При мерная схема логоритмического занятия с заикающимися дошкольниками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вводная часть

Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для раз­

вития дыхания.

Основная часть

Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции

координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца.

Заключительная часть

Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходь­ба, упражнения для восстановления дыхания.

Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку «<Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мяг­кую игрушку и на выдох опускать ее.

Глава 2 КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Ритмика для детей данной категории является составной час­тью системы коррекционной работы в дошкольном образователь­ной учреждении. Ритмика оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоциональ­но- волевую сферы ребенка, обеспечивает коррекцию психомото­рики детей данной категории. Организация работы средствами кор­рекционной ритмики строится прежде всего на принципе един­ства диагностики и коррекции. Комплексное обследование ребен­ка и определение имеющихся нарушений является необходимым условием для начала коррекционной работы средствами ритмики. Наряду с обследованием познавательной и эмоционально-воле­вой сфер дошкольников перед использованием ритмики в кор­рекционной работы осуществляется обследование моторики де­тей с проблемами. С этой целью наиболее часто используется ме­тодика Н. И. Озерецкого - Г. Гельнитца, которая представляет со­бой набор двигательных тестов для исследования общей и мелкой моторики, отдельных компонентов движения: статистической ко­ординации, динамической координации, быстроты движений, ритма, излишних сопровождающих движений (синкинезий), од­новременности движений и их силы.

Для правильного построения работы по коррекции психомо­торики необходимо вычленять структуру поражения, а затем фор­мировать плохо развитые или отсутствующие «контингенты дви­жений» (Н.А. Бернштейн) того или иного церебрального уровня.

При этом принято строить коррекционную работу с детьми с умственной отсталостью с учетом выделения двух групп: возбуди­мых или заторможенных (К К Фольц). Двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость составляют клиническую картину возбудимых, а вялость, а динамичность, бедность движений характеризуют за­торможенных детей. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.

Музыкальный ритм регулирует деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма жизнедеятельности, орга­низует моторику, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание. Занятия ритмикой позволяют точно дози­ровать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с характером музыки, улуч­шают психические процессы, запоминание, автоматизируют дви­гательные акты. Это отмечают в своих работах М. Р. Могендович, Л. И. Воеводина, Е. П. Шептулин, Э. Куду, В. Б. Полякова и др.

Организация, построение, содержание, коррекционная направ­ленность занятий ритмикой для детей с задержкой психического

развития и умственной отсталостью обусловливаются структурой

нарушений детей данной категории, где присутствуют отклоне­ния в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, мо­торике. В связи с этим в занятия по ритмике включаются такие направления, как:

коррекция психических функций, где средствами ритмики осу­ществляется коррекция внимания (его переключаемости, устой­чивocти, распределения), памяти (слуховой, зрительной), вооб­ражения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «язы­

ком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивле­ния и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пла­стики тела, ритмичности, координации движений, ориентиров­ки в пространстве, преодолению глобальных синкинезий;

развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

На занятиях по ритмике используются такие средства, как уп­ражнения, игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Структура занятий может складываться из таких частей, как ритмическая разминка, ритмическая гимнастика, рит­мический калейдоскоп, ритмическое прощание. Основным прин­ципом построения коррекционной ритмики является тесная связи движений и музыки, где организующим началом выступают му­зыка, ритм. Развитие движений в сочетании с музыкой и словом представляет целостный коррекционно-воспитательный процесс. Коррекция, сглаживание нарушенных функций и дальнейшее раз­витие сохранных требуют от ребенка (и педагога на занятии) со­бранности, внимания, конкретности представлений, активности мысли, развития памяти - эмоциональной, зрительной, образ­ной (при восприятии образца движений), словесно-логической (при осмыслении задач и запоминании последовательности вы­полнения движений под музыку), двигательно-моторной (двига­тельно-мышечные ощущения), произвольной (связанной с созна­тельным самостоятельным выполнением упражнений). Занятия по коррекционной ритмике детей данной категории могут проводить­ся В подгрупповой И фронтальной формах (не более 15 человек). Организация занятий по ритмике предполагает календарное пла­нирование, которое осуществляет педагог- ритмист с дефектоло­гическим образованием. Занятия по ритмике должны иметь чет­кую коррекционную направленность и проводиться один-два раза в неделю дополнительно к музыкальным занятиям. В конце года осуществляется контрольное диагностическое обследование, по­казывающее динамику в развитии ребенка, в том числе обеспечи­вающуюся средствами ритмики.

 

План-конспект занятия по коррекционной ритмике

Дата: 2019-04-23, просмотров: 296.