Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬШИ
Второй период царствования Александра I (1815–1825 гг.) в исторической литературе принято считать консервативным, отождествлять с понятием «аракчеевщина» (время политической реакции). Однако после победы в войне с Наполеоном, когда реформаторские намерения императора совпадали с ожиданием перемен в среде свободомыслящего дворянства и крестьян, отстоявших Родину в борьбе с врагом, сложились условия для осуществления преобразований.
Одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому.
Государственный герб Царства Польского
польский орел на фоне герба России
Конституция учла традиции Речи Посполитой, которые сохранились в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в выборности администрации и судей. Согласно конституции, российский царь осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций передавалась Сейму. Первая палата сейма
Сенат включал представителей духовенства и высших должностных лиц, назначенных царем пожизненно. Вторая палата Посольская избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Польша сохраняла не только свое правительство, но и армию (она была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования), национальную денежную единицу злотый. Польский язык сохранил статус государственного. Важнейшие правительственные должности занимались поляками. Конституция была одной из самых либеральных в мире. В Центральной Европе после 1815 г. Польское Королевство стало единственной страной с парламентом, избираемым прямыми выборами, почти всеми общественными классами.
Конституция сняла на время напряженность, установившуюся после разделов Польши, в отношениях между властью и польским населением. Польское дворянство питало надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.
В планах Александра I польская конституция должна была стать первым шагом на пути введения конституционного правления в России. В 1818 г. на открытии первого польского сейма он дал понять, что конституционное устройство является ближайшим будущим всей России. Польская конституция являлась самым значительным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование.
Государственное строительство
Дата | Решение |
1815 г. | Дарование Конституции Королевству Польскому |
1818 г. | Декларация Александра на открытии Сейма о возможности введения в России конституции |
1820 г. | Проект конституции Н. Н. Новосильцева |
Консервативный период
Противодействие большинства дворян преобразовательным намерениям царя развивалось на фоне нарастания революционного движения в Европе. Характерной чертой «аракчеевщины» являлись жесткие меры против движения угнетенных масс. Александр I опасался, что усиление массового движения в стране повлечет за собой революционный взрыв, аналогичный тому, что потряс в 1820 г. многие страны Западной Европы. После донского движения началась полоса реакции. Были изданы подряд (в 1822, 1823 и 1824 гг.) три указа, подтверждавшие прежнее право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Правительство разрешило помещику ссылать крестьян через губернские правления, не производя никаких судебных расследований и без ограничения лет ссылки. Помещик имел право возвратить сосланных, когда хотел.
Ряд законодательных актов укреплял положение дворянства. Только дворянство имело право владеть населенными имениями, в 1814 г. запрещалось покупать населенные земли личным дворянам, запрещалась покупка крестьян разночинцами, купцами, мещанами. В 1817 г. безземельное дворянство было отстранено от участия в дворянских выборах.
Началось попятное движение в области просвещения и цензуры. Для усиления религиозных основ образования царь переименовал Министерство народного просвещения в Министерство духовных дел и народного просвещения. В учебных заведениях увеличилось количество часов, отводимых на религиозное обучение. Усилился надзор за содержанием газет, журналов, книг; чиновникам запретили без дозволения начальства издавать любые произведения, «касавшиеся внутренних и внешних отношений» Российского государства. В 1819–1821 гг. подверглись разгрому Казанский, Харьковский и Петербургский университеты, многие профессора были уволены за вольнодумство.
В 1822 г. Александр I запретил деятельность в стране всех тайных организаций и начал преследование их членов. В армии была восстановлена палочная дисциплина, что привело к волнениям 1820 г. в Семеновском полку. В 1821–1823 гг. вводится секретная гражданская полиция и сеть тайной полиции в гвардии и в армии.
После 1822 г. царь окончательно утратил интерес к государственным делам, передал их в ведение Аракчеева. Личные переживания Александра I (утрата дочерей и сестры, тяжесть при воспоминании о гибели Павла I), наводнение 1824 г. в Петербурге, неприятие дворянством реформаторской деятельности усилили у императора склонность к религиозности и мистицизму. «Призывая к себе на помощь религию, говорил Александр, я приобрел то спокойствие, тот мир душевный, который не променяю ни на какие блаженства здешнего мира». Современники отмечали, что царь стал мрачным и все чаще уединялся.
Охранительные меры
В области образования | |
1817 г. | Образование Министерства духовных дел и народного просвещения во главе с А. Н. Голицыным |
1819 г. | «Исправление» Казанского университета |
1821 г. | «Исправление» Харьковского и Петербургского университетов |
Проект Д. А. Гурьева
В 1818–1819 гг. по его поручению помимо канцелярии А. А. Аракчеева Министерство финансов вело разработку проекта освобождения крепостных крестьян. Министр финансов Д. А. Гурьев возглавил работу Секретного комитета для подготовки проекта крестьянской реформы. Он подготовил довольно радикальный проект, осуществление которого могло бы привести к созданию в стране аграрного строя фермерского типа. По мнению Гурьева, отношения между крестьянами и помещиками следовало строить на договорной основе, а различные формы собственности на землю вводить постепенно. Как и другие 12 проектов крестьянской реформы, проект Гурьева не был реализован. На встрече с помещиками Полтавской и Черниговской губерний в 1821 г. Александр I призывал их согласиться на освобождение своих крепостных, но не встретил с их стороны поддержки.
Гурьев Д. А.
Крестьянский вопрос
Дата | Решение |
1816 г. | Положение об эстляндских крестьянах: получение личной свободы без земли, установление 14-летнего переходного периода, в котором сохранялась власть помещика |
1816 г. | Создание системы военных поселений |
1818 г. | Составление 12 проектов по освобождению крестьянства. Встреча Александра с помещиками Полтавской и Черниговской губерний |
1819 г. | Положение о лифляндских крестьянах |
1822–1823 гг. | Ряд указов, восстанавливающих права помещиков над крестьянами, в том числе право ссылать в Сибирь |
Военные поселения
В ходе наполеоновских войн император увлекся идеей введения в России военных поселений для создания резерва обученных войск, которую поручил реализовать Аракчееву. В условиях послевоенного экономического кризиса в целях сокращения расходов на содержание армии Аракчеев разработал проект особой организации вооруженных сил. Солдатам предстояло совмещать военную службу с хозяйственной деятельностью. Поселенные в сельской местности войска состояли из поселян-хозяев, к числу которых относились женатые солдаты, отслуживших не менее 6 лет, и бывшие государственные крестьяне в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев с 8 лет зачислялись на службу. Военное поселение включало 60 домов, в каждом из которых размещались 4 хозяина с нераздельным хозяйством. Жизнь поселенцев была регламентирована, они обучались военному делу, в остальное время занимались сельским хозяйством. Первое военное поселение было основано Аракчеевым в 1810 г. в Климовичском уезде Могилевской губернии. В 1816 г. военные поселения появились в Новгородской, Петербургской и других губерниях.
Размещение военных поселений проходило на государственных землях, что привело к многократным восстаниям казенных крестьян, которых превращали в военных поселенцев.
Народные движения
1817 г. | Восстание военных поселян в Новгородской и Херсонской губерниях |
1818 г. | Восстания военных поселян на Украине |
1819 г. | Восстание военных поселян в Чугуевском и Таганрогском поселениях |
В ответ Александр I заявил, что «Военные поселения будут, хотя бы пришлось уложить трупами дорогу от Петербурга до Чудова». Самым значительным выступлением военных поселян был холерный бунт 1831 г. Поселения выполнили стоявшую перед ними задачу экономии средств. Они составили 1/4 часть армии и сэкономили казне в 1825–1850 гг. 45,5 млн рублей. Однако возможности свободного развития хозяйства в военных поселениях были ограничены.
СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
В среде держав, удовлетворенных распределением «вознаграждений» на Венском конгрессе, возникло стремление к сохранению установленного международного порядка. Система отношений, созданная Венским конгрессом, была дополнена провозглашением в сентябре 1815 г. Священного союза, инициатором создания которого являлся Александр I.
Он предложил схему мирного сосуществования, предусматривавшую сохранение баланса сил, незыблемости форм правления и границ. Принципы союза были изложены в специальном Акте, подписанном 14 сентября 1815 г. в Париже Францем I Австрийским, Фридрихом Вильгельмом III Прусским и российским императором Александром I.
Из документа (Акт Священного союза, 1815 г.):
…Ст. 1. Соответственно словам священных писаний, повелевающих всем людям быть братьями, три дог. монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства и, почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены для охранения веры, мира и правды.
Ст. 2. По сему единое преобладающее право да будет как между помянутыми властями, так и подданными их: приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всем себя как бы членами единого народа христианского, поелику, три союзные государя почитают себя аки поставленными от провидения для управления тремя единого семейства отраслями, а именно Австрию, Пруссиею и Россиею, исповедуя таким образом, что самодержец народа христианского, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как тот, кому собственно принадлежит держава, поелику в нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости бесконечныя, то есть Бог, наш Божественный спаситель, Иисус Христос, глагол всевышнего, слово жизни. Соответственно с сим, их величества с нежнейшим попечением убеждают своих поданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков божественный спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который един прочен…
В ноябре 1815 г. к Священному союзу присоединился французский король Людовик XVIII, а в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Фактически деятельность Священного союза сосредоточилась на борьбе с революцией. Для этого выработался принцип вмешательства во внутренние дела других государств с целью насильственного подавления всех национальных и революционных движений и поддержания существующего строя с его абсолютистскими и клерикально-аристократическими тенденциями. Державы Священного союза целиком придерживались легитимизма (восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона). Священный союз стал главным органом общеевропейской реакции против либеральных стремлений.
Восточная политика
В 1812–1814 гг. международная обстановка в Юго-Восточной Европе оставалась крайне напряженной. Турция стремилась к восстановлению своих позиций на Балканах. В Османской империи разжигались религиозный фанатизм, антиславянские и антирусские настроения. Франция оказывала поддержку Турции в целях предотвращения усиления позиций России на Балканах.
В 1813 г. турки разгромили восстание сербов. Новый сербский правитель М. Обренович принял турецкие условия, восстанавливавшие прежние порядки. В 1815 г., когда в Сербии вновь вспыхнуло восстание, Россия выступила в защиту сербов. Она настаивала на строгом выполнении Турцией условия Бухарестского мирного договора 1812 г. об автономии Сербии. В результате в 1816 г. турецкий султан признал сербскую автономию. В 1816 г. специальная миссия графа Г. А. Строганова пыталась добиться от Порты строгого выполнения условий Бухарестского договора.
Начало Кавказской войны
В 1817 г. Россия начала Кавказскую войну за присоединение горных районов Северного Кавказа На ее первом этапе (1817-1827 гг.) командиром Отдельного Кавказского корпуса и главноуправляющим в Грузии был генерал Алексей Петрович Ермолов (1777-1861). Деятельность Ермолова на посту главнокомандующего была активной и довольно успешной. В 1817 г. начато сооружение Сунженской линии кордонов (по р.Сунжа). В 1818 г. на Сунженской линии построены крепости Грозная (совр. г. Грозный) и Нальчик. Походы чеченцев (1819-1821) с целью разрушения Сунженской линии были отбиты, русские войска начали продвижение в горные районы Чечни.
Кавказская война
История (Россия в первой половине XIX в.)
Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.
КОНСТИТУЦИЯ ПОЛЬШИ
Второй период царствования Александра I (1815–1825 гг.) в исторической литературе принято считать консервативным, отождествлять с понятием «аракчеевщина» (время политической реакции). Однако после победы в войне с Наполеоном, когда реформаторские намерения императора совпадали с ожиданием перемен в среде свободомыслящего дворянства и крестьян, отстоявших Родину в борьбе с врагом, сложились условия для осуществления преобразований.
Одновременно с разработкой проектов по крестьянскому вопросу велась работа над конституционными проектами. 27 ноября 1815 г. Александр I даровал конституцию Царству Польскому.
Государственный герб Царства Польского
польский орел на фоне герба России
Конституция учла традиции Речи Посполитой, которые сохранились в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в выборности администрации и судей. Согласно конституции, российский царь осуществлял исполнительную власть, определенная часть законодательных функций передавалась Сейму. Первая палата сейма
Сенат включал представителей духовенства и высших должностных лиц, назначенных царем пожизненно. Вторая палата Посольская избиралась на основе имущественного ценза (уплата прямого налога не менее 100 злотых). Крестьянам избирательного права не предоставлялось. Конституция декларировала неприкосновенность личности, свободу печати, независимость суда, признание польского языка официальным. Польша сохраняла не только свое правительство, но и армию (она была преобразована по русскому образцу при сохранении польской формы одежды и польского языка командования), национальную денежную единицу злотый. Польский язык сохранил статус государственного. Важнейшие правительственные должности занимались поляками. Конституция была одной из самых либеральных в мире. В Центральной Европе после 1815 г. Польское Королевство стало единственной страной с парламентом, избираемым прямыми выборами, почти всеми общественными классами.
Конституция сняла на время напряженность, установившуюся после разделов Польши, в отношениях между властью и польским населением. Польское дворянство питало надежды на дальнейшее расширение независимости Царства Польского и рост его территории за счет украинских и белорусских земель бывшей Речи Посполитой.
В планах Александра I польская конституция должна была стать первым шагом на пути введения конституционного правления в России. В 1818 г. на открытии первого польского сейма он дал понять, что конституционное устройство является ближайшим будущим всей России. Польская конституция являлась самым значительным шагом Александра I на пути реформ за все его царствование.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 442.