С заикающимися дошкольниками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

У детей с заиканием имеются выраженные нарушения мотор­ной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие дви­гательных уловок, нарушение темпа и ритма движений.

По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда вхо­дят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифферен­цированных приемов воздействия.

Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обуче­ние мышечной релаксации, развитие координационной мотори­ки. Нормализация двигательной сферы способствует критическо­му отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрес­совое напряжение в общении, формирует устойчивость к слож­ным эмоциональным ситуациям.

Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с са­мого раннего возраста, с 2 - 3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания.

Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопе­дической работы, между логопедом группы и логоритмистом су­ществует тесная взаимосвязь.

В условиях логопедической группы детского сада компенсиру­ющего вида формирование плавности речи детей с заиканием про­водится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряженной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопеди­ческие технологии формирования плавной речи, дифференциро­ванными являются и средства логопедической ритмики.

 

Этапы формирования плавной речи

у заикающихся дошкольников средствами

Логопедической ритмики

1. Этап ограничения речи Задача логопедической работы - ограничить речевое общение

детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки ста­рого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это вре­мя вводятся все неречевые средства, Такие, как упражнения на различные виды ходьбы 'и бега, упражнения для развития дыха­ния, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкаль­ных отрывков - инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2. Этап сопряженной и отраженной речи

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется

речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 - 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные рече­вые правила, развивается артикуляционная моторика.

На лоrоритмических занятиях кроме неречевых средств посте­пенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражне­ния и игры с пением, упражнения для развития дыхания с рече­вым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мел­кой моторики с речевым сопровождением.

3. Этап диалогиче с кой речи

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко

и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формиро­ваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлага­ются следующие средства: упражнения для развития голоса, уп­paжнeния на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музы­кальным сопровождением.

4. Этап самостоятельной речи

Логопедические занятия формируют умения повторять расска­зы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритми­ческие занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.

5. Этап спонтанной эмоциональной речи и об­щения

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации об­щения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двига­тельные игры, инсценировки и мелодекламацию - чтение сти­хотворных текстов под музыкальное сопровождение. .

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 275.