Конспект занятия по коррекцнонной ритмике для старших дошкольников с нарушением зрения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: проводить коррекционную работу средствами движений под музыку, передавать средства музыкальной выразительности (темп, ритм, форму), учить владеть телом, развивать координацию, произвольность движений, пространственную ориентировку, слуховое внимание, память, воображение, учить действовать в образной условно-воображаемой ситуации в игре.

1. Ритмическая разминка

Упражнение «Ритмическое эхо» (педагог прохлопывает ритмический

рисунок, дети повторяют).

Упражнение «Собираем камешки», музыка Т.Ломовой «На берегу»

(ходьба с остановками).

Упражнение «Ускоряя, замедляя», музыка Т.Ломовой (ходьба и лег­

кий бег с ускорением и замедлением темпа).

2. Ритмическая гимнастика

Упражнение «Поющие руки», музыка П. И. Чайковского «Шарман­щик поет» (мягкие движения руками, одновременное разведение в сто­роны из положения перед грудью и сведение их перед грудью).

Упражнение «Ветер, ветерок», музыка Л. Бетховена «Лендер» (чере­дование мягких движений поднятыми руками с наклонами вправо и влево).

Упражнение «Тугая резинка», музыка Ф. Миллер «Этюд» (плавные

полуприседания) .

Упражнение «Петушок расплясался», вариации на тему русской на­родной мелодии «Петушок, петушок», музыка Т.Ломовой (знакомые

танцевальные элементы по показу или словесной инструкции педагога).

3. Пространственная ориентировка

Игра «Выворачивание круга», музыка - венгерская народная мело­дия.

(Активизация внимания при передаче ритма и темпа музыки, выде­ление ярких ритмических акцентов в движениях по кругу, перестроениях

по сигналу всей группы детей одновременно за ведущими.)

4. Сюжетно-образные этюды или танцевальные миниатюры

Образная игра «Ау!», музыка Т.Ломовой «Игра в лесу».

5. Релаксация (лежа на ковре) «Волшебство леса», аудиозапись из се­рии «Звуки живой природы» (музыка для релаксации). Прошание, по­

клон мальчиков, девочек.

Вопросы ДЛЯ самостоятельной работы

1. Дайте определение коррекционной ритмики и покажите ее направ­ления.

2. Раскройте особенности коррекционной ритмики для детей с нару­шением речи.

3. Покажите специфику содержания и организации ритмики для де­тей с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

4. Сравните понятия «музыкально-ритмические движения» и «фоне­тическая ритмика», покажите их сходство и различия.

5. Назовите компоненты коррекционной ритмики для детей с нару­шением зрения.

6. Сделайте сравнительный анализ конспектов по коррекционной рит­мике для детей с разными отклонениями в развитии.

Литература

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

Выготская И. г., Пелингер Е.Л, Успенская А. П. Устранение заикания

у дошкольников в игровых ситуациях. - М., 1993.

Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1958.

Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно­

воспитательной работы с заикающимися дошкольниками / / Дефектоло­гия. - 1972. - NQ 3.

Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма / / Физкультура в школе. ­

1974. - NQ 12.

Медведева Е.А., Комиссарова ЛН. Программа спецкурса «Коррекци­онная ритмика» для специальных педагогических (дефектологических

отделений средних и высших учебных заведений). - М., 1994.

Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спе­циальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред.

А. П. Зарина, Е.Л.Ложко. - СПб., 1994.

Семенов ЛА., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых. - М., 1983.

Яхнина Е. З. Содержание и организация музыкально-ритмических за­нятий в подготовительном классе школы для глухих детей. - М., 1991.

Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учашимися

младших классов. - М., 1997.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методический материал к разделу IV

«Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном

образовательном учреждении компенсирующего вида»

1. Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

для старших дошкольников с нарушением речи

и с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельности восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить различать музыку разного характера, формировать вооб­ражение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизи­ровать к поиску средств выразительности образа в динамике его прояв­лений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные со­стояния образа, согласовывать движения с характером музыки, струк­турой музыкального произведения, учить играть на детском музыкаль­ном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.

/. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу­шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му­зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кош­ка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение

Составитель А. Н. Кукушкина.

стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или нахо­дя новые.

Кот проснулся рано-рано,

Спрыгнул с мягкого дивана,

Выгнул спинку, потянулся,

С боку на бок перевернулся,

И пошел совсем неслышно,

Будто прятался от мышки.

Увидал кот за окном —

Птичка кружит с ветерком,

И летает, и резвится,

Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кош­ки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разле­таются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: де­вочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свис­тульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас­
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девоч­ка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (маль­чики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соот­ветствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 510.