Виды упражнений для дошкольников с общим недоразвитием речи (первый уровень речевого развития)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнения на разные виды ходьбы и бега. Используются на протяже­нии всего курса занятий как вводные упражнения на каждом занятии. От занятия к занятию вводятся все более сложные виды ходьбы.

Сначала используются ходьба и маршировка по кругу в одиночку, парами и группами, ходьба с обхождением препятствий. Затем вводятся более сложные упражнения: встречная ходьба, ходьба и маршировка с заданным направлением, с изменением темпа, с перестроением.

1. Чередование ходьбы и подскоков (музыка Т.Ломовой «Марш»).

2.Бег со сменой направления движения (музыка К. Вебера «Тема из вариаций»).

3.Ходьба со сменой темпа (музыка Т.Ломовой «Ускоряя и замедляя»).

4.Ходьба выстроившись в колонну по одному с движениями рук: вращение в кистях, вращение в локтевых суставах, с изменением положе­ний — в стороны, вверх, вперед, вниз (музыка — словенская народная песня).

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Используются на про­тяжении всего курса занятий сразу после ходьбы и маршировки Способствyют совершенствованию умений управлять своими движениями. Пред­ставления о большей и меньшей силе мускульного напряжения соотно­сятся с понятиями «громко» и «тихо» в музыке. При выполнении делает­ся акцент на качество выполнения движений.

1. Упражнения на релаксацию — напряжение и расслабление (музы­
ка — русская народная песня «Калина»).

2. «Надутый и сдутый шар» — напряжение и расслабление (музыка —
вальс «Под небом Парижа»).

Упражнения для развития дыхания. Способствуют выработке правиль-; ного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, силы.

Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают в экстремальных условиях по рекомендациям А.Н.Стрельни­ковой, дифференцированную дыхательную гимнастику на различение носового и ротового выдоха и дыхательные упражнения, направленные на формирование длительности и силы выдыхаемой воздушной струи.

1. «Пожар». И. п. — основная стойка, руки перед грудью. На сильную
долю — резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью,
сжимающие грудную клетку. На слабую долю — непроизвольный выдох,
руки в и. п.

«Ладошки». И. п. — основная стойка, руки у плеч сжаты в кулаки, на вдохе открываются кисти рук.

«Обними плечи». И. п. — основная стойка, руки перед грудью, на вдо­хах производится движение «руки навстречу друг другу».

«Наездники». И. п. — стоя, руки около живота, на вдохах вытягивают­ся руки вперед, кулаки раскрываются.

«Кошка за хвостом». И. п. — основная стойка, руки около живота, на вдохах выполняются повороты вправо-влево с легким приседанием.

2. «Нос и рот». Комплекс дыхательной гимнастики при гипертонус -
ной дисфонии.

3. «Нюхаем цветы» (музыка «Волшебство леса», аудиозапись из серии
«Звуки природы»).

Упражнения на согласование движений и речи. Стихотворения подби­раются так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног и туловища. Длина строки должна быть средней, чтобы можно было подобрать к ней соответствующее движение. В стихотворении должны присутствовать действующее лицо, глагольная лексика и сюжет. При подборе речевого материала надо учитывать возраст детей, их речевые и двигательные возможности.

1. «Дождь». Согласование движений с текстом.

Дождь покапал и прошел. Солнце ярко светит. Это очень хорошо. И большим и детям.

2. «Самолеты». Согласование движений с текстом.

Самолеты загудели, Самолеты полетели. На поляну тихо сели, Вновь над лесом полетели.

3. «Цветок». Согласование движений с текстом.

У меня растет цветок. Он бы море выпить смог. Дам водички, он глотает И немножко расцветает.

Упражнения для развития внимания. Помогают детям вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.

Упражнения для развития произвольного внимания. Развивают объем, ус­тойчивость, концентрацию и распределение внимания.

1. «Клоуны» (музыка Д.Кабалевского).

Первая часть — первая подгруппа стоит напротив второй и вы­полняет наклоны в стороны, вторая подгруппа — приседает на месте. Вторая часть— первая подгруппа выполняет движения второй, вто­рая выполняет движения первой. Третья часть— первая подгруппа поднимает и опускает руки вверх, вторая — выполняет наклоны вниз. Четвертая часть— первая подгруппа выполняет наклоны, вторая — поднимает и опускает руки.

2.«Бабочки». По сигналу «Бабочки летают» дети свободно двигаются по площадке, имитируя полет бабочек. По сигналу «Бабочки садятся на цветок» останавливаются, выбирая свободное место и приседают. «Ба­бочки засыпают» — кладут руки под голову. «Бабочки танцуют» — вы­полняют свободные танцевальные движения.

3.«Кукушка». Логопед произносит разные сочетания {кря-кря, ко-ко, кар-кар, чик-чирик, куд-куда, ку-ка-ре-ку, ква-ква), услышав ку-ку, дети, двигаясь по залу, должны присесть на корточки.

Упражнения на развитие мелкой моторики. Развивают движения паль­цев рук, их взаимодействие, координацию и способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на определенном речевом материале, движения пальцев соответствуют тексту. Движения выполняются одновременно с речью.

1. «Дождик». Согласование движений с текстом.

Дождик, дождик, кап-кап-кап. Ты не капай, дождик, так.

Мы хотим идти гулять. Солнце, выгляни опять.

2. «Цветок». Согласование движений с текстом.

Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел.

3. «Лепесток». Согласование движений с текстом.

Лети, лети, лепесток, Через запад на восток. Через север, через юг Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели!

Упражнения с предметами (палками, обручами, лентами, мячами). Эти упражнения являются сложными для детей с первым уровнем ОНР, они развивают статическую и динамическую координацию движений, точность и пластику движений. Движения могут выполняться под музы­ку или под стихотворный текст. Логопед проговаривает речевой матери­ал и показывает движения, разучивание упражнений проводится вместе с речью в медленном темпе по частям, затем темп увеличивается.

1.Упражнение с лентами (музыка Н.Римского-Корсакова «Полет шмеля»).

2. Упражнение с мячом (музыка Н. Гладкова «Колыбельная для Умки»).

Элементы танца. Способствуют развитию общей моторики, коорди­нации движений, чувства темпа и ритма. Движения разучиваются по музыкальным фразам в медленном темпе.

1.«Солнышко». Движения по тексту (музыка Л. Компанейца).

2.«Танец моряков» (музыка к песне «Яблочко»). Движения в соответ­ствии с образом.

Заключительные упражнения. Приводят детей в спокойное состояние после двигательных и речевых нагрузок. Проводятся в конце логоритми-ческого занятия. Используются разные виды упражнений: ходьба, уп­ражнения на дыхание, упражнения на релаксацию, несложные упраж­нения на статическую координацию движений, простые общеразвиваю-щие упражнения.

Игры, упражнения к коррекционной ритмике для детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью'








Дата: 2019-04-23, просмотров: 246.