Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел V

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

Глава 1

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

Логопедическая ритмика - один из видов кинезитерапии, сред­ство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музы­ки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с наруше­нием речи - составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, арти­куляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тес­тов Озерецкого-Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, об­щепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произволь­ной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, перключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдель­ных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости дви­жений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени диф­ференцированности движений, возможности действий с предме­тами) .

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонети­ко-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каж­дом варианте нарушения содержание и организация логoритми­ческих занятий выстраиваются в соответствии со структурой дан­ного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образователь­ные, воспитательные задачи.

К коррек:ционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключае­мости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и про­извольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, по­нятие о пространственной организации тела, о некоторых музы­кальных терминах при формировании чувства ритма (музыкаль­ный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под му­зыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуще­ствляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закреп­ляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, вла­деющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровожде­ние также может осуществлять музыкальный руководитель. Про­должительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности мотор­ных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабаты­вaютcя двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

 

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников

с фонетико-фонематическими нарушениями речи'

                   Тема: Звук [с]

Организационный момент. Загадка.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое... (Самолет.)

1. Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки на поясе (музыка Э. Парлова «Марш»).

2. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка

Ф. Надененко «В темпе марша»).

3. Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка - латыш­ская народная мелодия в обработке А.Донас).

4. Развитие фонематического восприятия. Произнесение логопедом ряда слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон, пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то дети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений кры­льев самолета.

5. Упражнение на развитие дикции и артикуляции - проговаривание

последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.

        Укусила в нос оса - са, са, са, са.

Стал мой нос как колесо - со, со, со, со.

Не боюсь я злой осы - сы, сы, сы, сы.

Я осу в руке несу - су, су, су, су.

6. «Звук заблудился» - замена слов по смыслу, определение позиции звука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

7. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами. Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произ­нося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, воз­вращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка - сумки, носок - носки, насос - насосы и т. п.

8. Упражнение на координацию речи с движением (музыка - чеш­ская народная мелодия «Отойди и подойди»).

Мы снежинки, мы пушинки,                            (Наклоны головы аправо-влево.)

Покружиться мы не прочь.                            (Поворот вокруг себя.)

Мы снежинки, балеринки,    (Наклоны туловища в стороны.)

Мы танцуем день и ночь.       (Приседание с поочередным выставлением ноги в сторону.)                                 

 

Землю бархатом укрыли                     (Наклоны в низ.)

И от стужи сберегли.                  ( Приседание с разведением рук в стороны.)

9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».

В зоопарке стоит слон. (Разжимание и сжимание пальцев

Уши, хобот, серый он. ( Поочередное выставление больших пальцев, указательных пальцев потирание кистей.)

Головой своей кивает,

Будто в гости преглашает.   ( Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)

10. Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе ( аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).

 

План- конспект логоретмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи

(первый уровень речевого развития)

Тема: «Птицы»

Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в про­странстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной речи; вызывать естественные речевые реакции.

 Вводная часть

Организационный момент. Загадка.

1. Я по дереву стучу,

Червяка достать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой! (Кто это? - Дятел).

2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на носках (по лужам).

3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование

легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т.Ломовой «На прогулке»).

Основная часть

1. Упражнения для развития дыхания (по методике Т. Стрельнико­

вой) <<Ладошки», «Обними плечи», «Кошка», «Наездники».

2. Упражнение для развития голоса. Подражание птичьим голосам: кукушка, ворона, воробей, журавль, дятел (с имитацией двигательной

активности - сидит, летает, стучит, прыгает, кружится).

3. Упражнение на согласованность речи с движением «Цыплята».

Цып-цып-цып, цыплятки, (Дети поднимают и опускают кор­пус с пола.)

Есть водица в кадке.             (Логопед-«курочка» ходит вокруг и подговаривает стихотворение.

Кто меня боится,      (Дети, лежа на полу, выполняют движение « велосипед.»

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки.

Возле кадки блюдце,        ( поднимаются и бегут к логопеду.)

Все они напьются.

 

:

4. Упражнение с мячом и речевым сопровождением «Поймай и по­втори». Дети стоят в кругу, логопед в центре с мячом. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Ребенок, поймав мяч, возвращает его и повторяет название птицы.

Заключительная часть

1. Упражнение на воображение. Рисование в воздухе кистью руки ту­ловища, головы, клюва, крьльев, хвоста птицы.

2. Спокойная ходьба (музыка Е. Тиличеевой «Марш»).

 

Логопедической ритмики

1. Этап ограничения речи Задача логопедической работы - ограничить речевое общение

детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки ста­рого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это вре­мя вводятся все неречевые средства, Такие, как упражнения на различные виды ходьбы 'и бега, упражнения для развития дыха­ния, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкаль­ных отрывков - инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.

2. Этап сопряженной и отраженной речи

На логопедических занятиях развивается и совершенствуется

речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 - 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные рече­вые правила, развивается артикуляционная моторика.

На лоrоритмических занятиях кроме неречевых средств посте­пенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражне­ния и игры с пением, упражнения для развития дыхания с рече­вым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мел­кой моторики с речевым сопровождением.

3. Этап диалогиче с кой речи

Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко

и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.

Развитие просодической стороны речи продолжает формиро­ваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлага­ются следующие средства: упражнения для развития голоса, уп­paжнeния на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музы­кальным сопровождением.

4. Этап самостоятельной речи

Логопедические занятия формируют умения повторять расска­зы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритми­ческие занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.

5. Этап спонтанной эмоциональной речи и об­щения

Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации об­щения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двига­тельные игры, инсценировки и мелодекламацию - чтение сти­хотворных текстов под музыкальное сопровождение. .

Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.

 

План-конспект занятия по коррекционной ритмике

Глава 4

Литература

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.

Выготская И. г., Пелингер Е.Л, Успенская А. П. Устранение заикания

у дошкольников в игровых ситуациях. - М., 1993.

Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1958.

Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно­

воспитательной работы с заикающимися дошкольниками / / Дефектоло­гия. - 1972. - NQ 3.

Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма / / Физкультура в школе. ­

1974. - NQ 12.

Медведева Е.А., Комиссарова ЛН. Программа спецкурса «Коррекци­онная ритмика» для специальных педагогических (дефектологических

отделений средних и высших учебных заведений). - М., 1994.

Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в спе­циальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред.

А. П. Зарина, Е.Л.Ложко. - СПб., 1994.

Семенов ЛА., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых. - М., 1983.

Яхнина Е. З. Содержание и организация музыкально-ритмических за­нятий в подготовительном классе школы для глухих детей. - М., 1991.

Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учашимися

младших классов. - М., 1997.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методический материал к разделу IV

«Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном

образовательном учреждении компенсирующего вида»

1. Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

для старших дошкольников с нарушением речи

и с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельности восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить различать музыку разного характера, формировать вооб­ражение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизи­ровать к поиску средств выразительности образа в динамике его прояв­лений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные со­стояния образа, согласовывать движения с характером музыки, струк­турой музыкального произведения, учить играть на детском музыкаль­ном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.

/. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу­шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му­зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кош­ка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение

Составитель А. Н. Кукушкина.

стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или нахо­дя новые.

Кот проснулся рано-рано,

Спрыгнул с мягкого дивана,

Выгнул спинку, потянулся,

С боку на бок перевернулся,

И пошел совсем неслышно,

Будто прятался от мышки.

Увидал кот за окном —

Птичка кружит с ветерком,

И летает, и резвится,

Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кош­ки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разле­таются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: де­вочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свис­тульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас­
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девоч­ка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (маль­чики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соот­ветствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.


Умственной отсталостью

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — пение, движения под музыку)

Танцевально-образная композиция «Дружба»'

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить передавать движениями средства музыкальной выразитель­ности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пан-

1 Составитель Л.В.Скобелева. Использованы материалы книги: Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М, 1993.

томимически в сюжетно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувство­вать, вставать на позицию другого.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям пред­лагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссо­рились, потом помирились и подружились навсегда.

1. Сюжетный танец «Поссорились помирились» (венгерская народная мелодия).

2. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть — «Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).

3. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компа-нейца, слова В.Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и ис­полняют песню с движениями.

В коллективе

1. «Гладим кошку» (музыка Т. Вилькорейской «Колыбельная»).

Дети под музыку (сидя на полу, на стульях) поглаживают вообража­емую кошку, которая «лежит» на коленях, с нежностью и осторожно­стью проводя руками от ее головы по спинке до кончика хвоста. При этом дети, любуясь, смотрят на свою кошечку.

2. «Веселые Петрушки» (музыка — английская народная песенка
«Полли»).

Дети легким пружинящим подпрыгиванием в свободном движении по залу создают забавный, юмористический музыкально-двигательный образ, подпрыгивают (словно заведенная игрушка) и вдруг неожиданно заканчивают движение решительными топающими шагами.

3. «В лесу» (музыка А. Гречанинова «Необычайное приключение»).

Дети (совместно с педагогом), как будто заблудившись в лесу, осто­рожными шагами, прислушиваясь к шорохам, крикам лесных обитате­лей, двигаются под музыку через «чащу леса», останавливаясь, приса­живаясь и опять продвигаясь вперед. В конце, преодолев препятствия, выходят на дорогу, ведущую домой.

4. «Спать хочется» (французская народная мелодия, обработка Ш. Ви-
дора).

Дети передают спокойный, как бы сонливый характер музыки, сидя на полу слегка покачиваются и в конце музыки группируют, собирают корпус тела и кладут голову себе на колени, «засыпая».

5. «Колка дров» (музыка А. Серова, отрывок из оперы «Рогнеда»).

Дети передают энергичный образ, имитирующий напряженный фи­зический труд, исполняют движения свободно, без зажимов. В конце после последнего удара сцепленные руки размыкаются и торжествующе вски­дываются в стороны и вверх: «Ура! Полено расколото».

6. «Вежливый танец» (немецкая народная мелодия).

Дети создают музыкально-двигательный образ спокойного и чинного танца, учатся внимательно относиться к своему партнеру, находить с ним общий ритм движения.

7. «Обида и прощение» (музыка Ф.Миллера «Этюд», движения
Е.В.Горшковой).

Дети стоят в парах. Один ребенок «плачет», закрыв лицо руками и «всхлипывая», другой гладит его рукой по плечу, пытаясь заглянуть в лицо.

8. «Давай дружить» (музыка В.Витлина, движения Е.В.Горшковой).

Дети стоят в парах. Под музыку один протягивает руки другому: «Да­вай дружить», в ответ ребенок отворачивается: «Не буду дружить». Затем дети расходятся, отстраняясь друг от друга, при повторе меняются роля­ми. И в конце упражнения оба протягивают друг другу руки: «Давай дру­жить». Танец исполняется шутливо.




III . Коррекция моторики

1. «Качание рук с лентами» (польская народная мелодия, обработка
Л.Викарева).

Дети выполняют свободные маховые движения с взлетающими в руках лентами, создающими легкий и беззаботный образ. Из и. п. поло­жения руки подняты в стороны, дети делают взмахи руками скрещивая их перед грудью.

2. «Пружинки» (русская народная мелодия «Посеяли девки лен», об­
работка Т.Ломовой).

Пружинящие движения ног, формирующие навыки, необходимые для правильного выполнения бега, прыжков, поскоков, плясовых дви­жений. Сила движений увеличивается с усилением звучания музыки на вариациях.

3. «Готовимся к параду» (Марш В. Витлина «Советская Армия»).

Регуляция мышечного тонуса. Чередование энергичных движений вы­сокого шага с мягкой, бесшумной ходьбой, развитие умений перено­сить тяжесть тела на переднюю часть стопы.

4. «Выставление ноги на носок» (эстонская танцевальная мелодия).

Развивается движение голеностопного сустава, формируется чувство му­зыкальной формы, умение различать две неконтрастные части мелодии.

5. «Цирковые лошадки» (музыка М.Красева «Лошадки»).

Бег с высоким подъемом ноги «Лошадки брыкаются» (по кругу, врас­сыпную, по диагонали).

6. «Мячики» (музыка Л. Шитте «Этюд», соч. 108, № 20).
Энергичные прыжки и имитирующие образ «тугих мячиков» в соот­
ветствии с ритмом музыки.

IV . Согласование движений с речью (один из вариантов)

Ритмизация текста.

Чок, чок, пятачок,

Сзади розовый крючок,

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок,

Кто же это, отгадай (это поросенок!)

Колокольчик всех зовет, Он нам песенку поет, Тонким, звонким язычком, Говорит нам: бим-бам-бом!

Тук, тук, что за стук? Это я, майский жук, Окошко отворите, Поскорей меня впустите, Я из леса, жу-жу-жу, Я вам сказку расскажу.

Уж давно в своих кроватках спят ребятки сладко, сладко. Ну, тогда я жу-жу-жу, Ти-хо, ти-хо посижу.

{Первый раз текст произно­ сит педагог, дети только пос­ ледние слова-отгадку. При повторе произношение тек­ста сопровождается хлопка­ми, ударными инструментами, шагами, как перекличка «эхо»).

(Первый раз педагог играет на колокольчике, дети повто­ ряют (ложками, кубиками) или отвечают словом, хлоп­ ками).

(Дети проговаривают текст вместе с педагогом в форме эха, затем с хлопками, с шага­ ми, инсценируя движения жу­ ка, как вариант — с музы­ кальными инструментами).

Игры, упражнения коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения1

Упражнения на пространственную ориентацию и передачу основных движений (ходьбы, бега, поскоков)

I. «Маршируем по-разному» (музыка М. Раухвергера «Марш», Е.Ти-личеевой «Марш»). Дети ходят по залу ритмичным, бодрым шагом всей группой. По мере того, как дети овладевают ходьбой, задание усложняет­ся: они делятся на несколько отрядов и идут за ведущими в разных направ­лениях; строятся в пары, в колонну, идут противоходом или цепочкой между предметами.

2. «Кружки и стайки» (музыка А.Жилинского «Экосез»).

Дети разделены на две подгруппы, образуют два круга в разных углах зала, в руках у них ленточки разного цвета, у одних в правой руке, у других в левой. Одна из подгрупп легко бежит под музыку по кругу влево, держа ленточку в сторону правой рукой, другая — вправо, держа ленточку в ле­вой руке. При повторении дети свободно врассыпную двигаются по залу, а затем, опять собравшись в кружки, повторяют движения первой части.

3. «Мальчики и девочки» (музыка — английская народная мелодия,
обработка Л. Вишкаревой).

Дети по очереди передают образ энергично шагающих мальчиков врас­сыпную в пространстве и задорных смешливых девочек, двигающихся легкими поскоками, не задевая друг друга. Мальчики и девочки стоят отдельно у противоположных стен.

4. «Тихие воротца» (музыка С.Майкапара «Росинки»).

Дети учатся бесшумно, свободно, не сбиваясь в кучки, двигаться в пространстве. Двое детей, взявшись за обе руки, подняв их вверх, стоят посредине зала с закрытыми глазами, образуя воротца. Дети, тихо и ос­торожно двигаясь по залу, стараются пробегать под «воротцами» незаме­ченными. Воротца ловят пробегающих опусканием рук, если их задели.

5. «Змейка с воротцами» (хоровод) (русская народная мелодия «За­
плетись плетень», обработка Н. Римского-Корсакова).

Дети спокойным хороводным шагом двигаются по залу, как будто течет речка в зеленых лугах, неторопливо и размеренно «змейкой» за ведущим, который делает повороты то налево, то направо, то по диа­гонали. В конце мелодии первые два ребенка образуют «воротца», встав друг другу к лицом, а ведущим становится третий ребенок, и все повто­ряется сначала. Каждый ведущий должен делать свой рисунок «змейки». После каждого повторения «воротца» встают в конце колонны детей.







Пояснительная записка

Интегрированный курс «Методика музыкального развития, коррекци­онная ритмика» является одной из дисциплин в блоке предметной подго­товки по специальности 0318 — «Специальное дошкольное образование».

Содержание программы раскрывает как общие подходы в музыкаль­ном воспитании дошкольников с разной патологией развития в до­школьном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, так и специфические особенности содержания и организации коррекци-онной работы средствами музыки для определенного варианта психи­ческого дизонтогенеза.

Опорными знаниями при освоении курса являются знания и уме­ния, полученные студентами в курсах клинических дисциплин, специ­альной психологии и педагогики, а также курса «Музыка, ритмика». Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии.

Целью данного курса является подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспи­тательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошколь­никами с проблемами в развитии и владеющего педагогическими техно­логиями организации коррекционной работы средствами музыки ДОУ компенсирующего вида.

Основными задачами курса являются: знакомство студентов с содер­жанием и технологией музыкального воспитания в дошкольном образо­вательном учреждении компенсирующего вида; формирование практи­ческих умений и навыков в организации коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий (музыкально-игровой,

театрализованной) и различных форм культурно-досуговой деятельности с использованием музыки с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Программа рассчитана на студентов, не имеющих специального му­зыкального образования, но прошедших музыкальную подготовку по курсу «Музыка, ритмика» в педагогическом колледже. Курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» читается на 2-м и 3-м курсах и завершается в конце 3-го курса организацией и проведением студентами (на педагогической практике в ДОУ компенсирующего вида) разных видов коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровой и театрализованной).

«Коррекционная ритмика» проводится на 2-м курсе в форме практи­кума параллельно с курсом «Методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии».

Направление содержания и распределение часов интегрированного курса «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» яв­ляются примерными и зависят от профиля подготовки специалиста для определенного вида коррекционного образовательного учреждения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании курса «Методика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика» студенты должны:

• знать особенности организации и содержания музыкального воспи­тания детей с различными проблемами в развитии и коррекционной ритмики в ДОУ компенсирующего вида;

• владеть профессиональными умениями и навыками организации коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии средствами музыки вне занятий:

 

1) коммуникативными умениями: создавать атмосферу доброжелатель­ности, комфортности, вступать в контакт с детьми, используя различ­ные коррекционные технологии музыкальной деятельности;

2) организаторскими умениями: совместно с дефектологом и музы­кальным руководителем определять коррекционные задачи, решаемые средствами музыки (вне занятий) с детьми с проблемами в развитии; планировать индивидуальную работу с ребенком, объединять детей на основе коррекционных задач, их возможностей, определять способы до­стижения поставленных коррекционно-развивающих задач в музыкаль­ной деятельности;

3) прикладными умениями:

 

—исследовательскими: вычленять проблему, использовать исследо­вательские методы в работе с детьми, уметь прийти к новому результату в музыкальном воспитании; оформлять экспериментальный материал (ана­лиз, сбор данных, обработка информации и т.д.);

—творческими: проявлять творчество в совместной с ребенком му­зыкально-игровой и театрализованной деятельности;

—педагогическими: стимулировать положительные проявления де­тей с проблемами в развитии в музыкальной деятельности; формировать у ребенка умения и навыки в музыкально-игровой, театрализованной деятельности.

Примерное содержание программы

(всего 74 часа: 43 — лекции, 10 — семинары, 21 — для практикума и самостоятельной работы студентов)

И коррекционную ритмику

Тема 2. Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики

Понятие «методика музыкального воспитания», ее основные функ­ции. «Коррекционная ритмика» как обобщенный термин, ее варианты. Разная направленность этих понятий. Основные цели, задачи музыкаль­ного воспитания и коррекционной ритмики в системе коррекционной помощи детям с проблемами в дошкольном образовательном учрежде­нии компенсирующего вида.

В ДОУ компенсирующего вида

Практикум к разделу IV

Тема 3. Планирование коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий

Занятие 1. Знакомство студентов с вариантами планирования кор­рекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий с деть­ми с различной патологией развития. Анализ планов.

Занятие 2. Знакомство студентов с вариантами (сценариями) орга­низации и проведения культурно-досуговой музыкальной деятельности в ДОУ компенсирующего вида.

Самостоятельная работа студентов (к педагогической практике)

1.Составление плана организации музыкальной коррекционно-на­правленной деятельности вне занятий с дошкольниками в ДОУ компен­сирующего вида.

2.Составление вариантов конспектов организации коррекционно-на­правленной музыкальной (игровой и театрализованной) деятельности вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.

3.Подбор музыкального репертуара в записи (колыбельных песен в инструментальном варианте) для проведения мини-релаксации под му­зыку в режиме дня в ДОУ.

4.Подбор музыкально-дидактических игр для проведения коррекции слухового восприятия детей с проблемами в развитии. Составление кон­спекта проведения музыкально-дидактической игры для одной возраст­ной группы.

5.Подбор материала к организации музыкально-театрализованной деятельности (режиссерским играм) вне занятий с детьми с проблема­ми в развитии. Составление конспекта организации режиссерской теат­рализованной игры (по одной из песен) с детьми вне занятий.

6. Составление сценария культурно-досуговой деятельности с исполь­зованием музыки для дошкольников в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).

Требования к знаниям и умениям студентов при подготовки к практикуму

Студенты должны иметь необходимые знания о содержании и орга­низации музыкальной коррекционно-направленной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в развитии в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).

Студенты должны владеть технологией организации коррекционной музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в ДОУ; подбирать дидактический материал и про­водить музыкально-дидактические и режиссерские игры с детьми; пла­нировать различные виды коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий в ДОУ; составлять сценарий досуго-вой деятельности детей с проблемами в развитии; к педагогической прак­тике составлять конспект проведения различных видов коррекционной работы с использованием музыки вне занятий (музыкально-дидактиче­ские, музыкально-речевые, театрализованные игры) с детьми в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).

Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ

1. Изучение особенностей музыкально-игровой деятельности детей вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.

2.Формирование воспитателем коррекционно-направленной музыкаль­но-игровой деятельности с дошкольниками с проблемами в развитии.

3.Формирование коррекционно-направленной театрализованно-иг­ровой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.

4.Музыкально-дидактические игры как средство коррекции слухово­го восприятия дошкольников с проблемами в развитии.

 

5. Педагогические условия организации воспитателем музыкальной досуговой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.

6. Формирование согласованности движений и речи на занятиях по коррекционной ритмике.

7. Формирование эмоциональной сферы дошкольников с проблема­ми в развитии средствами музыки.

8. Особенности развития музыкального восприятия у старших до­школьников с проблемами в развитии.

9. Развитие голоса дошкольников с проблемами в процессе пения.

 

10.Формирование речи дошкольников с проблемами в развитии в театрализованных образно-ролевых играх.

11.Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике.

12.Коррекция психических функций детей с задержкой психического развития на занятиях по коррекционной ритмике.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методический материал к разделу IV

«Коррекционно-развивающее направление работы

по музыкальному воспитанию в дошкольном

образовательном учреждении компенсирующего вида»

1. Музыкальные занятия

Фрагмент музыкального занятия

для старших дошкольников с нарушением речи

и с задержкой психического развития

(интеграция трех видов музыкальной деятельности восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1

Тема: «Кошка и кот»

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить различать музыку разного характера, формировать вооб­ражение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизи­ровать к поиску средств выразительности образа в динамике его прояв­лений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные со­стояния образа, согласовывать движения с характером музыки, струк­турой музыкального произведения, учить играть на детском музыкаль­ном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.

/. Восприятие музыки

Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послу­шать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (му­зыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).

После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.

2. Сюжетно-образные движения

Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кош­ка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение

Составитель А. Н. Кукушкина.

стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или нахо­дя новые.

Кот проснулся рано-рано,

Спрыгнул с мягкого дивана,

Выгнул спинку, потянулся,

С боку на бок перевернулся,

И пошел совсем неслышно,

Будто прятался от мышки.

Увидал кот за окном —

Птичка кружит с ветерком,

И летает, и резвится,

Никого здесь не боится!

3. Игра на детских музыкальных инструментах

Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).

Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.

Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кош­ки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разле­таются.

Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: де­вочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свис­тульках.

Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.

4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас­
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).

Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девоч­ка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (маль­чики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соот­ветствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.


Умственной отсталостью

(интеграция двух видов музыкальной деятельности — пение, движения под музыку)

Танцевально-образная композиция «Дружба»'

Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и дви­жений, учить передавать движениями средства музыкальной выразитель­ности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пан-

1 Составитель Л.В.Скобелева. Использованы материалы книги: Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М, 1993.

томимически в сюжетно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувство­вать, вставать на позицию другого.

Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям пред­лагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссо­рились, потом помирились и подружились навсегда.

4. Сюжетный танец «Поссорились помирились» (венгерская народная мелодия).

5. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть — «Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).

6. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компа-нейца, слова В.Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и ис­полняют песню с движениями.

В коллективе

1. «Гладим кошку» (музыка Т. Вилькорейской «Колыбельная»).

Дети под музыку (сидя на полу, на стульях) поглаживают вообража­емую кошку, которая «лежит» на коленях, с нежностью и осторожно­стью проводя руками от ее головы по спинке до кончика хвоста. При этом дети, любуясь, смотрят на свою кошечку.

2. «Веселые Петрушки» (музыка — английская народная песенка
«Полли»).

Дети легким пружинящим подпрыгиванием в свободном движении по залу создают забавный, юмористический музыкально-двигательный образ, подпрыгивают (словно заведенная игрушка) и вдруг неожиданно заканчивают движение решительными топающими шагами.

3. «В лесу» (музыка А. Гречанинова «Необычайное приключение»).

Дети (совместно с педагогом), как будто заблудившись в лесу, осто­рожными шагами, прислушиваясь к шорохам, крикам лесных обитате­лей, двигаются под музыку через «чащу леса», останавливаясь, приса­живаясь и опять продвигаясь вперед. В конце, преодолев препятствия, выходят на дорогу, ведущую домой.

4. «Спать хочется» (французская народная мелодия, обработка Ш. Ви-
дора).

Дети передают спокойный, как бы сонливый характер музыки, сидя на полу слегка покачиваются и в конце музыки группируют, собирают корпус тела и кладут голову себе на колени, «засыпая».

5. «Колка дров» (музыка А. Серова, отрывок из оперы «Рогнеда»).

Дети передают энергичный образ, имитирующий напряженный фи­зический труд, исполняют движения свободно, без зажимов. В конце после последнего удара сцепленные руки размыкаются и торжествующе вски­дываются в стороны и вверх: «Ура! Полено расколото».

6. «Вежливый танец» (немецкая народная мелодия).

Дети создают музыкально-двигательный образ спокойного и чинного танца, учатся внимательно относиться к своему партнеру, находить с ним общий ритм движения.

7. «Обида и прощение» (музыка Ф.Миллера «Этюд», движения
Е.В.Горшковой).

Дети стоят в парах. Один ребенок «плачет», закрыв лицо руками и «всхлипывая», другой гладит его рукой по плечу, пытаясь заглянуть в лицо.

8. «Давай дружить» (музыка В.Витлина, движения Е.В.Горшковой).

Дети стоят в парах. Под музыку один протягивает руки другому: «Да­вай дружить», в ответ ребенок отворачивается: «Не буду дружить». Затем дети расходятся, отстраняясь друг от друга, при повторе меняются роля­ми. И в конце упражнения оба протягивают друг другу руки: «Давай дру­жить». Танец исполняется шутливо.




III . Коррекция моторики

1. «Качание рук с лентами» (польская народная мелодия, обработка
Л.Викарева).

Дети выполняют свободные маховые движения с взлетающими в руках лентами, создающими легкий и беззаботный образ. Из и. п. поло­жения руки подняты в стороны, дети делают взмахи руками скрещивая их перед грудью.

2. «Пружинки» (русская народная мелодия «Посеяли девки лен», об­
работка Т.Ломовой).

Пружинящие движения ног, формирующие навыки, необходимые для правильного выполнения бега, прыжков, поскоков, плясовых дви­жений. Сила движений увеличивается с усилением звучания музыки на вариациях.

3. «Готовимся к параду» (Марш В. Витлина «Советская Армия»).

Регуляция мышечного тонуса. Чередование энергичных движений вы­сокого шага с мягкой, бесшумной ходьбой, развитие умений перено­сить тяжесть тела на переднюю часть стопы.

4. «Выставление ноги на носок» (эстонская танцевальная мелодия).

Развивается движение голеностопного сустава, формируется чувство му­зыкальной формы, умение различать две неконтрастные части мелодии.

5. «Цирковые лошадки» (музыка М.Красева «Лошадки»).

Бег с высоким подъемом ноги «Лошадки брыкаются» (по кругу, врас­сыпную, по диагонали).

6. «Мячики» (музыка Л. Шитте «Этюд», соч. 108, № 20).
Энергичные прыжки и имитирующие образ «тугих мячиков» в соот­
ветствии с ритмом музыки.

IV . Согласование движений с речью (один из вариантов)

Ритмизация текста.

Чок, чок, пятачок,

Сзади розовый крючок,

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок,

Кто же это, отгадай (это поросенок!)

Колокольчик всех зовет, Он нам песенку поет, Тонким, звонким язычком, Говорит нам: бим-бам-бом!

Тук, тук, что за стук? Это я, майский жук, Окошко отворите, Поскорей меня впустите, Я из леса, жу-жу-жу, Я вам сказку расскажу.

Уж давно в своих кроватках спят ребятки сладко, сладко. Ну, тогда я жу-жу-жу, Ти-хо, ти-хо посижу.

{Первый раз текст произно­ сит педагог, дети только пос­ ледние слова-отгадку. При повторе произношение тек­ста сопровождается хлопка­ми, ударными инструментами, шагами, как перекличка «эхо»).

(Первый раз педагог играет на колокольчике, дети повто­ ряют (ложками, кубиками) или отвечают словом, хлоп­ ками).

(Дети проговаривают текст вместе с педагогом в форме эха, затем с хлопками, с шага­ ми, инсценируя движения жу­ ка, как вариант — с музы­ кальными инструментами).

Игры, упражнения коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения1

Упражнения на пространственную ориентацию и передачу основных движений (ходьбы, бега, поскоков)

I. «Маршируем по-разному» (музыка М. Раухвергера «Марш», Е.Ти-личеевой «Марш»). Дети ходят по залу ритмичным, бодрым шагом всей группой. По мере того, как дети овладевают ходьбой, задание усложняет­ся: они делятся на несколько отрядов и идут за ведущими в разных направ­лениях; строятся в пары, в колонну, идут противоходом или цепочкой между предметами.

2. «Кружки и стайки» (музыка А.Жилинского «Экосез»).

Дети разделены на две подгруппы, образуют два круга в разных углах зала, в руках у них ленточки разного цвета, у одних в правой руке, у других в левой. Одна из подгрупп легко бежит под музыку по кругу влево, держа ленточку в сторону правой рукой, другая — вправо, держа ленточку в ле­вой руке. При повторении дети свободно врассыпную двигаются по залу, а затем, опять собравшись в кружки, повторяют движения первой части.

3. «Мальчики и девочки» (музыка — английская народная мелодия,
обработка Л. Вишкаревой).

Дети по очереди передают образ энергично шагающих мальчиков врас­сыпную в пространстве и задорных смешливых девочек, двигающихся легкими поскоками, не задевая друг друга. Мальчики и девочки стоят отдельно у противоположных стен.

4. «Тихие воротца» (музыка С.Майкапара «Росинки»).

Дети учатся бесшумно, свободно, не сбиваясь в кучки, двигаться в пространстве. Двое детей, взявшись за обе руки, подняв их вверх, стоят посредине зала с закрытыми глазами, образуя воротца. Дети, тихо и ос­торожно двигаясь по залу, стараются пробегать под «воротцами» незаме­ченными. Воротца ловят пробегающих опусканием рук, если их задели.

5. «Змейка с воротцами» (хоровод) (русская народная мелодия «За­
плетись плетень», обработка Н. Римского-Корсакова).

Дети спокойным хороводным шагом двигаются по залу, как будто течет речка в зеленых лугах, неторопливо и размеренно «змейкой» за ведущим, который делает повороты то налево, то направо, то по диа­гонали. В конце мелодии первые два ребенка образуют «воротца», встав друг другу к лицом, а ведущим становится третий ребенок, и все повто­ряется сначала. Каждый ведущий должен делать свой рисунок «змейки». После каждого повторения «воротца» встают в конце колонны детей.







Пояснительная записка

Интегрированный курс «Методика музыкального развития, коррекци­онная ритмика» является одной из дисциплин в блоке предметной подго­товки по специальности 0318 — «Специальное дошкольное образование».

Содержание программы раскрывает как общие подходы в музыкаль­ном воспитании дошкольников с разной патологией развития в до­школьном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, так и специфические особенности содержания и организации коррекци-онной работы средствами музыки для определенного варианта психи­ческого дизонтогенеза.

Опорными знаниями при освоении курса являются знания и уме­ния, полученные студентами в курсах клинических дисциплин, специ­альной психологии и педагогики, а также курса «Музыка, ритмика». Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии.

Целью данного курса является подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспи­тательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошколь­никами с проблемами в развитии и владеющего педагогическими техно­логиями организации коррекционной работы средствами музыки ДОУ компенсирующего вида.

Основными задачами курса являются: знакомство студентов с содер­жанием и технологией музыкального воспитания в дошкольном образо­вательном учреждении компенсирующего вида; формирование практи­ческих умений и навыков в организации коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий (музыкально-игровой,

театрализованной) и различных форм культурно-досуговой деятельности с использованием музыки с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Программа рассчитана на студентов, не имеющих специального му­зыкального образования, но прошедших музыкальную подготовку по курсу «Музыка, ритмика» в педагогическом колледже. Курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» читается на 2-м и 3-м курсах и завершается в конце 3-го курса организацией и проведением студентами (на педагогической практике в ДОУ компенсирующего вида) разных видов коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровой и театрализованной).

«Коррекционная ритмика» проводится на 2-м курсе в форме практи­кума параллельно с курсом «Методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии».

Направление содержания и распределение часов интегрированного курса «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» яв­ляются примерными и зависят от профиля подготовки специалиста для определенного вида коррекционного образовательного учреждения.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

По окончании курса «Методика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика» студенты должны:

• знать особенности организации и содержания музыкального воспи­тания детей с различными проблемами в развитии и коррекционной ритмики в ДОУ компенсирующего вида;

• владеть профессиональными умениями и навыками организации коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии средствами музыки вне занятий:

 

4) коммуникативными умениями: создавать атмосферу доброжелатель­ности, комфортности, вступать в контакт с детьми, используя различ­ные коррекционные технологии музыкальной деятельности;

5) организаторскими умениями: совместно с дефектологом и музы­кальным руководителем определять коррекционные задачи, решаемые средствами музыки (вне занятий) с детьми с проблемами в развитии; планировать индивидуальную работу с ребенком, объединять детей на основе коррекционных задач, их возможностей, определять способы до­стижения поставленных коррекционно-развивающих задач в музыкаль­ной деятельности;

6) прикладными умениями:

 

—исследовательскими: вычленять проблему, использовать исследо­вательские методы в работе с детьми, уметь прийти к новому результату в музыкальном воспитании; оформлять экспериментальный материал (ана­лиз, сбор данных, обработка информации и т.д.);

—творческими: проявлять творчество в совместной с ребенком му­зыкально-игровой и театрализованной деятельности;

—педагогическими: стимулировать положительные проявления де­тей с проблемами в развитии в музыкальной деятельности; формировать у ребенка умения и навыки в музыкально-игровой, театрализованной деятельности.

Примерное содержание программы

(всего 74 часа: 43 — лекции, 10 — семинары, 21 — для практикума и самостоятельной работы студентов)

И коррекционную ритмику

Тема 2. Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики

Понятие «методика музыкального воспитания», ее основные функ­ции. «Коррекционная ритмика» как обобщенный термин, ее варианты. Разная направленность этих понятий. Основные цели, задачи музыкаль­ного воспитания и коррекционной ритмики в системе коррекционной помощи детям с проблемами в дошкольном образовательном учрежде­нии компенсирующего вида.

В ДОУ компенсирующего вида

Практикум к разделу IV

Тема 3. Планирование коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий

Занятие 1. Знакомство студентов с вариантами планирования кор­рекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий с деть­ми с различной патологией развития. Анализ планов.

Занятие 2. Знакомство студентов с вариантами (сценариями) орга­низации и проведения культурно-досуговой музыкальной деятельности в ДОУ компенсирующего вида.

Самостоятельная работа студентов (к педагогической практике)

6.Составление плана организации музыкальной коррекционно-на­правленной деятельности вне занятий с дошкольниками в ДОУ компен­сирующего вида.

7.Составление вариантов конспектов организации коррекционно-на­правленной музыкальной (игровой и театрализованной) деятельности вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.

8.Подбор музыкального репертуара в записи (колыбельных песен в инструментальном варианте) для проведения мини-релаксации под му­зыку в режиме дня в ДОУ.

9.Подбор музыкально-дидактических игр для проведения коррекции слухового восприятия детей с проблемами в развитии. Составление кон­спекта проведения музыкально-дидактической игры для одной возраст­ной группы.

10.Подбор материала к организации музыкально-театрализованной деятельности (режиссерским играм) вне занятий с детьми с проблема­ми в развитии. Составление конспекта организации режиссерской теат­рализованной игры (по одной из песен) с детьми вне занятий.

6. Составление сценария культурно-досуговой деятельности с исполь­зованием музыки для дошкольников в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).

Требования к знаниям и умениям студентов при подготовки к практикуму

Студенты должны иметь необходимые знания о содержании и орга­низации музыкальной коррекционно-направленной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в развитии в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).

Студенты должны владеть технологией организации коррекционной музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в ДОУ; подбирать дидактический материал и про­водить музыкально-дидактические и режиссерские игры с детьми; пла­нировать различные виды коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий в ДОУ; составлять сценарий досуго-вой деятельности детей с проблемами в развитии; к педагогической прак­тике составлять конспект проведения различных видов коррекционной работы с использованием музыки вне занятий (музыкально-дидактиче­ские, музыкально-речевые, театрализованные игры) с детьми в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).

Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ

5. Изучение особенностей музыкально-игровой деятельности детей вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.

6.Формирование воспитателем коррекционно-направленной музыкаль­но-игровой деятельности с дошкольниками с проблемами в развитии.

7.Формирование коррекционно-направленной театрализованно-иг­ровой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.

8.Музыкально-дидактические игры как средство коррекции слухово­го восприятия дошкольников с проблемами в развитии.

 

10.Педагогические условия организации воспитателем музыкальной досуговой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.

11.Формирование согласованности движений и речи на занятиях по коррекционной ритмике.

12.Формирование эмоциональной сферы дошкольников с проблема­ми в развитии средствами музыки.

13.Особенности развития музыкального восприятия у старших до­школьников с проблемами в развитии.

14.Развитие голоса дошкольников с проблемами в процессе пения.

 

13.Формирование речи дошкольников с проблемами в развитии в театрализованных образно-ролевых играх.

14.Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике.

15.Коррекция психических функций детей с задержкой психического развития на занятиях по коррекционной ритмике.

 

 

­

 

 

 

 

                                                      

 

 

 

 

Раздел V

КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА

Глава 1

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

 

Логопедическая ритмика - один из видов кинезитерапии, сред­ство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музы­ки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с наруше­нием речи - составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.

Нарушения речи и двигательных функций (мимической, арти­куляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тес­тов Озерецкого-Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, об­щепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произволь­ной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, перключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдель­ных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости дви­жений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени диф­ференцированности движений, возможности действий с предме­тами) .

Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонети­ко-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каж­дом варианте нарушения содержание и организация логoритми­ческих занятий выстраиваются в соответствии со структурой дан­ного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.

Логопедическая ритмика решает коррекционные, образователь­ные, воспитательные задачи.

К коррек:ционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключае­мости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и про­извольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).

В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, по­нятие о пространственной организации тела, о некоторых музы­кальных терминах при формировании чувства ритма (музыкаль­ный метр, темп, регистр).

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под му­зыку и критически относиться к своим движениям и к речи.

На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуще­ствляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закреп­ляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, вла­деющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровожде­ние также может осуществлять музыкальный руководитель. Про­должительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности мотор­ных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабаты­вaютcя двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.

 

Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это наруше­ние произносительной стороны родного языка у детей с различ­ными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Коррекционная работа в дошкольном уч­реждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте. У детей с фонетико-фонематической недоста­точностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Заня­тия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной пато­логией развития речи проводятся 2 раза в неделю. Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статистической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемость движений.

 

План-конспект логоритмического занятия для дошкольников

с фонетико-фонематическими нарушениями речи'

                   Тема: Звук [с]

Организационный момент. Загадка.

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое... (Самолет.)

1. Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки на поясе (музыка Э. Парлова «Марш»).

2. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка

Ф. Надененко «В темпе марша»).

3. Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка - латыш­ская народная мелодия в обработке А.Донас).

4. Развитие фонематического восприятия. Произнесение логопедом ряда слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон, пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то дети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений кры­льев самолета.

5. Упражнение на развитие дикции и артикуляции - проговаривание

последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.

        Укусила в нос оса - са, са, са, са.

Стал мой нос как колесо - со, со, со, со.

Не боюсь я злой осы - сы, сы, сы, сы.

Я осу в руке несу - су, су, су, су.

6. «Звук заблудился» - замена слов по смыслу, определение позиции звука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом).

На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, пушки (сушки).

7. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами. Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произ­нося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, воз­вращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка - сумки, носок - носки, насос - насосы и т. п.

8. Упражнение на координацию речи с движением (музыка - чеш­ская народная мелодия «Отойди и подойди»).

Мы снежинки, мы пушинки,                            (Наклоны головы аправо-влево.)

Покружиться мы не прочь.                            (Поворот вокруг себя.)

Мы снежинки, балеринки,    (Наклоны туловища в стороны.)

Мы танцуем день и ночь.       (Приседание с поочередным выставлением ноги в сторону.)                                 

 

Землю бархатом укрыли                     (Наклоны в низ.)

И от стужи сберегли.                  ( Приседание с разведением рук в стороны.)

9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».

В зоопарке стоит слон. (Разжимание и сжимание пальцев

Уши, хобот, серый он. ( Поочередное выставление больших пальцев, указательных пальцев потирание кистей.)

Головой своей кивает,

Будто в гости преглашает.   ( Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)

10. Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе ( аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 622.