Сеть бизнес-процессов организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшим понятием для процессного управления является сеть бизнес-процессов организации. Но прежде чем перейти к определению сети бизнес-процессов, рассмотрим следующий алгоритм распределения функций, выпол­няемых в подразделениях, по процессам организации:

1. Получить схему существующей организационно-штатной структуры орга­низации;

2. Определить перечень бизнес-процессов верхнего уровня организации (не
более 15);

3. Определить функции, выполняемые на уровне подразделений (управлений);

4. Распределить функции подразделений (управлений) по процессам.

Приведенную процедуру иллюстрирует рис. 1.12.

Рис. 1.12. Распределение функций, выполняемых в подразделениях, по процесса

На рис. 1.12 представлены так называемые сквозные (межфункциональные) бизнес-процессы. На практике выделение таких бизнес-процессов нецелесооб­разно. Дело в том, что процесс представляет собой объект для управления. Биз­нес-процессом должен управлять один руководитель, который несет ответствен­ность за достижение целей бизнес-процесса, его результативность и эффектив­ность. Сквозной межфункциональный бизнес-процесс пересекает границы под­разделений. Ресурсы, используемые при выполнении такого бизнес-процесса, находятся в распоряжении конкретных руководителей подразделений. Поэтому назначить одного владельца такого бизнес-процесса практически невозможно.

В качестве еще одного примера рассмотрим деятельность некоторой орга­низации, состоящей из трех подразделений, выполняющих ряд функций. На рис. 1.13 показан упрощенный пример выделения сети бизнес-процессов для данной организации.

На рис. 1.13 показано, что функции 1, 2, 3 и 4 выполняются в первом про­цессе, функции 5. 6, 7, 8 и 9 — во втором, функции 10, 11, 12 и 13 — в третьем. В этом примере мы выделяем в организации три процесса. Границы этих про­цессов четко определены. Ответственность и полномочия владельцев процессов известны. При таком способе структурирования деятельности можно видеть, какие ресурсы находятся в распоряжении каждого владельца процесса и за ка­кие результаты владельцы процессов несут ответственность. Очень часто такие процессы совпадают с границами подразделений.

Рис. 1.13. Выделение сети бизнес-процессов. Вариант 1.

Следует обратить внимание на то, что процессы могут быть выделены и не­много другим способом, например как показано на рис. 1.14.

Обратите внимание, что на рис. 1.13 и 1.14 определены точки перехода меж­ду процессами — границы или так называемые «интерфейсы» бизнес-процес­сов. На практике это очень важно. Если эти точки перехода не определены и не формализованы, то выполнение последующих операций в процессе-потребите­ле осложнится, так как процесс-потребитель не будет уверен, что он получит продукт в том виде, который ему нужен. Здесь при описании сети бизнес-про­цессов следует обращать внимание на расстановку приоритетов, по которым устанавливаются спецификации на вход-выход.

Рис. 1.14. Выделение сети бизнес-процессов. Вариант 2

Заметим, что мы не ставим знак равенства между подразделением и биз­нес-процессом, как может показаться на первый взгляд. Можно и нужно рас­сматривать бизнес-процессы, проходящие через несколько подразделений. Кроме того, в одном подразделении может выполняться несколько различных бизнес-процессов.

Практический опыт и здравый смысл подсказывают, что в целях внедрения процессного подхода к управлению целесообразно структурировать бизнес-процессы, используя границы подразделений.

Таким образом, мы мо­жем быть уверены, что вся реальная деятельность организации представлена в виде бизнес-процессов.             


Дата: 2019-04-23, просмотров: 238.