III.  ПРОГРАММЫ ПОАСПЕКТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ УЧЕТА И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ШКОЛЬНИКОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

III.1. Анализ учебной деятельности с учетом особенностей внимания

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления.

Свойства внимания:

Концентрация внимания - это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

Избирательность внимания - это сосредоточение на наиболее важных предметах.

Распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых оно осуществляется.

Преднамеренное (произвольное) внимание - это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени, Оно связано с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание - это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью и только с помощью больших усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание - это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна и необычность объекта, его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающаяся при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и т. п.), также всегда вызывает особое внимание.

Для анализа того, как учитываются особенности внимания при организации и проведении урока, могут быть использованы следующие вопросы:*

1. Как учитель стимулирует интерес к содержанию урока?

Как на уроке создается установка быть внимательным?

Как раскрыта на уроке практическая значимость излагаемого материала?

Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование и пр.)?

Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

Как организована смена видов деятельности на уроке?

Как учитываются возрастные особенности внимания школьников?

Как формируется цель деятельности на уроке?

Как выбирается темп ведения урока?

Как организуется активность учащихся на уроке?

Как учитываются индивидуальные особенности в уровне развития аттенционных способностей?

Как организована деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания?

Как учитель использует свои индивидуальные особенности для организации внимания учеников?

 

Литература

Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. - М., 1946.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.

Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания// Психологическая наука в СССР. - М., 1959. Т. 1.С. 207-220.

Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьников. - М., 1980.

Марищук В.Л. и др. Методы психодиагностики в спорте. - М., 1984.

Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1981.

Платонов К.К. Психологический практикум. - М., 1980.

Практические занятия по психологии/Под ред. А. В. Петровского. - М., 1972.

Страхов И.В. Воспитание внимания у школьников. - М., 1958.

Хрестоматия по вниманию/Под ред. А. Н. Леонтьева и др. - М., 1976.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 275.