· развитие личностного самосознания и формирование профессиональной культуры будущего учителя, как ведущая задача педагогической практики;
· включение студентов на основе соответствующей мотивации в профессиональную деятельность, актуализирующую их потребность в использовании накопленных на предшествующих этапах обучения знаний в области педагогики, психологии и частных методик и направленную на формирование основных педагогических умений и навыков;
· овладение понятийным аппаратом психологии, педагогики, методики на уровне, соответствующем современным требованиям профессиональной культуры;
· формирование способности к рефлексии собственного педагогического опыта.
В программе педагогической практики очного обучения выделяются определенные этапы: начальный (3 курс), направленный на приобщение студента к школе, но не в качестве наблюдателя, а в качестве активного участника образовательного процесса, его проектировщика и реализатора; основной (4 курс) - с целью овладения основными интегративными педагогическими умениями и навыками; завершающий (5 курс) - с целью систематизации, углубления и конкретизации психолого-педагогических и предметных знаний, общих и специальных умений и навыков, повышения уровня профессиональной культуры в целом.
Целенаправленная научно-обоснованная организация педагогической деятельности студентов предусматривает выполнение ими системы заданий, адекватно отражающих сущность и содержание каждого этапа профессиональной подготовки средствами педагогической практики. Система заданий, направляющих практическую работу студентов, включает ориентировку (диагностика, целеполагание, планирование), исполнение, контроль, анализ и коррекцию деятельности.
Ведущий принцип организации педагогической практики - деятельностный подход, который предполагает активное участие студентов в организации жизнедеятельности учащихся, направленное на создание условий, способствующих раскрытию жизненных сил ученика, развитию его способностей, его индивидуальности, формированию полноценной духовной культуры личности и на этой основе - достижение достаточно высокого уровня образованности ребенка.
Программа педагогической практики
Курс
Педагогическая практика на 3 курсе направлена на первичную профессиональную адаптацию в условиях школы, формирование психологической и практической готовности студентов к участию в педагогическом процессе.
Общие целипрактики
Изучая систему работы школы, студенты должны получить:
1) представление об учебно-воспитательной системе школы;
2) знание содержания учебной, внеклассной и методической деятельности учителя-предметника, классного руководителя;
3) первоначальные базовые педагогические умения, а именно: изучать детское сообщество и с учетом этого определять целевую организацию педагогической деятельности в области воспитания и обучения; отбирать содержание, формы и методы, необходимые для достижения (реализации) поставленных задач, и применять эти средства на практике; анализировать результаты своей педагогической деятельности, выделяя причины и факторы своих профессиональных достижений и неудач; педагогически целесообразно выстраивать свое общение со школьниками и с коллегами-учителями;
4) умение планировать деятельность по изучению личности школьника и осуществлять адекватный выбор методов изучения и психодиагностических методик;
5) умение оценивать педагогические возможности отдельных педагогических «ходов» и из них отбирать те, которые могут быть использованы для решения частных педагогических задач.
Соответственно целям студенты получают следующие задания:
1) ознакомиться с системой работы средней школы, особенностями протекания учебно-воспитательного процесса в школах различных типов, а также с важнейшими характеристиками учебно-методической работы современной школы;
2) изучить содержание деятельности классного руководителя, учителей-предметников и учащихся «своего» класса, участвуя в учебно-воспитательном процессе в качестве помощника учителя и помощника классного руководителя;
3) познакомиться с разнообразными формами организации внеклассной воспитательной работы по предмету, принять посильное участие в их подготовке и проведении;
4) познакомиться с опытом организации уроков и других форм организации учебного процесса (лекции, семинары, зачеты и т.п.);
5) приобрести опыт психолого-педагогического поаспектного анализа наблюдаемых уроков;
6) с помощью методов наблюдения, анкетирования, беседы, тестирования и др. психодиагностических методов изучить на выбор:
* особенности познавательной, эмоционально-волевой сферы личности школьника, особенности его характера, темперамента, уровень самооценки, преобладающие мотивы учебной деятельности и т.д.;
* особенности развития и протекания познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, воображения, мышления).
Наиболее продуктивной в данном случае будет работа в микрогруппах по отслеживанию одного из процессов с последующим коллективным обсуждением общих результатов. Можно предложить студентам выполнить задание, дающее возможность увидеть разницу в проявлении одной и той же характеристики, феномена, параметра у учащихся разного школьного возраста (например, изучение конкретных познавательных процессов или преобладающих мотивов у школьников 1, 2, 3 ступеней);
7) приобрести опыт рефлексивного отношения и рефлексирующей позиции в профессиональной педагогической деятельности, а также опыт фиксации в педагогическом дневнике результатов анализа собственной деятельности, связанной с наблюдением и организацией педагогического процесса и его фрагментов;
8) составить базовый набор педагогических «ходов» («педагогическая копилка»), используемых учителем и классным руководителем в решении типичных педагогических задач.
По завершению практики каждый студент сдает методисту следующие виды отчетной документации:
1) краткий аналитический отчет с перечнем выполненной в период практики работы и пожеланиями по содержанию и организации практики (к отчету прилагаются еженедельные планы работы, с самооценками текущей работы студентом и внешними оценками методиста);
2) педагогический дневник (рабочая тетрадь), в котором фиксируются наблюдения студента за ходом педагогического процесса, организуемого учителями школы, студентами, проходящими практику в этой же школе, а также результаты профессиональной саморефлексии, связанной с выполнением заданий, предложенных кафедрами.
При оформлении и проверке дневника учитывается:
* насколько полно отражены в педагогическом дневнике все аспекты предложенной кафедрами программы;
* глубина и аналитичность записей;
* аргументация выводов конкретными примерами, почерпнутыми из наблюдений за деятельностью учителей-предметников, классного руководителя, учащихся;
* владение понятийным аппаратом психологии, педагогики, методики на уровне, соответствующем современным требованиям профессиональной культуры;
* наличие записей, связанных с анализом собственной педагогической деятельности в различных ее вариантах;
* наличие выводов, связанных с выделением перспектив профессионального самосовершенствования;
* наличие записей, определяющих содержание «педагогической копилки».
Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.