Практическая работа на площадке
1. ориентирование по компасу
2. ориентирование по Полярной звезде (в северной части горизонта)
Лира вид
М. Медведица
Б. Медведица
Кассиопея
Возничий
Капелла Полярная
3. измерение расстояний (сначала с помощью ростомера, затем столба высотой 10 м.). (Отойти от площадки на 100 м., вытянуть руку с линейкой, сколько делений соответствует h столба – 6 делений)
60×1000/ 6 = 10.000 см (100 м)
Расстояние измеряются с помощью линейки, глазами, рулетки.
4. изображают направление на чертеже С-Ю, З-В.
5. осенняя экскурсия
1) упражнение в ориентировании;
2) познакомиться с наиболее расширными формами земной поверхности;
3) с помощью нивелира определить, в какую сторону понижается местность, определить h берега реки;
4) у одиночного холма определить вершину, склон, подошву;
5) в каком направлении течет река (пойма, русло, терраса, речная долина, исток, устье);
6) взять образцы почвы у источника.
6. Съемка плана местности (ориентировщик, визировщик, съемщик, мерщик)
7. В теме «Топографический план» (холм- подошва, склон, вершина, горизонты).
Когда конец тени от заостренного конца коснется цифра 12 наступает солнечный полдень. Высчитав разницу в показании часов по местному времени можно определить географическую долготу.
Работа с вертикальным угломером (по определению широты места).
Литература
Формирование мировоззрения учащихся в обучении географии под редакцией И.Н. Алферывой, Г.В.Володиной, Т.П.Герасимовой – М.Пр. 1985-175 с.
Формирование мировоззрения учащихся во время учебных экскурсий (М.А. Никонова).
ЛЕКЦИЯ №12 Новые педагогические технологии (2 часа)
План:
Общая характеристика.
Модульная технология.
Общая характеристика
На современном этапе развития образования возникла необходимость обновления методов, средств и форм организации обучения. Последняя проблема тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий.
Термин «технология» заимствован из зарубежной методики. К особым чертам технологии обучения относят:
-разработку диагностично поставленных целей обучения;
-направленность на гарантированное достижение учебных целей;
-оперативную обратную связь посредством диагностирующих проверочных работ;
-обязательную оценку текущих и итоговых результатов обучения;
-воспроизводимость обучающих процедур, возможность их повторения любым учителем.
Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. Обязательная часть любой технологии обучения-диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.
В технологиях обучения цели ставятся через результаты, выраженные в действиях школьников.
Педагогическая технология – это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности.
Главными признаками технологии обучения считают:
1.четкая постановка учебных целей, задач, осознание значимости изученного материала, мотивация учебной деятельности школьников;
2.построение последовательной поэлементной процедуры, достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности;
3.обучение по образцам (тетрадям, практикумам, учебникам); выполнение указаний учителя (приемов учебной работы);
4.организацию самостоятельной работы учащихся, направленную на решение проблемных учебных задач;
5.широкое применение различных форм тестовых заданий для проверки результатов обучения.
Виды учебных технологий делятся на три группы:
1.Технология объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки общеучебных, специальных умений.
2.Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление индивидуального субъективного опыта ребенка (субъективная основа, саморазвитие личности) (Якиманская И.С.).
3. Технология развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников.
Каждая технология включает несколько технологий. Личностно-ориентированные технологии включает технологию разноуровневого :
-дифференцированного обучения;
-коммуникативного взаимообучения;
-полного усвоения знаний;
-модульного обучения.
Результат обучения заключается в преобразовании индивидуальной картины мира при ее взаимодействии с научной географией (особое внимание саморазвитию и самовоспитанию учащихся).
Условия реализации технологий личностно-ориентированного обучения.
1.Структуирование учебного материала по учебным блокам, постановка к каждому из них познавательных учебных задач.
2.Создание специальных учебно-познавательных мотивов, так как реальный смысл учения определяется не целями, а мотивами, отношением к предмету.
3. Постановка познавательных учебных задач, которые своим содержанием направлены на программирование направленности деятельности учащихся на учебные открытия, на усвоение нового способа деятельности.
4.Реализация учебной задачи посредством создания проблемной ситуации, создания условий интеллектуального затруднения.
В географии:
А) Технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы.
Б)Технология ЛОС, ЛОК.
В) Технология формирования учебной деятельности школьников (учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся).
Г)Технология дифференцированного обучения (классифицируются на группы с учетом технологических особенностей школьников, учитываются личностные отношения школьника к учебе, интерес к изучению предмета; разноуровневые приемы, дидактический материал; диагностики результатов обучения.
Д)Технология учебно-игровой деятельности.
Е)Технология коммуникативно-диалоговой деятельности требует от учителя творческого подхода к организации учебного процесса, владение приемами эвристической беседы, умений вести дискуссии. «Ветер –враг или друг человеку?», «Надо ли осушать болота Западной Сибири?».
Ж) Модульная технология, функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладению им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает указания к использованию источников информации и разъясняет способ овладения этой информацией.
З)Метод проектов-технология проектной деятельности. Смысл состоит в организации исследовательской деятельности на основе краеведческой работы. Проекты развития малых городов, зеленых зон микрорайона школы.
Разработка технологии предполагает получение гарантированного результата деятельности учителя; четко задана цель и планируемый результат.
Литература:
1.Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии.-М., 1990.
2.Душина И.В., Понурова Г.А. Методика преподавания географии.-М.,1996
3.Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.-Рига, 1999.
4.Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.-М.,2000.
5.Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы//География в школе.-1998.-№2. Модульные блок-циклы в преподавании географии//География в школе.-2000.-№5
6.Федорова В.А. Изучение темы «Население» в курсе «География России»//География в школе.-1988.-№5.
7.Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.,1996.
8.Щенев В.А. Приемы учебной работы учащихся в курсах физической географии.-М.,1979.
Модульная технология
Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение.
Модуль –это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно или с помощью учителя достигает конкретных целей учебно- познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Структура модульной программы. В основе любой модульной программы лежит совокупность целей. Составление модульной программы начинается с выделения основных научных идей курса, затем учебное содержание структурируется вокруг этих идей в определенные блоки. Совокупность целей можно представить в виде дерева. Ствол дерева по содержанию соответствует отдельной теме, для которой формулируется комплексная дидактическая цель (КДЦ). Стволовые ветви соответствуют отдельным урокам, к каждому из которых формулируется интегрирующие дидактические цели (ИДЦ). Модульные уроки подразделяются на учебные элементы (УЭ) или этапы урока. Отличительной особенностью модульной технологии является то, что для каждого учебного элемента разрабатываются свои частные дидактические цели (ЧДЦ).
ИДЦ III
ИДЦ ИДЦIV
ЧДЦ4
ЧДЦ2 ИДЦV
ИДЦI
ЧДЦ3
ЧДЦ1
КДЦ
Таким образом, модульная программа представляет собой многослойную структуру, состоящую из модулей разного порядка:
1-го порядка (УЭ)
2-го порядка (урок)
МОДУЛЬ 3-го порядка (тема)
4-го порядка (содержание курса)
5-го порядка (учебный предмет)
Модульный блок-цикл. Основа современного учебного плана – урок. Модуль должен соответствовать по времени его освоения уроку или занятию, так эффективность работы с одним модулем может быть снижена при его разрыве на несколько уроков или занятий. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов:
|
|
| |||||
Модульную технологию отличают такие качества, как:
-гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых);
-динамичность (обучение видам и способам деятельности);
-мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы);
-возможности проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение);
-изменение форм общения учителя с учащимися.
Типы учебных элементов. Любой модульный урок состоит из учебных элементов (УЭ).
Учебные элементы – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно.
Выделяют разные типы УЭ:
Учебный элемент (УЭ) | Носитель учебной информации | Указания ученику к применению |
Текстовой | Учебник, дополнительная литература, материалы печати | Прочитай, выдели главное, составить конспект, ЛОК, таблицу, план и т.д. |
Картографический | Атлас, настенные карты, планы, картосхемы | Определи, установи, измерь, сравни, составь характеристику и т.д. |
Табличный | Таблицы, графики, блок- диаграммы | Определи, сравни, опиши динамику изменения и т.д. |
Иллюстративный | Фото, рисунки, репродукции | Определи что изображено: составь рассказ, опиши и т.д. |
Словестный | Учитель, докладчик, лектор | Прослушай и выполни задания: ответь на вопросы, составь список вопросов, план, ЛОК, конспект и т.д. |
Компьютерный | Базы данных, мультимедийные средства обучения | Прочитай файл, познакомься с картой, выполни тест, практическую работу |
Аудиовизуальный | Видео, кино, слайды, записи, диски | Ответь на вопросы, составь свой комментарий |
Натурный Смешанный | Географические объекты, явления на местности Несколько носителей информации | Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, замерь Разнообразные |
Модульная технология настолько гибкая, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообучения).
Инструкция модуля может предполагать:
-индивидуальную самостоятельную работу ученика;
-партнерскую работу в парах;
-работу в группе.
Все три формы играют важную роль, так как для модульной технологии в обучении географии характерна индивидуализация программы.
Задачи ученика при работе с модулем:
Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:
- Цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ.
- Задания для выполнения разного уровня сложности.
- Материалы для работы (ссылки на источники, приложения).
- Указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.)
- Контроль, определяющий степень усвоения учебного материала.
Рассмотрим фрагмент модульной программы по курсу «География материков и океанов» 7 класса. В состав программы по теме «Гидросфера. Мировой океан-главная часть гидросферы» входят шесть модулей:
М1- Роль океана в жизни Земли.
М2- Воды Мирового океана.
М3- Поверхностные течения.
М4- Океан как среда жизни.
М5- Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
М6- Выходной контроль.
Модуль М2 – Воды Мирового Океана.
Учебный элемент | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала |
УЭ0 | Интегрирующая цель. По завершении работы над учебными элементами учащийся должен: Знать: гипотезы происхождения вод Мирового океана; свойства вод; виды льдов в океане, понятие «водная масса». Уметь: объяснять закономерности в распределении солености, температуры воды в океане, происхождение льдов; пользоваться картами среднегодовой температуры и солености Мирового океана. Уметь работать с картами атласа и контурной картой; осуществлять контроль и взаимоконтроль; соотносить результаты своей работы с заданными елями. | Используй для усвоения модуля: учебник И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев. География. Наш дом-Земля. 7 класс. М., 1996. Географический атлас: 7 класс. |
УЭ1 | Цель: познакомиться с гипотезами происхождения вод Мирового океана. Задания: 1.Прочитайте текст на стр. 71-72. 2.Ответьте на вопросы: Откуда поступает вода на поверхность Земли? Как объясняли соленость морской воды в античное время? Контроль: оценивает одноклассник. | Устно. |
УЭ2 | Цель: выяснить свойства вод Мирового океана. Задания: 1.Прочитайте текст на стр. 72-73. 2.Выясните, что такое соленость? Для этого ответьте на вопросы: Вспомните, что такое соленость? В чем она измеряется? От каких факторов зависит соленость вод? Как изменяется соленость на поверхности вод Мирового океана? С глубиной? Назовите части Мирового океана, где вода обладает высокой соленостью, низкой соленостью? 3.На основе анализа карты солености поверхностных вод Мирового океана выясните закономерности в распределении этого свойства вод. На к/к подпишите по 2 примера акватории с высокой соленостью, низкой соленостью. 4.Выясните особенности температуры вод Мирового океана. Для этого ответьте на вопросы: От чего зависит распределение температуры вод на поверхности океанов? Проанализируйте рис.27 на стр.73 Какой океан самый теплый, самый холодный? Как изменяется температура вод с глубиной? Контроль: заполните контрольный лист и поставьте оценку сами. | Рис.27 на стр.73. Работа с атласом и контурной картой. Запишите выводы в тетрадь. Работа с атласом и контурной картой. |
УЭ5 | Выходной контроль: 1.Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы заданных целей. 2.Ответьте на вопросы теста в Приложении. 3.Занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте баллы. Если набрали 30 и более, то работали отлично; итоговая оценка «5». Набрали 24-29 баллов: работали хорошо, оценка «4». Если не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома. | В тетради. |
Работа с модульными программами начинается со знакомства школьников с целями и структурой урока. УЭ0 включает цели, которые необходимо достичь к концу урока – ИДЦ. Затем учащиеся приступают к самостоятельной работе, проходя через все УЭ.
Преимущество модульной технологии:
1. Возможность работать самостоятельно с дифференцированной программой.
2. Возможность вернуться к учебному материалу, если надо.
3. Возможность работать дома в случае пропусков из-за болезни.
4. Комфортная обстановка на уроке.
5. Развитие личностных качеств школьника.
6. Консультирование и дозированная персональная помощь от учителя.
Задачи учителя:
-разработка инструкций модулей.
-оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.
-уточнение модулей при практической работе с ними.
-контроль и коррекция усвоения знаний, умений, навыков.
Результат – повышение качества обученности учащихся.
Литература:
1.Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения.-Каунас, 1989.
2.Кутейников С.Е. Модульные блок-циклы в преподавании географии //География в школе.-2000.-№5.
3.Яковлева З.Л. Использование модулей в курсе географии 10-го класса //География в школе.-2001.-№2.
4.Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов»//География в школе.-1999.-№4.
5.Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии.-М.,2000.
6.Савина Н.Г. Применение дидактических технологий в преподавании школьного курса географии.-Брянск,2000
Дата: 2019-05-29, просмотров: 378.