I . Коррекция психических функций средствами движений и музыки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Упражнения на внимание (произвольность, концентрация)

1. «Погуляем» (музыка Т.Ломовой «Этюд»).

Дети идут неторопливо врассыпную, небольшими шагами под музы­ку, ставя ногу на всю ступню, сохраняя хорошую, но непринужденную осанку. При повторе музыки по словесному сигналу взрослого: «Круг», «Колонна», «Пары», «Цепочкой, держась за руки» дети перестраивают­ся, продолжая движение. Выполняют упражнение до окончания музыки.

2. «Регулировщик движения» (музыка Л. Вишкарева «Марш»).

Взрослый (затем ребенок) выполняет роль регулировщика. Дети сто­ят свободно напротив регулировщика, перед ними свободное простран­ство. На каждую музыкальную фразу регулировщик указывает направле­ние движения (вперед, назад, вправо, влево, по кругу). Задача состоит в том, чтобы каждый ребенок и вся группа четко, под прямым углом ме­няли направление своего движения.

Упражнения на развитие воображения

1. «Игра с водой» (музыка — французская народная мелодия).

Дети сидят на полу (на коленях, на пятках) на берегу воображае­мых реки, моря и играют с «водой», плавно разводят руки в стороны (в соответствии с музыкальными фразами), «брызгаясь» весело друг с другом.

2. «Сорвем одуванчик» (музыка И. Энской, движения Е. В. Горшковой).
Дети свободно двигаются по залу спокойным шагом, будто гуляя по

полю, вдыхая свежий воздух, любуясь высоким небом, неожиданно ви­дят воображаемый одуванчик на длинном стебельке, с пушистой ша­почкой. Останавливаются, опускаются на колено, любуясь осторожно срывают цветок, а затем дуют на пушинки, которые разлетаются. Дети поднимают руки, будто сами хотят улететь ввысь, вслед за пушинками.

3. «Качаем куклу» (музыка Н. Римского-Корсакова «Колыбельная»).
Дети, свободно двигаясь по залу, укачивают куклу, в конце музыки

садятся с куклой на стулья.

4. «Полоскание платочков» (русская народная мелодия «Ой, утушка
луговая», обработка Т.Ломовой, движения Е.Соковниной).

Дети стоят свободно по залу, имитируют «полоскание платочков», «сушат платочки», «обмахиваются платочками», выполняя движения в соответствии с музыкальными фразами.

5. Игра с воображаемым мячом (музыка С. Майкапара «Этюд»).
Дети имитируют удары большого мяча об пол двумя руками, а затем

показывают подбрасывание мяча вверх.





П. Коррекция эмоциональных состояний и адекватного общения

В коллективе

1. «Гладим кошку» (музыка Т. Вилькорейской «Колыбельная»).

Дети под музыку (сидя на полу, на стульях) поглаживают вообража­емую кошку, которая «лежит» на коленях, с нежностью и осторожно­стью проводя руками от ее головы по спинке до кончика хвоста. При этом дети, любуясь, смотрят на свою кошечку.

2. «Веселые Петрушки» (музыка — английская народная песенка
«Полли»).

Дети легким пружинящим подпрыгиванием в свободном движении по залу создают забавный, юмористический музыкально-двигательный образ, подпрыгивают (словно заведенная игрушка) и вдруг неожиданно заканчивают движение решительными топающими шагами.

3. «В лесу» (музыка А. Гречанинова «Необычайное приключение»).

Дети (совместно с педагогом), как будто заблудившись в лесу, осто­рожными шагами, прислушиваясь к шорохам, крикам лесных обитате­лей, двигаются под музыку через «чащу леса», останавливаясь, приса­живаясь и опять продвигаясь вперед. В конце, преодолев препятствия, выходят на дорогу, ведущую домой.

4. «Спать хочется» (французская народная мелодия, обработка Ш. Ви-
дора).

Дети передают спокойный, как бы сонливый характер музыки, сидя на полу слегка покачиваются и в конце музыки группируют, собирают корпус тела и кладут голову себе на колени, «засыпая».

5. «Колка дров» (музыка А. Серова, отрывок из оперы «Рогнеда»).

Дети передают энергичный образ, имитирующий напряженный фи­зический труд, исполняют движения свободно, без зажимов. В конце после последнего удара сцепленные руки размыкаются и торжествующе вски­дываются в стороны и вверх: «Ура! Полено расколото».

6. «Вежливый танец» (немецкая народная мелодия).

Дети создают музыкально-двигательный образ спокойного и чинного танца, учатся внимательно относиться к своему партнеру, находить с ним общий ритм движения.

7. «Обида и прощение» (музыка Ф.Миллера «Этюд», движения
Е.В.Горшковой).

Дети стоят в парах. Один ребенок «плачет», закрыв лицо руками и «всхлипывая», другой гладит его рукой по плечу, пытаясь заглянуть в лицо.

8. «Давай дружить» (музыка В.Витлина, движения Е.В.Горшковой).

Дети стоят в парах. Под музыку один протягивает руки другому: «Да­вай дружить», в ответ ребенок отворачивается: «Не буду дружить». Затем дети расходятся, отстраняясь друг от друга, при повторе меняются роля­ми. И в конце упражнения оба протягивают друг другу руки: «Давай дру­жить». Танец исполняется шутливо.




III . Коррекция моторики

1. «Качание рук с лентами» (польская народная мелодия, обработка
Л.Викарева).

Дети выполняют свободные маховые движения с взлетающими в руках лентами, создающими легкий и беззаботный образ. Из и. п. поло­жения руки подняты в стороны, дети делают взмахи руками скрещивая их перед грудью.

2. «Пружинки» (русская народная мелодия «Посеяли девки лен», об­
работка Т.Ломовой).

Пружинящие движения ног, формирующие навыки, необходимые для правильного выполнения бега, прыжков, поскоков, плясовых дви­жений. Сила движений увеличивается с усилением звучания музыки на вариациях.

3. «Готовимся к параду» (Марш В. Витлина «Советская Армия»).

Регуляция мышечного тонуса. Чередование энергичных движений вы­сокого шага с мягкой, бесшумной ходьбой, развитие умений перено­сить тяжесть тела на переднюю часть стопы.

4. «Выставление ноги на носок» (эстонская танцевальная мелодия).

Развивается движение голеностопного сустава, формируется чувство му­зыкальной формы, умение различать две неконтрастные части мелодии.

5. «Цирковые лошадки» (музыка М.Красева «Лошадки»).

Бег с высоким подъемом ноги «Лошадки брыкаются» (по кругу, врас­сыпную, по диагонали).

6. «Мячики» (музыка Л. Шитте «Этюд», соч. 108, № 20).
Энергичные прыжки и имитирующие образ «тугих мячиков» в соот­
ветствии с ритмом музыки.

IV . Согласование движений с речью (один из вариантов)

Ритмизация текста.

Чок, чок, пятачок,

Сзади розовый крючок,

Посреди бочонок,

Голос тонок, звонок,

Кто же это, отгадай (это поросенок!)

Колокольчик всех зовет, Он нам песенку поет, Тонким, звонким язычком, Говорит нам: бим-бам-бом!

Тук, тук, что за стук? Это я, майский жук, Окошко отворите, Поскорей меня впустите, Я из леса, жу-жу-жу, Я вам сказку расскажу.

Уж давно в своих кроватках спят ребятки сладко, сладко. Ну, тогда я жу-жу-жу, Ти-хо, ти-хо посижу.

{Первый раз текст произно­ сит педагог, дети только пос­ ледние слова-отгадку. При повторе произношение тек­ста сопровождается хлопка­ми, ударными инструментами, шагами, как перекличка «эхо»).

(Первый раз педагог играет на колокольчике, дети повто­ ряют (ложками, кубиками) или отвечают словом, хлоп­ ками).

(Дети проговаривают текст вместе с педагогом в форме эха, затем с хлопками, с шага­ ми, инсценируя движения жу­ ка, как вариант — с музы­ кальными инструментами).

Игры, упражнения коррекционной ритмики для детей с нарушением зрения1

Упражнения на пространственную ориентацию и передачу основных движений (ходьбы, бега, поскоков)

I. «Маршируем по-разному» (музыка М. Раухвергера «Марш», Е.Ти-личеевой «Марш»). Дети ходят по залу ритмичным, бодрым шагом всей группой. По мере того, как дети овладевают ходьбой, задание усложняет­ся: они делятся на несколько отрядов и идут за ведущими в разных направ­лениях; строятся в пары, в колонну, идут противоходом или цепочкой между предметами.

2. «Кружки и стайки» (музыка А.Жилинского «Экосез»).

Дети разделены на две подгруппы, образуют два круга в разных углах зала, в руках у них ленточки разного цвета, у одних в правой руке, у других в левой. Одна из подгрупп легко бежит под музыку по кругу влево, держа ленточку в сторону правой рукой, другая — вправо, держа ленточку в ле­вой руке. При повторении дети свободно врассыпную двигаются по залу, а затем, опять собравшись в кружки, повторяют движения первой части.

3. «Мальчики и девочки» (музыка — английская народная мелодия,
обработка Л. Вишкаревой).

Дети по очереди передают образ энергично шагающих мальчиков врас­сыпную в пространстве и задорных смешливых девочек, двигающихся легкими поскоками, не задевая друг друга. Мальчики и девочки стоят отдельно у противоположных стен.

4. «Тихие воротца» (музыка С.Майкапара «Росинки»).

Дети учатся бесшумно, свободно, не сбиваясь в кучки, двигаться в пространстве. Двое детей, взявшись за обе руки, подняв их вверх, стоят посредине зала с закрытыми глазами, образуя воротца. Дети, тихо и ос­торожно двигаясь по залу, стараются пробегать под «воротцами» незаме­ченными. Воротца ловят пробегающих опусканием рук, если их задели.

5. «Змейка с воротцами» (хоровод) (русская народная мелодия «За­
плетись плетень», обработка Н. Римского-Корсакова).

Дети спокойным хороводным шагом двигаются по залу, как будто течет речка в зеленых лугах, неторопливо и размеренно «змейкой» за ведущим, который делает повороты то налево, то направо, то по диа­гонали. В конце мелодии первые два ребенка образуют «воротца», встав друг другу к лицом, а ведущим становится третий ребенок, и все повто­ряется сначала. Каждый ведущий должен делать свой рисунок «змейки». После каждого повторения «воротца» встают в конце колонны детей.







Дата: 2019-04-23, просмотров: 307.