Психического развития и умственной отсталостью
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: проводить коррекционную работу средствами ритмических движений: обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных J

зажимов, развивать чувствование экспрессии своего тела, произволь­ность психических процессов (внимания, памяти), движений, форми­ровать навыки адекватного поведения, умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального про­изведения.

1. Ритмическое приветствие и разминка: поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»), упражнение «Ритмическое эхо» (привет­ствие - прохлопывание ритмического рисунка педагогом - ответ, по­вторение его детьми как приветствие), упражнение на концентрацию внимания в движении: ходьба энергичная, мягкая, настороженная, с высоким подниманием колена (музыка Ж. Люлли «Марш»);

2. Ритмическая гимнастика. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, коррекцию моторики, организованности, собранности, произ­вольности действий в движении (музыка Ф. Шуберта «Марш», «Вальс»,

<<Лендер», «Экосез»):

«Легкий ветерок» (мягкие движения руками);

«Цветы наклоняются» (наклоны туловища с поднятыми руками впра­во, влево, сидя на коленях на полу, на ковриках);

 

Глава 3 ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

 

Фонетическая ритмика как методический прием включена в работу по формированию произносительной стороны речи де­тей с нарушением слуха. В процессе проведения фонетической ритмики музыка может включаться в качестве музыкально-рит­мической стимуляции движений и активизации речевой деятель­ности.

Основной целью фонетической ритмики является разви­тие у детей с нарушением слуха слухового восприятия, обогаще­ние слухо зрительными впечатлениями, активизация голосовых функций, формирование на слухо кинестетической основе рече­вой деятельности, ее ритмоинтонационной и произносительной стороны. Работа с детьми организуется фронтально сурдопедаго­гом, а музыкальное сопровождение осушествляет музыкант или используется аудиозапись. Средствами фонетической ритмики яв­ляются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музы­ка, которая в совокупности с движениями способствует развитию

и речи, и движений.

Решение задач, направленных на установление единства в ра­боте речедвигательного и слухового анализаторов, формирование ритмоинтонационной, выразительной стороны речи, развитие слухового восприятия и коррекции произносительной стороны, нормализации речевого дыхания, укрепление речевой зоны голо­са, развитие ритмодвигательных основ, обеспечивает компенса­цию речевой функции.

Содержательная сторона фоноритмики включает в себя: рабо­ту над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями; работу над регуляцией дыхания и слит­ности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предло­жениях, стихах и текстах); над голосом (силой, высотой, чередо­ванием низкой и высокой тесситуры); над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражне­ниях, скороговорках, стихах); над интонацией (логическими уда­рениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, пред­ложениях, коротких текстах, стихах, играх).

В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Музыкально-ритмическая стимуляция представляет собой со­четание двигательных упражнений с элементами танца, где при­сутствует четко выраженная ритмическая основа. Музыка являет­ся одним из средств развития слухового восприятия, формирова­ния умения передавать в движении ритм, темп и другие средства выразительности. Характер движений, выполняемых под музыку, может быть различен. При выполнении упражнений для нормали­зации дыхания преобладают плавные движения, а работа над рит­мом в движении включает танцевальные элементы, ритмическую ходьбу, сочетание ее с различными движениями рук. Комплекс упражнений, обеспечивающих нормализацию произносительной стороны речи, содержит разнообразные движения (головы, пле­чевого пояса, рук, туловища, наклоны, повороты ног, сгибание, разгибание), используемые без сопровождения музыки. 

Движения на фоноритмике предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию. Они выполняются как с использо­ванием звукоусиливающей аппаратуры, так и на основе только слухового восприятия без нее. Конечной целью фонетической рит­мики является формирование правильно оформленной речи и пси­хомоторики ребенка с нарушением слуха, обеспечивающих соци­альную адаптацию такого ребенка.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 293.