Важнейшим понятием для процессного управления является сеть бизнес-процессов организации. Но прежде чем перейти к определению сети бизнес-процессов, рассмотрим следующий алгоритм распределения функций, выполняемых в подразделениях, по процессам организации:
1. Получить схему существующей организационно-штатной структуры организации;
2. Определить перечень бизнес-процессов верхнего уровня организации (не
более 15);
3. Определить функции, выполняемые на уровне подразделений (управлений);
4. Распределить функции подразделений (управлений) по процессам.
Приведенную процедуру иллюстрирует рис. 1.12.
Рис. 1.12. Распределение функций, выполняемых в подразделениях, по процесса
На рис. 1.12 представлены так называемые сквозные (межфункциональные) бизнес-процессы. На практике выделение таких бизнес-процессов нецелесообразно. Дело в том, что процесс представляет собой объект для управления. Бизнес-процессом должен управлять один руководитель, который несет ответственность за достижение целей бизнес-процесса, его результативность и эффективность. Сквозной межфункциональный бизнес-процесс пересекает границы подразделений. Ресурсы, используемые при выполнении такого бизнес-процесса, находятся в распоряжении конкретных руководителей подразделений. Поэтому назначить одного владельца такого бизнес-процесса практически невозможно.
В качестве еще одного примера рассмотрим деятельность некоторой организации, состоящей из трех подразделений, выполняющих ряд функций. На рис. 1.13 показан упрощенный пример выделения сети бизнес-процессов для данной организации.
На рис. 1.13 показано, что функции 1, 2, 3 и 4 выполняются в первом процессе, функции 5. 6, 7, 8 и 9 — во втором, функции 10, 11, 12 и 13 — в третьем. В этом примере мы выделяем в организации три процесса. Границы этих процессов четко определены. Ответственность и полномочия владельцев процессов известны. При таком способе структурирования деятельности можно видеть, какие ресурсы находятся в распоряжении каждого владельца процесса и за какие результаты владельцы процессов несут ответственность. Очень часто такие процессы совпадают с границами подразделений.
Рис. 1.13. Выделение сети бизнес-процессов. Вариант 1.
Следует обратить внимание на то, что процессы могут быть выделены и немного другим способом, например как показано на рис. 1.14.
Обратите внимание, что на рис. 1.13 и 1.14 определены точки перехода между процессами — границы или так называемые «интерфейсы» бизнес-процессов. На практике это очень важно. Если эти точки перехода не определены и не формализованы, то выполнение последующих операций в процессе-потребителе осложнится, так как процесс-потребитель не будет уверен, что он получит продукт в том виде, который ему нужен. Здесь при описании сети бизнес-процессов следует обращать внимание на расстановку приоритетов, по которым устанавливаются спецификации на вход-выход.
Рис. 1.14. Выделение сети бизнес-процессов. Вариант 2
Заметим, что мы не ставим знак равенства между подразделением и бизнес-процессом, как может показаться на первый взгляд. Можно и нужно рассматривать бизнес-процессы, проходящие через несколько подразделений. Кроме того, в одном подразделении может выполняться несколько различных бизнес-процессов.
Практический опыт и здравый смысл подсказывают, что в целях внедрения процессного подхода к управлению целесообразно структурировать бизнес-процессы, используя границы подразделений.
Таким образом, мы можем быть уверены, что вся реальная деятельность организации представлена в виде бизнес-процессов.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 274.