Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).

II. Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.

III. Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело

IV. Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).

V. Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.

Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.

Стиля работы с группой

1. Разящие стрелы. Жесткие приказания, требования и настаивание. Стиль эффективен с I по III стадии.

2. Возвращающийся бумеранг. Требования должны совмещаться с мнениями детей (III –IV стадии)

3. Снующий челнок. Стиль уговоров, просьб и компромиссов. Этот стиль нельзя использовать в качестве основного, а должен быть только вспомогательным.

4. Плывущий плот - соглашающийся и уступчивый стиль. Малоэффективный, пользоваться им нежелательно.

 

Приемы создания детского коллектива:

Этап Приемы создания
1. Знакомство Игры на знакомство, снятие напряжения и раскрепощение. Свечка-знакомство («Расскажи мне о себе»)
2. Формальное создание группы Название отряда, эмблема, девиз, выбор органов самоуправления (командир, редколлегия и пр.)
3. Осознание принадлежности к группе (отряду) Место отряда (уголок), атрибутика, традиции, сигнал сбора, тайный знак, пароль, песня, правила.
4. Сплочение и развитие коллектива Игры на сплочение, доверие; совместная трудовая деятельность (дежурство, уборка территории); участие в КТД (коллективное творческое дело); Соревнование с другими отрядами; обсуждение жизни отряда (огоньки, или свечки, собрания)

 

Особенности создания коллектива:

Младший возраст. Однородный коллектив, команду создать практически невозможно. Ребенок сегодня дружит с одним, а завтра уже с другим. Большое значение имеют яркая одежда, интересные игрушки, продукты, которые привезли родители, т.е. интересы ситуативны. При подготовке к какому-либо мероприятию детей лучше разбивать на группы по 4-6 человек и каждой группе желательно взрослого куратора. Так дети лучше услышат, поймут и подготовят мероприятие.

Средний возраст. Девочки и мальчики образуют две основные микрогруппы. Разнополые группы работают не очень эффективно, т.к. энергия уходит на выяснение отношений. Единый коллектив создать также сложно, но мотивом может служить общее дело при четком распределении обязанностей. В связи с разницей физического и психического развития девочек и мальчиков желательно создавать однополые подгруппы, работающие на единую цель. Хорошо работают и без кураторов.

Старший возраст. У ребят велика склонность к общению со сверстниками, к познанию себя и других, поэтому они гораздо охотнее готовы собраться отрядом, чтобы всем вместе посидеть, поговорить, сходить на костер, чем для участия в мероприятии. Хотя хорошо мотивируются на возможность победы в мероприятии, на то, что отряд самый лучший. Очень хорошо взаимодействуют друг с другом, появляются влюбленные парочки, однако если появляется изгой, дружно объединяются против него.

Кризисы развития коллектива

3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).

7 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).

9 день – Кризис нелюбви (свечка).

13 день – Передел власти (день наоборот, похищение вожатого, заколдованные вещи).

17 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).

19 день – страх расставания (прощальный концерт, пожелания, поздравления, подарки, свечка, награждение).

 

Тема 2.
Коллективно Творческое Дело.
Чередование Творческих Поручений.

«Всё — творчески, иначе — зачем?»



Игорь Петрович Иванов


Детей в лагере обязательно нужно занимать. Незанятый ребенок - это источник повышенной опасности. Как для самого себя, так и для окружающих. Он в любой момент может выбежать, сломать, залезть, свалиться, поджечь, застрять, порезать, уронить, перепачкаться, заплакать и т. д. Устранить эти опасности запретами под угрозой наказания еще никому и никогда не удавалось. Поэтому не стоит и пытаться: проверено - ничего не выйдет. Лучше сразу подумать, а чем, собственно, их можно занять? Только важно при этом помнить, что ребенок должен быть занят для того чтобы развиваться!

КТДсовокупность приемов и действий, выстроенных в определенной последовательности, в основе которых лежит самостоятельная деятельность детей.

Т.е. занятия для детей, в результате которых дети реализуются.

· Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

· Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности).

· Дело (занятие, действие, мероприятие).

Вожатые выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Разновидности КТД:

· Творческие ( создание уголка, стен-газет, постановки, сказки, танцы, песни и т.д)

· Организаторские (Сбор – рождение коллектива, знакомство, свечка, откровенный разговор)

· Тематические (турнир-викторина, эстафета песен, бой за штаб. Журнал-эстафета)

· Трудовые («Трудовой десант», чередование традиционных поручений, книжкина больница, день самостоятельности, город веселых мастеров, фабрика игрушек, зеленый патруль, клуб умельцев-волшебников, профессиональные праздники календаря, трудовой час, штаб заботы о лагере);

· Интелектуальные (аукцион знаний, академия веселых наук, викторина, эрудит – шоу, «Что? Где? Когда», вечер веселых задач, вечер разгаданных тайн, клуб кинопутешественников, книжный бал, конкурсы эрудитов, олимпиада, "Поле чудес", рассказ-эстафета, час почемучек, экскурсия, экспедиция);

· Художественные (защита фантастических проектов, театральные постановки, выставки, карнавал, вечер сказок, кинофестиваль, бал, вечер поэзии, вечер легенд, конкурс украшенных тумбочек, выставка картин, карнавал, КВН, концерт "Ромашка", литературный суд, настольный театр, просмотр фильмов, театр пантомимы, фестиваль искусств);

· Спортивные (веселые старты, спартакиада, день здоровья, фестиваль приключений, запуск бумажных змеев, конкурс знатоков спорта, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, ориентирование на местности, праздник Мойдодыра, полоса препятствий, походы, санитарный пост (викторина, патруль), спортивная газета, слет туристов, шахматно-шашечный турнир, спортивные товарищеские встречи, эстафета (смешанная, комбинированная, звездная, легкоатлетическая, встречная, комическая));

· Общественно-политические (агитафиша, письмо потомкам, агитпоход, анкета общественного мнения, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, военизированная эстафета/полоса препятствий, газета стенная, "живая", радиогазета, киногазета, декада художественных и документальных фильмов, гайдаровский рейд, конкурс рисунков, конкурсы "А ну-ка, мальчики!", "А ну-ка, девочки!", "машина времени", операции "забота", "Радость людям", программа "Взгляд", почетный караул, дебаты, фестивали дружбы народов, факельное шествие, эстафета дружбы

Методика:

· I. Предварительная работа. Продумать в какой форме будет проводиться дело? Определяется роль данного дела в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, намечаются различные варианты, которые будут предложены на выбор, или строится перспектива возможного КТД в ходе разведки интересных дел (РИД). Этап ответов на вопросы: что лучше сделать? Для кого? Где? Когда? Кто участвует? С кем вместе? Кому быть организатором?

· II. Коллективное планирование. Планирование проходит на общем сборе коллектива или собрании. Ребята по желанию разбиваются на микрогруппы. Здесь можно успешно применить прием так называемого мозгового штурма (запрещается критиковать идеи, поощряются идеи смелые и фантстические, поощряется комбинирование и совершенствование выдвинутых идей). В результате коллективного планирования продумывается дело от начала и до конца, создается актив, возглавляющий подготовку и проведение дела.

· III. Сбор страд. Обсуждение с советом, где найти материалы, уточняется и конкретизируется план подготовки и проведения, руководящий орган непосредственно организует выполнение этого плана, поощряя инициативу каждого участника. Важен эмоциональный настрой, чтобы дети, входящие в совет дела (5-6 человек) зажгли остальных.

· IV. Проведение мероприятия. Главное для вожатых – пробуждать и укреплять в детях мажорное настроение, дух бодрости, уверенности в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

1. Планирование времени.

2. Распределение и соблюдение зоны ответственности (не выполнять за человека то, что поручено ему)

3. Проведение.

· V. Подведение итогов. Обсуждение и подведение итогов проводится сразу после дела, а если нет, то чуть позже, акцентируя внимание детей на то, что в определенный момент «мы подведем итоги».

Этапы КТД:

Этап Действия Как?
Предварительная работа Вожатый увлекает ребят радостной перспективой интересного и полезного дела. Беседы, экскурсии, заинтересовать детей, «подкинуть» идею.
Планирование Отбор идей к осуществлению. Начинается в микрогруппах (не больше 6-7 человек). Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микрогруппы. На сборе-старте выступают представители каждой микрогруппы. Принимается решение. «Мозговой штурм», общая дискуссия, «Дерево идей», экспертный совет, «Банк идей», «живая анкета», «волшебный сундучок».
Подготовка Каждая микрогруппа создает творческий проект. Для подготовки создается «Совет дела», в который входят представители от каждой микрогруппы. Проект КТД уточняется сначала советом дела, затем – в микрогруппах, которые начинают работу по воплощению общего замысла. Главное - добровольность! Самоопределение, «жеребьевка».
Проведение КТД Каждому находится дело, поручение, творческая роль или задание. Не забыть про подведение итогов (награды)
Проведение итогов Происходит на общем сборе. 1) что удалось, что было хорошо и почему, 2) что не получилось и почему, 3) что предлагаем на будущее?
Последействие Реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Анкета, разговор в кругу, «свободный микрофон», «конверт мнений», незаконченный тезис.

Временные рамки:

· Для младшего возраста (6 - 9 лет): Лимит времени – 20-30 минут. Небольшие викторины, «Вечера загадок», конкурсы сказок и историй, театр экспромтом.

· Для среднего возраста (10 – 13 лет): 30-40 минут, вид любой. Перемежать спортивные и интеллектуальные конкурсы.

· Для старшего возраста (13 – 16 лет): До 60 минут. И серьезные, и шутливые. НО: все должно требовать повышенной самоотдачи (большое проявление творческих способностей, интеллекта, трудовых навыков)

 


Коллективно Творческие Игры

 Перед любым вожатым обязательно встанет проблема ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ детей в том или ином мероприятии. Успех зависит, прежде всего, от готовности детей участвовать, поэтому перед проведением вожатый должен создать настрой. Проще всего это сделать, когда существует какая-то цель всех предлагаемых детям игр или конкурсов. Сравните, как легче заманить детей:

§ "БЕДА! террористы захватили нашу вожатую. Они не освободят её пока мы не выполним все их условия: нужно оказать помощь их раненному, разминировать пути отступления из лагеря, заправить самолет и т.д. "

§ "Дети сейчас мы пойдем на улицу. Там мы забинтуем голову старшему вожатому, потом будем искать вот такие вот железочки и распутывать проводки, потом лить из шланга воду в бочку ..."

Естественно, работу с любым отрядом придется начинать с собственных предложений. Для этого существуют такие правила:

· Все, что вы собираетесь предложить детям, должно быть разработано ЗАРАНЕЕ

· Участвуют в предложенном мероприятии ВСЕ

· Вожатые всегда находятся рядом и принимают активное участие

· Обязательно достижение какого-либо результата, сопровождающегося награждением лучших и отличившихся

· Все творчески, иначе – зачем?

Вот несколько советов того, как можно объединить различные интересы, сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого:

1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет «заразить» отряд своей идеей;

2. Задуманное должно соответствовать интересам детей данного возраста;

3. Игра должна стать полем для самовыражения ребенка;

4. Любая разумная идея должна быть услышана;

5. Каждый ребенок должен найти для себя место

Начните с театральных постановок, спортивных эстафет и конкурсов, викторин. Позже, если вы сумеете УВЛЕЧЬ детей, то сможете впоследствии ПРИВЛЕЧЬ их к самостоятельной организации коллективных творческих мероприятий.

10 компонентов успеха:

§ Интересные задания

§ Игровой сюжет (пусть это будут два корабля, бороздящих воды мирового океана, бесстрашные кладоискатели-археологи на раскопках Египетских пирамид…)

§ Красивое оформление (афиши, декорации, рисунки и плакаты детей, воздушные шары, гирлянды)

§ Материальное обеспечение (должно быть заранее продумано, надо найти человека, отвечающего за сбор реквизита и его доставку, продумать, кто и как будет его раздавать)

§ Музыкальное сопровождение

§ Находчивый ведущий

§ Компетентное жюри

§ Эмоциональные зрители

§ Исполнительные помощники

§ Подготовленные команды

§ Призы для победителей (сувениры, изготовленные самостоятельно, дипломы победителей, медали, призы, сладкие призы).

 

Отрядные мероприятия – мероприятия, которые вы проводите со своим отрядом в свободное время

· Массовость (пол отряда и более)

· Продолжительность (полчаса и более)

· Наличие ведущего

· Носит соревновательный характер

 

o Не игнорируйте отрядные мероприятия. Занимайте детей чем-то необычным, где необходимо ваше участие. Постарайтесь завлечь как можно больше детей, но не делайте из этого обязаловку.

o Проводите мероприятия, которые нравятся детям. Выясняйте у детей, чем они хотят заниматься и что бы им понравилось.

o Четко формулируйте правила игры перед ее началом.

o Не забывайте награждать победителей. Награждать надо в тот же день или, максимум, на следующий день, и лучше, перед всем отрядом.

o Не зацикливайтесь на одном и том же типе мероприятий.

o Не стремитесь проводить мероприятия, которые были на прошлой смене. Детям нужно что-то новое, иначе будут комментарии «а на прошлой смене было так-то…»

Если хотите провести мероприятие, которое было на прошлой смене, то немного поменяйте его (другое название, схожие задания, немного измененные правила).

o Погода непредсказуема. Надо иметь запасной план.

o Не оставляйте без присмотра неиграющих детей.

Общелагерные мероприятия

· Концерты

· Конкурсы

· Спортивные игры

· Дискотеки

 

- Не опаздываете. Все отряды ждать вас не будут.

- Во время концерта следите за поведением детей, и не только вашего отряда (объясняйте детям, как вести себя)

- Не выпускайте детей из поля зрения

- Не игнорируйте мероприятия

- Не злоупотребляйте своим появлением на сцене (это детский номер)

- Не боритесь с техникой прямо перед выступлением (для этого есть время ген. прогонов)

- Не забывайте заявлять о своем участии или неучастии.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 653.