Надо давать высказаться, они требуют поддержки. Надо проговаривать их чувства, чтобы они сами осознавали свои эмоции, это поможет им справиться с ситуацией и адекватно на нее отреагировать. Вообще учить понимать и принимать свои эмоции. Сразу же приготовься к тому, что тебе придется побыть «жилеткой» не для одного ребенка (если, конечно, у тебя сложатся доверительные отношения) учти, это очень важно - дать ребенку выговориться, выслушать его, ему важно быть понятым.
Личное мнение
У них появляется свой взгляд на мир вокруг. Детям важно отстоять свое Я, свое мнение. И часто они это делают, вставая в оппозицию вожатому. Важно, уметь услышать и принять их мнение. А также стараться следовать их желаниям и идеям, либо, если это невозможно, четко аргументировать, почему сейчас вы не можете принять их позицию.
Ритуалы
Настраивать на позитив. Очень любят всякие ритуальные фишки (обнимашки на ночь, сказки/легенды/колыбельные/просто почитать чью-то книжку вслух, зайти поболтать перед сном). Общеотрядные традиции (петь на ночь песенки, что-то кричать перед столовой, как-то приветствовать вместе другой отряд и тд)
Романтичность
Первые влюбленности, подарки друг-другу, проявления симпатии. Важно поддерживать детей в их стремлениях. Они боятся сделать первый шаг, боятся неудач и подшучивания товарищей. Здесь вожатый должен прийти на помощь, подтолкнуть, дать совет. Особую роль тут, конечно, имеют дискотеки. Например, вожатые на дискотеке танцуют друг с другом, показывая пример, как надо приглашать на танцы. Для детей станцевать медляк — это событие. И это очень серьёзно. Это почти - то же самое, что признаться в любви и начать встречаться. И поэтому пригласить девочку на танец — это очень сложно. И поэтому «мужики не танцуют». А ведь порою нужно просто подбодрить, вселить уверенность, и ребёнок будет после этого вам очень, очень благодарен. Иной раз надо поговорить и с мальчиком, и с девочкой, позаниматься этаким «сводничеством». Но, конечно, в разумных пределах.
Особенности | 9-10 | 11-13 | |
1 | физиология | ж сильнее м (часто) | половое созревание девочек |
хорошо управляют своим телом | не всегда контролируют свое тело | ||
2 | м/ж | м vs ж | м -> <-ж |
3 | авторитет | естественный | вожатый – наставник продавливание границ |
4 | разум | Любят интеллектуалки нужно следить за "сложностью" заданий | можно и нужно брать сложные загадки и игры |
любят говорить о том, что понимают (свечки) | обсуждение морально-нравственных тем | ||
5 | идеи | миллион идей | могут довести идею до воплощения |
6 | юмор | как у малышей | понимают ваши шутки, шутят сами, нет самоиронии |
7 | интересы | Любознательные (любят слушать) | очень много знают (любят, рассказывать) |
8 | коллектив | я -личность, я -часть коллектива | хотят быть частью целого |
мнение вожатого важно | мнение коллектива важно | ||
9 | включенность | легкие на подъем | "не хочу, не буду" |
быстро перегорают | могут долго на одном концентрироваться | ||
10 | манипуляция | вы что маленькие? | будем круче чем старшие |
Отличительные черты средне-младшего (9-10) и средне-старшего (11-13) возрастов
Поясняющая таблица для таблицы выше.
1 | * рост девочек опережает рост мальчиков * как малыши отлично управляют своим телом | * Половое созревание девочек и возможное начало менструальных циклов в период летнего отдыха. Вожатые должны быть личностно зрелыми людьми, готовыми оказать психологическую поддержку в этих ситуациях. * Иногда происходит сильный скачок в физиологическом росте детей. Часто они еще не успели привыкнуть, что руки и ноги теперь гораздо длиннее. Часто спотыкаются, бьются обо все, с координацией бывает беда. (Это происходит не всегда! Но надо быть к этому готовым) |
2 | Борьба полов: мальчики с девочками в конфронтации в основном Не стоит особенно настаивать, если мальчики и девочки поделились на команды по половому признаку. Но нужно учить их взаимодействовать не навязчиво за счет игр и совместной деятельности. | Наконец то осознают, что противоположный пол не обязательно «враг». Учатся налаживать отношения с противоположным полом (чаще всего посредством дразнилок и драк). Необходимо говорить с ними о чувствах и эмоциях. Про любовь и нравственность. Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”, показать личный пример. |
3 | - Естественный авторитет ещё присутствует (по аналогии с младшими), но стоит его поддерживать, потому что они уже достаточно умные чтобы заметить ваши «слабости» - Нет особых проблем с дисциплиной | - Вожатый – руководитель (но стоит больше, слушать что говорят и предлагают они) - Будут проверять границы дозволенного, иногда будут пытаться называть на «ты», что надо сразу пресекать или проверять, что можно делать, а что нельзя. В эти моменты очень важно сразу же их останавливать, тогда они будут понимать, что вы взрослый и с вами такое недопустимо. |
4 | * Можно проводить интеллектуалки (они уже могут их высидеть), но нужно следить за уровнем сложности вопросов * любят говорить о том, что понимают (свечки) (история про свечку от Че) | * Интеллектуалки и загадки можно уже брать сложные, они умные и почти всегда догадываются. * Уже можно и нужно взывать к разуму! Говорить о серьезных вещах на свечках например. Обращать внимания на моральные качества. |
5 | МОЗГОВОЙ ШТУРМ! Вовлекать их в деятельность! Во всю. Рисовать, танцевать, придумывать. Уже можно устраивать мозговой штурм. Но(!) они могут накидать миллион идей, но оформить их чаще всего не могут. Тут нужен вожатый, который покажет, как реализовать любую идею. И сюда же Чередование Творческих Поручений (ЧТП). | Могут «оформить» идеи в конкретные действия и пути реализации. |
6 | Он есть, но очень примитивный из разряда: «брызнуть кому-то на штаны водой, а потом весь день смеяться, что он описался». Важно учить детей, что юмор тоже может быть очень обидным. И что юмор показывает уровень воспитания и культуры человека. Юмор должен быть ДОБРЫМ | ЮМОР! Начинают понимать ваши шутки (аккуратнее с этим в общении с напарником), и сами тоже шутят не плохо. Но (!) очень плохо все с самоиронией. Смеяться над собой не умеют практически. Нужно быть осторожным, можно сильно обидеть) |
7 | Всё ещё любознательные, как дети более младшего возраста. Нужно рассказывать им всякие супер интересные факты об этом мире. И вообще надо знать много всего! (начиная от сказок и прибауток и заканчивая законами физики) Обожают всякие мастер классы и делать что-то своими руками! | Очень много знают и хотят делиться своими интересами с вами. Важно почаще спрашивать их об их увлечениях. Скорее всего в некоторых областях они будут гораздо более подкованы чем вы. Важно уметь поощрять это и поддерживать. Тут уже зайдут мк не только прикладные, но и на мозги (тип ораторское искусство или игротехника) |
8 | * Начинают осознавать себя в коллективе (т.е. я как индивидуальность и я как часть коллектива) - * Больше ценят мнение вожатого и стараются заслужить похвалу именно вожатого, мнение сверстников менее важно. | * Тянутся к коллективу, нужно много игр на сплочение и просто взаимодействие в коллективе. (хотят быть частью целого). + Игры на тактильные ощущения (хотят, но стесняются) - * Больше ценят мнение сверстников (любят тайного ангела), стараются произвести впечатление друг на друга и быть уважаемым |
9 | Легкие на подъем, но могут быстро перегореть, устают довольно быстро от одного вида деятельности. Важно, как можно чаще менять спокойную деятельность и активную. Игры не затягивать. | опасный возраст, когда у детей возникает некоторое сознание пофигизма (не хочу, не буду). Говорите "ну и не надо", не уговаривайте. Вот увидите - прибежит сам и попросится участвовать. Дети любят, когда их уговаривают, поднимая свою значимость. (Система мотивации в помощь) |
10 | Они НЕ МАЛЕНЬКИЕ! Манипуляция: Вы что как малыши? Мне относиться к вам как к детям? Я верю, что вы уже взрослые и можете отвечать за свои слова и поступки. Покажите мне это. | Совсем не маленькие. Стремятся к старшим, пытаются подражать, но не дотягивают. Пытаются казаться взрослыми и как следствие начинают пробовать курить, пить, убегать и тд. Сразу в начале смены строго обозначьте все рамки дозволенного, очертите систему наказаний (что оно будет неотвратимо). Можно манипулировать «будем круче чем старшие» |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 345.