Учет предметной специфики в процессе анализа урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специфика предмета всегда влияет как на активизируемые на уроке виды познавательных процессов, так и на эмоциональный фон урока. Например, на уроке с демонстрацией опыта по физике или химии эмоции учащихся по поводу конкретного воспринимаемого явления не должны помешать им сделать обобщенный вывод о сущности демонстрируемого явления. Тогда как на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства задачей учителя является не «освобождение» логического мышления учащихся от непосредственных эмоций, а помощь в осмыслении самих эмоций и совершенствовании формы их выражения. На этих уроках возникают и определенные трудности в оценке успехов школьников: ведь эмоциональное переживание всегда субъективно, тесно связано со структурой и содержанием внутреннего мира ученика, оценивание которых представляет собой уже этическую проблему, решать которую приходится учителю.

Особой спецификой обладают предметы языка, как русского, так и иностранного. Ведь язык представляет собой не сведения о мире или человеческой деятельности, а скорее форму их фиксации и передачи. Для усвоения же формы требуется несколько иной подход или угол зрения, иногда отсутствующий у учащихся. Ярким примером этого могут служить встречающиеся у младших школьников представления о том, что «бег» - это глагол, так как обозначает действие. Отличает языки от других школьных предметов и неоднородность того, что учащимся необходимо усвоить: это и «языковая система» и «языковой материал» и собственно «речевая деятельность». При овладении языком всегда большое место занимает запоминание и воспроизведение языкового материала с минимальным его преобразованием, поэтому приемы повышения эффективности запоминания имеют здесь гораздо большее значение, чем на других уроках, в то время как творчество и воображение могут быть задействованы лишь в минимальной степени и при довольно высоком уровне освоения речевых действий. Являющееся по некоторым концепциям врожденным «чувство языка» - это скорее всего результат интериоризации речевых действий, представляющих собой сплав теории и практики языка. Поэтому активно практикуемое на начальных этапах овладения многократное повторение одних и тех же речевых действий в разных условиях является психологически оправданным, как и вариация самих условий для снятия монотонности процесса (диалоги, различные роли и пр.).

Характерной особенностью предметов естественно-научного цикла является использование в качестве объектов изучения вместо живых организмов или реальных процессов их моделей, что создает некоторые дополнительные трудности при проведении и анализе такого урока. Возникает проблема соответствия модели предмету изучения: полно ли она отражает свойства и качества изучаемой реальности. Даже при хорошей и доступной для школьников модели учителю необходимо иногда возвращаться к тому, как учащиеся понимают соотношение модели и реального объекта (например, при работе с глобусом у школьников иногда возникает представление об идеально круглой Земле).

Специфика уроков физкультуры и трудового обучения состоит в том, что основным предметом усвоения здесь являются не теоретические знания, а практические умения и навыки. Это вызывает увеличение роли индивидуальной работы с каждым учащимся, необходимости коррекции действий по ходу их исполнения. Обобщенный анализ типичных ошибок, весьма эффективный на уроках, например, математики или химии, когда ошибки уже отчеркнуты в работе каждого школьника красным карандашом, может оказаться совершенно бесполезным на уроках труда или физкультуры, поскольку редко школьники обладают таким развитым видением собственных действий, чтобы узнать свои ошибки в типичных, демонстрируемых учителем. Известно, что даже квалифицированные спортсмены, которые должны обладать развитым отражением собственных движений зачастую удивляются, увидев их видеозапись. Еще одна особенность уроков физкультуры и труда заключается в повышенной опасности получения травм учениками, поэтому контроль учителя за действиями учащихся должен быть здесь более пристальным еще и в целях обеспечения безопасности их.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Дата: 2019-04-23, просмотров: 184.