Раздел V
КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА
Глава 1
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Логопедическая ритмика - один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи - составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.
Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого-Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, перключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами) .
Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логoритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.
К коррек:ционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатывaютcя двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.
План-конспект логоритмического занятия для дошкольников
с фонетико-фонематическими нарушениями речи'
Тема: Звук [с]
Организационный момент. Загадка.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое... (Самолет.)
1. Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки на поясе (музыка Э. Парлова «Марш»).
2. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка
Ф. Надененко «В темпе марша»).
3. Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка - латышская народная мелодия в обработке А.Донас).
4. Развитие фонематического восприятия. Произнесение логопедом ряда слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон, пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то дети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений крыльев самолета.
5. Упражнение на развитие дикции и артикуляции - проговаривание
последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.
Укусила в нос оса - са, са, са, са.
Стал мой нос как колесо - со, со, со, со.
Не боюсь я злой осы - сы, сы, сы, сы.
Я осу в руке несу - су, су, су, су.
6. «Звук заблудился» - замена слов по смыслу, определение позиции звука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
7. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами. Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произнося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, возвращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка - сумки, носок - носки, насос - насосы и т. п.
8. Упражнение на координацию речи с движением (музыка - чешская народная мелодия «Отойди и подойди»).
Мы снежинки, мы пушинки, (Наклоны головы аправо-влево.)
Покружиться мы не прочь. (Поворот вокруг себя.)
Мы снежинки, балеринки, (Наклоны туловища в стороны.)
Мы танцуем день и ночь. (Приседание с поочередным выставлением ноги в сторону.)
Землю бархатом укрыли (Наклоны в низ.)
И от стужи сберегли. ( Приседание с разведением рук в стороны.)
9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».
В зоопарке стоит слон. (Разжимание и сжимание пальцев
Уши, хобот, серый он. ( Поочередное выставление больших пальцев, указательных пальцев потирание кистей.)
Головой своей кивает,
Будто в гости преглашает. ( Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)
10. Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе ( аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).
План- конспект логоретмического занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи
(первый уровень речевого развития)
Тема: «Птицы»
Цель занятия: развивать координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений, мелкую моторику пальцев рук, артикуляционный праксис; формировать понимание обращенной речи; вызывать естественные речевые реакции.
Вводная часть
Организационный момент. Загадка.
1. Я по дереву стучу,
Червяка достать хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой! (Кто это? - Дятел).
2. Упражнения на различные виды ходьбы: по кругу, в колонне по одному (по узкой тропинке), ходьба на пятках (по кочкам), ходьба на носках (по лужам).
3. Упражнение на передачу разного темпа в движении. Чередование
легкого бега и спокойной ходьбы (музыка Т.Ломовой «На прогулке»).
Основная часть
1. Упражнения для развития дыхания (по методике Т. Стрельнико
вой) <<Ладошки», «Обними плечи», «Кошка», «Наездники».
2. Упражнение для развития голоса. Подражание птичьим голосам: кукушка, ворона, воробей, журавль, дятел (с имитацией двигательной
активности - сидит, летает, стучит, прыгает, кружится).
3. Упражнение на согласованность речи с движением «Цыплята».
Цып-цып-цып, цыплятки, (Дети поднимают и опускают корпус с пола.)
Есть водица в кадке. (Логопед-«курочка» ходит вокруг и подговаривает стихотворение.
Кто меня боится, (Дети, лежа на полу, выполняют движение « велосипед.»
Тем не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся кадки.
Возле кадки блюдце, ( поднимаются и бегут к логопеду.)
Все они напьются.
: |
4. Упражнение с мячом и речевым сопровождением «Поймай и повтори». Дети стоят в кругу, логопед в центре с мячом. Бросая мяч по кругу, называет птиц. Ребенок, поймав мяч, возвращает его и повторяет название птицы.
Заключительная часть
1. Упражнение на воображение. Рисование в воздухе кистью руки туловища, головы, клюва, крьльев, хвоста птицы.
2. Спокойная ходьба (музыка Е. Тиличеевой «Марш»).
Логопедической ритмики
1. Этап ограничения речи Задача логопедической работы - ограничить речевое общение
детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, Такие, как упражнения на различные виды ходьбы 'и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков - инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий.
2. Этап сопряженной и отраженной речи
На логопедических занятиях развивается и совершенствуется
речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4 - 5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика.
На лоrоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением.
3. Этап диалогиче с кой речи
Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко
и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно.
Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упpaжнeния на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением.
4. Этап самостоятельной речи
Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением.
5. Этап спонтанной эмоциональной речи и общения
Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию - чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение. .
Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности.
План-конспект занятия по коррекционной ритмике
Глава 4
Литература
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985.
Выготская И. г., Пелингер Е.Л, Успенская А. П. Устранение заикания
у дошкольников в игровых ситуациях. - М., 1993.
Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. - М., 1958.
Дресвянников В. И. Логопедическая ритмика в системе коррекционно
воспитательной работы с заикающимися дошкольниками / / Дефектология. - 1972. - NQ 3.
Кручинин В. А. Воспитывая чувство ритма / / Физкультура в школе.
1974. - NQ 12.
Медведева Е.А., Комиссарова ЛН. Программа спецкурса «Коррекционная ритмика» для специальных педагогических (дефектологических
отделений средних и высших учебных заведений). - М., 1994.
Музыка и движение в коррекционно-воспитательной работе в специальном детском саду для детей с нарушением интеллекта / Под ред.
А. П. Зарина, Е.Л.Ложко. - СПб., 1994.
Семенов ЛА., Шлыков В. П. Азбука движений для слепых. - М., 1983.
Яхнина Е. З. Содержание и организация музыкально-ритмических занятий в подготовительном классе школы для глухих детей. - М., 1991.
Яхнина Е. З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учашимися
младших классов. - М., 1997.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методический материал к разделу IV
«Коррекционно-развивающее направление работы
по музыкальному воспитанию в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего вида»
1. Музыкальные занятия
Фрагмент музыкального занятия
для старших дошкольников с нарушением речи
и с задержкой психического развития
(интеграция трех видов музыкальной деятельности — восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1
Тема: «Кошка и кот»
Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа в динамике его проявлений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные состояния образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой музыкального произведения, учить играть на детском музыкальном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.
/. Восприятие музыки
Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послушать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (музыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).
После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.
2. Сюжетно-образные движения
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение
Составитель А. Н. Кукушкина.
стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или находя новые.
Кот проснулся рано-рано,
Спрыгнул с мягкого дивана,
Выгнул спинку, потянулся,
С боку на бок перевернулся,
И пошел совсем неслышно,
Будто прятался от мышки.
Увидал кот за окном —
Птичка кружит с ветерком,
И летает, и резвится,
Никого здесь не боится!
3. Игра на детских музыкальных инструментах
Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).
Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.
Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разлетаются.
Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: девочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свистульках.
Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.
4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).
Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девочка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (мальчики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соответствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.
Умственной отсталостью
(интеграция двух видов музыкальной деятельности — пение, движения под музыку)
Танцевально-образная композиция «Дружба»'
Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить передавать движениями средства музыкальной выразительности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пан-
1 Составитель Л.В.Скобелева. Использованы материалы книги: Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М, 1993.
томимически в сюжетно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать, вставать на позицию другого.
Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям предлагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссорились, потом помирились и подружились навсегда.
1. Сюжетный танец «Поссорились — помирились» (венгерская народная мелодия).
2. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть — «Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).
3. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компа-нейца, слова В.Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и исполняют песню с движениями.
В коллективе
1. «Гладим кошку» (музыка Т. Вилькорейской «Колыбельная»).
Дети под музыку (сидя на полу, на стульях) поглаживают воображаемую кошку, которая «лежит» на коленях, с нежностью и осторожностью проводя руками от ее головы по спинке до кончика хвоста. При этом дети, любуясь, смотрят на свою кошечку.
2. «Веселые Петрушки» (музыка — английская народная песенка
«Полли»).
Дети легким пружинящим подпрыгиванием в свободном движении по залу создают забавный, юмористический музыкально-двигательный образ, подпрыгивают (словно заведенная игрушка) и вдруг неожиданно заканчивают движение решительными топающими шагами.
3. «В лесу» (музыка А. Гречанинова «Необычайное приключение»).
Дети (совместно с педагогом), как будто заблудившись в лесу, осторожными шагами, прислушиваясь к шорохам, крикам лесных обитателей, двигаются под музыку через «чащу леса», останавливаясь, присаживаясь и опять продвигаясь вперед. В конце, преодолев препятствия, выходят на дорогу, ведущую домой.
4. «Спать хочется» (французская народная мелодия, обработка Ш. Ви-
дора).
Дети передают спокойный, как бы сонливый характер музыки, сидя на полу слегка покачиваются и в конце музыки группируют, собирают корпус тела и кладут голову себе на колени, «засыпая».
5. «Колка дров» (музыка А. Серова, отрывок из оперы «Рогнеда»).
Дети передают энергичный образ, имитирующий напряженный физический труд, исполняют движения свободно, без зажимов. В конце после последнего удара сцепленные руки размыкаются и торжествующе вскидываются в стороны и вверх: «Ура! Полено расколото».
6. «Вежливый танец» (немецкая народная мелодия).
Дети создают музыкально-двигательный образ спокойного и чинного танца, учатся внимательно относиться к своему партнеру, находить с ним общий ритм движения.
7. «Обида и прощение» (музыка Ф.Миллера «Этюд», движения
Е.В.Горшковой).
Дети стоят в парах. Один ребенок «плачет», закрыв лицо руками и «всхлипывая», другой гладит его рукой по плечу, пытаясь заглянуть в лицо.
8. «Давай дружить» (музыка В.Витлина, движения Е.В.Горшковой).
Дети стоят в парах. Под музыку один протягивает руки другому: «Давай дружить», в ответ ребенок отворачивается: «Не буду дружить». Затем дети расходятся, отстраняясь друг от друга, при повторе меняются ролями. И в конце упражнения оба протягивают друг другу руки: «Давай дружить». Танец исполняется шутливо.
III . Коррекция моторики
1. «Качание рук с лентами» (польская народная мелодия, обработка
Л.Викарева).
Дети выполняют свободные маховые движения с взлетающими в руках лентами, создающими легкий и беззаботный образ. Из и. п. положения руки подняты в стороны, дети делают взмахи руками скрещивая их перед грудью.
2. «Пружинки» (русская народная мелодия «Посеяли девки лен», об
работка Т.Ломовой).
Пружинящие движения ног, формирующие навыки, необходимые для правильного выполнения бега, прыжков, поскоков, плясовых движений. Сила движений увеличивается с усилением звучания музыки на вариациях.
3. «Готовимся к параду» (Марш В. Витлина «Советская Армия»).
Регуляция мышечного тонуса. Чередование энергичных движений высокого шага с мягкой, бесшумной ходьбой, развитие умений переносить тяжесть тела на переднюю часть стопы.
4. «Выставление ноги на носок» (эстонская танцевальная мелодия).
Развивается движение голеностопного сустава, формируется чувство музыкальной формы, умение различать две неконтрастные части мелодии.
5. «Цирковые лошадки» (музыка М.Красева «Лошадки»).
Бег с высоким подъемом ноги «Лошадки брыкаются» (по кругу, врассыпную, по диагонали).
6. «Мячики» (музыка Л. Шитте «Этюд», соч. 108, № 20).
Энергичные прыжки и имитирующие образ «тугих мячиков» в соот
ветствии с ритмом музыки.
IV . Согласование движений с речью (один из вариантов)
Ритмизация текста.
Чок, чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок,
Кто же это, отгадай (это поросенок!)
Колокольчик всех зовет, Он нам песенку поет, Тонким, звонким язычком, Говорит нам: бим-бам-бом!
Тук, тук, что за стук? Это я, майский жук, Окошко отворите, Поскорей меня впустите, Я из леса, жу-жу-жу, Я вам сказку расскажу.
Уж давно в своих кроватках спят ребятки сладко, сладко. Ну, тогда я жу-жу-жу, Ти-хо, ти-хо посижу.
{Первый раз текст произно сит педагог, дети только пос ледние слова-отгадку. При повторе произношение текста сопровождается хлопками, ударными инструментами, шагами, как перекличка «эхо»).
(Первый раз педагог играет на колокольчике, дети повто ряют (ложками, кубиками) или отвечают словом, хлоп ками).
(Дети проговаривают текст вместе с педагогом в форме эха, затем с хлопками, с шага ми, инсценируя движения жу ка, как вариант — с музы кальными инструментами).
Игры, упражнения коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения1
Упражнения на пространственную ориентацию и передачу основных движений (ходьбы, бега, поскоков)
I. «Маршируем по-разному» (музыка М. Раухвергера «Марш», Е.Ти-личеевой «Марш»). Дети ходят по залу ритмичным, бодрым шагом всей группой. По мере того, как дети овладевают ходьбой, задание усложняется: они делятся на несколько отрядов и идут за ведущими в разных направлениях; строятся в пары, в колонну, идут противоходом или цепочкой между предметами.
2. «Кружки и стайки» (музыка А.Жилинского «Экосез»).
Дети разделены на две подгруппы, образуют два круга в разных углах зала, в руках у них ленточки разного цвета, у одних в правой руке, у других в левой. Одна из подгрупп легко бежит под музыку по кругу влево, держа ленточку в сторону правой рукой, другая — вправо, держа ленточку в левой руке. При повторении дети свободно врассыпную двигаются по залу, а затем, опять собравшись в кружки, повторяют движения первой части.
3. «Мальчики и девочки» (музыка — английская народная мелодия,
обработка Л. Вишкаревой).
Дети по очереди передают образ энергично шагающих мальчиков врассыпную в пространстве и задорных смешливых девочек, двигающихся легкими поскоками, не задевая друг друга. Мальчики и девочки стоят отдельно у противоположных стен.
4. «Тихие воротца» (музыка С.Майкапара «Росинки»).
Дети учатся бесшумно, свободно, не сбиваясь в кучки, двигаться в пространстве. Двое детей, взявшись за обе руки, подняв их вверх, стоят посредине зала с закрытыми глазами, образуя воротца. Дети, тихо и осторожно двигаясь по залу, стараются пробегать под «воротцами» незамеченными. Воротца ловят пробегающих опусканием рук, если их задели.
5. «Змейка с воротцами» (хоровод) (русская народная мелодия «За
плетись плетень», обработка Н. Римского-Корсакова).
Дети спокойным хороводным шагом двигаются по залу, как будто течет речка в зеленых лугах, неторопливо и размеренно «змейкой» за ведущим, который делает повороты то налево, то направо, то по диагонали. В конце мелодии первые два ребенка образуют «воротца», встав друг другу к лицом, а ведущим становится третий ребенок, и все повторяется сначала. Каждый ведущий должен делать свой рисунок «змейки». После каждого повторения «воротца» встают в конце колонны детей.
Пояснительная записка
Интегрированный курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» является одной из дисциплин в блоке предметной подготовки по специальности 0318 — «Специальное дошкольное образование».
Содержание программы раскрывает как общие подходы в музыкальном воспитании дошкольников с разной патологией развития в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, так и специфические особенности содержания и организации коррекци-онной работы средствами музыки для определенного варианта психического дизонтогенеза.
Опорными знаниями при освоении курса являются знания и умения, полученные студентами в курсах клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, а также курса «Музыка, ритмика». Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии.
Целью данного курса является подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами в развитии и владеющего педагогическими технологиями организации коррекционной работы средствами музыки ДОУ компенсирующего вида.
Основными задачами курса являются: знакомство студентов с содержанием и технологией музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида; формирование практических умений и навыков в организации коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий (музыкально-игровой,
театрализованной) и различных форм культурно-досуговой деятельности с использованием музыки с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Программа рассчитана на студентов, не имеющих специального музыкального образования, но прошедших музыкальную подготовку по курсу «Музыка, ритмика» в педагогическом колледже. Курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» читается на 2-м и 3-м курсах и завершается в конце 3-го курса организацией и проведением студентами (на педагогической практике в ДОУ компенсирующего вида) разных видов коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровой и театрализованной).
«Коррекционная ритмика» проводится на 2-м курсе в форме практикума параллельно с курсом «Методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии».
Направление содержания и распределение часов интегрированного курса «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» являются примерными и зависят от профиля подготовки специалиста для определенного вида коррекционного образовательного учреждения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании курса «Методика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика» студенты должны:
• знать особенности организации и содержания музыкального воспитания детей с различными проблемами в развитии и коррекционной ритмики в ДОУ компенсирующего вида;
• владеть профессиональными умениями и навыками организации коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии средствами музыки вне занятий:
1) коммуникативными умениями: создавать атмосферу доброжелательности, комфортности, вступать в контакт с детьми, используя различные коррекционные технологии музыкальной деятельности;
2) организаторскими умениями: совместно с дефектологом и музыкальным руководителем определять коррекционные задачи, решаемые средствами музыки (вне занятий) с детьми с проблемами в развитии; планировать индивидуальную работу с ребенком, объединять детей на основе коррекционных задач, их возможностей, определять способы достижения поставленных коррекционно-развивающих задач в музыкальной деятельности;
3) прикладными умениями:
—исследовательскими: вычленять проблему, использовать исследовательские методы в работе с детьми, уметь прийти к новому результату в музыкальном воспитании; оформлять экспериментальный материал (анализ, сбор данных, обработка информации и т.д.);
—творческими: проявлять творчество в совместной с ребенком музыкально-игровой и театрализованной деятельности;
—педагогическими: стимулировать положительные проявления детей с проблемами в развитии в музыкальной деятельности; формировать у ребенка умения и навыки в музыкально-игровой, театрализованной деятельности.
Примерное содержание программы
(всего 74 часа: 43 — лекции, 10 — семинары, 21 — для практикума и самостоятельной работы студентов)
И коррекционную ритмику
Тема 2. Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики
Понятие «методика музыкального воспитания», ее основные функции. «Коррекционная ритмика» как обобщенный термин, ее варианты. Разная направленность этих понятий. Основные цели, задачи музыкального воспитания и коррекционной ритмики в системе коррекционной помощи детям с проблемами в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
В ДОУ компенсирующего вида
Практикум к разделу IV
Тема 3. Планирование коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий
Занятие 1. Знакомство студентов с вариантами планирования коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий с детьми с различной патологией развития. Анализ планов.
Занятие 2. Знакомство студентов с вариантами (сценариями) организации и проведения культурно-досуговой музыкальной деятельности в ДОУ компенсирующего вида.
Самостоятельная работа студентов (к педагогической практике)
1.Составление плана организации музыкальной коррекционно-направленной деятельности вне занятий с дошкольниками в ДОУ компенсирующего вида.
2.Составление вариантов конспектов организации коррекционно-направленной музыкальной (игровой и театрализованной) деятельности вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.
3.Подбор музыкального репертуара в записи (колыбельных песен в инструментальном варианте) для проведения мини-релаксации под музыку в режиме дня в ДОУ.
4.Подбор музыкально-дидактических игр для проведения коррекции слухового восприятия детей с проблемами в развитии. Составление конспекта проведения музыкально-дидактической игры для одной возрастной группы.
5.Подбор материала к организации музыкально-театрализованной деятельности (режиссерским играм) вне занятий с детьми с проблемами в развитии. Составление конспекта организации режиссерской театрализованной игры (по одной из песен) с детьми вне занятий.
6. Составление сценария культурно-досуговой деятельности с использованием музыки для дошкольников в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).
Требования к знаниям и умениям студентов при подготовки к практикуму
Студенты должны иметь необходимые знания о содержании и организации музыкальной коррекционно-направленной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в развитии в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).
Студенты должны владеть технологией организации коррекционной музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в ДОУ; подбирать дидактический материал и проводить музыкально-дидактические и режиссерские игры с детьми; планировать различные виды коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий в ДОУ; составлять сценарий досуго-вой деятельности детей с проблемами в развитии; к педагогической практике составлять конспект проведения различных видов коррекционной работы с использованием музыки вне занятий (музыкально-дидактические, музыкально-речевые, театрализованные игры) с детьми в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).
Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ
1. Изучение особенностей музыкально-игровой деятельности детей вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.
2.Формирование воспитателем коррекционно-направленной музыкально-игровой деятельности с дошкольниками с проблемами в развитии.
3.Формирование коррекционно-направленной театрализованно-игровой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.
4.Музыкально-дидактические игры как средство коррекции слухового восприятия дошкольников с проблемами в развитии.
5. Педагогические условия организации воспитателем музыкальной досуговой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.
6. Формирование согласованности движений и речи на занятиях по коррекционной ритмике.
7. Формирование эмоциональной сферы дошкольников с проблемами в развитии средствами музыки.
8. Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников с проблемами в развитии.
9. Развитие голоса дошкольников с проблемами в процессе пения.
10.Формирование речи дошкольников с проблемами в развитии в театрализованных образно-ролевых играх.
11.Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике.
12.Коррекция психических функций детей с задержкой психического развития на занятиях по коррекционной ритмике.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Методический материал к разделу IV
«Коррекционно-развивающее направление работы
по музыкальному воспитанию в дошкольном
образовательном учреждении компенсирующего вида»
1. Музыкальные занятия
Фрагмент музыкального занятия
для старших дошкольников с нарушением речи
и с задержкой психического развития
(интеграция трех видов музыкальной деятельности — восприятие музыки, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах)1
Тема: «Кошка и кот»
Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить различать музыку разного характера, формировать воображение, действовать в воображаемой условной ситуации, активизировать к поиску средств выразительности образа в динамике его проявлений в сюжетной композиции, передавать разные эмоциональные состояния образа, согласовывать движения с характером музыки, структурой музыкального произведения, учить играть на детском музыкальном инструменте (свистульке), используя ее в передаче образа в игре.
/. Восприятие музыки
Музыкальный руководитель проводит краткую вступительную беседу перед слушанием музыки и говорит с детьми о том, что кошка бывает разной по своим проявлениям: гибкой, ласковой, нежной, осторожной, а бывает совсем другой — стремительной, сердитой, выпускает когти, особенно когда хочет поймать свою добычу. Детям предлагается послушать два разных по характеру музыкальных произведения «Кошка» (музыка Т.Ломовой), «Кошка или кот сердится» (музыка С.Майкапара «Этюд»).
После восприятия музыки проводится беседа о ее разном характере, и педагог вместе с детьми вербально рисует «картинку» действий кошки в одном и другом произведении.
2. Сюжетно-образные движения
Музыкальный руководитель предлагает поиграть в игру «Кот и кошка» и превратиться девочкам в птичек, а мальчикам в котов. Педагог дает образец движений, которые может делать кот. Затем под чтение
Составитель А. Н. Кукушкина.
стихотворения дети сами выполняют движения, изменяя их или находя новые.
Кот проснулся рано-рано,
Спрыгнул с мягкого дивана,
Выгнул спинку, потянулся,
С боку на бок перевернулся,
И пошел совсем неслышно,
Будто прятался от мышки.
Увидал кот за окном —
Птичка кружит с ветерком,
И летает, и резвится,
Никого здесь не боится!
3. Игра на детских музыкальных инструментах
Девочкам раздаются свистульки и предлагается сыграть на них как будто поет птичка (музыкальное сопровождение под фонограмму).
Когти надо поточить, чтобы птиц не упустить.
Дети, изображающие котов, под музыку выполняют движения «кошки, выпускающей когти» (музыка С. Майкапара «Этюд»). Птицы разлетаются.
Когда игра повторяется, детям предлагается поменяться ролями: девочкам превратиться в кошек, а мальчикам — в птиц и играть на свистульках.
Внимание девочек обращается на то, что кошка выполняет движения совсем по-другому.
4. Танцевально-игровая композиция «Кошка и девочка» под песню «Рас
плата» (литовская народная мелодия, слова В.Асирова).
Дети слушают знакомую песню, а затем инсценируют сюжет. Девочка «ругает» жестами кота (кошку) за разные провинности, кот (кошка) виноват и «плачет», передавая это жестами. Дети делятся на пары (мальчики — коты, девочки в роли «девочек») и выполняют движения в соответствии с текстом, согласуя движения с музыкой. При повторе дети меняются местами, тогда ругают кошку.
Умственной отсталостью
(интеграция двух видов музыкальной деятельности — пение, движения под музыку)
Танцевально-образная композиция «Дружба»'
Цель: осуществлять коррекционную работу средствами музыки и движений, учить передавать движениями средства музыкальной выразительности (форму, ритм), показывать разные эмоциональные состояния пан-
1 Составитель Л.В.Скобелева. Использованы материалы книги: Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М, 1993.
томимически в сюжетно-образной композиции, формировать навыки адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать, вставать на позицию другого.
Музыкальный руководитель проводит краткую беседу о дружбе, о том, что в общении бывают разные ситуации (ссоры, примирения), и важно научиться понимать сверстника, прощать ошибки, дружить. Детям предлагается поиграть и в танце передать, как однажды дети сначала поссорились, потом помирились и подружились навсегда.
4. Сюжетный танец «Поссорились — помирились» (венгерская народная мелодия).
5. Сюжетный танец «Пожалели» (1-я часть — «Жалоба», 2-я часть — «Материнские ласки», музыка А.Гречанинова).
6. После танцев музыкальный руководитель предлагает детям спеть знакомую песню «Дружат дети всей земли» (музыка М.Д.Льва-Компа-нейца, слова В.Викторова). Затем дети заводят дружный хоровод и исполняют песню с движениями.
В коллективе
1. «Гладим кошку» (музыка Т. Вилькорейской «Колыбельная»).
Дети под музыку (сидя на полу, на стульях) поглаживают воображаемую кошку, которая «лежит» на коленях, с нежностью и осторожностью проводя руками от ее головы по спинке до кончика хвоста. При этом дети, любуясь, смотрят на свою кошечку.
2. «Веселые Петрушки» (музыка — английская народная песенка
«Полли»).
Дети легким пружинящим подпрыгиванием в свободном движении по залу создают забавный, юмористический музыкально-двигательный образ, подпрыгивают (словно заведенная игрушка) и вдруг неожиданно заканчивают движение решительными топающими шагами.
3. «В лесу» (музыка А. Гречанинова «Необычайное приключение»).
Дети (совместно с педагогом), как будто заблудившись в лесу, осторожными шагами, прислушиваясь к шорохам, крикам лесных обитателей, двигаются под музыку через «чащу леса», останавливаясь, присаживаясь и опять продвигаясь вперед. В конце, преодолев препятствия, выходят на дорогу, ведущую домой.
4. «Спать хочется» (французская народная мелодия, обработка Ш. Ви-
дора).
Дети передают спокойный, как бы сонливый характер музыки, сидя на полу слегка покачиваются и в конце музыки группируют, собирают корпус тела и кладут голову себе на колени, «засыпая».
5. «Колка дров» (музыка А. Серова, отрывок из оперы «Рогнеда»).
Дети передают энергичный образ, имитирующий напряженный физический труд, исполняют движения свободно, без зажимов. В конце после последнего удара сцепленные руки размыкаются и торжествующе вскидываются в стороны и вверх: «Ура! Полено расколото».
6. «Вежливый танец» (немецкая народная мелодия).
Дети создают музыкально-двигательный образ спокойного и чинного танца, учатся внимательно относиться к своему партнеру, находить с ним общий ритм движения.
7. «Обида и прощение» (музыка Ф.Миллера «Этюд», движения
Е.В.Горшковой).
Дети стоят в парах. Один ребенок «плачет», закрыв лицо руками и «всхлипывая», другой гладит его рукой по плечу, пытаясь заглянуть в лицо.
8. «Давай дружить» (музыка В.Витлина, движения Е.В.Горшковой).
Дети стоят в парах. Под музыку один протягивает руки другому: «Давай дружить», в ответ ребенок отворачивается: «Не буду дружить». Затем дети расходятся, отстраняясь друг от друга, при повторе меняются ролями. И в конце упражнения оба протягивают друг другу руки: «Давай дружить». Танец исполняется шутливо.
III . Коррекция моторики
1. «Качание рук с лентами» (польская народная мелодия, обработка
Л.Викарева).
Дети выполняют свободные маховые движения с взлетающими в руках лентами, создающими легкий и беззаботный образ. Из и. п. положения руки подняты в стороны, дети делают взмахи руками скрещивая их перед грудью.
2. «Пружинки» (русская народная мелодия «Посеяли девки лен», об
работка Т.Ломовой).
Пружинящие движения ног, формирующие навыки, необходимые для правильного выполнения бега, прыжков, поскоков, плясовых движений. Сила движений увеличивается с усилением звучания музыки на вариациях.
3. «Готовимся к параду» (Марш В. Витлина «Советская Армия»).
Регуляция мышечного тонуса. Чередование энергичных движений высокого шага с мягкой, бесшумной ходьбой, развитие умений переносить тяжесть тела на переднюю часть стопы.
4. «Выставление ноги на носок» (эстонская танцевальная мелодия).
Развивается движение голеностопного сустава, формируется чувство музыкальной формы, умение различать две неконтрастные части мелодии.
5. «Цирковые лошадки» (музыка М.Красева «Лошадки»).
Бег с высоким подъемом ноги «Лошадки брыкаются» (по кругу, врассыпную, по диагонали).
6. «Мячики» (музыка Л. Шитте «Этюд», соч. 108, № 20).
Энергичные прыжки и имитирующие образ «тугих мячиков» в соот
ветствии с ритмом музыки.
IV . Согласование движений с речью (один из вариантов)
Ритмизация текста.
Чок, чок, пятачок,
Сзади розовый крючок,
Посреди бочонок,
Голос тонок, звонок,
Кто же это, отгадай (это поросенок!)
Колокольчик всех зовет, Он нам песенку поет, Тонким, звонким язычком, Говорит нам: бим-бам-бом!
Тук, тук, что за стук? Это я, майский жук, Окошко отворите, Поскорей меня впустите, Я из леса, жу-жу-жу, Я вам сказку расскажу.
Уж давно в своих кроватках спят ребятки сладко, сладко. Ну, тогда я жу-жу-жу, Ти-хо, ти-хо посижу.
{Первый раз текст произно сит педагог, дети только пос ледние слова-отгадку. При повторе произношение текста сопровождается хлопками, ударными инструментами, шагами, как перекличка «эхо»).
(Первый раз педагог играет на колокольчике, дети повто ряют (ложками, кубиками) или отвечают словом, хлоп ками).
(Дети проговаривают текст вместе с педагогом в форме эха, затем с хлопками, с шага ми, инсценируя движения жу ка, как вариант — с музы кальными инструментами).
Игры, упражнения коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения1
Упражнения на пространственную ориентацию и передачу основных движений (ходьбы, бега, поскоков)
I. «Маршируем по-разному» (музыка М. Раухвергера «Марш», Е.Ти-личеевой «Марш»). Дети ходят по залу ритмичным, бодрым шагом всей группой. По мере того, как дети овладевают ходьбой, задание усложняется: они делятся на несколько отрядов и идут за ведущими в разных направлениях; строятся в пары, в колонну, идут противоходом или цепочкой между предметами.
2. «Кружки и стайки» (музыка А.Жилинского «Экосез»).
Дети разделены на две подгруппы, образуют два круга в разных углах зала, в руках у них ленточки разного цвета, у одних в правой руке, у других в левой. Одна из подгрупп легко бежит под музыку по кругу влево, держа ленточку в сторону правой рукой, другая — вправо, держа ленточку в левой руке. При повторении дети свободно врассыпную двигаются по залу, а затем, опять собравшись в кружки, повторяют движения первой части.
3. «Мальчики и девочки» (музыка — английская народная мелодия,
обработка Л. Вишкаревой).
Дети по очереди передают образ энергично шагающих мальчиков врассыпную в пространстве и задорных смешливых девочек, двигающихся легкими поскоками, не задевая друг друга. Мальчики и девочки стоят отдельно у противоположных стен.
4. «Тихие воротца» (музыка С.Майкапара «Росинки»).
Дети учатся бесшумно, свободно, не сбиваясь в кучки, двигаться в пространстве. Двое детей, взявшись за обе руки, подняв их вверх, стоят посредине зала с закрытыми глазами, образуя воротца. Дети, тихо и осторожно двигаясь по залу, стараются пробегать под «воротцами» незамеченными. Воротца ловят пробегающих опусканием рук, если их задели.
5. «Змейка с воротцами» (хоровод) (русская народная мелодия «За
плетись плетень», обработка Н. Римского-Корсакова).
Дети спокойным хороводным шагом двигаются по залу, как будто течет речка в зеленых лугах, неторопливо и размеренно «змейкой» за ведущим, который делает повороты то налево, то направо, то по диагонали. В конце мелодии первые два ребенка образуют «воротца», встав друг другу к лицом, а ведущим становится третий ребенок, и все повторяется сначала. Каждый ведущий должен делать свой рисунок «змейки». После каждого повторения «воротца» встают в конце колонны детей.
Пояснительная записка
Интегрированный курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» является одной из дисциплин в блоке предметной подготовки по специальности 0318 — «Специальное дошкольное образование».
Содержание программы раскрывает как общие подходы в музыкальном воспитании дошкольников с разной патологией развития в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) компенсирующего вида, так и специфические особенности содержания и организации коррекци-онной работы средствами музыки для определенного варианта психического дизонтогенеза.
Опорными знаниями при освоении курса являются знания и умения, полученные студентами в курсах клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, а также курса «Музыка, ритмика». Комплекс теоретических знаний и практических умений, получаемых студентами в процессе данного курса, обеспечивает профессиональную направленность обучения будущих специалистов, работающих с детьми с проблемами в развитии.
Целью данного курса является подготовка специалиста, имеющего представления о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и коррекционных задач в работе с дошкольниками с проблемами в развитии и владеющего педагогическими технологиями организации коррекционной работы средствами музыки ДОУ компенсирующего вида.
Основными задачами курса являются: знакомство студентов с содержанием и технологией музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида; формирование практических умений и навыков в организации коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий (музыкально-игровой,
театрализованной) и различных форм культурно-досуговой деятельности с использованием музыки с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Программа рассчитана на студентов, не имеющих специального музыкального образования, но прошедших музыкальную подготовку по курсу «Музыка, ритмика» в педагогическом колледже. Курс «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» читается на 2-м и 3-м курсах и завершается в конце 3-го курса организацией и проведением студентами (на педагогической практике в ДОУ компенсирующего вида) разных видов коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий (музыкально-игровой и театрализованной).
«Коррекционная ритмика» проводится на 2-м курсе в форме практикума параллельно с курсом «Методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии».
Направление содержания и распределение часов интегрированного курса «Методика музыкального развития, коррекционная ритмика» являются примерными и зависят от профиля подготовки специалиста для определенного вида коррекционного образовательного учреждения.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
По окончании курса «Методика музыкального воспитания детей с проблемами и коррекционная ритмика» студенты должны:
• знать особенности организации и содержания музыкального воспитания детей с различными проблемами в развитии и коррекционной ритмики в ДОУ компенсирующего вида;
• владеть профессиональными умениями и навыками организации коррекционной работы с детьми с проблемами в развитии средствами музыки вне занятий:
4) коммуникативными умениями: создавать атмосферу доброжелательности, комфортности, вступать в контакт с детьми, используя различные коррекционные технологии музыкальной деятельности;
5) организаторскими умениями: совместно с дефектологом и музыкальным руководителем определять коррекционные задачи, решаемые средствами музыки (вне занятий) с детьми с проблемами в развитии; планировать индивидуальную работу с ребенком, объединять детей на основе коррекционных задач, их возможностей, определять способы достижения поставленных коррекционно-развивающих задач в музыкальной деятельности;
6) прикладными умениями:
—исследовательскими: вычленять проблему, использовать исследовательские методы в работе с детьми, уметь прийти к новому результату в музыкальном воспитании; оформлять экспериментальный материал (анализ, сбор данных, обработка информации и т.д.);
—творческими: проявлять творчество в совместной с ребенком музыкально-игровой и театрализованной деятельности;
—педагогическими: стимулировать положительные проявления детей с проблемами в развитии в музыкальной деятельности; формировать у ребенка умения и навыки в музыкально-игровой, театрализованной деятельности.
Примерное содержание программы
(всего 74 часа: 43 — лекции, 10 — семинары, 21 — для практикума и самостоятельной работы студентов)
И коррекционную ритмику
Тема 2. Основные понятия, цели и задачи методики музыкального воспитания и коррекционной ритмики
Понятие «методика музыкального воспитания», ее основные функции. «Коррекционная ритмика» как обобщенный термин, ее варианты. Разная направленность этих понятий. Основные цели, задачи музыкального воспитания и коррекционной ритмики в системе коррекционной помощи детям с проблемами в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
В ДОУ компенсирующего вида
Практикум к разделу IV
Тема 3. Планирование коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий
Занятие 1. Знакомство студентов с вариантами планирования коррекционно-направленной музыкальной деятельности вне занятий с детьми с различной патологией развития. Анализ планов.
Занятие 2. Знакомство студентов с вариантами (сценариями) организации и проведения культурно-досуговой музыкальной деятельности в ДОУ компенсирующего вида.
Самостоятельная работа студентов (к педагогической практике)
6.Составление плана организации музыкальной коррекционно-направленной деятельности вне занятий с дошкольниками в ДОУ компенсирующего вида.
7.Составление вариантов конспектов организации коррекционно-направленной музыкальной (игровой и театрализованной) деятельности вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.
8.Подбор музыкального репертуара в записи (колыбельных песен в инструментальном варианте) для проведения мини-релаксации под музыку в режиме дня в ДОУ.
9.Подбор музыкально-дидактических игр для проведения коррекции слухового восприятия детей с проблемами в развитии. Составление конспекта проведения музыкально-дидактической игры для одной возрастной группы.
10.Подбор материала к организации музыкально-театрализованной деятельности (режиссерским играм) вне занятий с детьми с проблемами в развитии. Составление конспекта организации режиссерской театрализованной игры (по одной из песен) с детьми вне занятий.
6. Составление сценария культурно-досуговой деятельности с использованием музыки для дошкольников в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).
Требования к знаниям и умениям студентов при подготовки к практикуму
Студенты должны иметь необходимые знания о содержании и организации музыкальной коррекционно-направленной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в развитии в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).
Студенты должны владеть технологией организации коррекционной музыкально-игровой и театрализованной деятельности вне занятий с детьми с проблемами в ДОУ; подбирать дидактический материал и проводить музыкально-дидактические и режиссерские игры с детьми; планировать различные виды коррекционно-направленной музыкальной деятельности с детьми вне занятий в ДОУ; составлять сценарий досуго-вой деятельности детей с проблемами в развитии; к педагогической практике составлять конспект проведения различных видов коррекционной работы с использованием музыки вне занятий (музыкально-дидактические, музыкально-речевые, театрализованные игры) с детьми в ДОУ компенсирующего вида (по профилю).
Примерные темы курсовых и выпускных квалификационных работ
5. Изучение особенностей музыкально-игровой деятельности детей вне занятий в ДОУ компенсирующего вида.
6.Формирование воспитателем коррекционно-направленной музыкально-игровой деятельности с дошкольниками с проблемами в развитии.
7.Формирование коррекционно-направленной театрализованно-игровой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.
8.Музыкально-дидактические игры как средство коррекции слухового восприятия дошкольников с проблемами в развитии.
10.Педагогические условия организации воспитателем музыкальной досуговой деятельности с детьми в ДОУ компенсирующего вида.
11.Формирование согласованности движений и речи на занятиях по коррекционной ритмике.
12.Формирование эмоциональной сферы дошкольников с проблемами в развитии средствами музыки.
13.Особенности развития музыкального восприятия у старших дошкольников с проблемами в развитии.
14.Развитие голоса дошкольников с проблемами в процессе пения.
13.Формирование речи дошкольников с проблемами в развитии в театрализованных образно-ролевых играх.
14.Ритмическая стимуляция речи у слабослышащих дошкольников на занятиях по фонетической ритмике.
15.Коррекция психических функций детей с задержкой психического развития на занятиях по коррекционной ритмике.
Раздел V
КОРРЕКЦИОННАЯ РИТМИКА
Глава 1
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Логопедическая ритмика - один из видов кинезитерапии, средство коррекции речевых нарушений с помощью движений, музыки и слова. Логопедическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи - составная часть системы коррекционной помощи в дошкольном образовательном учреждении.
Нарушения речи и двигательных функций (мимической, артикуляционной, общей моторики) выявляются в диагностическом обследовании дошкольников с нарушением речи с помощью тестов Озерецкого-Гельнитца и Л.А.Квинта, а также приемов, общепринятых в логопедии. Обследование состояния произвольной моторики включает такие моменты, как обследование произвольной мимической моторики (качество и объем движений мышц лица, глаз, щек); речевой моторики (силы, точности, объема, перключаемости движений губ, языка, щек); состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики (статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений); тонкой моторики пальцев рук (качества и степени дифференцированности движений, возможности действий с предметами) .
Практика использования логопедической ритмики показывает положительную динамику в коррекции речи у детей с разными речевыми нарушениями: с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическими отклонениями, заиканием и др. При каждом варианте нарушения содержание и организация логoритмических занятий выстраиваются в соответствии со структурой данного нарушения, только в этом случае они дают коррекционный эффект.
Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.
К коррек:ционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической, артикуляционной).
В образовательные задачи входит знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела, о некоторых музыкальных терминах при формировании чувства ритма (музыкальный метр, темп, регистр).
К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и к речи.
На логоритмических занятиях развитие психомоторики осуществляется на неосознанном, непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы в дальнейшем помогает организовывать речь. Все навыки, полученные на логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Занятия проводятся логопедом, владеющим музыкальным инструментом, музыкальное сопровождение также может осуществлять музыкальный руководитель. Продолжительность занятий зависит от возраста детей и колеблется от 20 до 35 мин. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. В начале коррекционного курса отрабатывaютcя двигательные навыки и умения, а затем на этой основе строится речевая работа.
Организация логоритмических занятий в группе для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Коррекционная работа в дошкольном учреждении с детьми с ФФНР проводится в двух направлениях: постановка и автоматизация звуков и развитие фонематических процессов. В подготовительной к школе группе вводятся элементы обучения грамоте. У детей с фонетико-фонематической недостаточностью наблюдается некоторое несовершенство двигательных функций, коррекция которого способствует более эффективному и быстрому преодолению основного речевого расстройства. Занятия логопедической ритмикой с дошкольниками с данной патологией развития речи проводятся 2 раза в неделю. Они включают такие средства, как упражнения на различные виды ходьбы и бега; на развитие речевого дыхания; на регуляцию мышечного тонуса голоса, дикции, артикуляции, статистической и динамической координации движений, мелкой и мимической моторики; упражнения на переключаемость движений.
План-конспект логоритмического занятия для дошкольников
с фонетико-фонематическими нарушениями речи'
Тема: Звук [с]
Организационный момент. Загадка.
Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое... (Самолет.)
1. Ходьба в обход зала в колонне по одному под тихую музыку на носочках, руки за головой и под громкую музыку полуприседом, руки на поясе (музыка Э. Парлова «Марш»).
2. Чередование медленной и быстрой ходьбы парами, бег (музыка
Ф. Надененко «В темпе марша»).
3. Гимнастика «активного вдоха», упражнения «Наклоны головы», «Обними плечи», «Повороты», «Маятник», «Насос» (музыка - латышская народная мелодия в обработке А.Донас).
4. Развитие фонематического восприятия. Произнесение логопедом ряда слов со звуком [с] или без него: мак, сом, кот, сад, салат, заяц, слон, пила, шишка, жук, звон, собака, насос. Если звука [с] в слове нет, то дети сидят на ковре по всему залу, если звук [с] в слове слышится, то дети двигаются по залу, произнося звук [с] с имитацией движений крыльев самолета.
5. Упражнение на развитие дикции и артикуляции - проговаривание
последнего слога с имитацией движений рукой, как при игре в бадминтон.
Укусила в нос оса - са, са, са, са.
Стал мой нос как колесо - со, со, со, со.
Не боюсь я злой осы - сы, сы, сы, сы.
Я осу в руке несу - су, су, су, су.
6. «Звук заблудился» - замена слов по смыслу, определение позиции звука [с] в слове, придумывание детьми движений и выполнение их под текст.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался дом (сом).
На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет, похрустывая, пушки (сушки).
7. Упражнение на согласованность речи с движением с предметами. Дети стоят полукругом напротив логопеда, который бросает мяч, произнося одновременно слово со звуком [с]. Ребенок, получивший мяч, возвращает его, изменяя это слово во множественном числе: сумка - сумки, носок - носки, насос - насосы и т. п.
8. Упражнение на координацию речи с движением (музыка - чешская народная мелодия «Отойди и подойди»).
Мы снежинки, мы пушинки, (Наклоны головы аправо-влево.)
Покружиться мы не прочь. (Поворот вокруг себя.)
Мы снежинки, балеринки, (Наклоны туловища в стороны.)
Мы танцуем день и ночь. (Приседание с поочередным выставлением ноги в сторону.)
Землю бархатом укрыли (Наклоны в низ.)
И от стужи сберегли. ( Приседание с разведением рук в стороны.)
9. Упражнение для развития мелкой моторики «Слон».
В зоопарке стоит слон. (Разжимание и сжимание пальцев
Уши, хобот, серый он. ( Поочередное выставление больших пальцев, указательных пальцев потирание кистей.)
Головой своей кивает,
Будто в гости преглашает. ( Кисти лицом к себе, зовущий жест, 4 раза.)
10. Диафрагмальная дыхательная гимнастика с игрушкой на животе ( аудиозапись песни «Лесной олень» из серии «77 лучших песен для детей»).
Дата: 2019-04-23, просмотров: 622.