Цель: проводить коррекционную работу средствами движений под музыку, передавать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, форму), учить владеть телом, развивать координацию, произвольность движений, пространственную ориентировку, слуховое внимание, память, воображение, учить действовать в образной условно-воображаемой ситуации в игре.
1. Ритмическая разминка
Упражнение «Ритмическое эхо» (педагог прохлопывает ритмический
рисунок, дети повторяют).
Упражнение «Собираем камешки», музыка Т.Ломовой «На берегу»
(ходьба с остановками).
Упражнение «Ускоряя, замедляя», музыка Т.Ломовой (ходьба и лег
кий бег с ускорением и замедлением темпа).
2. Ритмическая гимнастика
Упражнение «Поющие руки», музыка П. И. Чайковского «Шарманщик поет» (мягкие движения руками, одновременное разведение в стороны из положения перед грудью и сведение их перед грудью).
Упражнение «Ветер, ветерок», музыка Л. Бетховена «Лендер» (чередование мягких движений поднятыми руками с наклонами вправо и влево).
Упражнение «Тугая резинка», музыка Ф. Миллер «Этюд» (плавные
полуприседания) .
Упражнение «Петушок расплясался», вариации на тему русской народной мелодии «Петушок, петушок», музыка Т.Ломовой (знакомые
танцевальные элементы по показу или словесной инструкции педагога).
3. Пространственная ориентировка
Игра «Выворачивание круга», музыка - венгерская народная мелодия.
(Активизация внимания при передаче ритма и темпа музыки, выделение ярких ритмических акцентов в движениях по кругу, перестроениях
по сигналу всей группы детей одновременно за ведущими.)
4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры
Образная игра «Ау!», музыка Т.Ломовой «Игра в лесу».
5. Релаксация (лежа на ковре) «Волшебство леса», аудиозапись из серии «Звуки живой природы» (музыка для релаксации). Прошание, по
клон мальчиков, девочек.
Вопросы ДЛЯ самостоятельной работы
1. Дайте определение коррекционной ритмики и покажите ее направления.
2. Раскройте особенности коррекционной ритмики для детей с нарушением речи.
3. Покажите специфику содержания и организации ритмики для детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
4. Сравните понятия «музыкально-ритмические движения» и «фонетическая ритмика», покажите их сходство и различия.
5. Назовите компоненты коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения.
6. Сделайте сравнительный анализ конспектов по коррекционной ритмике для детей с разными отклонениями в развитии.
Литература
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.
Выготская И. г., Пелингер Е.Л, Успенская А. П. Устранение заикания
у дошкольников в игровых ситуациях. - М., 1993.
Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1958.
Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно
воспитательной работы с заикающимися дошкольниками / / Дефектология. - 1972. - NQ 3.
Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма / / Физкультура в школе.
1974. - NQ 12.
Медведева Е.А., Комиссарова ЛН. Программа спецкурса «Коррекционная ритмика» для специальных педагогических (дефектологических
отделений средних и высших учебных заведений). - М., 1994.
Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред.
А. П. Зарина, Е.Л.Ложко. - СПб., 1994.
Семенов ЛА., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых. - М., 1983.
Яхнина Е. З. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. - М., 1991.
Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учашимися
младших классов. - М., 1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методический материал к разделу IV
«Коррекционно-развивающее направление работы
по музыкальному воспитанию в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего вида»
1. Музыкальные занятия
Фрагмент музыкального занятия
для старших дошкольников с нарушением речи
и с задержкой психического развития
(интеграция трех видов музыкальной деятельности — восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1
Тема: «Кошка и кот»
Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа в динамике его проявлений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные состояния образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой музыкального произведения, учить играть на детском музыкальном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.
/. Восприятие музыки
Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послушать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (музыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).
После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.
2. Сюжетно-образные движения
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение
Составитель А. Н. Кукушкина.
стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или находя новые.
Кот проснулся рано-рано,
Спрыгнул с мягкого дивана,
Выгнул спинку, потянулся,
С боку на бок перевернулся,
И пошел совсем неслышно,
Будто прятался от мышки.
Увидал кот за окном —
Птичка кружит с ветерком,
И летает, и резвится,
Никого здесь не боится!
3. Игра на детских музыкальных инструментах
Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).
Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.
Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разлетаются.
Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: девочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свистульках.
Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.
4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).
Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девочка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (мальчики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соответствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 510.