Владимир 2000
Печатается по решению
редакционного совета ВГПУ
Педагогическое образование: технологический аспект. Учебно-методическое пособие. - Владимир: ВГПУ, 2000. - 2 с.
Учебно-методическое пособие составлено применительно к программам психолого-педагогической практики в соответствии с государственным стандартом базового педагогического образования.
Рекомендуется для студентов высших педагогических учебных заведений, в которых психолого-педагогическая практика является одной из форм организации целостного образовательного процесса. Может быть использовано учителями - руководителями психолого-педагогической практикой.
Редакционная коллегия: Е.Н.Селиверстова (отв. редактор), В.А.Зобков, Л.А.Романова, О.В.Филатова
Ответственный за выпуск: В.В.Попова
©Владимирский государственный педагогический университет
© Зобков В.А., Романова Л.А., Селиверстова Е.Н., Филатова О.В.
Уважаемые студенты!
Материалы, составляющие содержание данного пособия, представляются нам значимыми с точки зрения формирования профессиональной культуры будущего учителя и становления его профессионального самосознания. Важно понимать и помнить, что учитель и его педагогическая деятельность оказывают воздействие на различные стороны личности школьника, а иногда и определяют его индивидуальную судьбу. Поэтому для осуществления успешной педагогической деятельности Вам как, возможно, будущим педагогам, важно исходить из гуманистически ориентированных представлений о сущности организуемых педагогических процессов, знать возрастные особенности школьников, закономерности становления и формирования личности ребенка, владеть дидактически грамотным подходом к построению урока и педагогически целесообразной организации педагогического общения, наконец, иметь основательное представление о том, как собственные коммуникативные навыки влияют на состояние и развитие учеников.
Педагогика и психология - не только теоретические дисциплины, но и системы прикладного знания, позволяющие педагогу совершенствовать свою работу с детьми и профессионально помогать им. В настоящем пособии представлен достаточно широкий арсенал диагностических методик, овладение которыми поможет, на наш взгляд, выявить трудности и проблемы, не позволяющие школьнику успешно учиться и строить свои контакты с окружающим миром. Только учитывая индивидуальные особенности учащегося, уникальность и неповторимость его внутреннего мира, адекватно оценивая его актуальное окружение, можно оказать реальную помощь в его личностном росте и развитии. С этой целью в пособии представлены варианты технологических подходов и ориентиров, определяющих стратегию деятельности учителя по организации педагогического процесса в зависимости от результатов диагностической работы.
Пособие состоит из пяти разделов. Первый раздел пособия «Организационные основы и содержание педагогической практики» посвящен содержанию учебной педагогической практики, основная цель которой - развитие личностного самосознания и формирование профессиональной культуры будущего педагога. Значимость материалов этого раздела для студента, выходящего на практику, определяется тем, что знакомство с логикой развертывания содержания педагогической деятельности в период педпрактики с третьего по пятый курс позволит студенту стать «хозяином» своей судьбы, включиться в выработку собственной индивидуальной траектории педпрактики.
Во втором разделе «Анализ урока: психологические и педагогические аспекты» рассматриваются вопросы психолого-педагогического анализа урока. Используя материалы раздела, Вы научитесь не только педагогически целесообразно выстраивать свою профессиональную деятельность на уроке, но и при необходимости изменять отношение учащихся к предмету и учению в целом.
Третий раздел «Межличностные отношения в классе» посвящен анализу и методам выявления структуры классного коллектива и особенностям межличностных взаимоотношений школьников. Как показывает практика, студенты, даже хорошо владеющие теоретической составляющей курсов психологии и педагогики, часто испытывают затруднения при анализе, оценке и интерпретации реальных педагогических ситуаций, при принятии решения, адекватного сложившейся обстановке. Вопросы, поднятые в данном разделе, помогут Вам освоить подходы к анализу структуры межличностных отношений, выявлению характера взаимоотношений между учащимися, и следовательно, эффективно строить свое поведение, правильно реагировать в той или иной ситуации.
Четвертый раздел «Основные личностные новообразования подростка и старшего школьника» будет способствовать актуализации знаний, полученных в ходе изучения курсов общей и возрастной психологии и соответствующих разделов педагогики, а также предоставит описание ряда методик, позволяющих выявить индивидуальные особенности того или иного школьника, глубже проникнуть в его внутренний мир, раскрыть причины его проблем и трудностей. Детальное описание и анализ особенностей личности школьника и его «Я-концепции» поможет Вам, в случае необходимости, правильно сформулировать запрос школьному психологу.
Кроме того, этот раздел содержит ряд методик, позволяющих анализировать Ваши собственные личностные особенности. Известно, что многие из будущих и уже работающих педагогов не способны к осознанию и разрешению своих профессиональных и личностных проблем, имеют повышенную тревожность, эмоциональную неустойчивость, низкие показатели самопонимания, сосредоточены на защите своего «Я». Эти и многие другие проблемы и трудности учителя чаще всего зависят не от каких-либо отдельных качеств и умений, а от профессионального самосознания учителя, его отношения к себе, адекватности его самооценки. Поэтому рефлексия собственного поведения и индивидуальных качеств, осуществленная с помощью предлагаемых методик, будет способствовать Вашему профессиональному и личностному росту и становлению.
Пятый раздел «Особенности педагогического общения» познакомит Вас с важнейшими проблемами педагогического общения, а также с методиками его изучения и проектирования. От того, как общается учитель с учащимися на уроке и вне его, во многом зависит успех обучения и воспитания. В этом разделе кратко обозначены те качества и умения учителя, без которых невозможно эффективное педагогическое общение, а также те, которые препятствуют созданию благоприятных взаимоотношений между педагогом и учеником. Представляется совершенно необходимым, чтобы студент, работающий в школе, осознавал роль своего воздействия на учеников и в его произвольных, осознанных и в его неконтролируемых или слабо контролируемых влияниях.
Надеемся, что во время педагогической практики Вы не только продемонстрируете сложившийся уровень своей педагогической зрелости, укрепите интерес к избранной профессии, но и обогатите свой профессиональный опыт, а также обозначите новые проблемы, определяющие «зоны роста» Вашего профессионализма. Уверены, что Вы сможете использовать ситуацию педагогической практики и для познания самого себя с целью выявления, а при необходимости и совершенствования своих личностных особенностей и профессиональных качеств.
РАЗДЕЛ I
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Квалификация «учитель», предполагающая освоение студентом основ гуманитарного мировоззрения, овладение базовыми профессиональными знаниями и умениями, приобретается в условиях целостного образовательного процесса, в котором в гармоничном сочетании выступают общекультурная, психолого-педагогическая и предметная составляющие педагогической подготовки, с их теоретическими и технологическими аспектами. Основное назначение психолого-педагогической практики, как важнейшего компонента формирования технологической культуры будущего учителя, - разработка проектов образовательного процесса, их реализация и анализ, познание и окультуривание личности, деятельности и поведения школьника, детского сообщества в целом. При этом осуществляется перенос теоретических знаний в реальную педагогическую ситуацию.
Психолого-педагогическая практика является частью общего процесса педагогического образования учителя и представляет собой комплексные практические занятия, дополняемые другими формами учебного процесса (конференции, семинары, индивидуальные и групповые консультации и т.п.), в ходе которых осуществляется формирование профессиональной культуры будущего учителя.
Психолого-педагогическая практика в системе вузовского профессионального образования дополняет и обогащает теоретическую подготовку, создает возможность для закрепления и углубления полученных теоретических знаний, перевода их в плоскость технологического применения, формирования профессиональных умений, адаптации студентов к профессиональной педагогической деятельности.
Педагогическая практика является очередным этапом практической подготовки будущих учителей-предметников, протекающим в рамках реального образовательного процесса, в отличие от лабораторно-практических занятий, связанных преимущественно с его моделированием. И хотя за педагогической практикой неоправданно закрепилось мнение, что это лишь форма обучения, значение ее, как очевидно из вышесказанного, несомненно, шире. Именно в процессе практики студент, реализуя сложившийся профессиональный опыт, задается новыми вопросами, связанными с профессиональной деятельностью. Именно педагогическая практика призвана пробудить в нем потребность в педагогическом самообразовании и личностном самосовершенствовании как необходимой составляющей педагогической культуры.
В связи с вышесказанным основнымизадачами психолого-педагогической практики становятся:
1) углубление и закрепление теоретических психолого-педагогических знаний, полученных студентами, и их применение в решении конкретных педагогических задач;
2) формирование и развитие педагогических умений и навыков, а также профессионально значимых качеств личности учителя-предметника;
3) воспитание устойчивого положительного отношения к профессионально-педагогической деятельности, потребности в педагогическом самообразовании;
4) выработка исследовательского подхода к осуществлению педагогической деятельности, определяющего зрелость профессиональной позиции учителя в инновационной образовательной деятельности.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 241.