Бизнес-процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей.
Различают два метода проектирования бизнес-процессов - инжиниринг и реинжиниринг. В случае разработки новых продуктов, расширения ассортимента, выхода на новые рынки в компаниях формируются новые бизнес-процессы, которые должны быть правильно интегрированы в уже существующую процессную модель. В этом может помочь инжиниринг бизнес- процессов. Инжиниринг - это усовершенствование, развитие, улучшение бизнес-процессов. Инжиниринг обеспечивает рационализацию старых бизнес-процессов. Как правило, инжиниринг обеспечивает улучшение экономических показателей деятельности не более чем на 10-50%. Инжиниринг - это метод эволюционного развития, которому соответствует операционная инновационная деятельность. Инжиниринг бизнес-процессов заключается в формировании новых процессных цепочек с учетом их взаимосвязей с уже функционирующими бизнес-процессами. К существующей процессной модели добавляются новые процессы, распределяются ресурсы, назначаются ответственные за результат. Затем, исходя из целей процессов модифицируется организационная структура управления. Инжиниринг затрагивает не только процессы, но и другие предметные области деятельности организации (продукты и услуги, ресурсы, орг. структуру, документы, информационные системы).
Для реализации инжиниринга процессов в рамках существующей процессной модели целесообразно использовать CASE-средства, позволяющие комплексно описывать всю деятельность организации. Благодаря таким средствам возможно проанализировать изменения во всех предметных областях деятельности, связанных с внедрением новых процессов, продуктов и т.д.
Инжиниринг также применяется для первоначального построения процессной модели компании. Но если речь идет о создании нового бизнеса, то дополнительно лучше использовать референтные модели бизнес- процессов.
Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. При успешной реализации реинжиниринга обеспечивается увеличение экономических показателей на 100-500% и более. Реинжиниринг- метод радикального преобразования бизнеса и революционного развития, которому соответствует стратегическая инновационная деятельность. Реинжиниринг обеспечивает изобретение принципиально новых бизнес-процессов. При проведении реинжиниринга необходимо стремиться к следующему:
- сократить как можно больше людей в каждой задаче, составляющей отдельный процесс;
- «нагрузить» участника процесса больше, чем при традиционных подходах;
- обращаться с поставщиками так, как будто они являются частью организации;
- разрабатывать несколько версий сложных процессов;
- уменьшать число входов в процессы;
- децентрализовать подразделения, централизуя обмен информацией.
В результате реинжиниринга бизнес-процессов возможны следующие последствия:
1) переход от функциональных подразделений к командам процессов;
2) изменение работы исполнителя от простой к многоплановой;
3) изменение требований к персоналу;
4) повышение требований к уровню образования;
5) переход от оценки текущей деятельности к оценке результата;
6) мотивация по принципу «плата - за эффективность; продвижение - за способности»;
7) переход от удовлетворения потребности начальника к удовлетворению потребности клиента;
8) переход к горизонтально ориентированным организационным структурам. Во главе подразделения должен быть лидер, выполняющий роль «играющего тренера».
Этапы проведения реинжиниринга:
1. Подготовительный этап.
1.1. Обследование предприятия.
1.2. Подготовка проекта по реинжинирингу бизнес-процессов предприятия.
2. Моделирование существующих бизнес-процессов, их оценка.
2.1. Моделирование организационной структуры и построение модели бизнес-процессов
2.2. Анализ бизнес-процессов. На данном этапе производится проверка адекватности существующих моделей бизнес-процессов.
2.3. Выработка рекомендаций и формирование предложений по оптимизации существующих бизнес-процессов.
3. Создание новой модели бизнес-процессов из 3-х подэтапов:
3.1. Перепроектирование существующей модели бизнес-процессов. 3.2. Моделирование и разработка новой модели бизнес-процессов.
3.3. Выработка рекомендаций по внедрению новой модели бизнес-процессов и интеграции их с программным обеспечением.
4. Внедрение новой модели бизнес-процессов.
5. Контроль качества.
6. Завершение реинжиниринга и оценка проделанной работы в соответствии с поставленными целями и разработанными планами проекта.
Реинжиниринг необходим в следующих случаях:
1. В условиях, когда предприятие находится в кризисном состоянии. Он направлен на решение наиболее острых проблем предприятия в краткосрочном периоде.
2. В условиях, когда текущее положения предприятия можно в целом признать удовлетворительным, однако прогнозы его деятельности являются неблагоприятными.
3. Реинжиниринг может быть проведен на благополучных, развивающихся предприятиях в целях отрыва от конкурентов и создания уникальных конкурентных преимуществ.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 264.