Педагогическая практика проводится в 9-11 классах общеобразовательных школ (городских и сельских), являясь логическим продолжением педагогической практики на 4 курсе. Содержание деятельности студентов в этот период должно быть максимально приближено к реальной профессиональной деятельности учителя-предметника, работающего в условиях творчески-созидающей педагогической деятельности. Основная цель практики - повышение уровня профессиональной культуры будущего учителя-предметника за счет обогащения его исследовательской культуры, существенным образом перестраивающей и обогащающей систему его профессиональных ценностей.
Общие цели практики
Выполняя задания, предложенные кафедрами, студенты должны показать и совершенствовать:
1) умение планировать урочную и внеурочную работу по предмету в ориентации на интересы развивающейся личности школьника;
2) умение проектировать целостные отрезки учебного процесса в рамках той или иной дидактической системы и реализовывать созданные проекты на основе педагогического творчества;
3) умение организовывать и проводить внеклассную воспитательную работу в ориентации на максимальное окультуривающее влияние воспитания;
4) умение осуществлять целостный анализ и самоанализ урока;
5) умение анализировать собственную профессиональную деятельность с точки зрения традиций и инноваций в образовании.
Соответственно целям студенты выполняют следующие задания:
1) приобрести опыт целостного психолого-педагогического анализа и самоанализа урока;
2) подготовить и провести воспитательное мероприятие (дело) с последующим самоанализом;
3) выполнить исследовательское задание, ориентированное на поиск способа профессионального самоопределения в организации педагогического процесса.
Для студентов 5 курса предоставляется возможным свободный выбор заданий исследовательского блока, в том числе, по запросу классного руководителя, психолога школы, руководителя дипломного проекта (по согласованию с руководителем практики и последующим оформлением отчета о выполненной работе).
Примерная тематика исследовательских заданий, ориентированных на образовательный процесс в целом:
1. Изучить способы постановки цели на уроке в логике субъектно- субъектной или в субъектно-объектной ориентации. Выявить конкретные способы включения учащихся в самостоятельное целеполагание, имевшие место на Ваших уроках и уроках учителей.
2. Выделить используемые в учебном процессе типы развивающих заданий. Проанализировать развивающие возможности, заключенные в них.
3. На основе наблюдения за работой учителя и собственного опыта выделить способы создания на уроке ситуаций, позволяющих ученику выразить личностное «Я».
4. Описать способы создания диалоговых ситуаций на уроках (диалог логик, культур, голосов). Выделить некоторые методические приемы поддержания диалоговой ситуации.
5. Изучить опыт осуществления уровневой дифференциации на уроках учителей-предметников. Какие разноуровневые задания предлагались Вами в учебном процессе? При каких условиях включение этих заданий в учебный процесс способно реализовать цели уровневой дифференциации?
6. Проанализировать оценивающую деятельность учителя-предметника в ходе урока и в письменных работах учащихся. Описать собственный опыт оценивания деятельности учащихся.
7. Изучить опыт организации зачета (семинара) по предмету. Выделить условия эффективности зачета (семинара) как формы организации учебного процесса.
8. Изучить опыт организации самостоятельной работы учащихся в учебном процессе. Выделить условия эффективности самостоятельной работы ученика.
9. Проанализировать творческие работы школьников (сочинения, рисунки, заметки для газет, подделки и т.п.) с точки зрения отражения в них духовной культуры школьников, их ценностной ориентации.
10. Зафиксировать понравившиеся Вам приемы работы учителя-предметника. Описать их педагогические возможности. Доказать их педагогическую эффективность в рамках определенной педагогической системы учителя.
11. Оценить уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся Вашего класса (группы учеников). Наметить соответствующие педагогические задачи и возможные способы их достижения (с учетом выявленных особенностей школьников).
12. Выделить способы проблематизации учебного материала, используемые Вами и наблюдаемые в период практики.
13. Изучить опыт организации сотрудничества учащихся в обучении. Выделить условия эффективности сотрудничества школьников.
Рекомендуемая литература для выполнения исследовательских заданий
1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка.- М., 1980.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур. Опыт определения// Вопросы философии. 1989. №6.
3. Библер В.С. Школа диалога культур// Советская педагогика. 1988, №11.
4. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск, 1992.
5. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. - М., 1984.
6. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989.
7. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968. С. 25-42.
8. Зобков В.А. Психология отношения и личности учащегося. – Казань, 1992.
9. Иванова С.В. Личностно ориентированное обучение на уроках литературы в старших классах // Литература в школе. 1997, №4.
10. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М., 1999.
11. «Круглый стол»: теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика. 1996, №5.
12. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. - М., 1989.
13. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
14. Лобанов А.А. Педагогика общения. - Владимир, 1995.
15. Лобанов А.А. Манипуляции в общении. - Владимир, 1997.
16. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
17. Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Дифференциация в средней школе// Советская педагогика. 1990, №8. С. 42-47.
18. Неймарк М.С. Некоторые проблемы личности школьника. - М., 1975.
19. Образование накануне XXI века: традиции и перспективы. Сб. научных трудов / Под ред. Богомоловой Л.И. - Владимир, 1999.
20. Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. - М., 1975.
21. От школы монолога к школе диалога. - Владимир 1996.
22. Педагогические теории, системы и технологии. Хрестоматия. Ч.1. / Под ред. Селиверстовой Е.Н. - Владимир, 1998.
23. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. - М., 1990.
24. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? - Томск, 1993.
25. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. - Томск, 1993.
26. Селиверстова Е.Н. Школа развития - школа субъектности // Газета «Наша школа». 1997, №2-3. Там же серия статей о развивающем обучении.
27. Серия статей об уровневой дифференциации. См. «Учительская газета». 1998, №7. С. 8-17.
28. Современная дидактика: Теория - практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1994.
29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М., 1995.
30. Фридман А.М. Педагогический опыт глазами психолога. - М., 1987.
Примерная тематика исследовательских заданий, ориентированных на воспитательный процесс
1. Изучить и оценить опыт разрешения учителями школы этических ситуаций на уроке и вне его.
Литература:
· Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.
· Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М., 1987.
· Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
· Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., 1987.
2. Проанализировать опыт организации сотрудничества классного руководителя с родителями школьников: цели, содержание, формы.
Литература:
· Гуров В.Н. Семья и школа: деятельностные взаимоотношения// Педагогика. 1992, №7-8. С. 37-41.
· Даведьянова Н.С. Сотрудничество семьи и школы: опыт разработки концепции/ В кн.: Актуальные проблемы педагогики: Сб. научных трудов. Вып.2. - Владимир: ВГПУ. 1988. С. 161 - 169.
· Журнал «Классный руководитель». 1997 - 1998 гг.
· Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996.
3. Изучить опыт приобщения детей к системе общечеловеческих ценностей, имевший место в деятельности классного руководителя и учителей-предметников.
Литература:
· Караковский В.А., Новиков Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996.
· Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей» / В кн.: Моделирование воспитательных систем: теория - практике. - М., 1995. С.78-87.
· Личность в воспитательной системе школы/ Научно - методический сборник. Владимир, 1993.
· Наша школа: Региональная методическая газета. - Владимир ИУУ. 1997, №1.
· Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. 1998, №3. С. 3-8.
· Разумовская Т.В. Воспитание и воспитательная система школы (Методические материалы и рекомендации в помощь изучения темы.) Часть1. Владимир, 1997.
· Русская школа / Духовно - нравственные проблемы воспитания. - М., 1998.
4. Выявить особенности содержания и форм воспитания, имевших место в Вашей работе как классного руководителя (гражданско-правовое, трудовое, экологическое, нравственное, эстетическое, половое, физическое и т.д.).
Литература:
· Газман О.С. Воспитание: новые подходы. - М., 1997.
· Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - М., 1993. Раздел 3.
· Караковский В.А., Новикова Л.И, Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 1996.
· Мир детства: Подросток. - М., 1989.
· Мир детства: Юность. - М., 1991.
· Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. - М., 1991.
· Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996. Темы 4,5.
· Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика / Учебное пособие. - М., 1997.
· Журнал «Классный руководитель». 1997-1998 гг.
· Щуркова Н.Е. Воспитание: Взгляд с позиций культуры. - М., 1997.
5. Проанализировать опыт работы классного руководителя по профилактике отклоняющегося поведения школьников.
Литература:
· Основы социальной педагогики: Курс лекций. - Владимир, 1995.
· Хрестоматия по социальной педагогике. Часть 1,2 / Под ред. Попова В.А. - Владимир, ВГПУ, 1997.
6. Выявить и оценить новые подходы к профессиональной ориентации старшеклассников (через самопознание).
Литература:
· Генкин Е. Психологические опыты// Серия «Ваш психологический портрет». С.-П., 1997.
· Методика воспитательной работы / под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1989.
· Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.
7. Изучить и оценить способы организации досуговой деятельности школьников, имевшие место во внеклассной воспитательной работе классного руководителя.
Литература:
· Журнал «Классный руководитель». 1997-1998 гг.
· Поломис К. Дети на отдыхе. - М., 1995.
· Путешествие в страну тайн: Познавательные игры в семье / Под ред. Смирнова В.Ф. - М., 1992.
8. Оценить результативность использования классным руководителем игры и элементов романтики в организации жизнедеятельности класса.
Литература:
· Богуславский С.Р. Пока сердца для чести живы// Серия «Педагогика и психология». - М., 1990, №4.
· Поляков С.Д. О новом воспитании// Серия «Педагогика и психология». - М., 1991, №10.
· Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. - М., 1996.
· Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. Владимир, 1997. (См. и др. работы того же автора).
9. Изучить и оценить степень адекватности средств воспитания выдвигаемым и решаемым классным руководителем педагогическим целям. Обозначить педагогические проблемы.
Методика воспитательной работы / Под ред. Л.И.Рувинского,- М.,1989.
Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека// Педагогика. 1998, №3, С.3 - 8.
Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания// Педагогика.1998,№4, С.3 – 10.
Подласый И.П. Педагогика.- М., 1996. Темы 4,5.
По завершению практики каждый студент сдает методисту следующие виды отчетной документации:
краткий аналитический отчет с перечнем выполненной в период практики работы, самоанализом и пожеланиями по содержанию и организации практики (к отчету прилагаются еженедельные планы работы с самооценками текущей работы студентом и внешними оценками методиста);
педагогический дневник (рабочая тетрадь), в котором фиксируются наблюдения студента за ходом педагогического процесса, а также результаты профессиональной саморефлексии, связанной с выполнением заданий, предложенных кафедрами;
исследовательское задание.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 217.