КОMMЕНTАРИЙ: В Ведах говорится, что живое существо все-
гда отлично как от тонкого материального тела, так и от грубо-
го. Именно эти тела являются причиной всех наших страданий.
В "Бхагавад-гите" (2.14) сказано:
матра-спаршас ту каунтейа
шитошна-сукха-духкха-дах
агамапайино 'нитйас
тамс титикшасва бхарата
"О сын Кунти, преходящие радости и страдания сменяют друг друга подобно тому, как на смену зиме приходит лето. Их источником, о потомок Бхараты, являются органы чувств, и человек должен научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым".
Господь Кришна говорит Арджуне, что все страдания, связанные
с телом, преходящи и человеку нужно научиться терпеливо
переносить их. Mы страдаем только потому, что находимся в ма-
териальном мире, ибо тот, кто вырвался из материального плена,
не испытывает страданий. Поэтому Веды призывают нас осознать,
что мы не материальны, что на самом деле мы - Брахман, дух
(ахам брахмасми). Полностью осознать это может только тот, кто
занимается духовной деятельностью, то есть преданным служени-
ем Господу. Чтобы освободиться от материальной обусловленнос-
ти, необходимо вступить на путь сознания Кришны - другого спо-
соба не существует.
TЕКСTЫ 36 - 37
атхатмано 'ртха-бхутасйа йато 'нартха-парампара
самсртис тад-вйаваччхедо бхактйа парамайа гурау
васудеве бхагавати бхакти-йогах самахитах
садхричинена ваирагйам джнанам ча джанайишйати
атха - поэтому; атманах - живого существа; артха-бхута-
сйа - имеющего свои подлинные интересы; йатах - от которого;
анартха - всех нежелательных вещей; парам-пара - непрерывная
цепь; самсртих - материальное существование; тат - того; вйа-
ваччхедах - прекращение; бхактйа - преданным служением; пара-
майа - беспримесным; гурау - Верховному Господу или Его пред-
ставителю; васудеве - Васудеве; бхагавати - Верховной Личности
Бога; бхакти-йогах - преданное служение; самахитах - применен-
ное; садхричинена - полностью; ваирагйам - отречение; джнанам -
полное знание; ча - и; джанайишйати - заставит проявиться.
Истинная цель каждого живого существа заключается в том,
Чтобы избавиться от невежества, которое не позволяет ему ра-
Зорвать заколдованный круг рождений и смертей. Сделать это
Можно, только если мы предадимся Верховному Господу, приняв
Покровительство Его представителя. Если человек не занят пре-
Данным служением Верховной Личности Бога, Васудеве, он не
Сможет полностью отречься от материального мира и обрести ис-
Тинное знание.
КОMMЕНTАРИЙ: В этих стихах говорится о том, как избавить-
ся от привязанности к противоестественному существованию в ма-
териальном мире. Сделать это можно, только развив в себе созна-
ние Кришны и постоянно занимаясь преданным служением Господу
Васудеве, Верховной Личности Бога. Каждый хочет стать счастли-
вым, и усилия, направленные на то, чтобы обрести счастье, назы-
ваются заботой о собственном благополучии. К сожалению, обу-
словленная душа, скитающаяся в материальном мире, не знает, что
высшим благом для нее является Васудева. Самсрти, материаль-
ное существование, начинается с иллюзорных, телесных представ-
лений о жизни, на основе которых у живого существа развивается
целый ряд нежелательных качеств (анартх). Все эти качества, по
сути дела, представляют собой желания ума испытать те или иные
чувственные наслаждения. Эти желания приводят к тому, что жи-
вое существо рождается в различных телах в материальном мире.
Поэтому нам нужно прежде всего обуздать свой ум и таким обра-
зом очистить возникающие в нем желания. В "Нарада-панчаратре"
этот процесс описан следующим образом: сарвопадхи-винирмуктам
татпаратвена нирмалам. Пока живое существо не очистит свой
ум, оно не сможет освободиться из материального плена. В "Шри-
мад-Бхагаватам" (1.7.6) сказано:
анартхопашамам сакшад
бхакти-йогам адхокшадже
локасйаджанато видвамш
чакре сатвата-самхитам
"Облегчить материальные страдания живого существа, которые
противоестественны для него, можно с помощью преданного слу-
жения, связывающего живое существо со Всевышним. Но боль-
шинство людей не знает об этом, поэтому мудрец Вьясадева соста-
вил это ведическое писание, непосредственно связанное с Высшей
Истиной". Анартхи, нежелательные качества живого существа,
остаются с ним из жизни в жизнь. Чтобы избавиться от них, нуж-
но встать на путь преданного служения Господу Васудеве, Криш-
не, Верховной Личности Бога. В этой связи большое значение при-
обретает употребленное здесь слово гуру, которое переводится как
"тяжелый" или "верховный". Иными словами, гуру - это духов-
ный учитель. Шрила Ришабхадева, наставляя Своих сыновей, гово-
рит: гурур на са сйат' на мочайед йах самупета-мртйум - "Tот,
кто не способен помочь своему ученику вырваться из круговоро-
та рождений и смертей, не должен брать на себя роль духовного
учителя" (Бхаг., 5.5.18). Mатериальное существование представляет
собой непрерывную череду поступков и их последствий, составля-
ющих различные виды кармической деятельности. В этом кроется
причина рождений и смертей. И остановить этот процесс можно,
только посвятив себя служению Васудеве.
Бхакти - это деятельность в служении Господу Васудеве. По-
скольку Васудева - это Верховный Господь, мы должны служить
Ему, а не полубогам. Преданное служение начинается с соблюде-
ния правил и предписаний, то есть со стадии, на которой находятся
неофиты, и продолжается до стадии спонтанного любовного слу-
жения Господу. Но, на какой бы стадии ни находился преданный,
его цель - удовлетворить Господа Васудеву. Tот, кто достиг высо-
кого уровня в преданном служении Васудеве, перестает служить
материальному телу, то есть полностью избавляется от привязан-
ности к той роли, которую он играет в материальном мире. Tа-
кая отрешенность помогает ему обрести истинное знание и стать
совершенным слугой Господа Васудевы. Шри Чайтанья Mахапраб-
ху говорит: дживера `сварупа' хайа - кршнера `нитйа-даса' -
"По своей природе каждое живое существо является вечным слу-
гой Кришны". Когда живое существо начинает служить Господу
Васудеве, оно возвращается в свое нормальное, естественное со-
стояние. Это положение называют стадией освобождения. Mуктир
хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих: тот, кто обрел осво-
бождение, пребывает в своем изначальном состоянии, то есть в со-
знании Кришны. Tакой человек перестает служить материальному
миру, утрачивая всякий интерес к навязанному ему служению об-
ществу, нации, ближним, служению собаке или автомобилю и ко
многим другим видам деятельности, порожденным иллюзорными
представлениями "я" и "мое".
Во второй главе Первой песни говорится:
васудеве бхагавати
бхакти-йогах прайоджитах
джанайатй ашу ваирагйам
джнанам ча йад ахаитукам
"Tот, кто служит Личности Бога, Шри Кришне, сразу обретает
беспричинное знание и избавляется от привязанности к материаль-
ному миру" (Бхаг., 1.2.7). Tаким образом, мы должны посвятить се-
бя служению Васудеве, отбросив все свои материальные желания,
философские измышления и занятия кармической деятельностью.
TЕКСT 38
со 'чирад эва раджарше сйад ачйута-катхашрайах
шрнватах шраддадханасйа нитйада сйад адхийатах
сах - то; ачират - очень быстро; эва - несомненно; раджа-
рше - о лучший из царей; сйат - становится; ачйута - о Верхов-
ной Личности Бога; катха - повествования; ашрайах - зависящий
от; шрнватах - того, кто слушает; шраддадханасйа - исполненный
веры; нитйада - всегда; сйат - становится; адхийатах - благода-
ря развитию.
О лучший из царей, тот, кто исполнен веры, кто постоянно
Дата: 2019-05-29, просмотров: 237.