Цель: проводить коррекционную работу средствами ритмических движений: обеспечивать регуляцию мышечного тонуса, снятие локальных J
зажимов, развивать чувствование экспрессии своего тела, произвольность психических процессов (внимания, памяти), движений, формировать навыки адекватного поведения, умение выражать движениями и средствами музыкальной выразительности структуру музыкального произведения.
1. Ритмическое приветствие и разминка: поклон девочек, мальчиков (музыка Ф. Шуберта «Вальс»), упражнение «Ритмическое эхо» (приветствие - прохлопывание ритмического рисунка педагогом - ответ, повторение его детьми как приветствие), упражнение на концентрацию внимания в движении: ходьба энергичная, мягкая, настороженная, с высоким подниманием колена (музыка Ж. Люлли «Марш»);
2. Ритмическая гимнастика. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса, коррекцию моторики, организованности, собранности, произвольности действий в движении (музыка Ф. Шуберта «Марш», «Вальс»,
<<Лендер», «Экосез»):
«Легкий ветерок» (мягкие движения руками);
«Цветы наклоняются» (наклоны туловища с поднятыми руками вправо, влево, сидя на коленях на полу, на ковриках);
Глава 3 ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Фонетическая ритмика как методический прием включена в работу по формированию произносительной стороны речи детей с нарушением слуха. В процессе проведения фонетической ритмики музыка может включаться в качестве музыкально-ритмической стимуляции движений и активизации речевой деятельности.
Основной целью фонетической ритмики является развитие у детей с нарушением слуха слухового восприятия, обогащение слухо зрительными впечатлениями, активизация голосовых функций, формирование на слухо кинестетической основе речевой деятельности, ее ритмоинтонационной и произносительной стороны. Работа с детьми организуется фронтально сурдопедагогом, а музыкальное сопровождение осушествляет музыкант или используется аудиозапись. Средствами фонетической ритмики являются упражнения, игры, сочетающие речь и движения, музыка, которая в совокупности с движениями способствует развитию
и речи, и движений.
Решение задач, направленных на установление единства в работе речедвигательного и слухового анализаторов, формирование ритмоинтонационной, выразительной стороны речи, развитие слухового восприятия и коррекции произносительной стороны, нормализации речевого дыхания, укрепление речевой зоны голоса, развитие ритмодвигательных основ, обеспечивает компенсацию речевой функции.
Содержательная сторона фоноритмики включает в себя: работу над звуками речи (гласными, согласными), их автоматизацию в сочетании с движениями; работу над регуляцией дыхания и слитности речи (в слоговых упражнениях, словах, коротких предложениях, стихах и текстах); над голосом (силой, высотой, чередованием низкой и высокой тесситуры); над ритмом (одно-, двух-, трех-, четырехсложным), над темпом речи (в слоговых упражнениях, скороговорках, стихах); над интонацией (логическими ударениями, интонацией в коротких словах, словосочетаниях, предложениях, коротких текстах, стихах, играх).
В структуре занятий могут быть упражнения, способствующие музыкально-ритмической стимуляции, которые состоят только из движений, а также и упражнения на речевое дыхание, развитие голоса, темпа, ритма, которые проводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Музыкально-ритмическая стимуляция представляет собой сочетание двигательных упражнений с элементами танца, где присутствует четко выраженная ритмическая основа. Музыка является одним из средств развития слухового восприятия, формирования умения передавать в движении ритм, темп и другие средства выразительности. Характер движений, выполняемых под музыку, может быть различен. При выполнении упражнений для нормализации дыхания преобладают плавные движения, а работа над ритмом в движении включает танцевальные элементы, ритмическую ходьбу, сочетание ее с различными движениями рук. Комплекс упражнений, обеспечивающих нормализацию произносительной стороны речи, содержит разнообразные движения (головы, плечевого пояса, рук, туловища, наклоны, повороты ног, сгибание, разгибание), используемые без сопровождения музыки.
Движения на фоноритмике предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию. Они выполняются как с использованием звукоусиливающей аппаратуры, так и на основе только слухового восприятия без нее. Конечной целью фонетической ритмики является формирование правильно оформленной речи и психомоторики ребенка с нарушением слуха, обеспечивающих социальную адаптацию такого ребенка.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 293.