- информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;
- социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;
- социально-политическая компетенция – понимание сущности и специфики Государственной стратегии противодействия терроризму как стратегической цели государственной политики.
Вопросы для обсуждения
1. Государственная стратегия противодействия терроризму. Задачи по реализации стратегии.
2. Правовые основы предотвращения терроризма в современной России.
3. Участие гражданского общества, политических партий, общественных организаций и объединений в борьбе с терроризмом.
Форма урока: семинар.
Методические рекомендации:
При изучении первого вопроса ученик должен уяснить ключевые принципы Государственной стратегии противодействия терроризму, изучить структуру Национального антитеррористического комитета, изучить задачи России в области профилактики терроризма и проанализировать специфику решения данных задач в современном мире. (См.: Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.)
По второму вопросу: ученику необходимо изучить Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (См.: www.vesbook.ru – Законы и кодексы Российской Федерации), изменения и дополнения к нему, а также комментарии к закону; на основе изученного материала необходимо заполнить таблицу:
Понятие | Определение |
идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. | |
совершение взрыва, поджога или иных действий, связанных с устрашением населения и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления экологической катастрофы или иных особо тяжких последствий, в целях противоправного воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях. | |
комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта. | |
деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. |
При изучении третьего вопроса необходимо ознакомиться с работами Журавеля В.П. Гражданское общество: проблемы идеологического и информационного противодействия терроризму (http://www.smi-antiterror.ru); Атаваджиева С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму (Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286), уделив особое внимание задачам гражданского общества по идеологическому и информационному противодействию терроризму. Также следует изучить Доклад партии «Единая Россия» «Активная роль гражданского общества в общенациональной системе противодействия терроризму» на сайте ЦСКП (http://www.cscp.ru).
Литература
Основная:
1. Основы противодействия терроризму: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / под ред. Я.Д. Вишнякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
2. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.
Дополнительная:
1. Атаваджиев С.А. Общественное сознание и гражданская позиция как элемент системы мер по противодействию терроризму // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 2. – С. 284-286.
2. Будницкий О.В. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях. – М., 2006.
3. Будущее – без терроризма, терроризм – без будущего // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 71-75.
4. Взаимодействие народов и культур на Юге России: история и современность: Сборник научных статей. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. – 352 с.
5. Вольхин С.Н., Ляшко В.Г., Снегирев А.В., Щербаков В.А. Основы защиты от терроризма. – М.: Дрофа, 2007.
6. Григорьев А. Научное и законодательное представление о терроризме в России // Государственная служба. – 2008. – Т.4. – С. 128-130.
7. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.
8. Иванова Э.М. Сотрудничество государства и общества – концептуальный принцип борьбы с терроризмом // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2007. – № 8. – С. 68-70.
9. Касютин Д.Л. Особенности участия органов местного самоуправления в мероприятиях, по противодействию терроризму и экстремистской деятельности в российской федерации // Пробелы в Российском законодательстве. – 2008. – № 2. – С. 45-46.
10. Кинжибаев Д. О противодействии терроризму в России // Закон и право. – 2007. – № 9. – С. 101-103.
11. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.
12. Нардина О.В. Общегосударственная антитеррористическая стратегия: культурно-мировозренческие меры противодействия терроризму // Культура: Управление, экономика, право. – 2007. – № 1. – С. 32-36.
13. Перенджиев А.Н. Специфика и проблемы участия вооруженных сил России в антитеррористической политике государства // www.milpol.ru
14. Полунина И.Е. Полномочия главы российского государства в сфере противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2009. – № 1. – С. 388-390.
15. Рабчук В.Н. Особенности правового регулирования противодействия терроризму в Российской Федерации // Бизнес в законе. – 2008. – № 1. – С. 273-275.
16. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm
17. Требин М.П. Терроризм в XXI веке. – Мн.: Харвест, 2004.
18. Шмыгун А.Н. Некоторые вопросы совершенствования законодательства в области противодействия терроризму // Бизнес в законе. – 2008. – № 2. – С. 332-333.
Законодательные акты и нормативные документы:
1. Конституция РФ. – М., 1993.
2. «О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.
3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.
4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.
Электронные ресурсы:
1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России
2. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ
3. http://www.osfsb.ru – официальный сайт ФСБ России
4. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма
5. http://studies.agentura.ru/tr – Агентура.ру – Исследовательский центр
6. http://terrorizm-isla.narod.ru – «Международный терроризм – угроза человечеству»
7. http://shkolazhizni.ru – «Школа жизни» – Познавательный журнал
8. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области
9. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет»
10. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности
11. http://sch139.5ballov.ru/terror/index.php – Хроники террора
Задания для контроля владения компетенциями:
1. Проанализируйте представленную схему координации деятельности по противодействию терроризму в Российской Федерации, выделив преимущества создания двух вертикалей управления и координации (антитеррористических комиссий и оперативных штабов) на постоянной основе.
2. 3 мая 2011 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон «О противодействии терроризму», которые предусматривают возможность установления в стране трех уровней террористической опасности:
«Ст. 5. Ч. 5. В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации».
Проанализируйте статью 5 и выделите цели данных изменений. Выскажите свое мнение о необходимости введения уровней террористической опасности в России.
3. Целесообразно ли ужесточение уголовного законодательства, направленного на борьбу с терроризмом в РФ? Объясните подробно свою точку зрения по этому вопросу.
Тема урока «Роль информационной среды в противодействии терроризму» (2 часа)
Дата: 2019-05-29, просмотров: 248.