Цель: обогащать содержание игр с куклой; учить детей объединяться для совместных игр.
Оборудование: расчёски, ножницы (предметы-заместители), банты, ленты (в 2—3 экземплярах), зеркало.
Предварительная работа: рассматривание соответствующих иллюстраций; комментирование и называние предметов при расчесывании детей после сна.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Делаем причёску».
Педагог. У дочки Кати сегодня день рождения. Она хочет себе красивую прическу. Я буду парикмахером. Причешу Катю красиво. Серёжа, а ты хочешь причесать свою дочку? Давай играть вместе. Ты тоже будешь парикмахером. Я причешу Катю, а ты свою дочку.
Теперь давай подстрижем нашим дочкам чёлки. Вот так. И сзади тоже подстрижём волосы. Вот так.
Проверим, как подстригли дочкам волосы? Для этого ещё раз причешем их. Сейчас можно и бантики завязать. Я возьму синий. У Кати синее платье и синий бантик ей подойдёт. У твоей дочки платье какого цвета? Какой ты выберешь бантик?
Вот какими красивыми стали наши дочки. Теперь мы всё уберём и пойдём в магазин, чтобы выбрать Кате подарок ко дню рождения.
Педагог повторяет игру с другими детьми, поощряет игру «рядом», «вместе».
195
Направляющими вопросами и инструкциями взрослый содействует развитию сюжета: папа и мама приводят дочку к парикмахеру, который её стрижёт, затем все идут в кино, магазин и т. д.
Педагог учит детей правилам поведения: здороваться с парикмахером, вежливо выражать свою просьбу («Подстригите, пожалуйста», «Причешите, пожалуйста»), благодарить и т. п.
Во время игры можно использовать потешку «Расти, коса».
Последующая работа: дидактические игры; лото «Парикмахер», «Что лишнее», сравнение лент по длине, ширине цвету, группировка предметов.
Тема «День рождения куклы Кати»
Цель: продолжать обогащать игровое содержание; способствовать объединению детей для совместных игр.
Оборудование: кукла Катя, в нарядном платье; игрушки (мишка, заяц, кот и др.); флажок, шишка; бочонок с мёдом, морковка (можно использовать предметы-заместители).
Предварительная работа: празднование дней рождения детей в группе: пение песен, чтение стихотворений, игры-хороводы («Заинька, походи», «Каравай», «Кто у нас хороший»), подвижные игры («Догони Мишку», «Найди Зайку» и др.).
Ход занятия
Педагог сообщает, что у её дочки Кати сегодня день рождения. Вместе обсуждают сколько Кате лет. Паказывают на пальцах. Они приглашает в гости. Педагог предлагает детям выбрать из предло женных предметов, что они подарят Кате, чем порадуют её (подсказывает, что они могут прийти в гости с мишкой и принести бочонок мёда или с зайкой, который подарит Кате сладкую морковку).
Затем педагог предлагает детям помочь Кате красиво накрыть стол для гостей, «приготовить» чай, а сам «печёт» пирог.
Дети приходят на день рождения. По совету педагога Серёжи берёт, например, мишку и говорит, что он несёт Кате в подарок мёд и большую шишку.
Кукла радостно встречает гостей, благодарит их: «Спасибо, Ми шенька. Садись чай пить. Смотрите, а вот и Зайка-побегайка при шёл. Какая у него большая морковка! Она, наверное, вкусная. Спи сибо, Заинька, садись и ты чай пить, мёдом угощайся».
Педагог говорит: «Катя любит слушать стихи про игрушки. При читайте ей стихотворение про флажок».
Дети читают стихотворение А. Барто «Флажок» и дарят Ким флажок. 196
«А кто хочет рассказать Кате про кота? Давайте подарим Кате кота, ей будет очень приятно».
Дети читают потешку «Как у нашего кота».
Затем все играют в «Догони Мишку». Сначала убегает Мишка, потом — дети, затем детей догоняет Катя.
«Вот какой весёлый день рождения был у Кати! — говорит педагог. — Теперь пора прощаться, пусть Катя отдыхает».
При повторении игры можно отметить день рождения мишки, зайки, кота и др.
Последующая работа: дидактические игры и упражнения «Разложи угощение», «Накроем стол», «У кого пустая тарелка» и др.
Тема «Куклы на прогулке»
Цель: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.
Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины; куклы разных размеров; машины разной величины; образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки и т. д.
Предварительная работа: занятия по конструированию (темы построек: дорожка (узкая и широкая), поезд, машина, дом, ворота, горка и т. д.); игры детей на прогулке «Поезд» и др.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Игра «Оденем кукол на прогулку».
Педагог говорит: «Куклы хотят гулять. Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков-«пап» попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке».
Дети одевают кукол (см. конспект «Оденем Катю на прогулку»).
3. Конструирование.
Педагог спрашивает, кто и что будет сооружать. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.
Во время этого кукол желательно использовать стихотворение 3. Александровой «Катя в яслях».
197
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке,
Шарфик полосатенький.
Одели на ножки
Красные сапожки. Когда куклы одеты, постройки готовы. Можно предложить детям погулять с дочками по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ! Топ-топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ!
Топ-топ-топ! Если дети построят дома, то можно обойти вокруг и прочитать
стихотворение:
Ходит Катенька с трудом,
В первый раз обходит дом:
Топ-топ.
Мама водит взад-вперёд,
Дочка ходит взад-вперёд:
Топ-топ.
Из кабардино-балкарской песенки «Топ-топ». Если же дети построят поезд, то во время «поездки» уместно вспомнить стихотворение Э. Мошковской «Мчится поезд».
При повторении игры вводится строительство одной-двух но вых, построек. Воспитатель даёт образец обыгрывания не только о куклами, но и с другими образными игрушками, также использует и игрушки-заместители. В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.
Последующая работа: дидактические игры и упражнения им группировку деталей конструктора по цвету, форме, размеру; pad кладывание в коробки «Наведём порядок», «Найди такой же», «Разные и одинаковые» и др.
Рекомендуемая литература
1. Аванесова, В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В. Н. Аванесова. — М., 1968.
2. Буре, Р. С. Воспитание детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / Р. С. Буре, Н. Я. Михайленко, В. К. Котырло [и др.]; сост. Н. А. Реуц-кая, Н. А. Петрова; под ред. Р. А. Курбатовой. — М. : Просвещение, 1989. — 158 с.
3. Гришвина, А. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития: кн. для логопеда. Из опыта работы / А. В. Гришвина, Е. А. Пузырев-ская, Е. В. Сочеванова. — М., 1988.
4. Зворыгина, Е. В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста : пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова и др.; под ред. С. Л. Новосёловой. — М., 1985.
5. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей : пособие для воспитателей дет. сада / Е. В. Зворыгина. — М., 1988.
6. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии : пособие для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. — М., 2001.
7. Павлова, Л. Н. Знакомим малыша окружающим миром : кн. для работников дошк. учреждений / Л. Н. Павлова. — М., 1987.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. — Минск : Нар. асвета, 1988. — 211 с.
9. Слепович, Е. С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии / Е. С. Слепович, Д. М. Поляков. — СПб. : Речь, 2008. — 247 с.
198
199
Дата: 2019-05-29, просмотров: 252.