Компетенции, формируемые на занятии:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

-  информационная компетенция – знание основных рисков и угроз национальной безопасности России;

- социально-правовая компетенция – знание правовых основ обеспечения безопасности, нормативно-правовой базы противодействия терроризму;

- социально-личностная компетенция – формирование гражданственности и социальной активности.

 

Форма урока: урок-исследование.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Виды экстремизма: политический, религиозный, экологический, экономический.

2. Экстремизм и терроризм, их характерные черты. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма.

3. Политические, экономические, социальные, этнокультурные и идеологические причины возрастания террористических угроз в современной России.

 

Методические рекомендации

При подготовке к уроку вопросы, предложенные для обсуждения, распределяются между участниками исследования в соответствии с полученными заданиями.

Для проведения урока-исследования школьники заранее делятся на пять команд: «теоретики», «аналитики», «практики», «представители СМИ» и «граждане».

«Теоретики» изучают литературу по проблеме и готовят словарь основных понятий: «экстремизм», «терроризм», «национальная безопасность», «террористическая угроза», «международный терроризм», «политический экстремизм», «религиозный экстремизм», «экологический экстремизм», «экономический экстремизм». При подготовке словаря необходимо обратить внимание на то, что данные понятия по-разному формулируются в научной и публицистической литературе. При этом целесообразно использовать следующие источники из списка литературы:

· Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;

· Ланцов С.А. Террор и террористы: Словарь. – СПб.: С.-Петерб. ун-та, 2004;

· Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008;

· Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm;

· http://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия.

 

Словарь можно оформить в виде таблицы:

 

Научная литература Понятия Публицистическая литература
  экстремизм терроризм  

 

«Аналитики» проводят анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России. Команда «аналитиков» изучает нормативно-правовые документы по указанной проблеме: Конституция РФ (1993 г.); Закон РФ от 6 марта 2006 года, № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Концепция национальной безопасности РФ (2000 г.); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (2009 г.) // Российская газета. – 2009. – 19 мая.Интернет-ресурсы: http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России;http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма; http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности; http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ; Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

Анализ нормативно-правовой базы обеспечения национальной безопасности России команда «аналитиков» представляет в виде таблицы:

 

№№ п/п Наименование документа, статьи Содержание документа Меры противодействия
       

 

«Практики» анализируют основные риски и угрозы национальной безопасности России. Команда «практиков» исследует и выявляет причины возрастания террористических угроз в современной России. Исходя из этого, им рекомендуется при подготовке к уроку использовать следующую литературу:

· Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007;

· Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm;

·  http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет».

«Практики» предлагают рекомендации по уменьшению и снижению рисков и угроз национальной безопасности России. Свои рекомендации команда «практиков» представляет в виде 3-4 тезисов.

«Представители СМИ» готовят электронную презентацию, отражающую хронику террористических актов, совершенных на территории современной России.

«Граждане» дают аргументированную оценку рекомендациям команды «практиков» и мероприятиям государственных органов РФ по обеспечению национальной безопасности и безопасности граждан России в условиях террористических угроз, и предлагают свои рекомендации по укреплению безопасности граждан России и противодействию терроризму. Команда «граждан» готовит презентацию на тему «Безопасность граждан в условиях возрастания террористических угроз в современной России».

После представления результатов исследования каждой командой, участники урока обмениваются мнениями, отвечают на вопросы, заданные учителем или представителями другой команды. В конце урока формулируются основные выводы, оценивается работа всех участников.

 

Литература:

Основная:

1. Сыромятников И.В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А.Г. Караяни. – М.: СГА, 2008.

 

Дополнительная:

1. Журавель В.П., Шевченко В.Г. О терроризме, террорологии и антитеррористической деятельности. Энциклопедический словарь. – Изд-во «ТОМ», 2007.

2.  Кофанов А.В. Нормативно-правовое обеспечение противодействия терроризму в странах мира: некоторые теоретические и практические аспекты // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. – 2008. – № 1. – С. 34-43.

3. Метелёв С., Здриковский В. Совершенствование законодательной основы противодействия терроризму в современной России // Закон и право. – 2007. – № 4. – С. 32-35.

4. Перенджиев А.Н. Что такое международная антитеррористическая политика? // http://www.centrasia.ru/ от 26.03.2008.

5. Сибиряков С. Чем может быть полезен России израильский антитеррористический опыт? // http://www.russian.kiev.ua/ от 31.01.2011.

6. Терроризм: причины его возникновения и методы борьбы с ним // http://art.ioso.ru/seminar2004/projects/kochetkov.htm.

Законодательные акты и нормативные документы:

1. Конституция РФ. – М., 1993.

2. О противодействии терроризму». Федеральный закон РФ № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г. // Российская газета. – 2006. – 10 марта.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Независимая газета. – 2000. –14 января.

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // Российская газета. – 2009. – 19 мая.

 

Электронные ресурсы:

1. http://kremlin.ru – официальный сайт Президента России.

2. http://ru.wikipedia.org – Википедия – Свободная энциклопедия.

3. http://www.antiterror.ru – «Россия Антитеррор» – Национальный портал противодействию терроризма.

4. http://www.oxpaha.ru – Интернет-газета по безопасности.

5. http://www.scrf.gov.ru – официальный сайт Совета Безопасности РФ.

6. http://www.terrora.net – Антитеррористический общественный центр Московской области.

7. http://www.terrorunet.ru – Интернет-проект «Террору нет».

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Заполните таблицу:

 

№№ п/п Виды экстремизма Характерные черты Формы проявления

2. Вставьте в данном отрывке недостающее понятие:

Идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий – это ______________.

 

3. Дайте определения следующим понятиям:

 

экстремизм_______________________________________________

 

терроризм________________________________________________

 

национальная безопасность___________________________________

террористическая угроза____________________________________

 

международный терроризм__________________________________

политический экстремизм___________________________________

 

религиозный экстремизм_____________________________________

 

экологический экстремизм____________________________________

экономический экстремизм____________________________________

Тема урока «Основы антитеррористической политики российского государства» (2часа)

Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.