Играть с ними необходимо с первого же дня. Некоторые дети приезжают компанией, хотят общаться только между собой, но в первое время нельзя оставлять их наедине. Необходимо играть с ними, перемешивая детей. (Например, игры на знакомство). Так же необходимо создать у детей впечатление коллектива, единого целого, а не отдельных личностей или компаний по 3-4 человека. Настроить детей на общение, к примеру, попросить детей, которые уже в лагере были, показать новеньким корпус, рассказать о лагерной жизни. Необходимо придумать название, девиз, речевку или какую-то фишку отряда для его сплочения.
ДИСЦИПЛИНА!
Помните - в первые три дня основное - ДИСЦИПЛИНА.
Дисциплину нужно установить как раз в первые три дня, потом восстановить что-то будет очень сложно. В первый же день надо устроить собрание по поводу законов лагеря и режима дня:
- Введение в тематику темы. Что ждет ребят в смене.
- курение. Необходимо сразу выяснить, кто из детей курит, и предупредить их о наказании за привлечение к этому изначально не курящих детей. Для большинства детей действенна угроза извещения родителей о пагубном пристрастии их чад. В некоторых лагерях за курение грозит исключение.
- Сформулировать органы самоуправления в отряде
Экскурсию можно проводить, можно отложить, но первое собрание надо провести в первый же день. Если есть воспитатель, то его необходимо пригласить на это собрание, чтобы он напомнил детям о санитарных нормах. Очень важно проводить первое собрание вдвоем (например, один вожатый рассказывает о режиме дня, другой - о законах лагеря), чтобы дети видели, что вы вместе. Когда речь идет о законах, нельзя шутить, надо чтобы дети внимательно слушали, все вопросы - потом. Можно немного припугнуть, но помнить при этом, что в случае чего наказание придется выполнить, поэтому не перегибайте палку. В течение трех дней детям надо постоянно напоминать о законах лагеря (в общении, в игре). Например, необходимо с самого первого дня установить контроль за тем, чтобы дети отпрашивались ВСЕГДА, даже на 15 минут.
ИГРЫ
Обязательно в организационный период проводить игры на знакомство, на выявление лидера, на сплочение. Игры способствуют установлению благоприятного микроклимата, более тесному общению участников. Ребята быстрее знакомятся друг с другом и лучше адаптируются к новым условиям.
1 день. Постоянно надо играть в легкие игры, во время которых детям называть друг друга по именам, а не по описанию внешности. Так как главное в первые дни сплотить отряд, нельзя проводить какие-то индивидуальные мероприятия - только командные игры, причем с участием и мальчиков и девочек.
2 день. У детей все еще адаптация, игры не должны сильно физически и эмоционально воздействовать на детей.
3 день. Веревочный курс.
Необходимо обеспечить максимальную активность ребят и создать эмоциональный контакт между вожатыми и детьми.
Итак, что же должен сделать вожатый за это время…
Советы новичку
Основной период
Цели и задачи периода:
14. Создание для детей ситуаций успеха
15. Предоставление детям возможности для развития
16. Создание положительного настроя
17. Стремление к достижениям общих целей
18. Поддержка правил
Особенности периода
Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты.
Важные дни: банный, родительский
Основное содержание: работать по плану дружины, отряда; игры, праздники, состязания, тематические дни, костры, походы; работа кружков, клубов, секций, творческих мастерских.
Основные итоги. К концу основного периода дети начинают жить по общелагерным и отрядным традициям. Весь коллектив лагеря управляем, любит собираться вместе, петь общие песни, играть.
Позиция вожатого. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Его позиция — позиция старшего товарища, все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.
Основной период - это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты. На этом этапе можно переходить к межотрядным и общелагерным мероприятиям (не забывая, конечно, о своем отряде надолго). В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.
Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.
Задачи первого этапа основного периода:
§ создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;
§ развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;
§ создать условия для работы органов самоуправления;
§ корректировать нормы общения, поведения, отношений.
На втором этапе основного периода задачи, следующие:
§ организовать коллективно-творческую деятельность;
§ создать условия для полноценного функционирования органов детского самоуправления;
§ показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;
§ корректируются межличностные и коллективные отношения.
Заключительный период
Цели и задачи периода:
1. Подведение итогов смены
2. Быть внимательным к детям
4. Закрыть смену
Особенности периода
Дети уже устали, но они чувствуют, что и вы устали, поэтому могут опять проверять границы и многое себе позволять. Проводите для детей мероприятия, чтобы они не успевали грустить.
СОВЕТ:
Проводите милые мероприятия: День Ангела, заборчики, свечки. Формы подведения итогов смены: вечерний разговор «Расскажи мне обо мне»; забор; награждение; Выставки творческих работ; Фестивали, гала-концерты (награждение по различным творческим номинациям).
Основное содержание: итоговые выставки, встречи, соревнования; итоговые газеты, выступления отрядов, кружков, секций; прощание друг с другом и с лагерем; прощальный концерт вожатых.
Основные итоги. К концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведённых дел, проанализирована деятельность отрядов вожатых, вручены награды и прощальные сувениры.
Позиция вожатого. Вожатый — старший друг, которому можно доверить сердечные тайны, спросить совета и т.д. Его позиция — коммуникативная. Она сродни «дирижёру», создающему тёплую дружескую атмосферу с оттенком лёгкой грусти, связанной с расставанием.
Итоговый период - это период подведения итогов смены. Ребята активно применяют полученные знания, умения и навыки. Наибольшим успехом пользуются общелагерные дела, в том числе и организационно сложные, наряду с этим возрастает потребность во внутриотрядном общении. Роль вожатого становится второстепенной, многие задания ребята могут выполнять самостоятельно, но все-таки исполнение необходимо контролировать. Дети чувствуют отъезд задолго до окончания смены. Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительность, нельзя расслабляться («ну вот уже и конец!»), нужно быть предельно внимательными. Чувствуя приближение отъезда, ребята начинают нарушать правила, если вожатые ослабляют требовательность, стараются увеличить объем «свободы». Поэтому программу последних дней необходимо сделать максимально насыщенной, так чтобы не оставалось ни минуты свободного времени на то, чтобы «оставить о себе память» или настроиться на горечь расставания с отрядом.
Важно провести анализ смены, накопленного опыта и поставить задачи на дальнейшую самореализацию.
Послесменный период
Цели и задачи периода:
Анализ смены с напарником, с вожатыми смены. Происходит рефлексия, необходимо проанализировать смену – что было хорошо, что не очень, оставить какие-то материалы и удачные находки для дальнейшей деятельности
Советы на смену:
v Вам надо полюбить весь отряд. Все дети равны и не нужно заводить любимчиков.
v Дети чувствуют любовь и неприязнь. Будьте с ними искренними.
v Будьте готовы к непредсказуемым действиям детей. И не нужно наказывать, пока не поймете причину этого поступка.
v Старайтесь не обращаться к отряду «дети». Они считают себя взрослыми и самостоятельными.
v Будь бодр)). Зажигает тот, кто сам горит. В вас должна быть энергия, которой вы можете поделиться с детьми.
v Вожатый – пример. Всегда об этом помните.
v Решение любых проблем в отряде начинайте с разговора.
v Участвуйте в вожатских номерах. Во-первых, это поднимает ваш авторитет в глазах детей, во-вторых, это их стимул.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ СБОР
Орг хоз час
Взрослые:
1. Имена вожатых
2. Имена администрации (со всеми здороваемся)
По территории:
1. Не выходим за забор. Приехали родители – предупредить вожатых
2. Медпункт: если что-то болит, сказать, лекарств личных быть не должно
3. Линейка каждое утро
4. Столовая: молчим, моем руки, снимаем кепки, убираем волосы, сами уносим посуду, ждём пока все поедят
Режим:
1. Подъем.
2. Зарядка: обязательно все, спортивная обувь
Завтрак
Линейка
5. Кружки, другие мероприятия. Обязательно участие, обязательно попробовать первый раз
Обед
7. Сладкий шкаф еды в комнатах НЕТ
8. Тихий час! Все в кроватях, под одеялами, должна быть полная тишина. У нас очень много мероприятий вечером, чтобы были силы, проверено на первой смене
Полдник.
Мероприятия
Ужин
Дата: 2019-05-29, просмотров: 236.