В последнее десятилетие для большинства экономически развитых стран характерен процесс акцелерации.
Акцелерация (от латинского acceleratio — ускорение) — ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935 году немецким гигиенистом Кохом.
Акцелерация получила наиболее четкое проявление во второй половине 20 в. Так, если в 1940 – 41 г.г. масса тела детей удваивалась в 5 – 6 мес., то в 1965 – 73 гг. стала удваиваться в возрасте 4 – 6 мес. Если смена молочных зубов на постоянные в 1953 году начиналась с 6 – 7 лет, то в 1984 году стала происходить с 5 – 6 лет. Существенно изменились сроки полового созревания. В 20 веке возраст наступления менструаций каждые 10 лет уменьшается в среднем на 4 мес. и в 1974 составил 12 лет 7 мес. Отмечается ускорение развития вторичных половых признаков. Помимо этого у детей и подростков наблюдается более ранняя морфологическая стабилизация. Процесс окостенения заканчивается у мальчиков на 2, а у девочек на 3 года раньше, чем в 30-е годы 20 в. В более короткие сроки происходит завершение роста— у девушек в 16—17 лет и у юношей в 18—19 лет завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину.
Следствием ускоренного развития детей и подростков является достижение более высоких конечных размеров тела у взрослых, увеличение длительности фертильного периода, рост продолжительности жизни в целом.
Среди детей с ускоренным развитием выделяют подгруппы с гармонической и дисгармонической акцелерацией. При гармонической акцелерации имеет место параллельное ускорение роста и биологического созревания, что приводит к более раннему завершению детства. При дисгармонической акцелерации ускорение созревания может не сопровождаться ускорением роста, полового развития, что создает тенденцию к грацилизации.
Обсуждаются следующие причины акцелерации:
Физико-химические факторы:
− более интенсивная инсоляция;
− радиоволновые, магнитные ( влияное магнитного поля)
− космическая радиация
− повыш концентрация СО.
Отдельные факторы жизни:
− улучшение питания детей (увеличение потребления животных белков и жиров, витаминов, концентратов для вскармливания грудных детей);
− урбанизация (ускорение темпов городской жизни возбуждает ЦНС и активизирует ее тропные функции);
− соц-биологические
− информационные
Генетические факторы
− постоянное смешивание населения, гетеролокальные браки и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом, т. е. со свойством гибридов первого поколения превосходить по ряду признаков лучшую из родительских форм
Характеристики, которые изменяются в результате акселерации:
· на 1-3 года раньше происходят физические и морфо-функциональные изменения, которые антропологами принимаются за признаки наступления зрелого возраста (смена зубов, окостенение скелета, формирование вторичных половых признаков);
· увеличение среднего роста;
· удлинение репродуктивного периода у женщин и у мужчин, как за счёт более раннего наступления половой зрелости (менархе у девочек, поллюции у мальчиков), так и позднего наступления (менопаузы, андропаузы).
Акцелерация не может рассматриваться однозначно как положительный или отрицательный процесс. Она ставит много проблем перед современными медиками, а именно:
− более раннее биологическое созревание, которое наступает до социальной зрелости и гражданской дееспособности (более раннее начало половой жизни, рост числа «юных» матерей, числа абортов у несовершеннолетних и т. д.);
− необходимость в установлении новых норм трудовой, физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и предметов обихода;
− нарастающая вариабельность всех признаков возрастного развития и созревания, усложнение дифференцировки между нормой и патологией;
− диссоциация между предельным ростом и ростом поперечников тела создает тенденцию к грацилизации тела и росту числа осложнений в родах.
Есть данные о том, что акцелерационные сдвиги носят периодический характер и имеются кратковременные периоды стабилизации. Однако проследить процесс акцелерации в историческом аспекте весьма сложно, так как отсутствуют достоверные данные о показателях физического развития поколений, живших в прошлые века, и заключение можно делать только на основании косвенных сведений.
Репродуктивный потенциал: определение. Программа оценки репродуктивного потенциала девочек. Эпидемиология гинекологической заболеваемости девочек и девушек: зависимость от возраста, региона проживания, условий и образа жизни. Распространенность и выявляемость гинекологических заболеваний у детей и подростков.
Здоровье женщин фертильного возраста закладывается с первых дней жизни. В детстве происходит становление общесоматического здоровья женщин, берут начало многие органические, а тем более функциональные заболевания женских половых органов, закладывается фундамент полового и физического развития. Низкие показатели здоровья девочек приводят к возникновению замкнутого круга: больная девочка – больная девушка – больная женщина – больная мать – больной ребенок.
репродуктивный потенциал - уровень физического и психического состояния, который позволяет при достижении социальной зрелости воспроизводить здоровое потомство. Если ребенок воспитывается в оптимальных условиях, то имеет место состояние баланса его репродуктивного здоровья, то есть состояние равновесия между репродуктивным потенциалом и действующими на него факторами.
В программу оценки репродуктивного потенциала девочек отдельного региона целесообразно включать следующие разделы:
− Распространенность общесоматических заболеваний, влияющих на репродуктивную функцию.
Наиболее объективными являются результаты профилактических осмотров специалистами.
− Состояние физического и полового развития ребенка.
При оценке результатов целесообразно использовать региональные центильные таблицы.
− Распространенность заболеваний репродуктивной системы.
Наиболее объективную информацию дают осмотры девочек гинекологами.
− Оценка влияния комплекса медико-социальных факторов на состояние репродуктивной системы.
Для получения полной информации необходимо проведение комплексной медико-социальной оценки ребенка и семьи, в которой он воспитывается по специальной программе.
− Анализ соответствия возрасту уровня сексологического воспитания и психологической готовности девочек к материнству.
Состояние репродуктивного потенциала современных девочек находится на весьма низком уровне. С возрастом наблюдается накопление хронической патологии и к периоду совершеннолетия каждая девушка в среднем имеет около трех нарушений со стороны общесоматического здоровья.
Оценка уровня физического и полового развития девочек и девушек показывает, что в среднем нормальный уровень питания имеют 40 – 45% девочек, у каждой третьей наблюдается отставание в массе тела, а у каждой четвертой ожирение. К 18 годам почти у трети девушек биологический возраст по тем или иным параметрам отстает от календарного.
Целевые профилактические осмотры показывают, что каждая десятая девочка имеет гинекологические заболевания. Причем к периоду совершеннолетия этот показатель достигает 1800/00.
~ 18% подростоков в возрасте 15-17 лет имеют отклонения со стороны репродуктивной системы
Таким образом, состояние здоровья девочек – будущих матерей сегодня находится на крайне низком уровне.
Состояние репродуктивного здоровья во многом определяется условиями и образом жизни.
Образ жизни многих девушек вызывает тревогу: 27,8% курят, 13,3% злоупотребляют алкоголем, 3,8% пробовали употреблять наркотики. Установлено что среди девушек в возрасте до 18 лет 56,1% живут половой жизнью, однако среди них лишь 54,9% регулярно предохраняются от беременности.
Современные девушки имеют весьма низкие репродуктивные установки. Как идеальное число детей они называют 2,0, а как желаемое – 1,8.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 349.