Выбор и кодирование факторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Прежде всего необходимо дать определение фактора. Фактором будем называть измеряемую переменную величину, в некоторый момент времени принимающую определенное значение. Также как и параметр оптимизации каждый фактор имеет область определения, т.е. совокупность всех значений, которые в принципе может принимать данный фактор. Факторы могут быть количественными и качественными, хотя, в принципе, качественным факторам можно дать количественную оценку по определенной шкале.

При выборе факторов необходимо ограничивать область их возможного варьирования. Для каждого фактора устанавливается основной уровень и интервалы варьирования.

Как выбирать факторы? Если при постановке задачи пропустить сильно влияющий фактор, то экспериментальная работа может оказаться не эффективной. Поэтому при планировании эксперимента в его план включают все влияющие, по мнению исследователя, факторы. При их большом числе возникает задача отсеивания незначимых факторов. Вспомним, что необходимое число опытов определяемое по формуле  с увеличением числа факторов растет по показательной функции. Возникает ситуация, известная под названием «проклятие размерности».

Для того, чтобы избежать данной ситуации, необходимо ограничить число факторов. Один из способов решения указанной задачи - проведение априорного ранжирования факторов. Такого типа эксперимент проводится путём обработки данных, полученных при опросе специалистов, или на основе данных литературы. Цель эксперимента заключается в сравнительной оценке влияния различных факторов на параметры оптимизации. В результате проводится обоснованный отбор факторов для последующего экспериментального исследования и исключение факторов, влияние которых несущественно.

       Априорное ранжирование факторов основано на том, что факторы, оказывающие согласно априорной информации влияние на параметры оптимизации, ранжируются в порядке убывания относительного вклада. Вклад фактора оценивается по величине ранга (места), которое отведено при опросе исследователем данному фактору в степени влияния на параметр оптимизации. Процедура априорного ранжирования заключается в следующем. Каждому специалисту при опросе предлагается заполнить анкету, в которой указаны факторы, их размерность и предполагаемые интервалы варьирования. Необходимо назначить место каждому фактору, включить новые факторы или высказать мнение об изменении интервала варьирования.

       В качестве примера в табл. 3.1. показаны результаты опроса 4-х специалистов.

       Таблица 3.1

Матрица результатов опроса специалистов

 

Специалисты

Факторы

j
j=1 8 10,5 10,5 10,5 1 2,5 2,5 10,5 5 4 7 6
2 8 9 10 11 1 6,5 6,5 12 2 3 4 5
3 6 7,5 7,5 11 2 4,5 4,5 12 1 3 9,5 9,5
4=m 7 4 8 10,5 2 10,5 10,5 10,5 1 3 5,5 5,5
29 31 36 43 6 24 24 45 9 13 26 26
9 25 100 289 400 4 4 361 289 169 0 0

           

       При планировании эксперимента факторы должны удовлетворять определенным требованиям. Факторы должны быть управляемыми, например, если есть возможность выбрав значение фактора, поддерживать его постоянным в течение эксперимента. Необходимо указать последовательность действий, с помощью которых устанавливаются определенные значения (уровни) фактора, т.е. фактор должен быть операциональным. С указанным понятием связаны также выбор размерности фактора и точность его фиксирования. Степень точности измерения должна быть высокой и зависит в свою очередь от диапазона изменения фактора.

Рассмотрим кодирование факторов. Исследуем влияние двух факторов  на результат эксперимента у. Фактор  принимает значения 10 и 40, а фактор  значения 1 и 5. Так как факторы варьируются на двух уровнях, имеется лишь четыре комбинации факторов, соответствующие вершинам прямоугольника на плоскости  (фиг. 3.1).

       Перенесём начало координат в центр исследуемой области ( в центр прямоугольника). Числовые значения влияющих факторов, через которые проходят после переноса оси координат, называются основными уровнями факторов . В данном примере

.

Крайние, относительно основного уровня, значения факторов называются верхним и нижним уровнями варьирования факторов. Верхний уровень (обозначение «+»)- это значение фактора, откладываемое в положительном направлении оси координат. Нижний уровень - это значение фактора, откладываемого в отрицательном направлении оси координат (обозначение «-»). Обычно для упрощения записи условий эксперимента и обработки данных масштабы по осям выбираются так, чтобы верхний уровень соответствовал +1, нижний уровень значению –1, а основной – нулю. Для факторов, имеющих непрерывную область определения это легко сделать с помощью формулы: , где  -кодированное значение фактора,  - натуральные значения,  - интервал варьирования.

       Наряду с уровнями факторов вводятся единицы варьирования l1, l2. Для рассматриваемого случая l1=40-25=15, l2=5-3=2.

Выбор единиц варьирования определяются условиями протекания конкретных процессов, подлежащих исследованию и оптимизации. Выбор основного уровня факторов соответствует выбору некоторой точки на поверхности отклика, исходной для движения к экстремуму. Рассмотрим его несколько подробнее. Наилучшим условиям, определенным из анализа априорной информации, соответствует некоторая комбинация уровней факторов, которую можно рассматривать как многомерную точку в факторном пространстве. Построение плана эксперимента сводится к выбору экспериментальных точек, симметричных относительно нулевого уровня.

Сведения о наилучших условиях обычно являются неполными. Если есть сведения о наилучшей точке но границы неизвестны, остается рассматривать эту точку в качестве основного уровня. Аналогично – если известны границы и наилучшие условия лежат внутри области. Если наилучшая точка лежит близко к границе – основной уровень задается с некоторым сдвигом от нее. Наконец, если имеем несколько эквивалентных точек внутри области, выбор между ними определяется дополнительными соображениями.

Условия проведения опытов представляют в таблицах.

 

 


Таблица 3.2.

Пример таблицы для условий проведения опытов

 

 

Факторы

 
Основной уровень (0) 0,40 840 60
Интервал варьирования ( ) 0,15 100 60
Верхний уровень (+1) 0,55 940 120
Нижний уровень (-1) 0,25 740 0

 

Кодированная система координат позволяет компактно и наглядно записать порядок проведения экспериментов в виде матрицы (плана) экспериментов. Различают планы первого и второго порядка. В планах первого порядка влияющие факторы варьируются на двух уровнях, в планах второго порядка - на трёх уровнях. Планы первого порядка обозначаются  (k - число факторов).

3.3. Составление линейного плана

 

       Ответственным этапом планирования эксперимента является составление линейного плана, реализация опытов которого преследует цель отыскания пока ещё не оптимума, а лишь направления к нему. Допустим, что в задаче варьируются только два фактора, причём каждый на двух уровнях +1 и -1 (см. табл. 3.1). Все возможные комбинации факторов будут исчерпаны в четырёх опытах (табл. 3.2). Здесь имеем линейный план для линейной модели. Этот план характеризуется варьированием факторов на двух уровнях. Если число факторов и число уровней равно двум, то реализуется полный факторный эксперимент типа 22.

       Табл. 3.3 называется матрицей планирования полного факторного эксперимента типа 22. Во втором столбце приведены значения фиктивной переменной =+1 (её оценка даёт величину свободного члена в уравнении регрессии); в пятом столбце учитываются парные взаимодействия. По результатам четырёх опытов (шестой столбец) можно вычислить четыре коэффициента уравнения регрессии: . Последнее слагаемое в формуле характеризует эффект взаимодействия – в случае, если эффект одного фактора зависит от уровня, на котором находится другой фактор.

Коэффициенты  вычисляются по следующей формуле:

.

Таблица 3.3.

Матрица планирования полного факторного эксперимента типа 22

№ опыта

Факторы

Отклик
 
1 + + + +
2 + - + -
3 + + - -
4 + - - +

           

       Техника полного факторного эксперимента с варьированием факторов на двух уровнях сводится к реализации 2k опытов, где k - число факторов. Для построения матрицы полного факторного эксперимента при любом k дважды повторяется матрица планирования для случая k-1 (сначала при значении k-го фактора на верхнем уровне, а затем на нижнем). Последовательное достраивание матриц при увеличении k от 2 до 4-х показано в таблице 3.4. Первые четыре (отчёркнутые) опыта представляют собой матрицу типа 22; отчёркнутые восемь опытов представляют собой матрицу планирования 23 шестнадцать опытов представляют собой матрицу планирования 24.

Для построения матрицы трёхфакторного эксперимента 23 дважды переписываем матрицу 22. Полученную матрицу дополняем так, как это показано в табл. 3.4.

       В полном факторном эксперименте увеличение числа факторов быстро увеличивает число опытов. Так, при трёх факторах необходимо провести 23=8 опытов, при пяти факторах 25=32, при восьми - 28=256 опытов. В то же время, изначально ничего не известно об области оптимума. Возникает необходимость с минимальными затратами предварительно изучить поверхность отклика. Для этого используют линейные уравнения и дробные реплики.

           

Таблица 3.4

Матрица трёхфакторного эксперимента

 

№ опытов у
1 + + + + + + + +
2 + - + + - - + -
3 + + - + - + - -
4 + - - + + - - +
5 + + + - + - - -
6 + - + - - + - +
7 + + - - - - + +
8 + - - - + + + -

 

Таблица 3.5

Матрицы полных факторных экспериментов типов: 22, 23, 24

Опыт №
1 + + + + +
2 + - + + +
3 + + - + +
4________ +________ -________ -_______ + +
5 + + + - +
6 + - + - +
7 + + - - +
8________ +________ -________ -________ -_______ +
9 + + + + -
10 + - + + -
11 + + - + -
12 + - - + -
13 + + + - -
14 + - + - -
15 + + - - -
16 + - - - -

 

Пример. Предположим, что изучается влияние трёх факторов. Полный факторный эксперимент должен включать 8 опытов. Для того, чтобы на первом этапе исследования ограничиться 4-мя опытами, в матрице, представленной табл. 3.3, парное взаимодействие факторов заменяем действием третьего фактора. В результате имеем матрицу (табл. 3.6).

 

Таблица 3.6.

Матрица планирования факторного эксперимента типа 23-1

№ опыта

Фактор

Отклик
  = y
1 + + + +
2 + - + -
3 + + - -
4 + - - +

 

       Планирование считается оптимальным, если оно связано с проведением несложных вычислений и позволяет получать независимые оценки коэффициентов регрессии, определяемые с одинаковой дисперсией. Важно также, чтобы дисперсии параметров оптимизации, предсказываемого уравнения регрессии, не зависели от вращения системы координат в центре плана. Перечисленным условиям отвечает планирование, обладающее свойствами ортогональности и ротатабельности. При полном факторном эксперименте матрица планирования должна иметь следующие свойства:

и .

Здесь i,j=0,1,2,...K; K - число факторов, N - число опытов в матрице планирования, n - номер опыта. Первая из формул показывает свойства ортогональности и нормировки. Вторая формула – симметрия относительно центра эксперимента. Свойства симметрии и нормировки следуют непосредственно из способа построения матрицы.

       Приведенные условия свидетельствуют о том, что планирование в данном случае ортогонально (это облегчает вычислительную работу), все факторы расположены симметрично относительно центра факторного пространства и коэффициенты регрессии оцениваются с минимальной дисперсией. Кроме того, такое планирование является также и ротатабельным, в результате чего информация, содержащаяся в уравнении регрессии, равномерно распределена по гипосфере относительно центра эксперимента, а предсказанные значения параметра оптимизации имеют минимальные дисперсии в различных точках факторного пространства, причём на равных расстояниях от центра эксперимента эти дисперсии равны.

       В табл.3.7 приведен пример ротатабельного плана. Напомним, что планирование называется ротатабельным, если обеспечивается требование инвариантности плана при вращении системы координат относительно центра. Параллельные опыты в центре плана позволяют рассчитать оценку дисперсии ошибок наблюдений.

 

Таблица 3.7

Ротатабельный план трёхфакторного эксперимента

 

№ оп. y
1 + + + + + + + + + +
2 - + + + + + - - + -
3 + - + + + + - + - -
4 - - + + + + + - - +
5 + + - + + + + - - -
6 - + - + + + - + - +
7 + - - + + + - - + +
8 - - - + + + + + - -
9 +1,682 0 0 2,828 0 0 0 0 0 0
10 -1,682 0 0 2,828 0 0 0 0 0 0
11 0 +1,682 0 0 2,828 0 0 0 0 0
12 0 -1,682 0 0 2,828 0 0 0 0 0
13 0 0 +1,682 0 0 2,828 0 0 0 0
14 0 0 -1,682 0 0 2,828 0 0 0 0
15 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
16 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
17 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
18 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
19 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
20 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0

 

Что такое дробные реплики? Допустим, мы имеем дело с линейной моделью . Нам необходимо определить коэффициенты  и для этого имеем 4 уравнения. Лишнее уравнение описывало у нас эффект взаимодействия (см. табл. 3.3). Используем эту лишнюю степень свободы для минимизации числа опытов. В данном случае столбец  используем для нового фактора .

Таблица 3…

Номер

опыта

1 + + + +
2 - - + +
3 + - - +
4 - + - +

 

Символическое обозначение произведения столбцов матрицы (последний столбец табл. 3…) называется определяющим контрастом и записывается в виде:  (если был выбран способ подстановки , мы получили бы вторую половину матрицы или полуреплику с определяющим контрастом ). Контраст помогает определять смешанные эффекты. Для того, чтобы определить, какой эффект смешан с данным, надо обе части определяющего контраста умножить на столбец, соответствующий нужному эффекту, например: , т.к. всегда  и значит имеем смешанную оценку коэффициентов (мы не можем их различить) вида :  и аналогично . Но, поскольку мы постулируем линейную модель, все парные взаимодействия для нас незначимы. Соотношение, показывающее с каким из эффектов смешан данный эффект, называется генерирующим соотношением.

       Поставив четыре опыта для оценки влияния трех факторов мы воспользовались половиной полного факторного эксперимента  или полурепликой, которая обозначается . При использовании обеих полуреплик можно получить раздельные оценки линейных эффектов и эффектов взаимодействия, как в полном факторном эксперименте. В случае матрицы  у практически нас не было выбора, к чему приравнять . С увеличением числа факторов увеличиваются и возможности, причем количество факторов, образующих взаимодействие – различно.

Введем понятие разрешающей способности полуреплики. Величина ее равна максимальному числу факторов в определяющем контрасте. Разрешающая способность будет максимальной если линейные эффекты смешаны с эффектами наибольшего возможного порядка. В этом случае реплики имеют максимальную разрешающую способность и называются главными. Например, выше мы рассмотрели главную полуреплику, которая обозначается следующим образом: . При отсутствии дополнительной информации выбирают реплики с максимальной разрешающей способностью, поскольку тройные эффекты менее существенны чем двойные и т.д. В общем случае дробные реплики получают делением числа опытов соответствующего полного факторного эксперимента на число равное 2. Так получают реплики:  и т.д. В общем случае эти реплики связаны с планированием типа , где р - число линейных членов, приравненных эффектам взаимодействий.

Рассмотрим в общих чертах процедуру выбора 1/4 – реплик. Допустим, мы имеем пять факторов. Тогда вместо 32 опытов можно использовать только 8, если воспользоваться

 

репликой . Допустим, мы приравняем  парному взаимодействию, а  - тройному.

Тогда будут возможны 12 вариантов взаимодействий:

;                   ;

;                ;

;                   ;

;                ;

;                  ;

;               .

       Допустим, выбран пятый вариант: . Тогда определяющими контрастами будут являться:  и . Перемножив эти соотношения можем получить третье соотношение: . Здесь мы введем также понятие обобщающего определяющего контраста: .

       Система смешивания будет получаться умножением обобщающего определяющего контраста последовательно на ,  и т.д. В результате получим:

;      ;

;      ;

…    и т.д.

       При этом получается довольно сложная система смешивания линейных эффектов с эффектами второго, третьего и четвертого порядков, например:

, …

       Допустим, коэффициент  или аналогичный отличен от нуля. Можно ли в этом случае пренебрегать парными взаимодействиями? Если нет, то следует поставить вторую серию опытов, выбрав другую 1/4 – реплику, например, методом “перевала”. При этом вторая четверть-реплика получается из первой путем изменения всех знаков в матрице на обратные. Тогда в обобщающем определяющем контрасте тройные произведения поменяют знак. Поскольку тройные произведения определяют парные эффекты взаимодействия в совместных оценках для линейных эффектов, то усреднив результаты по обеим четверть-репликам можно получить линейные эффекты, не смешанные с парными.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 350.