ХV века)/ Колунтаев С.А., Сырых В.М., Ершов В.В. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 640 с.: URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=528488
11. Кузнецов, И. Н. История государства и права России [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И. Н. Кузнецов. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 696 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=415496
12. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский; Институт государства и права РАН. - 3-e изд., доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 816 с. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=464019
Дополнительная литература
1. Архипов С.В. О кадровой политике ГУМЗ Министерства юстиции России в послефевральский период 1917 г. // Уголовно-исполнительная система России глазами гуманитариев: история и современность: сборник научных трудов. Рязань, 2004. С.10-18.
2. Бобренев В. Как «революционная целесообразность» обернулась произволом // Российская юстиция. 2003. № 2. С. 63-69.
3. Детков М.Г. Тюремная система после Февральской революции, ее цели и содержание // Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России. М., 1999. С. 83-103.
4. Ионина Н.А. Царственные узники // Ионина Н.А. Сто великих узников. М., 2003. С.497-505.
5. Олейник И.И., Олейник О.Ю. История правоохранительных органов России Х-ХХ вв.: учебное пособие. Иваново, 2008. С.172-180.
6. Печников А.П. ГТУ (ГУМЗ) в период временного правительства // Печников А.П. Тюремные учреждения Российского государства (1649 – октябрь 1917 гг.). М., 2004. С. 267-306.
7. Петухов Н.А. История военных судов России. М., 2005.
8. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России: учебник. Рязань, 2006. С. 87-109.
9. Реент Ю.А. Российская пенитенциарная система начала XX века // Преступление и наказание. 2008. № 5. С. 52-56.
10. Смыкалин А.С. История судебной системы России. М., 2010. С. 117-125.
11. Смыкалин А. Создание советской судебной системы // Российская юстиция. 2002. № 2. С.39-41.
РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Особое внимание обучающиеся должны уделять изучению тем, вынесенных на самостоятельное освоение.
Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после установочной лекции и получения задания. Для работы необходимо ознакомиться с учебным планом группы и установить, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу с преподавателем на лекционных и семинарских (практических) занятиях, а также на самостоятельную работу.
Тщательно спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по предмету, представить этот план в наглядной форме (например, как график работы) и в дальнейшем его придерживаться,
Целесообразно начать работу с изучения теоретического материала, основных терминов и понятий курса и с письменных ответов на индивидуальные и тестовые задания, чтобы имея необходимые знания.
Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к зачету. В качестве методов запоминания можно использовать составление в отдельной тетради письменного конспекта ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии обучающийся готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины.
При изучении теоретического материала самостоятельно следует руководствоваться принципами последовательности изучения, повторения пройденного материала и возвращения к уже изученному материалу. Из всего массива рекомендуемой литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. Сориентироваться в учебном материале по теме Вам поможет краткая информация по каждой теме, подготовленная преподавателем.
Основное в подготовке и проведении семинара – это самостоятельная работа обучающихся над изучением темы. В процессе подготовки к семинару каждый из них должен выполнить поставленные преподавателем задачи: во-первых, оформить письменные задания в тетради (работа с терминами, заполнение таблиц и т.д.), во-вторых, подготовиться к устному обсуждению вопросов, вынесенных на семинар. Подготовка к устному ответу предполагает изучение рекомендованных материалов, составление кратких конспектов по каждому вопросу, выписывания и заучивания основных терминов. Для этого следует обратиться учебным пособиям, конспектам лекций, первоисточникам, научной и справочной литературе, ресурсам сети Интернет. В процессе подготовки следует полнее использовать консультации с преподавателями, которые проводят занятия.
Текущее тестирование – это контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из вопросов и вариантов ответов для выбора. Тестовая форма контроля знаний предполагает целенаправленное приобретение знаний, включающая в себя такие основные стадии, как реальный опыт участника тестирования и практика самостоятельного освоения учебного материала. Тестовые задания делятся на несколько групп. Задания закрытого типа с выбором одного или нескольких правильных ответов. Предложение нескольких альтернативных вариантов ответа позволяют обучающимся самостоятельно разобраться в том или ином вопросе, а также сформировать целостное представление основных проблем. Вторая группа представляет собой задания на восстановление соответствия, третья – на восстановление последовательности. Четвертую группу образуют задания открытого типа, в которых правильный ответ надо сформулировать самому обучающемуся. Пятая группа заданий связана с поиском и исправлением фактологических ошибок в тексте; шестая – выполнением творческого задания по тексту источника.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ
К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТУ). МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЗАЧЕТА)
Подготовка к зачету заключается в изучении и тщательной проработке обучающимся учебного материала дисциплины (с учётом учебной литературы, лекционных и семинарских занятий), сгруппированном в виде контрольных вопросов. Оптимальным для подготовки к зачету является вариант, когда обучающийся начинает подготовку к нему с первых занятий по данному курсу.
Зачет по курсу проводится по билетам (первый вопрос – теоретический, второй – задание по тексту документа по выбору преподавателя) или в виде тестирования. В случае проведения итогового тестирования преподаватель имеет право воспользоваться примерными тестовыми заданиями или составить новые тестовые задания в соответствии с материалом учебной дисциплины. (Критерии оценивания см. в рабочей программе по данной дисциплине).
На зачете по билетам обучающийся отвечает после предварительной подготовки. По желанию обучающегося он может отвечать на теоретический вопрос билета без подготовки. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, в случае, если обучающийся недостаточно полно осветил тематику вопроса, и однозначно оценить его ответ затруднительно. (Критерии оценивания см. в рабочей программе по данной дисциплине).
Итогом систематической и качественной подготовки к зачету является успешная его сдача, демонстрирующая освоение обучающимся материала курса на уровне не ниже базового.
Примерные теоретические вопросы к зачету
1. Раскройте особенности судебной системы в период Киевской Руси и раздробленности.
2. Охарактеризуйте систему наказаний в Древнерусском государстве.
3. Проанализируйте особенности Судебника 1497 и отметьте нововведения по сравнению с Русской Правдой.
4. Раскройте особенности функциональных обязанностей и принципов назначения судебные исполнители в судах Московского государства (доводчики, недельщики, ездаки).
5. Охарактеризуйте вотчинную и церковную юстицию по особенностям их организации и подсудности.
6. Раскройте особенности судебной системы Московского государства, определенные Судебником 1497 года.
7. Раскройте изменения появившиеся в судебной системе в XVI веке.
8. Охарактеризуйте особенности организации губных (земских) судов и их подсудность.
9. Раскройте судебные функции приказов. Выделите и охарактеризуйте специализированные судебные приказы.
10. Опишите реформы судебной системы, происходившие при Петре I.
11. Охарактеризуйте особенности реформа судебной системы Екатерины II, ее причины и последствия.
12. Опишите особенности тюремного заключения в Московском государстве до эпохи Екатерины II.
13. Опишите особенности судебной системы в России, возникшие после реформы 1775 года.
14. Опишите историю возникновения Министерства юстиции в России и проанализируйте, как изминались система организации в юридической сфере с ее появлением.
15. Опишите особенности судебной реформы Александра II.
16. Раскройте роль Общества попечительного о тюрьмах в организации социальной защиты заключенных. Опишите историю возникновения Общества, его организацию, дальнейшую эволюции.
17. Охарактеризуйте особенности мирового суда в России (по реформе 1864 года).
18. Опишите особенности функционирование суда присяжных в России, особенности организации, историю деятельности.
19. Проанализируйте «контрреформу» Александра III в плане изменений в судебной системе России.
20. Охарактеризуйте судебную систему Российской империи в конце XIX – начале XX века (перед революцией).
21. Опишите особенности стихийного преобразования судебной системы России после революции 1917 года. Рассмотрите общую ситуацию с правосудием в конце 1917 года.
22. Охарактеризуйте нововведения в судебную систему привнесенные декретами о суде (№ 1, № 2 и № 3). Проанализируйте теоретические модели и реальное воплощение.
23. Охарактеризуйте особенности мест заключения в 1917-1920 гг.
24. Опишите структуру судебной системы и органов юстиции, сформировашиюся по реформе 1922 года.
25. Охарактеризуйте деятельность Министерства юстиции Временного правительства.
26. Опишите особенности устройства и функционирования суда и органов юстиции в годы ВОВ.
27. Охарактеризуйте прокуратуру и адвокатуру в советский период.
Примерные практические задания к зачету
1. Прочтите текст и ответьте на вопросы:
«Судити суд бояром и околничим. А на суде быти у бояр и у околничих диаком. А посулов бояром, и околничим, и диаком от суда и от печалованиа не имати; також и всякому судне посула от суда не имати никому. А судом не мстити, ни дружити никому».
Вопросы: 1) К какому документу можно отнести этот текст? На основании каких фактов был сделан данный вывод? 3) Какие важные антикоррупционные положения содержаться в этом отрывке?
2. Объясните содержание статьи документа (Судебника 1997 г. (Ивана III)
«А поймают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию, а исцево заплатити изь его статка, а досталъ его статка судье. А не будет у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в гибели не выдати, казнити его смертною казнью».
Поясните принцип назначения наказания.
3. Прочтите текст и ответьте на вопросы:
«Ст.32. Неделыцику для бояр, окольничих, дворецких, казначеев, дьяков взяток не просить и самому неделыцику взяток не брать. Если неделыцик возьмет взятку для боярина, окольничего, дворецкого, казначея или дьяка или возьмет взятку себе и его в этом уличат: недельщика наказать торговой казнью, взятки вернуть втрое больше, из недельщиков его уволить».
Вопросы: 1) Каковы функции были у недельщика? 2) В чем выражалось наказание в виде торговой казни? 3) К какому времени относится этот документ?
Образец итогового теста
1. «Кормчие книги» использовались в качестве законодательной базы в …. судах:
А) вотчинных Б) воеводских В) церковных Г) губных
2. Законодательный акт, которым впервые в России было введено тюремное заключение как вид уголовного наказания … (укажите название документа).
3. Должности генерал-прокурора и обер-прокуроров при Сенате и Синоде были учреждены …
А) Петром Б) Анной Иоанновной В) Елизаветой Петровной Г) Екатериной II
4. Главное тюремное управление в ведении МВД Российской империи было создано в … году
А) 1876 Б) 1877 В) 1878 Г) 1879
5. Установите последовательность возникновения видов уголовных наказаний в России
А) тюремное заключение Б) вира В) каторга Г) «что государь укажет»
6. Судебно-полицейские и тюремные функции в эпоху Ивана Грозного возлагались на … приказ
А) Разбойный Б) Холопский В) Поместный Г) Дворцовый
7. Временным правительством Главное тюремное управление было преобразовано в …
А) Главное управление местами заключения
Б) Главное управление местами лишения свободы
В) Главное управление пенитенциарными учреждениями
Г) Главное управление системой мест заключения
8. Первым руководителем Наркомата юстиции РСФСР был …
А) Г.И. Оппоков Б) П.И. Стучка В) Ф.Э. Дзержинский Г) Д.И. Курский
9. Мировые судьи делились на три категории:
А) участковые, почетные и добавочные;
Б) государственные, коммерческие и акредационные;
В) становые, окружные и третейские
10. Ссылка в каторжные работы на срок от 15 до 20 лет в 1943 г. была введена в отношении …
А) изменников Родины и предателей
Б) советских военнопленных, завербованных немецкой разведкой
В) немецких военнопленных, совершивших злодеяния на оккупированной территории
Г) нацистских преступников
11. Судебная система России после реформы 1864 г. не включала (укажите лишнее)… суд
А) народный Б) волостной В) окружной Г) мировой
12. Большинство тюрем СССР с 1 января 1964 г. были преобразованы в …
А) следственные изоляторы В) исправительно-трудовые колонии
Б) исправдома Г) арестные дома
13. Советская судебная система не включала … (укажите лишнее)
А) народный суд Б) Верховный суд В) военный трибунал Г) мировой суд
14. В Русском государстве 15-17 вв. должностное лицо, посылаемое для вызова кого-либо на великокняжеский или царский суд:
А) исправник Б) полицмейстер В) недельщик Г) приказчик
15. Документ, упразднивший прежние суды: окружные суды, судебные палаты, военные и морские суды всех наименований, коммерческие суды, а также институт судебных следователей, прокуратуру, адвокатуру
А) Декрет о суде № 1 Б) Декрет о суде № 2 В) Декрет о суде № 3.
16. Нижняя и верхняя расправа, городской и губернский магистрат, верхний и нижний (уездный) суды были созданы при …
А) Алексее Михайловиче Б) Елизавете Петровне В) Екатерине II
Г) Иване IV Д) Петре I Е) Александре I Ж) Александре II
17. Появление суда земских начальников связано с судебной реформой (контрреформой) …
А) Петра I Б) Александра I В) Екатерины II Г) Александра III
Д) Алексея Михайловича Е) Николая I Ж) Александра II
18. Территория мирового участка, на котором чинил суд участковый мировой судья была размером
А) с часть волости Б) с часть уезда В) с уезд Г) с несколько уездов
Д) с губернию Е) с 2 губернии
19. Реорганизация прокуратуры, по которой она стала представлять функцию обвинения в суде произошла в результате реформы …. года.
А) 1497 Б) 1550 В) 1649 Г) 1707 Д) 1745 Е) 1864 Ж) 1903 З) 1917
20. Высшим церковным судом при Петре I стал(а) …
А) Сенат Б) Синод В) Юстиц-коллегия Г) Епископат
Е) Магистратура Ж) Преображенский приказ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Методические указания по изучению теоретического материала | 3 |
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям | 34 |
Методические указания по выполнению различных форм самостоятельной работы | 43 |
Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации (зачету). Материалы для проведения промежуточной аттестации (зачета) | 46 |
История органов юстиции
Методические материалы по изучению дисциплины
и организации самостоятельной работы для обучающихся
по специальности 40.05.02 – Правоохранительная деятельность,
направленность (специализация): административная деятельность
(заочная форма обучения)
Вологда
2018
История органов юстиции: методические материалы по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы для обучающихся по специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность» (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2018. 43 с.
Подготовил:
А.А. Желтов – доцент кафедры философии и истории, кандидат исторических наук, доцент
Обсуждены и одобрены на заседании кафедры философии и истории 23 марта 2018 г., протокол № 3.
© ВИПЭ ФСИН России, 2018
© А.А. Желтов, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с рабочей программой изучения дисциплины «История органов юстиции» для специальности 40.05.02 – «Правоохранительная деятельность».
Целью методических рекомендаций является организация самостоятельной работы обучающихся по предмету. Элементами самостоятельной работы являются: прослушивание и конспектирование лекционного материала, подготовка к семинарским занятиям, самостоятельное чтение и реферирование дополнительной учебной и научной литературы, выполнение практических заданий, проверка полученных знаний посредством тестирования, подготовка к зачету. В самостоятельной работе обучающимся рекомендуется использовать литературу и ресурсы из фондов библиотеки ВИПЭ ФСИН России и других библиотечно-информационных систем.
Настоящее пособие включает методические рекомендации и указания по изучению теоретического материала, подготовке к семинарским занятиям, выполнению различных форм самостоятельной работы, подготовке к зачету.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Для усвоения лекционного материала целесообразно придерживаться следующего алгоритма работы. Первоначально следует ознакомиться с названием темы и формулировкой учебных вопросов, затем внимательно прочитать краткий текст лекции по конкретной теме, уделяя особое внимание ключевым понятиям и определениям, а затем законспектировать прочитанное. Далее для закрепления материала необходимо ответить на контрольные вопросы. С целью закрепления учебного материала и расширения знаний после каждой лекции приводится список рекомендованной учебной и научной литературы.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.