Виды логоритмических упражнений для дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнения на различные виды ходьбы. Используются на протяжении всего курса занятий как вводные упражнения на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.

Занятия начинаются с ходьбы и маршировки по кругу в одиночку, парами и группами, ходьбы с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

1. Ходьба по дорожке (музыка Н. Богословского «Марш»).

2. Ходьба приставным шагом, боком по кругу (музыка Ф. Надененко «В темпе марша»).

3. Ходьба с остановкой (музыка — венгерская народная мелодия).

4. Ходьба вперед и отступая назад (музыка — словенская народная песня).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются на про­тяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки. Способ­ствуют формированию произвольности движений, регуляции мышеч­ного тонуса.

1.Энергичные и спокойные взмахи руками. Дети выполняют спокой­ные взмахи флажками внизу перед собой опущенными руками и энер­гичные взмахи над головой (музыка А. Гречанинова «Марш»).

2.Подскоки. Движения детей по кругу подскоками под энергичную громкую музыку и движения руками (взмахи вверх, вниз) под тихую (музыка И.Берковича «Марш»).

Упражнения на дыхание. Способствуют выработке правильного ди-афрагмального дыхания, продолжительности выдоха, силы.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают в экстремальных условиях, и даже некоторые виды упражне­ний из буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой деятельности.

1. «Правильное дыхание». Спокойное естественное дыхание в поло­жении стоя (вдох носом — выдох ртом) (музыка — польская народная мелодия).

Составитель Г. Р. Шашкина.

 

2. «Самурай». Дыхание с проговариванием сочетаний: а — на — хат; о хо хам (сидя «по-турецки»).

а — правая рука вытягивается вперед, кисть сжата в кулак, возврат в и.п.; на — левая рука вытягивается вперед и в и. п.; хат — руки в сторо­ны к полу, возврат в и. п.

о — правая рука через середину поднимается наверх, возврат в и.п.; хо — левая рука поднимается через середину вверх и опускается вниз; хам — поднимаются и опускаются обе руки.

Упражнения для развития голоса. Способствуют развитию силы, вы­соты, выразительности голоса. Работа над голосом начинается с произ­ношения на выдохе гласных и согласных звуков. Сила голоса развивает­ся путем произношения гласных более громко или более тихо в соот­ветствии с усилением или ослаблением звучания музыкального сопро­вождения. Изменение тональности музыки способствует развитию вы­сотных характеристик голоса. Выразительности голоса можно добить­ся, развивая интонационную сторону коротких музыкально-речевых фраз.

1.Пропевание гласных звуков [а — э — и — о — у] и слогов [ма — мэ — ми — мо — му] по ступеням лада с изменением силы голоса и тонально­стей.

2.Пропевание каждой ступени лада с повышением и понижением на полтона и с изменением тональности.

3.Пропевание каждой ступени лада с продвижением на полтона на слогах [да], [ла], [ма].

Упражнения на развитие артикуляции и дикции. Способствуют четко­му произнесению звуков речи, внятности речи, развитию артикуляци­онной моторики. Вначале проводятся упражнения на артикуляцию глас­ных звуков без голоса, затем подключается голос. Вслед за гласными проговариваются согласные и слоги без голоса и с голосом. Затем под­ключаются движения рук, причем каждое движение является двигатель­ным образом проговариваемого звука.

1.«Нарисуй круг». Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с изображением в воздухе буквы о и произнесением звука [о]. И.п. — стоя в кругу, руки опущены.

2.«Раздвинь стены». Вытягивание рук в стороны с произнесением звука [и]. И. п. — стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны.

3.«Пловцы». Имитация плавания. Руки вперед, в стороны, вниз с произ­несением звука [э]. И. п. — стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед.

4.«Баскетбол». Имитация броска в кольцо с проговариванием слогов ба — ба ба, бо — бо — бо, бу бу бу, бэ бэ бэ, бы бы бы. И. п. — стоя, ведущая рука у плеча.

5.«Бокс». Имитация игры в бокс. Поочередное выбрасывание рук впе­ред с произнесением слогов да до ду, ба бо бу, на но ну. И. п. — стоя, руки согнуты в локтях, ладони в кулак.

Упражнения для развития координации движений и речи. Эти уп­ражнения представляют интерес для логопедов, не владеющих музы­кальным инструментом. Их можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения физкультминуток во время логопедических занятий. Речевой материал необходимо применять, руководствуясь коррекционной направленностью логоритмиче­ских занятий:

для нормализации темпа и ритма речи;

для развития словаря и грамматического строя речи;

для автоматизации звукопроизношения.

Стихотворения подбираются так, чтобы соотнести ритм стихотвор­ной строки с движениями рук, ног и туловища. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

1. «Снежинки». Согласование движений с текстом.

Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли.

2. «Метели». Согласование движений с текстом.

Метели, метели летели, летели.

Стелили в долинах из снега постели.

Кружились метели, звенели метели,

Над лесом, над полем гудели и пели. Упражнения для развития внимания. Помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

1. «Птицы». Дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет птиц. По сигналу «Птицы прилетели в свои гнезда» останавливаются, выбирая свободное место в зале; «Птицы чистят свои перышки» — каж­дый по-своему изображает движения птиц; «Птицы собирают зерныш­ки» — наклоняются и поднимают воображаемые зерна; «Птицы пьют воду» — останавливаются, поднимают и опускают голову; «Птицы засы­пают» — приседают и закрывают глаза.

2. «Жуки и шмели». Дети делятся на две подгруппы и изображают жуков и шмелей. По команде «Жуки летают, шмели гудят» первая под­группа свободно двигается по залу, размахивая руками, другая произно­сит звук [ш]. По команде «Шмели летают, жуки жужжат» первая под­группа произносит звук [ж], вторая свободно двигается по залу, подни­мая и опуская руки. Упражнение повторяется несколько раз.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движения паль­цев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют тексту. 1. «Скакалка». Движения кистями, прыжки. Я скачу, я верчу новую скакалку. Захочу — научу Галю и Наталку. Вот так, вот так посреди дорожки. Раз вперед, раз назад и на правой ножке.

2. «Зайчики и белочки». Согласование движений с текстом. Зайчики и белочки вышли погулять. На полянке солнечной в салочки играть. Выходи скорей в кружок. Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

Упражнения с предметами. Эти упражнения являются достаточно сложными для детей с ФФН, они развивают статическую и динамиче­скую согласованность движений, координацию движений с речью, точ­ность и пластику движений. Сначала предлагается определенный рече­вой материал и движения к нему, разучивание упражнений производит­ся вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличива­ется.

Используются палки, ленты, обручи и мячи.

Текст подбирается в соответствии с речевыми возможностями груп­пы и этапом логопедической работы.

1. «Антошка». Движения с палками.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. Тили-тили, трали-вали, Это мы не проходили, Это нам не задавали. Парам-пам-пам, парам-пам-пам.

2. «Я на солнышке лежу». Движения с лентами.

Я на солнышке лежу. Я на солнышко гляжу. Все лежу и лежу. И на солнышко гляжу.

Элементы танца. Способствуют развитию общей моторики, коорди­нации движений, формированию чувства темпа и ритма. Подбираются уп­ражнения из классического танца (позиции рук, ног, движения по пози­циям, приседания и выставление ноги в сторону) и русского народного.

1. «Балет» (музыка — вальс «Под небом Парижа»). Дети стоят парами лицом друг к другу. Поднимание поочередно рук, согнутых в локтях, над головой и опускание плавно вниз. Поочередное выставление ноги. По­вторение движений руками, кружение на месте парами.

Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное состояние после целого ряда двигательных и речевых нагрузок. Проводятся в конце логоритмического занятия. Используются разные виды упражнений: ходь­ба, упражнения на дыхание, упражнения на релаксацию, несложные упражнения на статическую координацию движений, простые общераз-вивающие упражнения.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 266.