Старший возраст (14-17 лет)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С одной стороны, работать со старшими детьми легче, потому что они более самостоятельные, умеют полностью организовать себя в бытовых вопросах (но не всегда хотят). Но ДОВЕРЯЙ, НО ПРОВЕРЯЙ.

1.Физиологические особенности:
В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

o Рост скелета (12-14 лет, к 15-16 годам уже завершается)

Отсюда некоторая непропорциональность тела и неуклюжесть. Но, ребенок может это контролировать, произвольно управлять, поэтому важно уделять внимание физическому воспитанию подростка.

o Мышечное развитие

Может переоценивать свои силы, что приводит к переутомлению.

o Сердечно-сосудистая система

Сосуды не успевают за ростом организма, это может приводить к головным болям, слабости, утомляемости. Надо давать ребенку полежать, отдохнуть.

o Активная работа желез

Возможен неприятный запах, поэтому особенно следим за личной гигиеной

o У девочек - менструальный цикл!!

o Повышенная возбудимость

Непостоянство выработки тормозных реакций. Ребенок не в состоянии затормозить нежелательное действие, сдержать себя. Реакция бурная, но быстро проходит.

Важно: ежедневный отдых на воздухе, физические нагрузки, спорт, игры.
В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.
Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.
Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.
Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

2.Интеллектуальное развитие
Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Поэтому очень хорошо заходит ДЖЕФФ. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память.







Психологическое развитие

o Формирование самосознания (Большая опора на внутренние критерии, а не на оценки взрослых)

o Уход от прежних интересов ребенка

o Протест по отношению к взрослым

o Самостоятельность

o Содержательные и разнообразные отношения с другими людьми

o Расширяется сфера деятельности

o Растет социальная активность

o Я концепция

Наряду с психическими изменениями, обусловленными гормональным воздействием, у подростков возникает стремление утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. В подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, и старается перенять взрослые (например, курение или сексуальные взаимоотношения).
В этот период нужно много разговаривать с ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним нельзя использовать категоричные формы, не стоит показывать его интеллектуальную незрелость, и точно нельзя быть навязчивым.

4.Отношение к противоположному полу
Дети проявляют друг к другу недетский интерес. Бывает, что в 14 лет ребенок абсолютно домашний и не ищет приключений, но иногда бывают зрелые личности 14-16 лет, с которыми необходимо установить правила: МАЛЬЧИКИ ЖИВУТ НА СВОЕЙ СТОРОНЕ, ДЕВОЧКИ – НА СВОЕЙ. Общение между ними происходит исключительно в дневное время и желательно на ваших глазах. В ночное время желание общаться возникает, но оно должно жестко контролироваться вожатым: необходимо осуществлять ночную проверку детей (так как вожатые ночью не спят, это вполне реально). Или распространённый и очень действенный способ, не можешь успокоить балаган, возглавь! (Вынос матрасов, ночевка в коридоре)

5. Субкультуры
В этом возрасте многие становятся личностями, которые выбрали временный образ жизни, мыслей и культуру (например, эмо/готы и т.д)
 Задача: Уважать выбор ребенка, постараться понять, что заинтересовало его в этой культуре (музыка, одежда, способы выражения своих чувств). Как взрослые люди, зачастую мы относимся скептически к этому. Как вожатые, мы должны понимать, что они личности и имеют право на самовыражение (но если оно не мешает другим детям. Например: громкая рок музыка мешает другим детям – просим выключить).
Но тактичное принятие выбора ребенка поможет вожатому улучить отношения с ним.
Так же огромное влияние сейчас на них оказывают социальные сети (блогеры, синий кит и т.д). Нужно уметь замечать какие-то ненужные влечения, ибо их головки сейчас наполнены на 70% «мемасиками» из интернета. Даже если это так, то направить в нужное и интересное русло. (Конкурс тех же мемов)

6. Самооценка
У многих детей в этом возрасте заниженная самооценка, например, из-за прыщей. Многие не уверены в себе, и лишь единицы слишком самоуверенны. Задача: Хвалить, делать положительные акценты на их внешности, давать возможность перевоплощаться. ОСОБЕННО ДЕВОЧКАМ.
Стать лучше, сильнее, умнее, красивее хотят все. Но способы, которые выбирают подростки, довольно часто непродуманны, хаотичны. Большинство не знает, что и как нужно делать, чтобы добиться желаемого результата. Ощущение беспомощности создает напряженное, «взрывоопасное» внутреннее состояние. ВОЖАТЫЙ ДОЛЖЕН В ЭТОМ ПОМОЧЬ. ПОДЕЛИТЬСЯ СОВЕТОМ, как красиво заплести волосы, как правильно накраситься, какие упражнения делать во время зарядки, чтобы держать в тонусе тело – любые штуки, которые могли бы помочь детям чувствовать себя чуточку привлекательнее.
Важно: помочь ребятам побороть негативизм, раздражение, депрессию, преодолеть лень и множество других недостатков и в то же время найти положительные, позитивные силы для того, чтобы любить себя и других, строить планы, мечтать.

Для этого возраста главное разговор-личный пример, они слушая вас что было с вами в такой то ситуации, понимают что нужно делать им, ну или хотя бы их это веселит и они успокаиваются. И ситуация в которой кажется все мальчики плохие, после вашей грустной истории об несчастной любви кажется самой смешной)

5. Авторитет вожатого
 Старшие дети обращают большое внимание на образ вожатого. Они оценивают возможность вожатого дать им новую полезную информацию.
Например, зная, что в этом возрасте у ребят повышенный интерес к самому себе и их волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья – можно заинтересовать детей, проводя им какие-то психологические тесты (их много в интернете) или рефлексию на подсознательные образы. Для детей это будет в новинку, а вожатому +100 к авторитету.

ВАЖНО СКАЗАТЬ: И довольно часто подростков постигает разочарование. Большинство взрослых по их понятиям, – слабаки, неинтересные люди. Задача вожатого – разуверить ребят. Умеете танцевать брейк – тацуйте. Любите путешествовать? Расскажите, как это было. Умеете кататься на скейте – отлично! Поделитесь. Очень важно дать детям какие-то новые ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ истории и новые знания. Поэтому очень заранее стоит подумать, а чем именно вам удастся заинтересовать ребенка.

Вредные привычки взрослых (родителей чаще, но и вожатых может быть) моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает, что может себе позволить то же. Авторитет взрослого, который подвержен зависимости, подрывается.
Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители кричат друг на друга, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же. Поэтому, работая на старших и средних детях, вожатый не должен напоказ выставлять отрицательные качества.

Основной вид деятельности – интимно-личностное общение. Девочки и мальчики объединяются в группы по 5 – 6 человек и общаются все свободное время, стараясь произвести впечатление друг на друга.

Характер:

· Испытывают внутренне беспокойство

· Мальчики и девочки дразнятся и подшучивают друг над другом

· Мнение сверстников более важно

· Дисциплина страдает из-за группового «авторитета»

· Чувствительны к критике

· Отчуждаются от взрослых

· Стремятся утвердить свою самостоятельность

· Стремятся к активной деятельности

· Проявляют энтузиазм, но быстро угасают, если стремление не подкрепляется

· Формируется своя точка зрения

· Развивается самооценка, стремятся определить свое место среди сверстников

· Не принимают на веру все, что говорят взрослые

· Способны противостоять мнению окружающих и воздействовать на сверстников.













Дата: 2019-05-29, просмотров: 224.