Советы по организации деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

o Станьте для ребенка наставником

o Нельзя общаться в повелительном тоне, взаимное уважение, одновременно и добры, и тверды (следим за соблюдением правил, требований), доверяйте детям поручения, учитывайте их интересы.

o Сохраняйте оптимизм и чувство юмора

o Объясняйте свою точку зрения и выслушивайте ребенка

o Говорите о последствиях

o Не лезьте в скрытые конфликты

o Контролируйте общения между противоположными полами

o Взрослые, но не совершеннолетние

o Добавьте в деятельность детей соревновательный момент

 

Мероприятия

Логические игры, дебаты, джефф, глубокие свечки, разговоры, ирония и сарказм, фишечки, игры на взаимодействие плов, тактилочки.

 

Тема 1.
Спортивный отряд.

Во избежание длительного перерыва в тренировках довольно часто спортивные школы организуют на летних каникулах специальные лагеря для своих воспитанников. В такое заведение для летнего отдыха детей практически невозможно попасть со стороны, потому что он рассчитан на постоянный состав секции с собственным тренером. Фактически, спортивный лагерь – это спортивная школа на выезде. В отличие от тренировок после школы или кружков, занятия в спортивном лагере становятся более интенсивными: по три раза в день вместо трёх-четырёх раз в неделю. Кроме того, программа лагеря включает увлекательные игры, развлечение и посещение бассейна. Впечатление от лагеря в большей степени зависит от ситуации – старший ты или младший в группе, от взаимоотношения с тренером. Так, чужие тренеры используют более жёсткие методики. И дети довольно часто принимают решение о поездке в зависимости от того, нравится ли им собравшаяся компания и есть ли психологический контакт с будущим тренером. Главное преимущество так называемой «спортивной школы на выезде» заключается в том, что меньше сюрпризов готовит она, нежели незнакомый лагерь, поскольку и коллектив, и тренер известны ребёнку заранее. Дети давно знают друг друга, постоянно видятся на тренировках, но плотно пообщаться удаётся только в лагере, а после поездки команда по-настоящему сплачивается. Все это должен учитывать вожатый, планирующий свою работу на спортивном отряде в детском лагере.

Работа вожатым в спортивном отряде не слишком отличается от работы «обычного» вожатого. Может быть, в чем-то даже проще — дети, всерьез занимающиеся спортом, более дисциплинированны, чем их сверстники, а тренер для них — непререкаемый авторитет, к которому всегда можно обратиться в проблемной ситуации. Кроме того, время в летнем спортивном отряде расписано чуть ли не по минутам, и обычных для вожатого забот — чем занять детей в перерывах между мероприятиями, здесь не возникает: тренировки, режим, отдых и снова тренировки.


Уйти от монотонности

Проблемы, которые ждут вожатого, связаны в первую очередь именно с тем, чтобы соблюсти баланс между полноценным отдыхом и спортивными занятиями. Как всем известно, даже взрослым спортсменам сложно порой соблюдать строгий режим тренировок, а уж детям, тем более за городом на каникулах, и подавно хочется расслабиться, поспать подольше, сбежать с занятий. О таких серьезных вещах, как выпивка или сигареты, к сожалению, также придется подумать. Пару раз затянуться сигаретой или глотнуть пива даже «спортивные» подростки на отдыхе не прочь. В этой ситуации очень важно сохранить спокойствие и обсудить проблему тактично. Грозить наказанием, разоблачением перед тренером и родителями, одним словом, «терять лицо», нельзя ни в коем случае. Бесполезно, к тому же разрушите с трудом заработанный авторитет. Так, обсуждая проблему курения, обязательно нужно учитывать возраст «нарушителя», курят ли его родители, курит ли тренер (это случается).

Новые цели

Для группы спортивный лагерь – это, прежде всего, средство восстановления и активная подготовка к новому учебно-тренировочному году. Поэтому функции вожатого могут быть минимизированы тренером. Чтобы у ребят не было желания нарушать режим тренировок, имеет смысл все развлекательные мероприятия формировать по принципу «отдых — это смена деятельности». Если дети пловцы, то пусть между заплывами они займутся спортивным ориентированием и побродят по лесу, а если, например, единоборцы — то почему бы и на речку не сбегать в свободное от занятий время. Таким образом, у вас получится совместить тренировки и активный отдых, не перегружая и не утомляя детей монотонностью их деятельности. Неудивительно, что маленьким «спортсменам» часто бывает интересно что-то, совершенно отличное от их привычного образа жизни — предложите им поставить небольшой спектакль или организовать конкурс рисунков и поделок. Как правило, дети, занятые спортом, не много времени могут уделить развитию других своих талантов. Их обычный режим: тренировка — школа — тренировка. А на отдыхе совершенно неожиданно у них открываются таланты художников и актеров. К удивлению и восторгу самих детей.

Авторитетные деления

Еще одна серьезная проблема в спортивном отряде — проблема авторитета. Здесь она гораздо более важна, чем при работе с обычным детским отрядом. Во-первых, есть авторитет тренера, который зачастую более весом, чем родительский. Что уж говорить о вожатых, которых ребята видят первый раз в жизни. И это большая удача, если отношения вожатых с тренером складываются хорошо. Работая «в паре», они могут практически не опасаться неприятных сюрпризов со стороны своих подопечных. Во-вторых, даже если отношения с тренером сложились, завоевать авторитет и доверие спортивного отряда непросто. Эти дети уже очень хорошо понимают, что значат слова «лидер», «успех», «достижения» и тому подобные. Так что свою компетентность и право руководить придется доказать. Если Вы не в лучшей спортивной форме, «давите интеллектом». Ирония и юмор всегда принесут успех в общении с подростками. Равно как искренность и неподдельный интерес к их делам, умение общаться на равных, не впадая в менторский тон, не стремясь создать ролевую ситуацию «опытного взрослого и глупого ребенка». Если же отношения с тренером не складываются, требуется достичь положения нейтралитета между отрядом и вожатым. Ведь руководитель в лагере – это временный лидер, в отличие от руководителя в спортивной группе. Чтобы легче было «стать своим», важно понять личность тренера и узнать, как он выстраивает свое общение с воспитанниками. Существует несколько основных типажей среди тренеров. Первый – это тиран, который постоянно кричит на спортсменов. Он привык «выжимать» из своих подопечных все силы. Такой руководитель обычно с симпатией относится к тем, кто не возражает ему ни в чем. Поэтому в коллективах под их руководством бывают, как правило, «любимчики», которые не всегда пользуются уважением среди товарищей. Важно помнить, что в общении с остальными учениками и с коллегами тренер-автократ держится на расстоянии, а если и допускает вербальные контакты, то только кратковременные, часто переходящие в грубость, несдержанность, бестактность. Естественно, что такой стиль руководства тренера создает в спортивном коллективе нездоровый психологический климат и конфликтные ситуации. Оставаться на своем посту ему помогает спорт: родители отдают своих детей, потому что тренеру удается добиваться стабильно высоких результатов на соревнованиях. Действует принцип, что ради победы нужно идти на жертвы. Реже встречаются тренеры, которые смогли стать «вторыми родителями». Их авторитет построен на доверии и любви. Именно к ним дети обращаются за советом не только по спортивным проблемам. Они смогут подсказать вожатому как «подружиться» с тем или иным ребенком из группы. Для принятия тех или иных решений тренер-демократ привлекает весь коллектив или актив, обсуждая и согласовывая с ним все предложения. Определить типаж тренера можно как во время общения, так и проследив ход тренировок.  Существует и третий типаж: либеральный (попустительский, или свободный). Этот стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством в процесс управления командой. Такой тренер находится как бы в стороне от того, чем занимаются все ее члены. Контроль за деятельностью подчиненных он осуществляет от случая к случаю, основное свое назначение видит в снабжении их информацией и посредничестве между своим коллективом и другими, что мешает ему знать внутренние процессы взаимодействия. К такому тренеру сложно обратится за поддержкой, зато он не будет постоянно контролировать ни вас, ни детей.

Напарничество.

1. Встреча до смены
 - знакомство
- обсуждение, что любят и что не любят напарники (например, запах дошиков), рассказать о привычках друг друга
- кто что берет
- что будете разрешать, а что запрещать детям

- какими уникальными талантами вы обладаете, и что сможете дать детям сверх, интересное (например – сказки на ночь)
 - обсудить идеи план сетки, отрядных мероприятий

. Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и 'спасать' ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите.

Сколько существует вожатых, столько существует и стилей работы на отрядах. Чтобы Ваша работа была по максимуму продуктивной, нужно рассказать напарнику, как Вы привыкли работать и каких приоритетов придерживаетесь при работе с детьми. Расскажите какие внутриотрядные традиции Вы используете. Поделитесь опытом, если таковой имеется, при работе на определенном возрасте детей.
Более подробно это может выглядеть так:

1. Разговаривайте с напарником и задавайте вопросы! Узнайте не только то, что касается работы (сколько смен был в лагере, который раз именно в этом, с каким возрастом работала раньше, что умеет делать – петь, танцевать, рисовать и т.д.), но и то, что касается личности вашего напарника (его привычки, любимые и нелюбимые блюда и хобби). Отдельной и очень важной темой для разговора может и должно стать здоровье. Расскажите друг другу о хронических заболеваниях и аллергиях (если они у вас есть) – мало ли что может случиться на смене!

2. Определитесь с обязанностями. Вы умеете танцевать и можете поставить танец с детьми, а ваш напарник закончил художественную школу, поэтому с легкостью поможет детям оформить отрядный уголок и т.д. Кто занимается в вашей паре финансами, кто творчеством, кто дисциплиной, кто общением с родителями?.. Все это желательно решить в первый же день.

3. Если есть время и возможность, поиграйте. Подойдут те игры, где вы должны понимать друг друга (крокодил или «пойми меня»), угадывать мысли («погружение»), делать что-то вместе: например, прыгать через скакалку вдвоем. Или вот еще задание: возьмитесь за руки, а свободными (ваша левая, ее правая) порежьте бумагу, завяжите шнурки и т.д.

 

Особенности и важности.

§ Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!

§ Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.

§ Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.

§ На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!!!

§ Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах)

§ Договориться о таких мелочах, как возраст (если напарник не говорит детям, сколько ему лет на самом деле) и о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому)

§ Отношения напарников. Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо ли высказать это сразу или сохранить атмосферу на отряде? Можно завести тетрадку, куда напарники будут писать друг другу. Часто бывает проще написать что-то, чем сказать в глаза.

§ Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых!!! Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.


Отношения с напарником - это ваш брат и сестра, и защитник, и опора, и надежда, и жилетка в которую всегда поплакаться можно! Если вы с ним в первый день не обсудили план действий во время приезда детей, не обсудили набор игр, в которые будете играть в первые дни, и как вообще построите свою работу, то тогда это надо сделать максимально быстро в первые часы первого дня. И если уж ваши мнения не совпадают, то никак не стоит перед детьми выяснять кто прав.

Так что не забывайте: роднее напарников никого нет и ссориться с ними не надо. Все ваши разногласия легко решить и, скорее всего, принятое решение не сильно повлияет на работу с отрядом, так что не стоит разводить споры и ссоры на ровном месте.


2. Про распределение авторитета между вожатыми. Зачастую, происходит так, что основную инициативу а, следовательно, и главную роль в отряде, на себя берет тот вожатый, который имеет больше опыта – если он работал в этом качестве ранее, либо тот, который просто более активен и уверен в себе. Такое развитие событий характерно для подавляющего большинства подобных ситуаций, и в сущности - это вполне логично и в этом нет ничего плохого, по крайней мере, на первый взгляд.

Но если разобраться, то выяснится, что на самом деле, пользы от такого «вожатства» мало, причем не только для напарника(цы), но и для самого «вожака». Да и дети при этом не выигрывают, а бывает, и начинают этим пользоваться в корыстных целях. Чем же опасен высокий авторитет одного вожатого и низкий, или вообще его отсутствие, у другого?

Во-первых - распусканием дисциплины, дезорганизованностью отряда и ослаблением контроля над ним. Дети – очень чутки к восприятию лидера, особенно в подростковом возрасте, и очень быстро понимают, чье слово в отряде имеет вес и кого надо слушаться беспрекословно, а чьему можно и не уделять особого внимания. Как последствие, возможны ситуации, когда дети демонстративно игнорируют одного из вожатых, подчеркивая при этом авторитет другого, со всеми вытекающими отсюда последствиями. В результате, на отряде остается, фактически, один вожатый и при этом, ему, даже при его авторитете, будет невероятно трудно в одиночку справляться с распоясавшимся отрядом.
Во-вторых - его напарник(ца), кроме комплекса неполноценности и нервного срыва, тоже вряд ли сможет почерпнуть что-то из подобной педагогической практики.

 

"ЗАПРЕЩЕННЫЕ" ТЕМЫ ДЛЯ РАЗГОВОРА В ПРИСУТСТВИИ ДЕТЕЙ

§ выяснение отношений между вожатыми;

§ обсуждение детей;

§ обсуждение администрации оздоровительного лагеря, ее указаний;

§ решение вопросов личного характера.

Идеальные напарники – лидер и исполнитель. Но сработаться могут и два лидера, которые просто разделят сферы влияния, и даже два исполнителя, которые будут четко следовать инструкциям. Конечно, в отряде, который возглавляют два лидера, будет куда интересней, чем под руководством двух исполнителей, но хорошо и комфортно детям может быть и в том, и в другом случае.

Если Вы новичок, то не стоит рваться вперед. Ваш напарник может быть не самым лучшим вожатым, но он, несомненно, больше вас знает о жизни в лагере, и, поскольку он работает не впервые, значит его работа была оценена по достоинству. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш напарник, учитесь у него. Не стоит пытаться доказать ему, что вы тоже на что-то способны. Общение вожатых – это не состязание. Если вы и в самом деле хороший вожатый, это будет видно по вашей работе.

Недопонимания между напарниками, а еще хуже высказывания приводят к возникновению совершенно невыно­симой конфликтной атмосферы. Дети обычно остро чувствуют напряженность между вожатыми в отряде, поэтому либо стара­ются так или иначе помирить взрослых, либо отдаляются от них. Но в любом случае они лишаются изрядной доли внимания со стороны вожатых, поскольку вся энергия последних направ­лена исключительно друг на друга, на выяснение отношений. Кроме того, если взрослые не могут мирно разрешать возникающие между ними проблемы, так разве есть смысл ждать доб­рожелательного отношения друг к другу у детей?

Отношения нужны каждому из партнеров. Необходимо лишь соблюдать правила 3-х «У»: уважать, уступать, удерживать.

§ УВАЖАТЬ – значит принимать во внимание то, что ты не один. Мнение, желания и чувства другого могут быть так же хрупки, как и твои собственные. И если ты выбрал быть в паре, будь добр, уважай внутренний мир того, кто выбрал тебя. Уважай его верность. Будь предан сам. Если ты выбрал этого человека – уважай его, как самого себя.

§ УСТУПИТЬ – вовсе не означает сломаться, проявить слабость или наступить на горло собственной песне. Компромисс неизбежен. Признание своей правоты и победы пригодны для соревнований, а отношения – это все-таки союз напарников. Уступая, ты, прежде всего, демонстрируешь значимость для тебя другого человека.

§ УДЕРЖИВАТЬ – самая сложная деталь в парном механизме. Удерживать никак не перекликается с тем, чтобы запрещать, держать насильно, вымаливать… Удержать - это просто взять за руку и сказать: «Ты мне нужен». Не подумать, не послать мысленный сигнал в космос, а произнести. Дать понять, что тебе дорог этот человек, что именно он (а не кто-то другой) достоин того, чтобы уважать, уступать и удерживать.

И напоследок нескольких простых правил:










Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.